СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Звонок для учителя! Почему не хватает времени на уроках?

Нажмите, чтобы узнать подробности

С проблемой нехватки времени сталкиваются как молодые, так и опытные учителя. Многим знакома ситуация, когда тема рассказана, дети справились со всеми заданиями, план урока выполнен, а времени до звонка осталось ещё много. Или же учитель объяснил материал и дал упражнения, на которых ученики надолго «застопорились», в итоге урок кончился, а его план так и остался нереализованным. Каковы же причины нехватки времени? И как можно исправить дело?

  1. Опоздания на урок. Некоторые учителятратят время урока на выяснение причин опоздания или повторение материала для опоздавших. Из-за затянутого начала урокаучитель вынужден сокращать другие его этапы.

Решение:

Не отвлекайтесь на опоздавших, объясните классу заранее, что вы не будете тратить учебное время на выяснение причин, и непунктуальные ученики будут разбирать материал сами или после уроков.

  1. Установление дисциплины. После звонка учитель нередко вынужден тратить драгоценные минуты урока на то, чтобы успокоить разгоряченный после перемены класс.Пять, а то и десять минут урока уходят впустую.

Решение:

Есть много способов работы над дисциплиной в классе, это очень обширная тема, достойная отдельного материала. Но общие рекомендации такие: постарайтесь занять всех, а самых гиперактивных и шумных нагрузите вдвойне или дайте индивидуальное задание. «Если у тебя есть время шуметь, значит, тебе нужны еще задания/ты уже готов ответить» — у ученика просто не останется времени на нарушение дисциплины.

  1. Неподготовленность учителя. Настройки компьютера или проектора в начале урока, поиск листочков для проверочной работы, даже банальное выведение мелом даты и названия темы на доске —все это требует времени.

Решение:

Сделайте это заранее. Убедитесь, что вся техника исправна, еще до начала урока. Развесьте наглядные материалы, подготовьте стопку двойных листочков и раздаточный материал.

  1. Нерациональное планирование урока. Эта проблема чаще встречается у молодых преподавателей, но и у опытных бывают подобные просчёты. Неумение соотнести план с целями и задачами, выделить время на каждый этап урока, чревато либо нехваткой времени, либо его излишком.

Решение:

Заранее составьте хронометраж урока, чтобы понять, сколько времени и на что вы потратите, и не забывайте четко ему следовать. Если на дискуссию было отведено 5 минут, а она явно затягивается, подведите ее итоги. Если остаются нерешенные вопросы, предложите ученикам перенести их на внеурочное время. Заранее подготовьте к каждому заданию облегченный и усложненный аналог: если на упражнение было отведено три минуты, а ученики справились за одну, то в оставшиеся две минуты предложите им усложненный вариант, и наоборот. Полезно иметь «резервные творческие задания» для оставшегося времени в конце урока. Это могут быть викторины по теме, индивидуальные карточки, обучающая игра.

  1. Незнание особенностей класса. От преподавателей нередко можно услышать такое: «С одним классом мы полностью выполнили план урока, а с другим застопорились уже на первых заданиях». Это может быть связано с психологическими особенностями класса. Разным детям необходимо разное время и подход, но, естественно, нельзя знать всех тонкостей заранее, особенно если это новый класс.

Решение:

Обратитесь к классному руководителю и другим преподавателям, работавшим с этим классом. Узнайте у них, на какие этапы урока лучше обратить большее внимание, к какому способу работы дети лучше расположены. Если педагоги не могут ответить вам, обратитесь к школьному психологу, чтобы он с помощью теста оценил уровень общего развития, количество лидеров, способность работать в группе и т.д.

  1. Неподготовленность учащихся. Случается и так, что учитель запланировал назаданиетри минуты, а ученики бьются над ним добрую половину урока. Возможно, это связано со слишком высокой сложностью задания или же наличием каких-либо пробелов в знаниях учеников.

Решение:

Используйте облегченную версию задания, параллельно попытайтесь выяснить, что стало причиной затруднения. Возможно, что-то было непонятно с прошлых тем и занятий. Потратьте это время на объяснение материала и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся, расскажите им, где можно найти справочный материал по этим вопросам.

  1. Незнание учениками техники и приемов. Использование инновационных методов вместо повышения продуктивности класса иногда даёт растерявшихся и неспособных приступить к заданию учеников. Почему?

Решение:

Любое нововведение должно быть дозировано. Попытайтесь объяснить детям суть метода и начинайте его применение с простейших приемов. Отдельно прорабатывайте каждую стадию приема. Как только убедитесь, что ученики включили его в свой инструментарий и свободно используют, можете применять метод целиком.

Время – ключевая ценность для преподавателя. Если уделять достаточно внимания его планированию, можно добиться повышения уровня знаний и учащихся и высокой вовлеченности в ваши занятия.

Категория: Всем учителям
26.11.2016 07:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!