СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Звуки [м], [м’], буквы М, м»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по Обучению грамоте (чтение) в 1-м классе на тему:

«Звуки [м], [м], буквы М, м».

Класс: 1 «м»

Программа: УМК «Перспектива»

Цель урока: знакомство детей с согласными звуками [м] [м’] и буквой М, м.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока: знакомство с новой согласной буквой М (м); должны знать, что звук м — согласный, звонкий, может быть твёрдым или мягким; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; закрепить знание детьми гласных звуков (а, о, у, и, ы, э), знать их отличие от согласных звуков; развивать фонематический слух; способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, создать условия для развития эмоционально-чувственной сферы и навыков взаимодействия.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: оценивать усваемое содержание, обеспечивающее личностный моральный выбор, формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.

Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами; понимать задаваемые вопросы; выражать свою точку зрения; адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.

Предметные УУД: использовать технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; знать условное обозначение звонких твёрдого и мягкого звуков [м] [м’] с помощью строчной печатной буквы; читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы.

Ожидаемые результаты:

- умение детьми вычленять звуки [м], [м'] в словах, обозначать их соответствующей буквой;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- проявление интереса к новому содержанию занятия;

- проявление любознательности к изучаемому материалу;

- формирование умения высказывать самые простые правила;

- формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к обучению чтению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Методы контроля:

  • Устный
  • Взаимоконтроль
  • Самоконтроль

Методы обучения: деятельностный метод обучения; создание проблемной ситуации; поисковый;

наглядно-иллюстративный; словесный.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, электронное приложение к учебнику, учебник «Азбука» 1 класс авт. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева, Обучение грамоте, Методическое пособие, «лента букв», схемы звуковых моделей букв, индивидуальный дидактический материал для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

На уроках я сижу

Не шумлю, и не кричу

Руку тихо поднимаю

Если спросят – отвечаю.

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II. Актуализация знаний. (Повторение пройденного)

- Ребята, давайте вспомним, какие звуки мы закрепляли на прошлом занятии? (а, о, у, и, ы, э)

- Какие это звуки? (гласные)

- А как вы думаете, есть ли в русском языке ещё какие-то звуки, кроме гласных? Как они называются? (согласные)

- А чем отличаются гласные звуки от согласных? (гласные поются, согласные не поются)

- Давайте гласные звуки пропоём ещё раз.

Фонетическая зарядка. «Цветные схемы»

- Начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показываете схему первого звука.

шапка, ослик, акула, пилот, экран, игрушка, ананас, мишка

III. Создание проблемной ситуации.

1. На экране слова, где первые буквы отсутствуют:

оре, …ука, …алина, …ыло

- Я приготовила для вас слова, но потеряла первые буквы. Какая буква подойдет, чтобы получились слова? Какой же буквы не хватает? (м)

IV. Мотивация к деятельности. Постановка темы.

- Вы уже догадались, какую букву будем изучать? (м, М)

- Да, вы правы! Познакомьтесь, это буква «эм». (слайд с изображением буквы М).

- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?

- Правильно тема нашего урока: «Звуки [м], [м’]. Буква М,м (эм)».

- Какие цели поставим перед собой на уроке? (познакомимся с этой буквой, научимся читать слоги,

слова и предложения с этой буквой, исследуем её, поиграем)

- Как он произносится?

- Произнесите первый звук в слове море, пронаблюдайте, как проходит воздух, и обратите внимание, как ведут себя губки при произношении этого звука.

(Губки создают преграду воздуху, и воздух проходит через нос)

- Можно ли этот звук назвать гласным? (нет, он не поётся)

- Сделайте вывод. (При произношении звука [м] воздух встречает преграду, значит звук этот согласный)

- А теперь поставьте ручки на стол и ладошками закройте ушки. Произнесите этот звук ещё раз.

- Вы хорошо услышали этот звук. Значит, какой это звук звонкий или глухой? (звонкий)

- Парный или нет? (непарный)

- Найдём на ленте данную букву. Назовите соседа справа, соседа слева. М Н)

- На что похожа буква М?

- Послушайте как про эту букву написал поэт: Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем: получилась буква М.

Взявшись за руки мы встали и на М похожи стали.

Давайте с вами встанем и тоже возьмёмся за руки. Посмотрите друг на друга: вы похожи на букву М.

В от качели - Буква М! Здесь качаться можно всем!

- Назовите слова которые начинаются на букву М (ЭМ).

- А есть ли у нас в классе имена детей, которые начинаются на эту букву.

- Назовите продукты, которые начинаются на М. (молоко, мед, мороженое, масло, мясо, майонез, макароны, морошка, мандарин…)

Игра «Узнайте звук»

- Если услышите в словах звук [м] – топните один раз, а если услышите звук [м'] – хлопните в ладоши один раз, нет звука – молчим:

м ишка, маска, булка, мел, милашка, кот, море, морс, труба, метла, мальчик, картина, музыка.

На экране рассматриваем картинки: мак, сумка, альбом.

- Определите, где в этих словах вы слышите звук М, на каком месте он стоит?

Мак - в начале слова, сумка - в середине, альбом - в конце слова.

- А сейчас вы сами придумайте слова со звуком М и определите, где находится этот звук в слове.

Предложить детям составить звуковую схему слова "сумка" (один ребенок выполняет задание у доски, остальные - на местах.

Физминутка для глаз.

V. Применение нового знания

- Откройте учебник «Азбука» на стр. 78. Что изображено на рисунке? (молния)

- Где можно встретить такой замок?

- А что ещё называем этим словом? (природное явление)

- Кто изображен на рисунке?

- Чем занимается мама и дочка?

- Найдите предметы, в названии которых есть звук [м], есть звук [м'].

Скороговорка (на экране) Мила мыло не любила,

Миле в глаз попало мыло.

Скороговорку читает учитель. Дети хором и по отдельности стараются быстро повторить ее.

Проводится звукобуквенный анализ.

- Найдите в скороговорке слова, где есть буква М. (Мила, мыло)

- Разделим слово Мила на слоги. (сколько в слове гласных, столько и слогов.)

- Какой первый звук? (мягкий[м’])

Аналогично проводится работа со словом мыло ([м])

Работа со схемой с.78 :

Прибежал веселый А, прочитали дети – ма. Прибежал задорный О, прочитали дети – мо. Прибежал упрямый У, прочитали дети – му. Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы. Прибежал игривый И, прочитали дети – ми. Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.

Чтение слогов и слов (на экране написаны слоги и слова)

МА Мы Ми мо му

Ам ым им ом ум

МА-ма ми-мо му-му

Чтение идет по заданиям:

  • Все слоги хором
  • Слоги с мягким звуком
  • Слоги с твердым звуком
  • Чтение слов
  • Чтение по строчкам

Игра «Кто больше»

- Составьте слова с данными слогами.

Чистоговорка (на экране)

Ма –ма –ма – дома я сама.

Му –му –му – молоко кому?

Мо –мо- мо – едим эскимо.

Мы –мы –мы – прочитали мы.

Ми –ми –ми – поём ноту ми.

Физкультминутка (соединение рук на лопатках, перекрёстный шаг, «думательный колпак»)

- Посмотрите на экран. Что у меня написано. (слова).

- Прочитайте эти слова. (мимоза, мама, у)

- А теперь из этих слов составим предложение. А что вы знаете про предложение? (Первое слово с большой буквы, в конце стоит точка, предложение выражает законченную мысль)

Р аботаем в паре. - Давайте составим предложение и схему к этому предложению. Когда будете готовы, просигнализируйте. (у доски 1 ученик)

- Назовите в этом предложении слова в которых есть буква М.

- Какой первый звук в слове мама. Произнесите. У мамы мимоза.

- Какой первый звук в слове мимоза. Произнесите.

- Мы ещё раз с вами убедились, что буква М имеет два звука твёрдый [м], мягкий [м,].

- А сейчас поработаем в парах. Давайте с вами вспомним правила работы в парах? (уважай, выслушивай, предлагай, не мешай другим)

- Пусть каждая пара возьмёт себе МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.

- Соедините звуковые схемы слов с картинками их обозначающими. Подчеркните место звука М в словах. Расскажите друг другу о каждом звуке. Сравните схемы. Когда выполните задания просигнализируйте. Можете приступать.

- Ребята, сверьте свою работу с экраном.

- Оцените свою работу в парах.

Сделаем вывод: звук М - согласный, при его произношении воздух встречает преграду, он произносится звонко, может быть твердый и мягкий.

VII Рефлексия

- Давайте вспомним цели, которые мы для себя поставили в начале урока.

- Добились ли вы своих целей? Что поняли? Что узнали?

- С чем мы познакомились… (с буквой М)

- Чему мы научились (характеризовать звук [м'], выделять звук [м] в словах)

- Как работали? Чем довольны? Что не получилось?

- Поднимите руки, кто считает, что на этом уроке поработал хорошо.

- Спасибо, вы отлично поработали!

КАРТОЧКА

Соотнесите звуковые схемы со значениями слов, определите место звука М:

КАРТОЧКА

Соотнесите звуковые схемы со значениями слов, определите место звука М:

КАРТОЧКА

Соотнесите звуковые схемы со значениями слов, определите место звука М:

29.10.2019 19:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!