8 Электрооборудование тракторов
Электрическую энергию на тракторах применяют для пуска двигателя, зажигания горючей смеси, звуковой и световой сигнализации, освещения, питания контрольно-измерительных приборов и др.
Приборы, преобразующие различные виды энергии в электрическую, называют источниками электрического тока, а потребляющие ее — потребителями. Последние превращают энергию электрического тока в другой вид энергии (механическую, световую, звуковую, тепловую).
Электрооборудование тракторов можно подразделить на следующие группы:
источники электрической энергии: аккумуляторная батарея, генератор, магнето;
потребители электрической энергии: стартер, фары и подфарники, звуковой сигнал и сигнал поворота, электродвигатели вентилятора, отопителя, а также дополнительное электрооборудование;
контрольно-измерительные приборы: амперметр, термометр, манометр, сигнализаторы;
вспомогательные приборы: предохранители, выключатели и др.
8.1 Источники электрической энергии
Аккумуляторная батарея. Аккумуляторная батарея предназначена для питания током потребителей, когда двигатель не работает или работает на малой частоте вращения коленчатого вала. Она состоит из нескольких одинаковых по устройству последовательно соединенных аккумуляторов.
Действие аккумулятора основано на последовательном превращении электрической энергии в химическую (зарядка) и обратно — химической энергии в электрическую (разрядка). На тракторах устанавливают свинцовые кислотные аккумуляторные батареи.
Простейший свинцовый аккумулятор (рис. 8.1.1) состоит из пластмассовой банки, в которую залит электролит 2 (раствор серной кислоты в дистиллированной воде), и двух свинцовых пластин. Поверхности пластин, находящиеся в электролите, покрываются тонким слоем сернокислого свинца (сульфатом свинца).
Рис. 8.1.1. Схема простейшего аккумулятора: а и б — в начале и конце разрядки; 1, 3 и 4- пластины; 2 - электролит; 5 — слабый раствор серной кислоты
Процесс восстановления работоспособного состояния аккумулятора путем пропуска через него постоянного электрического тока называют зарядкой.
При прохождении постоянного электрического тока от постороннего источника через аккумулятор в результате химической реакции на пластине 3, соединенной с положительным полюсом источника тока, образуется перекись свинца, а на пластине 1, соединенной с отрицательным полюсом источника тока, — металлический свинец в виде рыхлой губчатой массы. В электролит выделяется серная кислота, которая увеличивает его плотность. Лампочка, присоединенная к пластинам, после зарядки загорается. Следовательно, накопившаяся в аккумуляторе при зарядке химическая энергия при разрядке превращается в электрическую. В конце разрядки обе пластины 4 превращаются в сернокислый свинец.
Аккумуляторная батарея состоит из бака 4 (рис. 8.1.2), разделенного внутри перегородками на отделения. В каждом из них (банке) помещается один аккумулятор. Бак изготавливают из кислотостойкой пластмассы или эбонита. Он имеет на дне ребра 3, на которые опираются пластины. В каждую банку помещен набор положительных 2 и отрицательных 1 пластин.
Рис. 8.1.2. Аккумуляторная батарея: а — общий вид; б — блок пластин; 1 и 2 — отрицательные и положительные пластины; 3 — ребра; 4 — бак; 5 — пробка; 6 — крышка; 7 — соединительная перемычка; 8 - полюсный штырь; 9 - сепараторы
Пластины аккумулятора изготавливают в виде решеток, заполненных активной массой — порошкообразным свинцом. Для увеличения запаса энергии число парных пластин увеличивают. Количество электричества, которое отдает полностью заряженный аккумулятор при непрерывном разряде постоянной силой тока до определенного конечного напряжения, называют емкостью аккумулятора. Ее измеряют в ампер-часах.
Положительные пластины соединены с полюсным штырем, имеющим знак «+», а отрицательные - с полюсным штырем со знаком «—». Положительная пластина расположена между отрицательными, поэтому отрицательных пластин на одну больше, чем положительных. Пластины разделены пористыми перегородками - сепараторами 9. Они изготовлены из специально обработанного дерева, микропористой пластмассы или стекловолокна. Сепараторы предотвращают короткое замыкание пластин и свободно пропускают через себя электролит. Банку закрывают крышкой 6, в которой предусмотрено отверстие для заполнения банки электролитом.
Заливное отверстие закрывается пробкой 5. В нем расположено вентиляционное отверстие, сообщающее полость аккумулятора с атмосферой, что необходимо для выхода газов, выделяющихся при химических реакциях. После сборки батареи края крышек аккумуляторов заливают специальной кислотостойкой мастикой.
На перемычках, соединяющих отдельные аккумуляторы, указаны дата изготовления и марка батареи, например 6СТ-50ЭМ. Ее расшифровывают следующим образом: 6 — число последовательно соединенных аккумуляторов (номинальное напряжение батареи 12В); СТ - батарея стартерная; 50 - номинальная емкость батареи в ампер-часах при 20-часовом разрядном токе 2,5 А; Э — материал бака - эбонит; М - материал сепараторов - микропористая пластмасса. Сухозаряженные батареи в конце марки обозначают буквой 3. В них используют разные по составу пластины. В отличие от заряженных их проще хранить без подзарядки. Максимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать трех лет.
Электролит приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Кислоту и воду смешивают в кислотоупорных сосудах. Кислоту льют тонкой струйкой в воду. В противном случае кислота разбрызгивается и выплескивается из сосуда. При попадании на тело возможны ожоги.
Соотношение кислоты и воды в электролите определяют по его плотности. Плотность замеряют денсиметром (ареометром).
По плотности электролита определяют степень заряженности аккумуляторной батареи. По мере разрядки аккумулятора плотность электролита уменьшается (табл. 8.1.1).
Таблица 8.1.1
Рекомендуемая плотность электролита в аккумуляторной батарее
Климатический район | Время года | Плотность электролита, приведенная к 25⁰С, г/см3 |
заливаемого в аккумулятор | заряженной батареи | При разрядке батареи на |
25% | 50% |
Районы с резко континентальным климатом и температурой зимой ниже -40⁰С Северные районы с температурой зимой до -40⁰С Центральные районы с температурой зимой ниже до -30⁰С Южные районы | Зима Круглый год То же « | 1,28 1,26 1,25 1,23 | 1,30 1,28 1,27 1,25 | 1,26 1,24 1,23 1,21 | 1,22 1,20 1,19 1,17 |
С большей точностью степень заряженности батареи под нагрузкой определяют нагрузочной вилкой с включенным сопротивлением. Наконечники нагрузочной вилки поочередно плотно прижимают к зажимам аккумулятора на 5 с и фиксируют показания вольтметра. В этом случае напряжение полностью заряженного аккумулятора не должно падать ниже 1,7 В.
Чтобы не допустить разрушения пластин, запрещается на продолжительное время и много раз подряд включать стартер.
При установке на трактор выводной штырь батареи со знаком «—» присоединяют к «массе» через выключатель, установленный в кабине. «Массу» включают нажатием рукой или ногой на большой шток. Отключают аккумуляторную батарею от электрической цепи малым штоком.
Генератор. На тракторах устанавливают трехфазные генераторы переменного тока. Магнитный поток в таком генераторе создается обмоткой возбуждения, по которой пропускается постоянный электрический ток. При пуске двигателя постоянный ток используется от аккумуляторной батареи, а при работе двигателя вырабатываемый генератором переменный ток преобразуется выпрямителями в постоянный.
Генератор представляет собой закрытую бесконтактную трехфазную электрическую машину со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. Генератор состоит из статора 2 (рис. 8.1.3), ротора 1, выпрямителя 19 и регулятора 13 напряжения.
Рис. 8.1.3. Генератор тракторов МТЗ-80 и ЛТЗ-55: 1 — ротор; 2 — статор; 3 и 4 — катушки обмоток статора; 5 — втулка; 6 — ушко; 7 - крыльчатка; 8 - шкив; 9, 11 и 18 - крышки; 10 - лапа; 12 - переключатель посезонной регулировки напряжения; 13 — интегральный регулятор напряжения; 14 — диоды; 15 — конденсатор; 16 и 17 — выводы обмотки возбуждения; 19 - блок диодов (выпрямитель); 20 - пластмассовые колодки; Б и Д - клеммы
Статор собран из пластин, изготовленных из электротехнической стали. Он имеет девять полюсов, на которые надеты катушки 3 обмотки статора. Три последовательно соединенные катушки образуют фазу. Начало каждой фазы соединено с концом следующей. Образуется соединение «треугольник».
С обеих сторон к статору закреплены крышки 9 и 11, которые стянуты болтами и образуют корпус генератора. На крышках отлиты лапы для крепления генератора к двигателю. К передней крышке привинчена стальная втулка 5, на которую надета катушка 4 обмотки возбуждения. Эта обмотка питается постоянным током через выводы 16 и 17, выполненные в пластмассовой колодке 20.
Вал ротора установлен в крышках на шариковых подшипниках закрытой конструкции, которые не требуют дополнительного смазывания в условиях эксплуатации. Ротор в поперечнике имеет вид шестилучевой звезды. Пластины ротора набраны из листовой электротехнической стали.
Концы фаз обмотки статора соединены с выпрямителем. Диоды выпрямителя запрессованы в пластины блока 19. Три диода обратной проводимости соединены с «массой», а три диода прямой проводимости имеют общий «+» и вывод к клемме Б, предназначенной для подключения потребителей электрической энергии. Клемму Д используют для подключения реле стартера.
Генератор приводится в действие ремнем через шкив 8, жестко закрепленный на валу ротора. Вал ротора получает вращение от шкива коленчатого вала или вентилятора с помощью ремня. Для натяжения ремня используют планку, которую присоединяют к ушку 6. На валу ротора за приводным шкивом помещена крыльчатка 7, которая гонит воздух через отверстия в крышках и охлаждает выпрямитель, регулятор напряжения и обмотки генератора.
Принцип работы бесконтактного генератора показан на рис. 8.1.4. Зуб ротора и часть передней крышки образуют П-образный магни- топровод 4, который вместе с втулкой 6, валом 5 и звездочкой 8 образуют магнитную цепь. На магнитопроводе расположена обмотка статора, концы которой через диоды 9 и 11 соединены один с «массой», а другой с выводом В. К последнему подключены потребители и начало обмотки возбуждения.
При работе генератора по обмотке возбуждения проходит постоянный ток и звездочка намагничивается. Магнитные силовые линии пересекают обмотку 10 статора в противоположных направлениях, наводя в ней переменную ЭДС. Благодаря диодам образуется постоянный ток, который питает потребители.
Рис. 8.1.4. Упрощенная схема генератора переменного тока: 1 — лампа (потребители); 2 - аккумуляторная батарея; 3 — выключатель «массы»; 4 — магнитопровод; 5 - вал; 6 — втулка; 7 - обмотка возбуждения; 8 - звездочка ротора; 9 и 11 - диоды обратной и прямой проводимости; 10 — обмотка статора; В - вывод
При пуске двигателя и малой частоте вращения обмотка возбуждения питается от аккумуляторной батареи, а при повышении частоты вращения — от выпрямленного тока генератора. Чтобы аккумуляторная батарея не разряжалась на обмотку возбуждения при неработающем двигателе, ее отключают от «массы» выключателем 3.
8.2 Потребители электрической энергии
Стартеры. Для облегчения работы водителя при пуске применяют электрические стартеры. Различают стартеры для пусковых и основных двигателей.
Стартер пускового двигателя. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока закрытого исполнения, который преобразует электрическую энергию аккумуляторной батареи в механическую работу. Стартер состоит из корпуса 11 (рис. 8.2.1) с полюсами и обмоткой 12 возбуждения, якоря 13, щеток, тягового реле и механизма пусковой шестерни 14.
Рис. 8.2.1. Стартер пускового двигателя: а — устройство; б и в - схемы муфты свободного хода во включенном и выключенном положениях; г — схема работы стартера; 1 — муфта свободного хода; 2 — рычаг включения; 3 — якорь тягового реле; 4 и 5 — втягивающая и удерживающая обмотки; 6 - стержень контактного диска; 7 - контактный диск; 8 — зажим конца обмотки тягового реле и соединительной шины; 9 - токоподводящие щетки (минусовые); 10 - коллектор; 11 - корпус; 12 — обмотки возбуждения; 13 - якорь; 14 - пусковая шестерня; 15 и 17 — наружная и внутренняя обоймы; 16 - ролик; 18 - плунжер; 19 - венец маховика; 20 - включатель (замок) стартера; 21 — стартер; 22 — аккумуляторная батарея; 23 - выключатель «массы»
Вал якоря вращается в бронзовых втулках. В пазы якоря уложено несколько секций обмотки из толстой медной ленты. Концы ленты каждой секции присоединены к пластинам коллектора 10, к которому пружинами прижаты щетки Р. Две из них соединены с «массой», а две - с одним концом обмотки возбуждения. Другой конец обмотки возбуждения присоединен к зажиму 8 тягового реле.
Тяговое реле состоит из сердечника с втягивающей 4 и удерживающей 5 обмотками и поджимного якоря 3, соединенного с рычагом пусковой шестерни 14.
Стартер вводится в действие ключом, устанавливаемым в замок 20. Последний находится на щитке приборов. К контактам замка подходят провода от втягивающей обмотки и аккумуляторной батареи.
Двигатель пускают, поворачивая рукоятку ключа по ходу часовой стрелки, т.е. замыкают цепь втягивающей обмотки. Втягивающая обмотка при прохождении по ней тока намагничивает сердечник, который втягивает внутрь себя подвижной якорь. Якорь 3 одним концом передвигает рычаг пусковой шестерни 14, вводя ее в зацепление с венцом маховика пускового двигателя, а другим концом через контактный диск 7замыкает цепь аккумулятор - стартер. В результате взаимодействия двух магнитных полей (одно создается током в обмотках возбуждения, а другое — в обмотках якоря) начинает вращаться якорь 13 стартера, который пусковой шестерней вращает маховик с коленчатым валом. Для удержания подвижного якоря 3 во включенном положении служит удерживающая обмотка 5, которая намотана в одну сторону с втягивающей обмоткой 4, что обеспечивает согласованность действия их магнитных потоков.
С момента пуска двигателя пусковая шестерня начинает вращаться от венца маховика и разъединяется с валом якоря благодаря муфте 1 свободного хода.
Муфта свободного хода предотвращает «разнос» якоря стартера после пуска двигателя, так как она передает вращение только в одну сторону: от вала якоря стартера к пусковой шестерне. Устройство и действие муфты свободного хода стартера подобно устройству и действию муфты свободного хода пускового устройства.
После пуска двигателя ключ поворачивают в обратную сторону. Цепь втягивающей обмотки размыкается, ее сердечник размагничивается, а пусковая шестерня под действием пружины якоря отходит от маховика.
Стартер основного двигателя. Это четырехполюсный электродвигатель с последовательной обмоткой возбуждения и дистанционным включением с места водителя (рис. 8.2.2, а). Стартер отличается от описанного стартера пускового двигателя наличием дополнительных электромагнитных реле Б и В (рис. 8.2.2, б). Они предотвращают возможность включения стартера при работающем двигателе.
При включении включателя 18 стартера в положение пуска двигателя ток от аккумуляторной батареи 21 подается на обмотку реле Б, включенную на «массу» через контакты реле В. Реле Б срабатывает, его контакты замыкаются, и через них подается питание на тяговое реле А стартера. Стартер 17 включается и через маховик вращает коленчатый вал двигателя.
С увеличением частоты вращения коленчатого вала возрастает напряжение, подводимое от генератора к выпрямителю реле Б.
Когда напряжение генератора составит 8...9 В, реле блокировки В срабатывает, размыкая контакты. При этом реле Б обесточивается, его контакты под действием пружины размыкаются и отключают стартер.
Рис. 8.2.2. Стартер основного двигателя: а - устройство; б - схема работы; 1 - пусковая шестерня с муфтой свободного хода; 2 - рычаг включения; 3 - якорь тягового реле; 4и 5 - втягивающая и удерживающая (шунтовая) обмотки; 6 ~ контактный диск; 7 и 8— зажимы концов удерживающей и втягивающей обмоток; 9 - зажим провода от аккумуляторной батареи; 10 - токопроводящие щетки; 11 - коллектор; 12 - полюсный башмак; 13 - катушки фазных обмоток; 14 - якорь; 15 ~ вал якоря; 16 - пружина; 17 - стартер; 18, 19 - соответственно включатели стартера и блокировки пуска (устанавливают на КП); 20 - выключатель «массы»; 21 - аккумуляторные батареи; А - электромагнитное тяговое реле; Б - реле стартера; В - реле блокировки
Во время работы дизеля при любой частоте вращения коленчатого вала контакты реле В разомкнуты, поэтому включить стартер работающего двигателя нельзя.
Приборы освещения, сигнализации и контроля. Безопасная работа на тракторе невозможна без приборов освещения и сигнализации. В ночное и темное время суток необходимо освещать путь движения, агрегатируемую машину, кабину, щиток приборов, обозначать габариты машины. К приборам освещения относят: фары, фонари, подфарники, лампы освещения приборов, кабины, номерного знака, а также их выключатели.
Фары. Они служат для освещения участка пути, находящегося впереди и сзади движущейся машины. Тракторы снабжены четырьмя фарами (по две впереди и сзади).
Габаритные фонари. Они служат для светового обозначения габаритов машины в условиях плохой видимости и подачи светового сигнала перед поворотом. Свет габаритных фонарей должен быть виден на расстоянии не менее 100 м.
Указатель поворотов. Он предназначен для предупреждения о предстоящем маневре трактора. В него входят сигнальные лампы, переключатель и прерыватель (реле).
Звуковой сигнал. Он электромагнитный, вибрационного типа, состоит из корпуса Ш-образного сердечника (электромагнита) с обмоткой, стальной мембраны, якоря и прерывателя. Обмотка электромагнита соединена с аккумуляторной батареей через включатель или кнопку.
Пока нажата кнопка сигнала, контакты прерывателя размыкаются и замыкаются, а мембрана колеблется, издавая звук. Тон звука изменяют регулировочным винтом.
Контрольно-измерительные приборы. Они предназначены для контроля за работой смазочной системы и системы охлаждения двигателя, наличия топлива в баке и заряда аккумуляторной батареи. К ним относят указатели давления масла, температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива в баке; амперметр; аварийные сигнализаторы пониженного давления масла и перегрева двигателя.
Все указатели смонтированы на щитке приборов. Их датчики расположены в зоне измеряемых показателей.
Амперметр служит для контроля за зарядом аккумуляторной батареи и работой генератора. Амперметр включают в электрическую цепь последовательно. Если стрелка отклоняется к знаку «+», то значит батарея заряжается, а если к знаку «—» - разряжается.
Предохранители применяют для защиты потребителей, источников тока и проводов от тока короткого замыкания и перегрузок. Они объединены в блок, который установлен на щитке приборов. Вставки предохранителей пронумерованы. Каждая вставка защищает свою электрическую цепь.
Перегоревший предохранитель заменяют, предварительно сняв крышку блока. На гребешок предохранителя намотана запасная медная проволока сечением 0,26 мм2 для тока силой 10 А и 0,36 мм2 для тока силой 20 А.
Автоматическая защита дизеля служит для включения звукового сигнала с целью предотвращения выхода из строя дизеля из-за перегрева, для его остановки при падении давления масла в смазочной системе ниже допустимого и в случае «разноса».
Возможна установка на тракторе радиоприемника.
На тракторах применяют однопроводную систему, при которой вторым проводом служит «масса» (его металлические части). Все потребители присоединены к источнику тока параллельно, поэтому включение и выключение одних потребителей происходят независимо от других. Принято считать, что ток движется от положительного полюса источника тока к отрицательному.
Ток, идущий от аккумуляторной батареи на потребители, проходит через амперметр (за исключением тока, направленного на стартер и звуковой сигнал). Ток от генератора, поступающий на зарядку аккумуляторной батареи, направляется тоже через амперметр.
Для соединения всех приборов электрооборудования применяют провода низкого напряжения марки ПГВА различных сечений в полихлорвиниловой изоляции. Для удобства монтажа и защиты проводов от механических повреждений их соединяют в пучки. Концы проводов в пучках снабжены наконечниками под винтовой зажим или штекерное соединение. Для облегчения нахождения проводов в пучке их выпускают различного цвета. При замене приборов электрооборудования необходимо соединить электропровода в строгом соответствии со схемой.