СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Знаменитые христианские соборы мира (2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОБОР СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА. БАРСЕЛОНА (Испания)

Собор Святого Семейства (Саграда Фамилиа) – строится уже больше ста лет, он был заложен в 1882 году. Через год ответственность за строительство собора принял на себя молодой архитектор Антонио Гауди. Он не имел готового проекта и начал с перестройки уже возведённых частей собора.

Гауди был великим импровизатором, относившимся к своим творениям, как к живым существам, которые должны расти естественно и свободно, как деревья, ветки, листья. По этому поводу он говорил, что «все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник – Бог». Витальные и одновременно фантасмагорические сооружения Гауди казались современникам невозможными. Сегодня в век компьютеров была подтверждена научная правильность интуитивных инженерных решений архитектора.

В настоящее время схема собора напоминает латинский крест с пятью нефами и полукруглым изголовьем из трёх основных фасадов, посвящённых рождению, страстям и славе Христа. Только первый был построен при жизни Гауди. Два других доводились по его чертежам другими архитекторами и скульпторами. Проект предполагал восемнадцать башен–колоколен, символизирующих двенадцать апостолов, четырех евангелистов, Богоматерь и Иисуса.

Гауди понимал, что у него вряд ли хватит времени, чтобы завершить дело всей его жизни. Поэтому он в последние годы отступил от своего принципа и стал делать эскизы и чертежи для тех, кто придёт после него. Много было споров, следует ли продолжать строительство. Победили те, кто считал, что великий замысел мастера должен быть воплощён.

Украшенные резьбой, лепкой, скульптурами, керамической плиткой высокие башни Саграда Фамилиа стали эмблемой Барселоны.

СОБОР ЛАС – ЛАХАС. КОЛУМБИЯ

В Колумбии, недалеко от границы с Эквадором, в каньоне реки Гуаитара, прямо на мосту возвышается собор Las Lajas Cathedral. Он построен вблизи того места, где, согласно легенде, находилась пещера, которую местные жители обходили стороной, но где однажды произошло чудо явления Богородицы бедной женщине Марии и её глухонемой дочери Розе. Богоматерь не только исцелила девочку, но и вернула к жизни, когда та неожиданно заболела и умерла. На каменной стене появилось нерукотворное изображение женщины с младенцем на руках. С тех пор в чудотворную пещеру стали стекаться паломники из Колумбии и Эквадора. Возле неё построили небольшую часовню, куда приносили свечи и цветы в дар Богородице.

В 1916 году на пожертвования прихожан началось строительство удивительного храма, напоминающего замок-крепость в готическом стиле.

Икона на камне – алтарный образ и главная реликвия собора – привлекает и сегодня огромное количество верующих. Наскальный рисунок никогда не реставрировали, однако он поражает яркостью красочного слоя, якобы пропитывающего камень на глубину более метра.

ЦЕРКОВЬ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ДЕВЫ МАРИИ. ПАНАДЖИ (Гоа)

В XVI веке на месте современного храма стояла часовня. Здесь моряки-христиане с заходивших в порт судов обращались с молитвами к Деве Марии, благодарили её за удачное окончание опасного морского путешествия в Индию.

В 1619 году церковь была перестроена, появились две башни, колокольня с большим колоколом. Фасад оформлен в барочном стиле. К зданию ведёт резная многопролетная лестница. С XVII столетия облик храма не менялся.

На фоне вечно голубого неба белоснежная ажурная церковь выглядит невесомой, будто парящей в воздухе.

ЦЕРКОВЬ БОГОМАТЕРИ НА ВЫСОТАХ. РОНШАН (Франция)

Церковь Богоматери на высотах (Notre-Dame-du-Haut) во французском городе Роншане поражает своей необычностью. Она построена в 1955 году по проекту выдающегося архитектора-авангардиста Ле Корбюзье.

Внешне простая, пуристически лаконичная и вместе с тем брутальная, она удивительно гармонично вписана в ландшафт. Алтарь расположен так, что его видно как изнутри, так и снаружи. При большом скоплении людей службу можно проводить на открытом воздухе.

Роншан – город горняков, и в сооружении Корбюзье есть что-то катакомбное, первозданное, заставляющее вспомнить святилища первых христиан.

Одним капелла напоминает корабль с мачтой и парусом, другим – деревенскую хижину, крытую соломой, только соломой бетонной…

Основной строительный материал Нотр Дам дю О – бетон, способный принимать любые формы, менять фактуру поверхности.

Склонный к минимализму Корбюзье отбрасывает всё лишнее, не злоупотребляет деталями. Единственное «украшение» церкви – свет, льющийся сверху, из невидимого окна и витражных окон, создающих непередаваемый эффект свечения.

Знаменательно, что в авангардном произведении Корбюзье прочитываются цитаты-отсылки к романике и готике – традиционным стилям европейской христианской архитектуры.

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР. БРАЗИЛИА (Бразилия)

Главный город Бразилии – Бразилиа – создан по проекту ещё одного выдающегося архитектора XX века – Оскара Нимейера.

Футуристический город, выросший за три года буквально на пустом месте, заслужил имя «первой столицы современной цивилизации», поскольку воплотил многовековую идею идеального города. Его официальное открытие состоялось 21 апреля 1960 года.

Кафедральный собор столицы Бразилии считается выдающимся творением Нимейера и достижением архитектурной мысли своего времени. Собор имеет в плане форму круга, символизирующего терновый венец Христа. Он ошеломляет неожиданными формами, непривычными применительно к культовому сооружению. Дерзкие линии изогнутых колонн взметнулись в небо, напоминая то ли факел, то ли инопланетный корабль…

Над поверхностью земли виден лишь причудливый купол из бетона и витражного стекла, основные помещения собора размещены под землёй. Интерьер украшен большими скульптурами ангелов, словно парящих в воздухе.

Архитектор однажды сказал: «Меня манит свободно изогнутая и чувственная линия. Та линия, которая напоминает мне горы моей страны, причудливые изгибы рек, высокие облака, тело любимой женщины».

При этом романтик и утопист Нимейер считал, что художник должен не воспроизводить действительность, а пересоздавать её, руководствуясь идеями творческой свободы, индивидуального таланта, фантазии и политической воли.

ЧАСОВНЯ РОЗЕР. ВАНС (Франция)

Часовня Розер (Капелла Чёток) в городе Вансе построена в 1949–1951 годах по проекту Анри Матисса.

Более чем скромная снаружи церковь необычайно красива и изысканна внутренним убранством, подчинённым чёткому художественному замыслу. Художник говорил: «В капелле для меня главной задачей было найти равновесие между плоскостью, излучающей свет, и красками на пустой стене, украшенной чёрными контурами по белому…»

Внутренние стены часовни покрыты графическими рисунками, изображающими Богоматерь с младенцем Иисусом, крестный путь и Св. Доминика, поскольку часовня принадлежит доминиканскому ордену.

Стены белые, алтарь и плиты пола золотистые. Узкие и высокие окна украшены витражами, где контрастируют два цвета – синий и жёлтый. В окнах за алтарём цветной арабеск разнообразнее: тёмно-синий, изумрудный, оранжевый, жёлтый; отблески цветных пятен ложатся на пол ярким ковром.

Каменный алтарь, керамическая плитка, одежды для богослужений, бронзовый крест на крыше – всё выполнено по эскизам Матисса.

Часовня производит впечатление красочной гармонии, воплощающей не аскетизм, не мистицизм, а радость и полноту жизни.

ЦЕРКОВЬ ХАЛЛГРИМУРА. РЕЙКЬЯВИК (Исландия)

Церковь Халлгримура (исл. Hallgrímskirkja) – лютеранская церковь в столице Исландии – Рейкьявике.

Это удивительное сооружение, самое высокое в городе, видно на расстоянии более двадцати километров.

Церковь названа в честь национального поэта и духовного лидера XVII века Халлгримура Петерссона. Проект церкви был разработан в 1937 году, строительные работы начались в 1945 году, а закончились в 1986 году.

По замыслу архитектора Г. Самюэльсона сооружение символизирует извержение вулкана, внешний облик собора напоминает вырывающийся из недр земли столп лавы.

При такой апокалипсической задумке здание выглядит чрезвычайно лёгким как снаружи, так и внутри. Есть в этой башне что-то космическое, ирреально-фэнтезийное в духе Толкина.

Предпринятое путешествие как нельзя лучше демонстрирует движение времени и связь времён.

Галина Толова

Источник: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_189

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Классное руководство

https://multiurok.ru/blog/klassnoe-rukovodstvo.html

Категория: Всем учителям
27.03.2017 19:15


© 2017 925

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!