Деятельность учителя
- Здравствуйте. Меня зовут Виктория Михайловна, урок окружающего мира сегодня у вас проведу я.
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Ребята, давайте вспомним с вами, что вы проходили на прошлом уроке?
- Давайте с вами вспомним:
- Что такое почва?
- Из чего состоит почва?
- Какие живые существа обитают в почве?
- Все правильно!
Посмотрите на доску и вставьте пропущенное слово.
Перегной – минеральные соли - … - животные – перегной.
- Ответ растения
Отгадайте загадки:
Русская красавица Стоит на поляне В зеленой кофточке, В белом сарафане. (Ответ: Береза)
Не загадка это даже, Сразу назовем, Если только кто-то скажет — Желуди на нем! (Ответ: Дуб)
Рос шар бел, Ветер дунул - улетел. (Одуванчик)
На клумбе – цветок, Что красив, распрекрасный. Он розовый, белый, Бордовый иль красный. Хоть с виду и нежен, На стебле – угрозы: Шипы как защита Красавице … (роза)
Ребята, что объединяет наши ответы на загадки?
- Правильно, это все растения.
- Вы наверное слышали такое выражение: «Растения- это зеленая одежда Земли»
- как вы это понимаете?
- И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.
Кто догадался, о чём пойдёт сегодня речь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
- А, знаете ли вы из чего состоят растения?
- Давайте вспомним.
Части растения:
- Корень – находится в земле, его почти никогда не видно. Корень удерживает растение. Корень находит в земле влагу и питательные вещества и передаёт их верхним частям растений.
- Стебель- придаёт форму растению. Он держит листья и цветы. Он переносит к ним соки от корня.
- Листья - есть у каждого растения. Любой лист состоит из черешка, с помощью которого лист прикрепляется к стеблю, и листовой пластинки.
-Цветок - тоже нужен растениям. У цветка красивые лепестки и приятный аромат. Но это придумано для того, чтобы привлекать не нас, людей, а насекомых. Насекомые слетают на сладкий нектар и при этом переносят с одних цветов на другие пыльцу. То есть опыляют растения. После этого на месте опылённых цветов образуются плоды с семенами.
- Плод – это то, что люди ценят больше всего в растениях, внутри плода есть семена. Из них потом вырастают новые растения.
Вот мы с вами и вспомнили, из чего состоят растения.
А каких представителей флоры вы еще знаете?
-Сейчас мы немного отдохнем.
«По грибы»
Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)
Боровик нашли. (наклонились)
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)
Мы идем искать опять. (наклоны вперед)
Откройте учебник на стр.59.
Рассмотрите схему. Посмотрите, какие растения живут на нашей планете.
Сегодня мы с вами откроем большую тему, и что бы нам лучше ее усвоить, мы будем заполнять таблицу.
Давайте начнем заполнять её.
Название нашей таблицы: Царство растений.
растение
корень
стебель
лист
Где обитает
Виды растений
И первый пункт, который мы с вами заполним, Водоросли.
- На земле обитает множество разных растений. Флора чрезвычайно разнообразна.
Большую часть составляют водоросли.
Это самые простые водные растения не имеют настоящих корней, стеблей, листьев, цветков.
Одноклеточные водоросли такие маленькие что их можно увидеть только под микроскопом.
Но и у нас есть определенное время когда мы их можем увидеть. Например в солнечные, теплые деньки, водоросли очень быстро растут и вода в которой они живут становится зеленой. Посмотрите на картинку. Видели такое летом на водоемах?
Так же среди водорослей есть и большие виды, чаще всего они обедают в морях и океанах, там они образуют густые заросли, их еще называют подводными лесами.
Самая знаменитая водоросль это Ламинария. Её ещ1 называют морской капустой. И это не случайно. Морская капуста – очень ценный и питательный продукт. Она содержит много веществ необходимых нашему организму, например йод. Человек специально выращиваетэту полезную водоросль. В магазинах ламинарию продают в свежем, сухом и консервированным виде.
Запишите себе в таблицу.
Где обитают?
Строение?
Самое популярное растение?
Следующий вид растений, с которым мы с вами познакомимся это мхи.
У мхов более сложное строение, чем у водорослей. У них есть стебель и листья, но нет корня. Поэтому мхи в основном растут там, где много влаги и её можно впитывать листьями. Цветков и плодов с семенами у них не бывает.
Все мхи кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.
Кукушкин лён своим вытянутым стеблем и формой листьев напоминает настоящий лён, за что и получил своё название.
Сфагнум (торфяной мох) растёт в сырых местах и на болотах и образует пышные «подушки». Из отмерших остатков растений сфагнума образуется торф.
Самый популярный среди мхов это Сфагнум. Нижняя часть этого мха хелтоватая и сухая, а верхняя – ярко-зеленая и влажная. Бывает так же бурого или красного цвета.
Прочитайте сами на странице 61.
и заполните таблицу самостоятельно.
Проверяем:
Где обитают?
Строение?
Самое популярное растение?
Следующий вид это Папоротники.
Много миллионов лет назад эти растения господствовали на земле. Тогда папоротники были огромными деревьями высотой 40м. В настоящее же время древовидные папоротники можно встретить только в тропических лесах.
В нашей стране папоротники травянистые. Состоят из стебля, листьев и корней. Их можно встретить во влажном тенистом лесу.
ПАПОРОТНИК-ОРЛЯК Один из самых распространённых разновидностей папоротника на территории России и найти его несложно. Свое название получил за схожесть листьев с крылом хищной птицы.
Давайте теперь заполним про папоротники.
Где обитают?
Строение?
Самое популярное растение?
Следующее, что мы с вами изучим это хвойные растения, прочитайте на странице 62 самостоятельно и заполните таблицу.
Даю вам на это 5 минут.
Проверяем:
Где обитают?
Строение?
Самое популярное растение?
Молодцы!
А какое самое большое хвойное растение?
Все верно это секвоя. Посмотрите на доску, это наглядный пример. Человек рядом со стволом Секвои.
А сейчас, я раздам вам на парту задания.
Ваша задача в парах выполнить его. Давайте вспомним правила работы в парах.
- разговаривать шепотом
- работать должны оба
- свое несогласие высказывай вежливо
- если не понял, переспроси.
Задание.
1. К какой группе относится каждое растение? Соедини стрелочками.
Папоротники
мхи
водоросли
хвойные
2. Обведи тот вариант ответа про который говорится.
1) У них нет листьев, стеблей и корней.
А) мхи
Б) водоросли
В) хвойные растения
Г) папоротники
2) Есть стебли и листья, но нет корней.
А) мхи
Б) водоросли
В) хвойные растения
Г) папоротники
3) Листья у них похожи на большие перья
А) мхи
Б) водоросли
В) хвойные растения
Г) папоротники
3. Подпиши, к какому виду относятся растения.
Сфагнум
Секвоя
Ламинария
Давайте сравним ваши ответы с доской.
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, пожалуйста, чему мы научились на этом уроке? А что мы уже знали, но повторили? Что было для вас самым сложным на уроке?
Я предлагаю вам оценить наш сегодняшний урок.
Нарисуйте на листочках улыбку:
Весёлую – если вы всё поняли и урок был вам полезен;
Без эмоций – если вы поняли на уроке не всё и остались вопросы;
Грустную – если урок не понравился вам совсем.
Поднимите свои карточки сначала те, у кого на листке веселая улыбка, затем без эмоций и грустная.
-Молодцы, вы сегодня отлично поработали на уроке.