
Реализуемая приоритетная образовательная область «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие».
Цель: знакомство детей с новыми звуками [Г] – [Гь] и буквой, которая их обозначает.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять у детей умение соотносить звук с буквой, и ориентироваться на листе бумаги.
Формировать навык слогового чтения.
Упражнять в проведении звукового анализа слова, в делении слов на слоги, в нахождении места звука в слове; в умении различать звуки и отвечать на вопросы воспитателя.
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: игрушка: гриб – мухомор, муляжи съедобных грибов, аудио запись голоса гриба – мухомора, осенние листья, корзина, 4 мнемотаблицы про осень, лист ватмана, карточки с изображением звуковичков шести гласных звуков, картинки на звуки [Г – ГЬ], домики для определения места звука в слове, карточки на определение количества слогов в слове, пособия для звукового анализа слова «грибы», рисунки на тему «Осень» на каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности.
Организационно-мотивационный этап.
Дети и воспитатель обращают внимание на гостей.
Вос-ль: Ребята, какое у вас сегодня настроение? ( хорошее, веселое, радостное…..)
Воспитатель предлагает детям хорошее настроение, тепло послать с воздушным поцелуем гостям, друг другу и новому дню.
Звучит голос гриба – мухомора:
«Ох!Ох!Ох!»
Вос-ль: Ой, ребята, кто же это?
Мухомор: Что делать? Что делать?
Вос-ль: Здравствуй гриб – мухомор! Что случилось?
«Здравствуйте, ребята! Мои друзья: белочка и ёжик не успели вовремя сделать себе запасы грибов на зиму. Ох! Ох! Ох!»
Основной этап.
Вос-ль: Ребята, что же делать? ( помочь белочке и ежику, собрать для них грибы, отправиться в лес…….)
Вос-ль: Где растут грибы (грибы растут в лесу)
А как же мы попадем в лес? (сказать волшебное слово,
поколдовать….. )
Предлагаю сказать чистоговорки:
Ога – ога – ога – впереди долгая дорога.
Ги – Ги – Ги – трудны первые шаги.
Га – Га – Га – где же левая нога?
Га – га – га – где же правая нога?
Оги – оги – оги – берегите свои ноги.
Вос-ль: Вот мы с вами и очутились в лесу.
В каком лесу? (осеннем, волшебном)
Что бы вы хотели увидеть и узнать интересного в осеннем лесу ( я
хотел бы познакомиться с новой буквой, кому-нибудь помочь,
познакомиться с новыми звуками, поиграть в различные
игры……..).
Какие грибы мы будем собирать для белочки и ежика? (съедобные)
Почему? (……)
Что нужно, чтобы собрать грибы? (корзинка)
Где же её взять? ( посмотреть вокруг, поискать……)
Дети находят под деревом корзину, в которой лежат мнемотаблицы. Предлагаю детям объединиться в пары и составить рассказы об осени.
Физкультурная пауза. «Осень в гости к нам пришла»
Осень в гости к нам пришла (руки в стороны)
Дождь и ветер принесла (постучать ладонями по ногам)
Ветер дует, задувает (машут из стороны в сторону руками,
поднятыми над головой)
С веточек листву сдувает (проводят ладонью левой руки по
вытянутой правой и наоборот)
Листья по ветру кружатся (кружатся)
И под ноги нам ложатся (приседают и плавно опускают
ладони на пол)
Дети обращают внимание на листья, лежащие под деревом.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
«Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку».
Вос-ль: Какого цвета листья? (листья желтые, красные, коричневые,
оранжевые, разноцветные)
-Вос-ль: Почему их так много? (потому что наступила осень, и они опали с
деревьев)
Вос-ль: Что из них можно сделать? ( сделать аппликацию, составить ковер и подарить ёжику, чтобы ему было удобнее спать зимой)
Дети делают осенний ковер для ежика
Дети с воспитателем играют в игру «Где, какой листок находится?»
Ребенок находит ещё листок, воспитатель читает, что на нем написано:
Игра «Лишнее слово»
Зима, осень, лето, май
Дуб, одуванчик, клен, осина
Туча, дождь, лужа, солнце
Грибы, ель, каштан, береза.
Воспитатель обращает внимание детей на звуковичков):
Вос-ль: Ой, ребята, посмотрите , навстречу нам идут звуковички.
Что же с ними случилось? ( они потеряли свои буквы.)
Поможем им? (Дети называют звуки и подставляют
соответствующие буквы)
Воспитатель обращает внимание на двух других звуковичков.
это звуковички буквы, с которой начинается слово «грибы».
Воспитатель предлагает детям дать характеристику звукам. [Г и Гь]
Игра «Хлопай - топай» (на[ Г] – хлопаем, на [Гь] – топаем: а, п, м, г, гь, д, гь, г, о, г, гь; га, му, ги, ог, гу, агь; гусь, гиря, гном, грибы, мост, ваза.
Игра «Домик» (гном, гиря, огород, снегири, рог)
Звуковой анализ слова «грибы»
Игра «Один, два, три» (рог, гном, гитара, гиря, снегири, рога)
Игра «Сорви яблоко» (нахождение слов со звуками Г – Г )
Знакомство с буквой [ Г ]:
Вос-ль: на что похожа буква?
Воспитатель предлагает написать букву в воздухе, на ладошке, на спинке друг друга, вылепить букву из пластилина.
Слоговое чтение игра «Поймай звук, отдай слог»
Вос-ль: А грибов - то нет, куда же они спрятались, давайте поищем.
Находим грибы для белочки и ежика. Приносим их грибу – мухомору.
Мухомор: Спасибо вам, ребята. Теперь у белочки и ежика будут грибы на зиму. А за то, что вы помогли им, я дарю вам рисунки про осень.
Дети благодарят мухомора.
Чтобы вернуться из леса произносим новые чистоговорки:
Уг – уг – уг – покружимся мы вокруг.
Го – го – го – все! Не делай ничего!
Оценочно-рефлексивный этап.
Вос-ль: Где мы были?
Что же мы там делали?
Кому мы помогли?
С какой буквой мы познакомились?
Вы нашли ответы на вопросы в лесу
С какой буквой мы познакомились?
Кому бы ты рассказал?
Вос – ль: Мне было приятно с вами играть, общаться.
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете,
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.
«Раз, два, три, четыре, пять скоро встретимся опять».
Прощаемся с гостями и уходим.