1.5. Мышление и деятельность
Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Формы
Биологическая основа
Средство
• понятийные и категориальные;
головной мозг человека
язык
• ассоциативно-образные;
• вербально-речевые;
• деятельностно-орудийные
База
чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов
Особенности мышления
• Социально по своей природе
• Неразрывно связано с языком
• Обобщённое отражение действительности
• Опосредованный характер
• Возникает на основе практической деятельности
• Имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация
• Личностный характер
• Предполагает включение в мыслительный процесс эмоционально-волевых сторон личности
• Представляет собой сложное социально-историческое явление.
Чувства человека включатся в процесс его мышления
в форме побуждений , мотивов, ради которых человек берётся за трудную мыслительную работу
в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.)
в отношении , которое испытывает человек к содержанию самой задачи
Специфические черты мышления
первобытного человека
современного человека
чувственная конкретность и предметность
большие обобщающие способности
Этапы процесса мышления
Этапы
Их сущность
I
Наличие:
II
— потребности (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить;
Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс), используя методы анализа и синтеза, различные умственные операции: сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование, конкретизацию
III
— интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности;
Достижение нового знания, которым раньше человек не владел
— умения отделить новое, необычное от известного ;
— стремления узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое . Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса
Типы мышления
Наименование типа
Его сущность
Образное
Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом её решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций
Понятийное (теоретическое)
Задача поставлена как теоретическая. Способом её решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку
Знаковое
Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука всё чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов , т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы и используя их в дальнейшем познании, человек стал активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Деятельность — способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека
Активность животного
Приспособление к природной среде путём её масштабной пере' работки, ведущей к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни
Приспособление к условиям среды прежде всего путём пере' стройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности
Целесообразность в поведении
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения)
Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы
Воздействие на среду специально сделанными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека
Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств
Продуктивный, творческий, созидательный характер
Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой
Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество )
Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
мотив
Методы и средства
цель
Процесс
Результат (продукт)
Прямой
Побочный
Мотив — совокупность внешних и внутренних условий , вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
В качестве мотивов могут выступать
- Потребности
- Социальные установки
- Убеждения
- Интересы
- Влечения и эмоции
- Идеалы
Цель деятельности — осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Деятельность:
• состоит из цепи действий.
Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели;
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития
Игра
Общение
Учение
Труд
• Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых
Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется
В её процессе используются так называемые замещающие предметы
Нацелена на удовлетворение интереса её участников
Способствует развитию личности, обогащает её, вооружает необходимыми навыками
• Общение — это вид деятельности, при котором происходит взаимодействие между людьми , заключающееся в обмене информацией , а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Структура общения
Субъект
тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель
Содержание это та информация, идеи, оценки, чувства, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Средства это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, Интернета и др.)
Получатель информации, идей, оценок, чувств и т. д.
Основные классификации общения
Основа
классификации
Виды общения
Используемые средства общения
Непосредственное (с помощью естественных органов — рук, головы, голосовых связок и т. д.); опосредованное (с помощью специально приспособленных или изобретённых средств — газета, компакт-диск, след на земле и т. д.); прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг друга); косвенное (через посредников, которыми могут выступать другие люди)
Субъект общения
Между реальными субъектами; между реальным субъектом и иллюзорным партнёром (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.); между реальным субъектом и воображаемым партнёром (внутренний диалог («внутренний голос»), диалог с образом другого человека); между воображаемыми партнёрами — художественными образами произведений
Соотношение «цель — средство»
Деловое (общение как средство достижения целей); личностное (само общение выступает как цель)
Количество участников
Межличностное; личностно-групповое; межгрупповое; одностороннее (молитва, обращение к потомкам и т. д.)
Время
Краткосрочное; длительное
Результат
Законченное; незаконченное
Функции общения
Социализации
Формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности
Познавательная
Познание людьми друг друга
Психологическая
Осуществление определённого воздействия на психическое состояние человека
Отождествления (противопоставления)
Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
Организационная
Организация совместной деятельности людей
Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков
Организованное
Неорганизованное
Осуществляется в образовательных учреждениях
Осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат
Учение может приобрести характер самообразования
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата
Характерные черты труда
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания
Основные классификации деятельности
1. По объектам и результатам (продуктам) деятельности — создание материальных благ или культурных ценностей
Духовная
Материальная (практическая)
Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей
Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей
Прогностическая (Планирование или предвидение возможных изменений действительности )
Познавательная
(Отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах, религиозных учениях)
Материально-производственная (Преобразование природы)
Ценностно-ориентировочная (Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения)
Социально-преобразовательная
(Преобразование общества)
2. По субъекту деятельности: индивидуальная; коллективная.
3. По характеру самой деятельности: репродуктивная (деятельность по образцу); творческая.
4. По соответствию правовым нормам: законная; незаконная.
5. По соответствию моральным нормам: моральная; аморальная.
6. По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная; реакционная .
7. В зависимости от сфер общественной жизни: экономическая; социальная; политическая; духовная .
8. По особенностям проявления человеческой активности: внешняя (движения, мышечные усилия, действия с реальными предметами); внутренняя (умственные действия).
9. По результатам: созидательная; разрушительная .
Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения)
Важнейшие механизмы творческой деятельности
Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний
Воображение — способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Фантазия — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов
Интуиция — знание, условия получения которого не осознаются
Характерные черты деятельности
Сознательный характер
(Человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты)
Продуктивный характер
(Направление на получение результата (продукта)
Преобразующий характер
(Человек изменяет окружающий мир и самого себя)
Общественный характер
(Человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми)
Планы на тему: «Мышление и деятельность»
План №1: «Мышление»
1) Понятие «мышление».
2) Основные мыслительные операции:
– анализ и синтез;
– обобщение и сравнение;
– абстрагирование и классификация.
3) Виды мышления:
– наглядно-действенное;
– наглядно-образное;
– понятийное.
4) Мышление как основа деятельности человека.
План №2: «Мышление и деятельность»
1) Понятие «мышление».
2) Виды мышления:
– наглядно-действенное;
– наглядно-образное;
– понятийное.
3) Понятие «деятельность».
4) Структура деятельности:
– субъект и объект;
– цель и мотив;
– методы и средства;
– результат.
5) Основные виды деятельности:
– игра;
– учение;
– труд;
– общение.
6) Творчество как вид деятельности.
7) Материальная (практическая) деятельность:
– материально-производственная;
– социально-преобразовательная.
8) Духовная деятельность:
– познавательная;
– ценностно-ориентировочная;
– прогностическая.
9) Взаимосвязь мышления и деятельности.
План №3: «Деятельность – основа существования и развития», «Деятельность как способ существования людей», «Деятельность человека», «Деятельность человека в ее многообразии»
1) Понятие «деятельность».
2) Структура деятельности:
– субъект и объект;
– цель и мотив;
– методы и средства;
– результат.
3) Основные виды деятельности:
– игра;
– учение;
– труд;
– общение.
4) Творчество как вид деятельности.
5) Материальная (практическая) деятельность:
– материально-производственная;
– социально-преобразовательная.
6) Духовная деятельность:
– познавательная;
– ценностно-ориентировочная;
– прогностическая.
7) Деятельность человека и ее преобразовательный характер.
План №4: «Трудовая деятельность»
1) Понятие «трудовая деятельность».
2) Структура трудовой деятельности:
– цель деятельности;
– предметы и средства труда;
– используемые технологии.
3) Основные характеристики труда:
– производительность труда;
– интенсивность труда.
4) Основные виды труда:
– физический и умственный;
– простой и сложный.
5) Функции труда:
– продуктивная;
– социализирующая;
– социально-экономическая.
6) Труд – важное условие существования человека.
План №5: «Игра и ее роль в формировании человеческой личности»
1) Понятие «игра».
2) Виды игр:
– индивидуальные;
– групповые;
– предметные;
– сюжетные;
– ролевые;
– игры по правилам.
3) Основные свойства игры:
– творческий характер;
– наличие воображаемой обстановки;
– освоение новых социальных ролей;
– наличие определенных правил.
5) Функции игры:
– компенсаторная;
– коммуникативная;
– социализирующая.
6) Игра как средство приобретения и проработки знаний.
План №6: «Общение и его роль в развитии личности», «Общение как форма межличностных взаимодействий»
1) Понятие «общение».
2) Виды общения:
– прямое и косвенное;
– формальное и неформальное;
– деловое и личное;
– вербальное и невербальное;
– межличностное и групповое.
3) Формы общения:
– ситуативно-личностное;
– ситуативно-деловое;
– внеситуативно-познавательное;
– внеситуативно-личностное.
4) Функции общения:
– информационная;
– коммуникативная;
– социализирующая.
5) Общение как особый вид человеческой деятельности.
План №7: «Содержание и формы (виды) духовной деятельности», «Духовная деятельность: содержание и формы (виды)», «Духовная деятельность и ее специфика»
1) Понятие «духовная деятельность».
2) Виды духовной деятельности:
– познавательная;
– ценностно-ориентировочная;
– прогностическая.
3) Духовная культура как результат духовной деятельности.
4) Составляющие духовной культуры:
– познавательная (интеллектуальная) культура;
– нравственная культура;
– художественная культура;
– правовая культура;
– педагогическая культура;
– религиозная культура.
5) Области духовной деятельности:
– наука и образование;
– религия;
– искусство.
6) Роль духовной деятельности и жизни человека.
План №8: «Способности человека»
1) Понятие «способности».
2) Задатки как основа для развития способностей.
3) Виды способностей:
– общие;
– специальные или профессиональные способности.
4) Уровень развития способностей:
– одаренность;
– талант;
– гениальность.
5) Факторы, влияющие на развитие способностей:
– социальное окружение;
– материальное окружение (инструменты, уровень технологической базы);
– устойчивые интересы к определенной деятельности человека;
– личные качества личности (трудолюбие, работоспособность, целеустремленность).
6) Ординарные и выдающиеся способности человека.
Задания ЕГЭ
1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Анализ, синтез, суждение, умозаключение, мышление.
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Труд , игра , учение , вид деятельности , познание .
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Игра , общение , труд , деятельность , учение .
4. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Труд, деятельность, игра, общение, учение.
5. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Особенностью мышления является его опосредованный характер.
2) Объективной материальной формой мышления является язык.
3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему.
4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны.
5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.
6. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.
7. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учение
ЦЕЛЬ
...
Приобретение знаний
Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления
8. Запишите слово, пропущенное в таблице.
мотивы деятельности
...
ценности
убеждения
интересы
идеалы
9. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мышление»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления;
− одно предложение, раскрывающее связь мышления и языка.
10. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Субъект
ХАРАКТЕРИСТИКА
Объект
Кто осуществляет деятельность
На что деятельность направлена
...
Идеальный образ желаемого результата
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Мотив , компонент деятельности , цель , процесс , результат , метод .
12. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей
Б) направленность на практически полезный результат – различные блага
В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности
1) труд
Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе
2) игра
Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности
3) учёба
13. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Деятельность; учёба; игра; труд; общение.
14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Познание; игра; труд; общение; деятельность.
15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Объекты деятельности , результаты деятельности , мотивы деятельности , субъекты деятельности , структура деятельности .
16. Запишите слово, пропущенное в схеме.
17. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Учение
Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков
...
Вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями
18. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «мышление»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления;
− одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих операций (приёмов).
19. Запишите слово, пропущенное в схеме.
20. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Общение, учение, деятельность, труд, игра.
21. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) направленность на практически полезный результат
Б) формирование знаний и умений, развитие мышления
В) побудительный мотив деятельности заключается не в её результате, а в самом процессе деятельности
1) труд
Г) все средства специально направлены на изменение субъекта деятельности
2) игра
Д) особенностью деятельности является условная ситуация
3) учёба
22. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) театральные декорации
Б) оркестр
В) театральная труппа
1) субъекты деятельности
Г) музыкальные инструменты
2) средства деятельности
Д) осветительные приборы
23. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сознательный
ПРОЯВЛЕНИЕ
...
Выдвижение целей и предвидение результатов
Изменение окружающего мира и самого себя
24. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярно посещает библиотеку
2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института
3) анализирует публикации по проблемам развития биологии
4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии
5) состоит членом профсоюзной организации института
6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых
25. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материальная
ХАРАКТЕРИСТИКА
...
Связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей вещей, материальных ценностей
Связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей
26. Запишите слово, пропущенное в таблице
Основные компоненты деятельности
Цель
Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
...
Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.
27. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
28. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) чтение учебников, справочной литературы
2) поступление в вуз
3) получение высокого балла
4) проведение экзамена
5) консультации педагогов
6) получение аттестата о среднем общем образовании
29. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».
1) субъект
2) объект
3) цель
4) статус
5) нормы
6) средства
7) результат
30. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности».
1) трудовая
2) инстинктивная
3) учебная
4) созидательная
5) творческая
6) кадровая
31. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
32. Запишите слово, пропущенное в таблице.
КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХАРАКТЕРИСТИКА
...
Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Результат
То, чего достигает человек в ходе деятельности.
33. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к видам деятельности.
1) игра
2) труд
3) мобильность
4) познание
5) общение
6) сознание
34. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к элементам структуры деятельности.
1) субъект; 2) объект; 3) цель; 4) результат; 5) игра; 6) творчество.
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
35. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) навыки
2) мотивы
3) цель
4) способности
5) результаты
6) знания
36. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Деятельности человека свойственен продуктивный характер.
2) Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
3) В своей деятельности человек не способен выйти за рамки биологической предопределённости.
4) Основные виды деятельности – это игра, труд, общение и учение.
5) Субъект деятельности – это то, на что она направлена.
37. Выберите верные суждения о творчестве как форме деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Под творчеством понимается любая сознательная деятельность человека.
2) Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего.
3) Способностями к творчеству в той или иной степени обладает каждый человек.
4) Творчество может являться самостоятельной деятельностью.
5) Целью творчества всегда является достижение практически полезного результата.
38. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.
2) Средством вербального общения является мимика.
3) Информационное общество создало новые формы общения.
4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.
5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.
39. Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории, русского языка. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в университет
2) занятия в школе юного журналиста
3) получение профессии журналиста
4) написание статей
5) выбор профессии
6) изучение литературы, истории, русского языка
40. Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) решение задач
Б) консультация учителя
1) субъект
В) одиннадцатиклассник
Г) получение высокого балла на экзамене
2) цель
Д) учебники
3) средство достижения цели
41. Ученик 11-го класса Максим готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели деятельности Максима и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в вуз
2) проведение экзамена
3) консультации педагогов
4) решение задач
5) получение высокого балла
6) чтение учебников, справочной литературы
42. Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение высокого балла
2) чтение учебников, справочной литературы
3) поступление в вуз
4) проведение экзамена
5) консультации педагогов
6) получение аттестата о среднем общем образовании
43. Ученица 11 класса Кира готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке методы, которые позволят Кире успешно сдать экзамены, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение высокого балла
2) чтение учебников, справочной литературы
3) поступление в вуз
4) проведение экзамена
5) консультации учителей
6) решение задач
44. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «деятельность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности;
− одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.
45. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «деятельность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности;
− одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.
46. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «деятельность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о целях деятельности;
− одно предложение, раскрывающее особенности творческой деятельности .
47. Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт
2) занятия в художественной студии
3) изучение математики
4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ
6) выбор профессии
48. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта — одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Укажите, результаты каких видов деятельности представляют собой изделия из бересты, меха, дерева, керамики и другие предметы декоративно-прикладного искусства?
1) духовно-практической
2) социально-преобразовательной
3) творческой
4) познавательной
5) прогностической
6) индивидуальной
49. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.
2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.
3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
50. Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) как правило, предполагает некоторую воображаемую обстановку
Б) направленность на достижение практически полезного результата
В) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и умений
1) общение
Г) процесс установления и развития контактов между людьми
2) труд
Д) нацеленность прежде всего на обмен информацией
3) учение
4) игра
51. Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают статистический материал, встречаются с представителями местной власти, изучают литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.
2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.
3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.
4) Знакомство с состоянием дел в своём крае.
5) Развитие навыков сбора и обработки информации.
6) Стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена.
52. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.
3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.
4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.
5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.
53. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.
2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.
54. Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги об истории и культуре Греции, на интернет-форумах общается с ценителями греческой кухни. Он уже спланировал маршрут своего путешествия и приобрёл путёвку.
Найдите в приведённом ниже списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изучение греческого языка
2) чтение книг о Греции
3) ценители греческой кухни
4) путешествие по Греции
5) покупка туристической путёвки
6) общение в Интернете
55. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, называют субъектом деятельности.
2) Аффективные действия основаны на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях.
3) Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
4) Мотив — основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность.
5) Средства деятельности — это используемые в ходе деятельности приёмы, способы действия, предметы и т.п.
56. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «общение»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах общения;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию общения.
57. После окончания школы Виталий планирует поступить в архитектурный институт. Он занимается в художественной студии, участвует в различных архитектурных выставках. Много внимания Виталий уделяет черчению и рисованию. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения цели. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) получение профессии архитектора
2) участие в архитектурных выставках
3) учёба в институте
4) занятия черчением и рисованием
5) поступление в институт
6) занятия в художественной студии
Ответы
- Мышление
- вид деятельности
- деятельность
- Деятельность
- 125
- Мышление
- Труд
- потребности
- 1) смысл понятия, например: Познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность; 2) одно предложение с информацией о результатах процесса мышления, опирающейся на знания курса, например: Результатами процесса мышления могут быть выработанные обобщения (житейские, научные, философские), понимание проблемы или ситуации (как на обыденном, так и на научном уровне), вывод на основании рассуждения, план (проект) действий и др. 3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса связь мышления и языка, например: Язык позволяет фиксировать, сохранять и передавать результаты мыслительной деятельности.
- цель
- компонент деятельности
- 11323
- Деятельность
- Деятельность
- структура деятельности
- Учение
- Общение
- 1) смысл понятия, например: мышление — способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека ; 2) одно предложение с информацией об основных операциях (приёмах) мышления, опирающейся на знание курса, например: Основными операциями (приёмами) мышления являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование, обобщение ; 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любой из операций (приёмов) мышления, например: Анализ - это мысленное разложение предмета на составляющие его части, элементы.
- Духовная
- Деятельность
- 13232
- 21122
- преобразовательный
- 346
- Духовная
- Мотив
- 356
- 236
- 45
- 26
- 145
- Цель
- 36
- 56
- 235
- 124
- 234
- 134
- 246
- 33123
- 15
- 136
- 256
44 . 1) смысл понятия, например: Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира .
2) одно предложение с информацией о структуре: В структуру деятельности входят: субъект, объект, цель, мотив, средства, действия, результат.
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любого из элементов.
Под результатом понимается конечный объект или знание, на который была направлена деятельность.
45. 1) смысл понятия, например: это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе;
2) одно предложение с информацией o структуре деятельности, опирающейся на знания курса, например:
Структура деятельности включает субъект, объект, мотив, цель, результат, способы достижения цели;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любой из элементов структуры деятельности, например: Мотив деятельности представляет собой осознанную потребность, которой вызвана деятельность.
46. 1) Смысл понятия, например: присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основное содержание которой – изменение и преобразование мира;
2) Одно предложение с информацией о целях деятельности, опирающейся на знания курса, например: деятельность всегда связана с определённой потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности;
3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности творческой деятельности, например: особенностью творческой деятельности является создание чего-либо нового, ранее не существовавшего.
- 235
- 13
- 145
- 42311
- 345
- 34
- 235
- 1256
- 345
56. 1. Смысл понятия, например: «общение — вид деятельности человека, в ходе которой он обменивается с партнером информацией, эмоциями, знаниями, они оказывают воздействие друг на друга».
2. Два предложения с информацией об общении, опирающейся на знания курса, например:
- выделяют такие виды общения как общение между реальными партнерами, общение между реальным и воображаемым партнером, общение между реальным и иллюзорным партнером и т.д.;
- реализация интерактивной функции общения позволяет организовать партнерам по общению совместную деятельность.
57. 246