СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1.9. Основные институты общества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Основные институты общества" поможет самостоятетльно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«1.9. Основные институты общества»

1.9. Основные институты общества

1.9. Основные институты общества

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей , реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей Основные комплексы институтов общества Экономические институты Социальные институты Политические институты  Институты, действующие в духовной сфере собственность, хозяйственные отношения, деньги, обмен и др. семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др. власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др. религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др.

Институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей , реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей

Основные комплексы институтов общества

Экономические институты

Социальные институты

Политические

институты

Институты,

действующие в духовной сфере

собственность, хозяйственные отношения, деньги, обмен и др.

семья, брак, кровная месть, наследование, материнство, отцовство и др.

власть, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, партия, суд, армия и др.

религия, образование, общественное мнение, средства массовой информации и др.

Черты и свойства Внутренние Внешние • Стандарты и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение и т. д.). • Символы и знаки (герб государства, флаг, крест, иконы, обручальное кольцо и т. д.). • Объективность: воспринимаем институты семьи, государства, собственности, производства, религии в виде определённых объектов, существующих независимо от нашего сознания. • Кодексы и уставы (запреты, законы, правила, привычки). • Принудительность: институты общества навязывают нам такое поведение, мысли и поступки, которые мы не всегда желали бы для себя. • Физические объекты и сооружения (дом для семьи, общественное здание, фабрики и заводы, храмы и т. д.). • Моральный авторитет, легитимность (законность) институтов общества. • Ценности и идеи (любовь в семье, демократия в обществе, православие и католицизм в христианстве и т. д.) • Историчность : за любым институтом общества скрывается многовековая история

Черты и свойства

Внутренние

Внешние

Стандарты и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение и т. д.).

Символы и знаки (герб государства, флаг, крест, иконы, обручальное кольцо и т. д.).

Объективность: воспринимаем институты семьи, государства, собственности, производства, религии в виде определённых объектов, существующих независимо от нашего сознания.

Кодексы и уставы (запреты, законы, правила, привычки).

Принудительность: институты общества навязывают нам такое поведение, мысли и поступки, которые мы не всегда желали бы для себя.

Физические объекты и сооружения (дом для семьи, общественное здание, фабрики и заводы, храмы и т. д.).

Моральный авторитет, легитимность (законность) институтов общества.

Ценности и идеи (любовь в семье, демократия в обществе, православие и католицизм в христианстве и т. д.)

Историчность : за любым институтом общества скрывается многовековая история

Ключевые (базовые) институты с точки зрения организации общества Семья Собственность Власть  Наследование  Функции институтов общества • Организуют человеческую деятельность в определённую систему социальных ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. • Удовлетворяют насущные жизненные потребности общества. • Осуществляют с оциализацию (образование и воспитание) людей. • Контролируют поведение членов общества. • Регулируют властные отношения. • Осуществляют коммуникацию между людьми. • Обеспечивают защиту членов общества от физической опасности.

Ключевые (базовые) институты с точки зрения организации общества

Семья

Собственность

Власть

Наследование

Функции институтов общества

Организуют человеческую деятельность в определённую систему социальных ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни.

Удовлетворяют насущные жизненные потребности общества.

Осуществляют с оциализацию (образование и воспитание) людей.

Контролируют поведение членов общества.

Регулируют властные отношения.

Осуществляют коммуникацию между людьми.

Обеспечивают защиту членов общества от физической опасности.

Функции институтов общества Явные Скрытые заявлены официально, признаны и контролируются общество  выполняются скрыто или непреднамеренно Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений , что угрожает стабильности общества.  Ещё более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты , которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры ).

Функции институтов общества

Явные

Скрытые

заявлены официально, признаны и контролируются общество

выполняются скрыто или непреднамеренно

Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений , что угрожает стабильности общества.

Ещё более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты , которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры ).

Планы на тему: «Основные институты общества» План №1: «Социальные институты и их функции в обществе», «Социальные институты» 1) Понятие «социальные институты». 2) Виды социальных институтов: –  политические; –  экономические; –  институты родства; –  институты образования и культуры; –  религиозные институты. 3) Основные социальные институты: –  семья; –  государство; –  образование; –  церковь; –  наука; –  право. 4) Функции социальных институтов общества: –  воспроизводственная; –  регулятивная; –  функция социализации; –  интегративная. 5) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

Планы на тему: «Основные институты общества»

План №1: «Социальные институты и их функции в обществе», «Социальные институты»

1) Понятие «социальные институты».

2) Виды социальных институтов:

–  политические;

–  экономические;

–  институты родства;

–  институты образования и культуры;

–  религиозные институты.

3) Основные социальные институты:

–  семья;

–  государство;

–  образование;

–  церковь;

–  наука;

–  право.

4) Функции социальных институтов общества:

–  воспроизводственная;

–  регулятивная;

–  функция социализации;

–  интегративная.

5) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

План №2: «Социальные институты в структуре общества» 1) Понятие социальной структуры общества. 2) Элементы социальной структуры общества: –  социальные общности; –  социальные группы; –  социальные слои; –  социальные институты. 3) Понятие «социальные институты». 4) Виды социальных институтов: –  политические; –  экономические; –  институты родства; –  институты образования и культуры; –  религиозные институты. 5) Функции социальных институтов общества: –  воспроизводственная; –  регулятивная; –  функция социализации; –  интегративная. 6) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

План №2: «Социальные институты в структуре общества»

1) Понятие социальной структуры общества.

2) Элементы социальной структуры общества:

–  социальные общности;

–  социальные группы;

–  социальные слои;

–  социальные институты.

3) Понятие «социальные институты».

4) Виды социальных институтов:

–  политические;

–  экономические;

–  институты родства;

–  институты образования и культуры;

–  религиозные институты.

5) Функции социальных институтов общества:

–  воспроизводственная;

–  регулятивная;

–  функция социализации;

–  интегративная.

6) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

Задания ЕГЭ 1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме . 2. В при­ведённом ниже ряду най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных пред­став­лен­ных по­ня­тий. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние). Со­ци­аль­ный ин­сти­тут; семья; го­су­дар­ство; биз­нес; об­ра­зо­ва­ние. 3. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния 1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «со­ци­аль­ный ин­сти­тут»; 2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния: − одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об одном из со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов в по­ли­ти­че­ской сфере жизни об­ще­ства; − одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее одну из функ­ций лю­бо­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та.

Задания ЕГЭ

1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме .

2. В при­ведённом ниже ряду най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных пред­став­лен­ных по­ня­тий. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Со­ци­аль­ный ин­сти­тут; семья; го­су­дар­ство; биз­нес; об­ра­зо­ва­ние.

3. Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния

1) рас­крой­те смысл по­ня­тия «со­ци­аль­ный ин­сти­тут»;

2) со­ставь­те два пред­ло­же­ния:

одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об одном из со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов в по­ли­ти­че­ской сфере жизни об­ще­ства;

одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее одну из функ­ций лю­бо­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та.

4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между глав­ны­ми со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми и сфе­ра­ми жизни об­ще­ства: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ГЛАВ­НЫЕ СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ИН­СТИ­ТУ­ТЫ

 

А) го­су­дар­ство

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБ­ЩЕ­СТВА

Б) ре­ли­гия

1) эко­но­ми­ка

В) об­ра­зо­ва­ние

Г) про­из­вод­ство

2) по­ли­ти­ка

Д) семья

3) ду­хов­ная куль­ту­ра

4) со­ци­аль­ные от­но­ше­ния

5. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и его ин­сти­ту­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Об­ще­ство — это весь окру­жа­ю­щий че­ло­ве­ка ма­те­ри­аль­ный мир.

2) Под об­ще­ством по­ни­ма­ют всё на­се­ле­ние Земли, со­во­куп­ность всех на­ро­дов и стран.

3) Ди­на­мич­ность со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов про­яв­ля­ет­ся в их обособ­лен­но­сти от при­ро­ды.

4) Со­ци­аль­ный ин­сти­тут — это ис­то­ри­че­ски сло­жив­ша­я­ся устой­чи­вая форма ор­га­ни­за­ции сов­мест­ной де­я­тель­но­сти, на­прав­лен­ной на удо­вле­тво­ре­ние ба­зо­вых по­треб­но­стей об­ще­ства.

5) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты яв­ля­ют­ся аген­та­ми со­ци­а­ли­за­ции и со­ци­аль­но­го кон­тро­ля.

6. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.  1) Со­ци­аль­ный ин­сти­тут пред­став­ля­ет собой ис­то­ри­че­ски сло­жив­шу­ю­ся ор­га­ни­за­цию со­ци­аль­ной прак­ти­ки. 2) Струк­ту­ра со­вре­мен­но­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, как пра­ви­ло, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся про­сто­той от­но­ше­ний. 3) Не­ко­то­рые со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты могут вы­сту­пать как аген­ты со­ци­а­ли­за­ции. 4) К по­ли­ти­че­ским ин­сти­ту­там об­ще­ства тра­ди­ци­он­но от­но­сят ры­ноч­ную эко­но­ми­ку и соб­ствен­ность. 5) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты упо­ря­до­чи­ва­ют, ко­ор­ди­ни­ру­ют ин­ди­ви­ду­аль­ные дей­ствия людей, при­да­ют им ор­га­ни­зо­ван­ный и пред­ска­зу­е­мый ха­рак­тер.

6. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Со­ци­аль­ный ин­сти­тут пред­став­ля­ет собой ис­то­ри­че­ски сло­жив­шу­ю­ся ор­га­ни­за­цию со­ци­аль­ной прак­ти­ки.

2) Струк­ту­ра со­вре­мен­но­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, как пра­ви­ло, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся про­сто­той от­но­ше­ний.

3) Не­ко­то­рые со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты могут вы­сту­пать как аген­ты со­ци­а­ли­за­ции.

4) К по­ли­ти­че­ским ин­сти­ту­там об­ще­ства тра­ди­ци­он­но от­но­сят ры­ноч­ную эко­но­ми­ку и соб­ствен­ность.

5) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты упо­ря­до­чи­ва­ют, ко­ор­ди­ни­ру­ют ин­ди­ви­ду­аль­ные дей­ствия людей, при­да­ют им ор­га­ни­зо­ван­ный и пред­ска­зу­е­мый ха­рак­тер.

7. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тах и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся по­сто­ян­но раз­ви­ва­ю­щей­ся ди­на­ми­че­ской си­сте­мой.

2) Об­ще­ствен­ный про­гресс ха­рак­те­ри­зу­ет­ся де­гра­да­ци­ей, воз­вра­том к уже от­жив­шим струк­ту­рам и от­но­ше­ни­ям.

3) В ши­ро­ком смыс­ле под об­ще­ством по­ни­ма­ют обосо­бив­шу­ю­ся от при­ро­ды, но свя­зан­ную с ней часть мира, вклю­ча­ю­щую в себя спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия и формы объ­еди­не­ния людей.

4) Со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты вы­пол­ня­ют функ­цию со­ци­а­ли­за­ции че­ло­ве­ка.

5) Об­ще­ство пред­став­ля­ет собой за­кры­тую си­сте­му, не вза­и­мо­дей­ству­ю­щую с внеш­ней сре­дой.

8. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда. За­пи­ши­те это слово (сло­во­со­че­та­ние).

Со­ци­аль­ный ин­сти­тут, об­ще­ство как си­сте­ма, со­ци­аль­ная груп­па, сфера об­ще­ствен­ной жизни, об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния.

9. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и со­ци­аль­ны­ми ин­сти­ту­та­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

функция

 

А) вос­про­из­вод­ство новых по­ко­ле­ний

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЙ ИН­СТИ­ТУТ

Б) со­зда­ние пра­во­вых норм

 

В) пер­вич­ная со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­да

1) семья

Г) осу­ществ­ле­ние со­ци­аль­но­го управ­ле­ния

2) го­су­дар­ство

Д) обес­пе­че­ние здо­ро­вой окру­жа­ю­щей среды

10. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми де­я­тель­но­сти и функ­ци­я­ми СМИ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕР ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

А) транс­ля­ция рос­сий­ским спор­тив­ным ка­на­лом фут­боль­но­го матча ан­глий­ской пре­мьер-лиги

 

ФУНК­ЦИЯ

Б) ра­дио­курс по изу­че­нию фран­цуз­ско­го языка

 

В) те­ле­ви­зи­он­ная транс­ля­ция ко­ме­дий­но­го се­ри­а­ла о жизни сту­ден­тов

1) идео­ло­ги­че­ская

Г) пуб­ли­ка­ция про­грам­мы по­ли­ти­че­ской пар­тии

2) куль­тур­но-об­ра­зо­ва­тель­ная

Д) транс­ля­ция во­ен­но­го па­ра­да в честь Дня По­бе­ды

3) ре­кре­а­тив­ная

Ответы ин­сти­ту­ты со­ци­аль­ный ин­сти­тут 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: со­ци­аль­ный ин­сти­тут — си­сте­ма со­ци­аль­ных свя­зей и норм, при­зван­ная удо­вле­тво­рить ос­нов­ные по­треб­но­сти об­ще­ства; 2) одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об одном из со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов в по­ли­ти­че­ской сфере жизни об­ще­ства, на­при­мер: Го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся глав­ным ин­сти­ту­том по­ли­ти­че­ской сферы ;  3) одно пред­ло­же­ние, ил­лю­стри­ру­ю­щее одну из функ­ций лю­бо­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, на­при­мер: Одной из функ­ций права как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та яв­ля­ет­ся ре­гу­ля­тив­ная функ­ция — ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний. 23314 245 135 134 об­ще­ство как си­сте­ма 12122 32311

Ответы

  • ин­сти­ту­ты
  • со­ци­аль­ный ин­сти­тут
  • 1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: со­ци­аль­ный ин­сти­тут — си­сте­ма со­ци­аль­ных свя­зей и норм, при­зван­ная удо­вле­тво­рить ос­нов­ные по­треб­но­сти об­ще­ства; 2) одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об одном из со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов в по­ли­ти­че­ской сфере жизни об­ще­ства, на­при­мер: Го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся глав­ным ин­сти­ту­том по­ли­ти­че­ской сферы ;

3) одно пред­ло­же­ние, ил­лю­стри­ру­ю­щее одну из функ­ций лю­бо­го со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, на­при­мер: Одной из функ­ций права как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та яв­ля­ет­ся ре­гу­ля­тив­ная функ­ция — ре­гу­ли­ро­ва­ние об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

  • 23314
  • 245
  • 135
  • 134
  • об­ще­ство как си­сте­ма
  • 12122
  • 32311


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!