1 Классификация и общее устройство тракторов
Тракторы
Трактор — это самоходная машина с установленным на нем силовой установкой – двигателем внутреннего сгорания и выполняющий различные работы посредством буксирования и приведения в действие других машин различного назначения. При этом рабочие органы приводятся в действие от двигателя трактора через вал отбора мощности. При агрегатировании прицепа трактор выполняет грузовые транспортные операции.
Самоходное шасси – это разновидность трактора с такой компоновкой агрегатов и частей, которая позволяет универсально использовать шасси самохода для наиболее рационального навешивания разнообразных по назначению и сложности рабочих машин.
По назначению тракторы подразделяются на специальные, транспортные и сельскохозяйственные.
Специальные тракторы оснащены бульдозерными и землеройными приспособлениями, грейдерами и другими механизмами.
Транспортные тракторы используют на транспортных работах в тяжелых дорожных условиях.
Сельскохозяйственные тракторы бывают общего назначения, универсально0пропашные и садово-огородные
Тракторы общего назначения предназначены для выполнения основных сельскохозяйственных операций: вспашки, сплошной культивации, боронования, посева и уборки урожая.
Универсально-пропашные тракторы используют при уходе за пропашными культурами и выполнении других сельскохозяйственных работ.
Садово-огородные тракторы — это модификации какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного, предназначенные для выполнения определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике) или разных работ с в садах, ягодниках и огородных плантациях.
По типу остова тракторы делят на рамные, остов которых представляет собой раму; полурамные — образуют две короткие продольные балки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста (ЛТЗ-60, Беларус-82); безрамные — состоят из соединенных корпусов отдельных механизмов (ВТЗ-2048, Агромаш-50ТК).
По конструкции ходовой части (по типу движителя) тракторы бывают гусеничными и колесными.
Гусеничный трактор с большой опорной поверхностью незначительно уплотняет почву. При высокой проходимости он способен развивать значительное тяговое усилие.
Колесный трактор более универсален по сравнению с гусеничным, и его можно использовать как на полевых, так и на транспортных работах, несмотря на худшее сцепление с почвой.
По номинальному тяговому усилию в зависимости от конструкции тракторы подразделяют на девять классов. Номинальным считают тяговое усилие, при котором трактор работает с наибольшей производительностью на стерне средней влажности и твердости. Разделены на одиннадцать классов (0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 9 и 15 т). Колесные тракторы с двигателями мощностью 25,7…110,3 кВт относятся к тракторам тяговых классов 0,9; 1,4 и 2 т.
Тракторы тягового класса 0,9 (ВТЗ-45АТ, ТТЗ-80.10, Т-28Х4М, ВТЗ-2048, Агромаш 50ТК, JIT3-55, JIT3-55A, JIT3-55AH), благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колес применяют в фермерских хозяйствах, жилищно-коммунальной сфере, на транспортных работах и для привода стационарных машин (рис. 1.1; 1.2).
Рис. 1.1 Трактор ВТЗ-2048
Рис.1.2. Трактор ЛТЗ-55А
Тракторы тягового класса 1,4 (Агромаш 60ТК, МТЗ-80, Беларус 920, ЮМЗ-6АКМ, ЛТЗ-60АБ, ЛТЗ-95Б), эффективно используют во всех отраслях хозяйства (рис. 1,3; 1,4).
Рис.1.3. Трактор Агромаш 60ТК
Рис.1.4. Трактор Беларус 920
Тракторы тягового класса 2 (Беларус-1221.2, ЛТЗ-155 и универсальное шасси Беларус Ш-406 (Рис. 1,5: 1,6; 1,7).
Рис.1.5. Трактор Беларус 1221
Рис.1.6. Трактор ЛТЗ-155
Рис. 1.7. Тракторное шасси универсальное БЕЛАРУС Ш-406
На тракторе «Беларус-1221.2» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 132 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.
Трактор JIT3-155 – интегральный, в нем объединены составные части различных видов агрегатов от простых до совмещенных. Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического. Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ.
Управляющий модуль - это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180° для продолжительной работы задним ходом, например, с бульдозерным отвалом, ковшом погрузчика или различными сельскохозяйственными орудиями.
Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с различными орудиями и машинами, навешенным ковшом погрузчика, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных, лесохозяйственных работах. Имеется возможность регулирования агротехнического просвета.
Шасси универсальное Беларус Ш-406 предназначено для использования с набором рабочего оборудования в семействе дорожных машин по содержанию и ремонту автомобильных дорог, а также в коммунальном, лесном и сельском хозяйствах. Двигатель Д-245 мощностью 90 кВт.
Основные технические характеристики тракторов и дизелей, установленных на них представлены в приложениях 1 и 2.
Основные части. Самоходная машина состоит из деталей, сборочных единиц, агрегатов, приборов, систем, механизмов и составных частей.
Деталь — это изделие, изготовленное из однородного материала без применения сборочных операций.
Сборочная единица — изделие, детали которого соединены с помощью сборочных операций.
Агрегат — укрупненная взаимозаменяемая сборочная единица, выполняющая определенную функцию.
Прибор — устройство для контроля, измерения или регулирования.
Система — единство составных частей, выполняющих совместно определенную работу.
Механизм — совокупность деталей, совершающих определенное механическое движение.
Составная часть — часть машины, выполняющая определенные функции.
Любая машина, например трактор, состоит из двигателя 1 (рис. 1.8), трансмиссии 4, ходовой части 6, механизма управления 2 и оборудования.
Основные части дорожной грунтосмесительной машины показаны на рис. 1.9.
Двигатель — это источник механической энергии.
Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам и изменяющих вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по значению и направлению. В трансмиссию входят сцепление, промежуточное соединение, коробка передач (КП) и задний мост.
Рис. 1.8. Основные части трактора колесного: 1 — двигатель; 2 — механизм управления; 3 и 5 — вспомогательное (кабина и др.) и рабочее оборудование; 4 — трансмиссия; 6 — ходовая часть
Ходовая часть служит для передвижения и создания тягового усилия трактора. Вращательное движение колес (или гусениц) при их сцеплении с поверхностью почвы преобразуется в поступательное движение трактора.
Механизм управления предназначен для изменения направления движения трактора и его торможения.
Рабочее оборудование применяют для использования мощности двигателя при выполнении различных работ.
Вспомогательное оборудование служит для создания хороших условий труда.
Электрооборудование предназначено для пуска двигателя, освещения и сигнализации.