1.14. Искусство
Теории происхождения искусства
Биологизаторская
Игровая
Происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности
Магическая
Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии , в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей
Трудовая
Искусство - форма различных видов магии , внедрённой в повседневную деятельность ещё первобытного человек
Искусство - результат труда: полезные качества произведённых предметов становятся объектом художественного наслаждения
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
Искусство:
• выражает эстетическое отношение к миру;
• создаёт особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях .
Форма бытия искусства — художественное произведение , имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям соответствующую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Виды искусства
• Архитектура (зодчество)
• Театр
• Живопись (жанры: портрет; натюрморт; пейзаж; анималистический; исторический)
• Цирк
• Скульптура (станковая; декоративная; монументальная)
• Балет
• Декоративно-прикладное искусство
• Кино
• Литература
• Фотоискусство
• Музыка
• Эстрада
Специфика искусства
Большая роль в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта
Является образным и наглядным
Специфические способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т. д.)
Функции искусства
Наименование функции
Её содержание
Общественно-преобразующая
Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества
Художественно-концептуальная
Анализирует состояние окружающего мира
Воспитательная
Формирует личность , чувства и мысли людей
Эстетическая
Формирует эстетические вкусы и потребности человека
Утешительно-компенсаторная
Восстанавливает в сфере духа гармонию , утраченную человеком в реальной действительности , способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности
Предвосхищения
Предвосхищает будущее
Внушающая
Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику
Гедонистическая
Доставляет людям удовольствие
Познавательно-эвристическая
Отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке
Планы на тему: «Искусство »
План №1: «Искусство в духовной жизни общества», «Искусство»
1) Понятие «искусства».
2) Специфика искусства:
– наглядность и образность;
– особые способы воспроизведения реальности;
– субъективное отношение к миру;
– эмоциональное воздействие на человека.
3) Виды искусства:
– архитектура;
– скульптура;
– живопись;
– литература;
– театр.
4) Жанры и стили искусства.
5) Функции искусства:
– гедонистическая;
– познавательная;
– воспитательная;
– коммуникативная.
6) Эстетика – наука об искусстве и красоте.
Задания ЕГЭ
1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Живопись, искусство, архитектура, музыка, балет.
2. Выберите верные суждения о функциях искусства и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.
2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.
3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.
4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.
5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.
3. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФУНКЦИЯ ИСКУССТВА
ХАРАКТЕРИСТИКА
Эстетическая
Воспроизведение действительности по законам красоты
...
Отражение действительности при помощи художественных образов
4. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.
2) Искусство отражает действительность в образно-символической форме.
3) Искусство, в отличие от других форм (областей) духовной культуры, способно оказывать эмоциональное воздействие на человека.
4) Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.
5) B искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.
5. Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
А) батальное полотно
ВИД ИСКУССТВА
Б) здание театра
1) динамический вид искусства
В) балетная постановка
Г) скульптурная группа
2) статический вид искусства
Д) радиоспектакль
6. Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Искусство является одним из способов познания мира.
2) Искусство направлено на воплощение эстетических ценностей.
3) Понятия «искусство» и «культура» тождественны.
4) Искусство появляется с возникновением производящего хозяйства.
5) В основе искусства лежит образное отражение действительности.
7. Выберите верные суждения о искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Искусство представляет собой форму практической деятельности.
2) Искусство предполагает эмоционально-чувственное отражение реальности.
3) Искусство неразрывно связано с верой в сверхъестественное.
4) Искусство направлено на создание эстетических ценностей.
5) Искусство предполагает рациональное объяснение явлений.
8. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «искусство»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах искусства;
− одно предложение, раскрывающее сущность воспитательной функции искусства.
9. Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) познание мира с помощью слова, цвета и звука
2) значимость художественного вымысла
3) образность и наглядность
4) получение достоверной картины мира
5) изучение закономерностей развития мира
6) объективность отражения реального мира
10. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.
1) наглядность
2) пробуждение фантазии и воображения
3) образность
4) объективность
5) эмоциональность восприятия
6) доказательность
11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды искусства.
1) театр
2) библиотека
3) музей
4) кино
5) музыка
6) живопись
12. Установите соответствие между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
A) логическая стройность
ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
Б) аллегоричность
B) обоснованность выводов
1) искусство
Г) эмоциональность
2) наука
Д) выдвижение гипотез
Е) гиперболизация
13. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) эстетические интерпретации объектов, явлений
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
Б) аллегоричность
В) обоснованность выводов
1) искусство
Г) эмоциональность
2) наука
Д) выдвижение гипотез
14. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК
А) образность
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ
Б) логическая целостность
В) художественный язык
1) наука
Г) чувственно-эмоциональное отражение мира
2) искусство
Д) обоснованность
15. Установите соответствие между формами духовной культуры и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
А) доказательность
ФОРМЫ ДУХОВНОЙ
Б) образность
СФЕРЫ
В) эмоциональность
1) наука
2) искусство
Г) фундаментальность
Д) иносказательность
16. Установите соответствие между отличительными признаками и формами (областями) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ
А) стремление к достоверности и объективности
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
Б) обоснованность гипотез
B) ярко выраженный субъективный характер
1) наука
Г) образность и наглядность
2) искусство
Д) комплексное описание объекта
17. Елена учится в музыкальной школе. На занятиях она с интересом знакомится с историей музыкального искусства. Какие еще существуют виды искусства? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) археология
2) архитектура
3) графика
4) философия
5) скульптура
6) хореография
18. Установите соответствие между признаками и формами (областями) культуры, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) логическая стройность
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
Б) аллегоричность
В) обоснованность выводов
1) искусство
Г) эмоциональность
2) наука
Д) выдвижение гипотез
19. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМА
ХАРАКТЕРИСТИКА
...
Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное
Искусство
Освоение и воплощение эстетических ценностей
20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».
1) образность
2) эмоциональность
3) фантазия
4) обоснованность
5) субъективность
6) гипотеза
21. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
...
Получение, теоретическое обоснование и систематизация объективных знаний о мире
Искусство
Образное осмысление действительности
22. Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) познание мира с помощью слова, цвета и звука
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
Б) значимость художественного вымысла
В) получение объективной картины мира
1) наука
Г) изучение закономерностей развития природы и общества
2) искусство
Д) стремление к истинному знанию
23. Установите соответствие между отличительными признаками и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК
А) доказательность результатов познания
Б) отражение мира в художественных
ФОРМА ПОЗНАНИЯ
образах
1) искусство
2) наука
В) достоверность результатов
Г) эмоционально-чувствительное
постижение действительности
Д) высокий уровень объективности
24. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.
1) биологические
2) физиологические
3) социальные
4) органические
5) естественные
6) эстетические
Ответы
- Искусство
- 134
- Познавательная
- 25
- 22121
- 125
- 124
- Искусство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество.
предложения: 1. Выделяют такие виды искусства как изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография и т.д.
2. Функции искусства по отношению к человеку – развитие его духовного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова.
9. 123
14. 21221
- 12212
- 11221
- 2356
- 21212
- Религия
- 46
- Наука
- 22111
- 21212
- 36