СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Золотая середина в работе с родителями трудных детей.
Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд
Неблагополучные условия семейного воспитания - это одна из основных причин отклонений в моральном облике и поведении учащихся. Поэтому улучшение этих условий играет важную роль в работе школы по перевоспитанию трудных учащихся.
Жизнь показывает, что в семьях, где родители педагогически правильно строят отношения с детьми, показывают им достойный пример собственными поступками, заботятся об их духовном развитии, практически исключена возможность формирования у детей антиобщественных взглядов, нарушения ими норм морали и права. Большинство родителей являются союзниками и помощниками школы, но в неблагополучных семьях они относятся к школе либо враждебно, либо безразлично. Сами они за помощью к учителям не приходят.
Педагогам необходимо:
Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями
Типы проблемных семей:
Задачи классного руководителя:
2. семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Задачи классного руководителя:
3. семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
Задачи классного руководителя:
4. семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
Задачи классного руководителя:
5. семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
Задачи классного руководителя:
Требования к работе с неблагополучными родителями.
Цели воспитания в семье и школе обычно совпадают. Однако средства воспитания и требования к детям в школе и в семье (особенно неблагополучной) нередко не согласованы. В таких случаях родители и учителя по-разному понимают содержание методов воспитания, не одинаково оценивают значимость материальных и духовных стимулов.
Для обеспечения единства требований родителей и педагогов к учащимся, изменения характера отношений между взрослыми и детьми в семье в лучшую сторону необходимо соблюдать следующие требования:
Во-первых, неправильно видеть только в родителях причину всех наших трудностей в работе с трудными учениками. Негативные поступки детей огорчают любого отца и мать, хотя нередко именно они своими ошибочными действиями и вызывают их. Не следует резко критиковать применяемые родителями методы воспитания, постоянно предъявлять им претензии. Это лишь приводит к ненужным конфликтам между школой и семьей. Даже в неблагополучных родителях нужно уметь видеть своих помощников и союзников. Следовательно, главное в отношениях с ними - это тактичность, доброжелательность и терпение.
Во-вторых, чтобы знать, как именно работать с данной семьей надо всесторонне ее изучить, выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, определять реальные пути их оздоровления. Информацию такого рода дает посещение на дому, беседы с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как “Моя семья”, “За что я уважаю своих родителей”, “Как я провожу свое свободное время”.
В-третьих, действия педагогов по изучению семьи и обстановки в ней надо подчинить продуманному плану. Недостатки семейного воспитания возможно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с их индивидуальными особенностями, осуществляются на протяжении достаточно длительного периода времени и в определенной системе.
В-четвертых, когда меры педагогического воздействия не дают должных положительных результатов, школа должна обращаться в органы самоуправления и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей.
Виды мер воздействия школы на родителей трудных детей:
педагогическое руководство воспитанием детей в семье;
Содержание работы с родителями
Практика показывает, что те родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, тем не менее считают себя ведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок.
Обычно педагогическое просвещение родителей трудных учеников в школах пытаются осуществлять в индивидуальных беседах или на родительских собраниях. Однако жизнь показывает, что большинство таких родителей не приходят в школу. В таких случаях, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Классному руководителю необходимо установить с родителями тесный контакт.
Педагогическое руководство семейным воспитанием заключается
В беседе с родителями классный руководитель обсуждает:
Подсказать родителям наиболее подходящие в данном конкретном случае меры воздействия, практические шаги по нормализации положения педагог может лишь при условии, что он разобрался в ситуации, сложившейся в семье, достиг с родителями откровенности и взаимопонимания.
В ряде случаев родителей, чей моральный облик не вызывает нареканий, но которые не умеют находить со своими детьми общего языка, имеет смысл привлекать к работе по организации и проведению воспитательных мероприятий в классе и школе. Чем активнее они участвуют в работе школы с детьми, тем лучше начинают понимать детей, острее ощущают необходимость повышения своей педагогической культуры.
Меры общественного воздействия:
Заключение
В работе школы с родителями трудных учеников не всегда удается добиться желаемого результата. Но если последовательно и настойчиво использовать все вышеперечисленные меры воздействия, то улучшение обстановки в семье произойдет. А это самым положительным образом скажется на поведении трудных школьников в жизни и на улице, а также на качество их учебы.
© 2021, Хатунцева Татьяна Владимировна 230