СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

№2 Революция 1848-49 годов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«№2 Революция 1848-49 годов»

Урок 55 10 класс 02.04.2020

Тема «Революция в 1848-1849»

Задачи: Разобраться в причинах революции.

Ход урока.

Используя дополнительный материал изучите ход революции, после чего письменно ответьте на вопросы в конце.

«Революции 1848-1849 годов в европейских странах»

В середине XIX в. выступления рабочего класса, крестьянства, борьба промышленной буржуазии за власть потрясали Европу. Следует отметить важную черту революционного движения этого периода – одновременность революций в ряде европейских государств. Европейские революции 1848—1849 («Весна народов») — общее наименование революционных движений, выразившихся в форме неповиновения власти, вооружённых восстаниях, декларирования новой государственности. В зависимости от местных условий они также выдвигали лозунги национального объединения (Германия, Италия) или выделения из существовавших государств (Венгрия, Польша).

Во Франции многие феодальные порядки были уничтожены в ходе революции 1789-1794 гг. Установившийся режим вызывал ненависть широких масс крестьянства и рабочих, недовольство промышленной, торговой буржуазии. Общее недовольство усугублялось неурожайными годами 40-х гг и кризисом перепроизводства 1847 г.  Все это вызвало новую революцию во Франции, получившую название Февральской (1848). Не находя возможности разрешить кризис в стране, Луи-Филипп вынужден был отречься от престола. Франция была провозглашена Республикой, создано временное правительство, введено всеобщее избирательное право для мужчин, сокращен рабочий день для рабочих до 10-11 часов, увеличены налоги на земельных собственников. Однако временное правительство оказалось не в состоянии выполнить другие требования рабочих и городской бедноты. Действия временного правительства и избранного Национального собрания, по сути явившиеся движением назад, привели в июне 1848 г. к широкому антиправительственному восстанию рабочих Парижа, которое было жестоко подавлено войсками. Революция потерпела поражение.

Вслед за Францией революции произошли в Австрии, Германии, Италии.

В середине XIX в. Австрийская империя была многонациональным государством, в котором более половины населения составляли славяне. Уничтожение национального и феодального гнета, завоевание независимости угнетенными народами, свержение монархии Габсбургов были важнейшими задачами буржуазной революции 1848-1849 гг. в Австрии. Чтобы остановить революцию, Фердинандом I был принят закон о введении всеобщего избирательного права для мужчин; крестьяне добились отмены крепостного права. Но в 1849 г. с введением на территорию Венгрии 80-тысячного русского войска под командованием генерала  Паскевича  революция была подавлена.

С падением наполеоновской империи в 1815 г. Прусское государство было самым сильным государством раздробленной Германии. Однако в целом в развитии промышленности Германия значительно отставала от Англии и Франции. В Германии лично свободные крестьяне выплачивали помещикам большие денежные повинности. Дальнейшее развитие капитализма затрудняли политическая раздробленность, абсолютные монархии в большинстве немецких государств, внутренние таможенные пошлины, произвол чиновников и помещиков. Все это послужило причинами революции 1848-1849 гг. в Германии. Главная задача революции – уничтожение феодальной раздробленности и политическое объединение страны. Революционные восстания были подавлены. Это означало поражение революции в Германии.

Революционные движения 1848—1849 гг. не увенчались конечной победой ни в одной стране Западной Европы и нигде полностью не решили объективных задач, которые стояли тогда перед этими странами. Тем не менее, революционные битвы 1848 г. не были напрасны. Они подорвали феодальные отношения и пережитки в ряде стран, способствовали утверждению и дальнейшему развитию капитализма, росту сознательности и организованности пролетариата, поставили в порядок дня многие, давно назревшие исторические задачи, в частности национальное объединение Италии и национальное объединение Германии.

Опыт революционной борьбы 1848—1849 гг. обогатил идейно-политический арсенал пролетариата — великое учение Маркса и Энгельса. Изучение этого опыта позволило основоположникам марксизма формулировать ряд новых теоретических положений и тактических выводов.

Ответьте на вопросы.

1. Лидер французов, преемник идей якобинцев: 1) Луи Филипп; 2) Луи Бланки; 3) Луи Наполеон; 4) Наполеон Бонапарт.

2. Что стало главной причиной революции в Германии в марте 1848 г.? 1) аграрный характер развития страны; 2) необходимость объединения страны; 3) стремление буржуазии получить власть; 4) известия о революционном взрыве во Франции и Италии.

3. Какое название получил парламент Германии, созданный в ходе революционных событий 1848 г.? 1) Кортес; 2) сейм; 3) Дума; 4) ландтаг.


Часть 2: Теоретические задания (1в.-2,5 б; 2в-3,5б; 3в.-3б)

  1. Революция – это… 2. Германский союз – это… 3. «Железный канцлер» – это…


Часть 3: Вопросы (за правильный ответ 4,5 балла)


Укажите не менее трёх причин, которые привели к революции во Франции 1848-1849 гг.


Часть 4: О ком идёт речь? (за правильный ответ 3,5 балла)

Первый президент Французской республики с 1848 по 1852, император французов с 1852 по 1870 гг. Племянник Наполеона I, после ряда заговоров с целью захватить власть, пришёл к ней мирным путём как президент республики (1848). Совершив переворот (1851) и устранив законодательную власть, путём «прямой демократии» (плебисцит) установил авторитарный полицейский режим и ещё через год провозгласил себя императором Второй империи


Домашнее задание.

Создайте в своих тетрадях хронологическую таблицу любого из представленных правителей правивших в период революции.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!