СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1 класс. Литературное чтение "Е.Чарушина «Томкины сны»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План конспект урока по литературному чтению "Е.Чарушина «Томкины сны»"

Просмотр содержимого документа
«1 класс. Литературное чтение "Е.Чарушина «Томкины сны»"»

Ход урока

  1. Организационный момент  


Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки-на макушке,

Глазки-широко раскрыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.


Упражнение со скороговоркой:
Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
(Медленное чтение, убыстряя темп, грустно, весело)
Молодцы!
-C каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? 

-Перечислите  литературные жанры, которые нам известны!  (сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка, стихотворение)

- А на какие две группы можно разделить все произведения? (авторские и народные)


Упражнение для развития сознательного чтения: -Какое слово лишнее? 
Баран, индюк, корова, лошадь.

Еж, белка, жук, медведь.

Бегемот, слон, жираф, кошка

. -Почему людям нравиться читать произведения о животных? -Для чего нам нужно знать о жизни животных? 
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать.
Все загадки разгадать, научитесь наблюдать


 -Какие произведения о животных вы можете назвать? (Давайте дружить Мазнин, Коваль «Бабочка»).

-К какому жанру относится каждое названное произведение? (Сказки, стихотворения, рассказы)

-Как вы уже догадались, мы продолжаем знакомится с рассказами о животных.


-Ребята, прежде чем мы начнем, кто нибудь приготовил пересказ рассказа «Бабочка»?

  1. Работа по теме урока:

Чтение учителем загадок:

1. Зеленые мы, как трава, Наша песенка: «Ква-ква».

2.Это старый наш знакомый, он живет на крыше дома – длинноногий, длинноносый, длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту.

-Какие слова вам помогли найти отгадки?

-Что вы узнали о птице из загадки? 

-Сейчас вы познакомитесь со сказкой С.Михалкова «Аист и лягушки». (Чтение сказки учителем)

- Посмотрите  в тексты. Какие слова, были непонятны, какие слова вы подчеркнули?

понапрасну» - напрасно, зря

возразить» -  заявить о своём несогласии

рассердиться» - быть в раздражении, гневе по отношению к кому-



-Кто начал спор? (лягушка)

-В тексте ничего не сказано о причине спора. А можете вы её определить по иллюстрации? (лягушка позавидовала большому, сильному, спокойному на вид аисту).

Проблема спора «Кто красивее?»

-Какие знаки стоят в конце предложений-реплик? (восклицательные знаки)

-Выясняя, кто лучше, герои волнуются, громко разговаривают, кричат. Аист вначале говорит спокойно, уверенно, с достоинством.

- Как ведет себя лягушка? (дразнит аиста, сравнивает себя и птицу и указывает, чего у аиста нет: «Я квакать умею»

-Как лягушка высказывает неуважение к собеседнику? (Подумаешь, клюв, на что он нужен!». Докричалась, додразнилась лягушка, дохвасталась до того, что рассердила аиста и он проглотил её).

Работа над выразительным чтением.

-Кто из героев сказки прав, как вы думаете? (Каждый в споре по-своему прав: у каждого есть достоинства, но есть и недостатки. Лягушке не хватило скромности, а аисту – терпения).

Работа над заголовком сказки. -Почему сказка называется «Аисты и лягушки», ведь героев всего двое? (эта сказка – обращение ко всем, кто любит спорить).

Работа над идеей произведения. - Какой спор затеяли животные? (Кто лучше?)

- Лягушка права в том, что ног у нее больше, что она квакает и ныряет. Но и аист прав, когда говорит, что ему нужны его две высокие ноги – ходить по болоту помогают, что он летает, что у него длинный клюв. Но вот здесь стоит оговориться: скажи пораньше аист, зачем ему клюв, может конец сказки был бы другим. Как вы думаете?

- Прочитайте последнее предложение. Найдите важное, ключевое слово в этом предложении, которое объясняет поведение аиста. (понапрасну) Как вы понимаете это слово? (зря, бесполезно)

Спор стал ссорой, так как он неразрешим. Помните об этом.

Чтение пословиц:  Не спорь понапрасну с большим и сильным.

 Прав тот, кто сильнее и умнее.

 Знай свое место и не считай себя лучше других.

 Есть закон природы: аисты питаются лягушками. 


Вывод: Это сказка – притча, то есть произведение, призванное дать моральный урок.

-В каком из данных вариантов, по вашему мнению, заключен идейный смысл сказки? Свой ответ обоснуйте.

-Какой совет вы бы дали лягушке? (Не спорить, а спрятаться получше, нырнуть поглубже, раз умеешь, да посидеть тихонько. Не спорь с тем, кто может съесть тебя. Надо знать законы природы.)

- Как вы думаете, к какому литературному жанру относится это произведение?

-  Это сказка.

-  Что же сказочного в этом произведении?

 - Дети делятся своим мнением.   Животные разговаривают, ведут себя как люди.

-  Вспомните, какие бывают виды сказок и скажите, какая это сказка?

 - Авторская, сказка о животных.

-  Какие качества своих персонажей осуждает писатель?

 -  Автор осуждает  неуступчивость, болтливость, назойливость, хвастовство.



-Кто автор этой замечательной сказки-притчи? С.В. Михалков так писал о своем творчестве:

Пером – оружием своим, что я в руке держу,

Всем честным людям трудовым

Я, как солдат, служу.

Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации. 

Физкультминутка

У лягушек на болоте

Ходит аист длинноногий

Сделал шаг потом другой

Замер, словно постовой.

Ногу правую согнул,

Шею влево повернул,

Посмотрел перед собой ,

Сделал шаг, потом – другой .

Тут лягушки испугались

И вприпрыжку разбежались,

Аист бросился бежать

И лягушек догонять.



  1. Продолжение работы по теме урока:

- Отгадайте загадку и вы узнаете, о ком будет следующее произведение:

Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать подает.

Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается. (Собака)


-Кто его автор, прочитайте на стр.50 (Евгений Чарушин).

-Все детство писателя было связано с животными. Его родители любили природу, подбирали и лечили больных собак, кошек, держали дома различные породы домашней птицы. Евгений во всем помогал родителям, наблюдал за жизнью животных и много читал. Он сам лечил и воспитывал птиц, зверюшек, наблюдал за их повадками.  В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного».

Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин. И, конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями.


Прогнозирование содержания.

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу.

- Кто изображён на ней?

- Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ?

-  Прочитайте заглавие рассказа. Как зовут героя ? Это человек?


Словарная работа.

 

- В этом рассказе есть трудночитаемые слова.

- Повторяйте за мной.


Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня

По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне

Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается

По-драть-ся – подраться – подраться с тигром

Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним


(Чтение учителем рассказа) 

 -Понравился вам рассказ Е.Чарушина «Томкины сны»?

-Давайте перечитаем 2 часть и найдём ответ в тексте.

-Как реагировал Томка на зайца? На козу? На тигра?

-Как мы поняли, что это ему снится? (от  Никиты)

-А как сам Никита понял, что это снится Томке? (наблюдал, угадывал, фантазировал)

- А можно увидеть чужие сны?

- А Никита увидел, значит, он какой мальчишка? (фантазёр)

- Как Никита относится к Томке? (любит, заботится, переживает за него, волнуется, жалеет)

- Как мы это поняли? (Хотел спасти от тигра)

- Какое по жанру произведение мы читали? (рассказ)

- Почему? (говорится о реальном событии, Состоит из частей, мало героев)

-Действительно это  рассказ и в нём Чарушин описывает события из жизни своего сына Никиты и себя.


-Прочитайте запись на доске: «Собака – друг человека»

Вы согласны? -Собака живет рядом с человеком шесть тысячелетий. Издавна она помогала ему в жизни, в труде, на войне. У Александра Македонского имелось воинское подразделение собак. В сражение собаки вступали закованными в доспехи. В Индии собаки шли в бой с горящими факелами, укрепленными на их спинах. В послеблокадном Ленинграде состоялась удивительная выставка собак.

Итак, Никита наблюдает за спящим Томкой…

- Как мог Никита догадаться, что снится Томке? Для того, чтобы фантазии были интересными, нужно уметь наблюдать за повадками животного.



  1. Подведение итогов:

-Итак, давайте подведём итог.

С какими рассказами работали на уроке?

Понравились ли они вам?

Чему они учат?  (быть скромными, не хвастать, уметь дружить…)

- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок?

- Спасибо за активную работу на уроке.



Домашнее задание: 48-49, 50-52 перечитать рассказы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!