СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 класс Адаптация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«1 класс Адаптация»

   Школьная адаптация  –  это приспособление ребенка к условиям  и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.

Школьная адаптация  –

это приспособление ребенка к условиям

и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.

Адаптация по ФГОС В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка. Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

Адаптация по ФГОС

  • В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.
  • Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.
Физическая адаптация  — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней. Психологическая адаптация  первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
  • Физическая адаптация  — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация  первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.
Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом. Высокий уровень  характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем. которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  
  • Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.
  • Высокий уровень  характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  
  • Средний уровень  — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень  — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.     
  • При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.  
Работа с первоклассниками: знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством ;  знакомство с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения;  развитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;  развитие внимания, памяти, мышления;  формирование классного коллектива; формирование самооценки.

Работа с первоклассниками:

  • знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством ;
  • знакомство с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения;
  • развитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • формирование классного коллектива;
  • формирование самооценки.
 Работа с родителями:   Заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:  - эмоциональной поддержке ребенка;  - организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).  - проработке правил для учащихся.   Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе».   Индивидуальные консультации.

Работа с родителями:

  • Заложить основу родительской позиции, которая заключается в следующем:

- эмоциональной поддержке ребенка;

- организации максимальной самостоятельности действий (организация рабочего места, места для игры, подготовка одежды, портфеля к завтрашнему дню, в соблюдении режима дня, чтении).

- проработке правил для учащихся.

  • Родительское собрание по теме: «Трудности адаптации первоклассников к школе».
  • Индивидуальные консультации.
Условия для успешной адаптации первоклассников:  Обучение весь год в 1-ю смену;   Пятидневный режим обучения  (максимальный объем учебной нагрузки 21 час);    «Ступенчатый режим» : 1 триместр - 3  урока + динамическая пауза, а со 2 триместра -  4 урока + динамическая пауза; Организация облегчённых дней в понедельник и пятницу; Нет домашнего задания; Нет отметок; Питание для всех детей; Организация внеурочной деятельности.

Условия для успешной адаптации первоклассников:

  • Обучение весь год в 1-ю смену;
  •   Пятидневный режим обучения  (максимальный объем учебной нагрузки 21 час);   
  • «Ступенчатый режим» : 1 триместр - 3  урока + динамическая пауза, а со 2 триместра -  4 урока + динамическая пауза;
  • Организация облегчённых дней в понедельник и пятницу;
  • Нет домашнего задания;
  • Нет отметок;
  • Питание для всех детей;
  • Организация внеурочной деятельности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!