Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе Примерной программы начального образования, с учетом программы УМК «Перспектива», авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой (Традиционная система. Сборник рабочих программ для четырёхлетней начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011г. – 368 с.).
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребенка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивать их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т.е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
- первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
- творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология. Учебник. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2011 г.
Изучение технологии в 1 классе имеет продолжительность 33 учебных недели по 1 ч в неделю, рассчитан на 33 ч.
Содержание учебного курса полностью соответствует авторской программе Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой (Сборник рабочих программ УМК «Перспектива» для четырехлетней начальной школы - М.: «Просвещение», 2011 г. – 312 - 367 с.)
№ те-мы | Наименование тем (план) | Кол-во ча-сов | Характеристика деятельности учащихся |
Давайте познакомимся (3 ч) |
1 | Как работать с учебником Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Я и мои друзья Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты | 1 | Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника (систе-му условных знаков). Осуществлять поиск необходимой инфор-мации (задавать вопросы о круге интере-сов и отвечать на них). Анализировать, отбирать, обобщать полученную инфор-мацию и переводить ее в знаково-симво-лическую систему (рисунок-пиктограмму) |
2 | Материалы и инструменты Знакомство с понятиями: материалы, инструменты Организация рабочего времени Рабочее место. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. | 1 | Находить и различать инструменты, мате-риалы. Устанавливать связи между видом работ и используемыми материалами и инструментами. Организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место (данный вид деятельности осуществляется на всех последующих уроках). Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в сло-варе из учебника. Называть освоенные виды деятельности, соотносить их с освоенными умениями. Прогнозировать результат деятельности |
3 | Что такое технология Знакомство со значением слова «техноло-гия» (название предмета и процесса изго-товления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология | 1 |
Человек и земля (21 ч) (1 ч резервный) |
4 | Природный материал Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приемы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу. Понятие: аппликация, пресс, природные материалы, план выполнения работы. Изделие: «Аппликация из листьев» | 1 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы – их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.) Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов: собирать листья, высушивать под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Выполнять работу с опорой на слайдовый план. Соотносить план с собственными действиями. |
5 | Пластилин Знакомство со свойствами пластилина. Инструменты, используемые при работе с пластилином. Приемы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности и ее рефлексии. Понятия: эскиз, сборка. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна» Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: композиция. Изделие: «Мудрая сова» | 2 | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) свойства пластичности материалов. Осваивать способы и правила работы с пластичными материалами. Анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления под руководством учителя. Корректировать изготовление изделия. Оценивать выпол-няемое изделие на основе рубрики «Воп-росы юного технолога». Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слай-дов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов (осуществлять на всех после-дующих уроках). Сравнивать свойства различных природ-ных материалов: форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отби-рать необходимые материалы для изготов-ления изделия. Осваивать приемы соеди-нения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию из природных материалов. Составлять план работы над изделием с помощью рубрики «Вопросы юного технолога». Осмысливать значение бережного отношения к природе. |
6 | Растения Использование растений человеком. Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: земледелие. Изделие: «получение и сушка семян» Проект «Осенний урожай» Осмысление этапов проектной деятельности (на практическом уровне). Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности | 2 | Актуализировать знания об овощах. Осмысливать значение растений для человека. Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке, оформлять пакетик для хранения семян. Осваивать приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание и др.). Подбирать цвета пластилина для из-готовления изделия. Осваивать первич-ные навыки работы над проектом под ру-ководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагая свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою дея-тельность. Анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ним свои действия и дополнять недостающие этапы изготовления изделия. |
7 | Бумага Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приемы и способы работы с бумагой. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей изделия при помощи клея. Составле-ние симметричного орнамента из геометрических фигур. Знакомство с использованием бумаги и правилами экономного ее расходования. Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы. Изделия: «Волшебные фигуры», «Закладки из бумаги» | 2 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность): определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с нож-ницами, разметки деталей изделия при помощи клея. Выполнять на основе шаб-лона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъемную аппли-кацию. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учеб-нике слайдов и текстовых планов, сопо-ставлять эти виды планов. Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу |
8 | Насекомые Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчел. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов (природные, бросовые материалы, пластилин, краски). Изделие: «Пчелы и соты» | 1 | Использовать различные виды материа-лов при изготовлении изделий (природные, бросовые и др.). Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее. Осваивать приемы соединения природных материа-лов при помощи пластилина. Самостоятельно планировать, контроли-ровать и корректировать свою деятель-ность при изготовлении изделия по слай-довому плану. Оценивать качество изго-товления работы, используя рубрику «Воп-росы юного технолога» |
9 | Дикие животные Виды диких животных. Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликаций из журнальных вырезок в технике коллажа. Знакомство с правилами работы в паре. Проект «Дикие животные» Изделие: «Коллаж» | 1 | Осваивать приемы создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руко-водством учителя: распределять роли, составлять план на основе рубрики «Вопросы юного технолога», обсуждать план в паре; корректировать свою деятельность и деятельность партнера при изготовлении изделия; проводить оценку и самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение. Отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру, самостоятельно состав-лять композицию. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем. Оформлять изделие. |
10 | Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Подбор необходимых инструментов и материалов. Выполнение разметки деталей по шаблону. Соединение деталей изделия при помощи клея. Изготовление елочной игрушки из полосок цветной бумаги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеивание бумажного изделия мыльным раствором к стеклу. Изделия: «Украшения на елку», «Украшение на окно» | 1 | Использовать умения работать над проек-том под руководством учителя: состав-лять план с помощью рубрики «Вопросы юного технолога», распределять роли, оценивать свою работу. Слушать собе-седника, излагать свое мнение, осуществ-лять совместную практическую деятель-ность, анализировать свою деятельность. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять разметку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру. Создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведенных образцов. Оформлять класс. |
11 | Домашние животные Виды домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином. Изделие: «Котенок» | 1 | Использовать приемы работы с пластили-ном: скатывание, сплющивание, вытягива-ние. Анализировать форму и цвет реаль-ных объектов (домашних живот-ных), со-блюдать их при изготовлении изделий. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слай-дов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Определять по слайдовому плану после-довательность изготовления изделия. Определять и использовать приемы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия. |
12 | Такие разные дома. Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: макет, гофрированный картон. Изделие: «Домик из веток» | 1 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять различные виды домов. По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах, используемых при строи-тельстве домов. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства гоф-рированного картона. Проводить экспе-римент по определению способа сгибания гофрированного картона (вдоль линий). Создавать макет дома из разных материа-лов (гофрированный картон и природные материалы). Осваивать способы работы с шаблоном и соединение деталей при помо-щи пластилина. Планировать и осуществ-лять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение работы на основе слайдового плана. |
13 | Посуда. Знакомство с видами посуды и материалами, из которых ее изготавливают. Использование посуды. Сервировка стола и правила поведения за столом при чаепитии. Понятия: сервировка, сервиз. Проект «Чайный сервиз». Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза. Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница» | 2 | Использовать умения работать над проек-том под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного тех-нолога»: ставить цель, составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осу-ществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою дея-тельность. Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составляя план их изготовления. Использовать приемы работы с пластили-ном: скатывание, сплющивание, вытягива-ние, скручивание, вдавливание. Анализировать форму, цвет и размер реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий. Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз». Осваивать правила поведения за столом. |
14 | Свет в доме. Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилища. Изготовление модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы шилом. Изделие: «Торшер» | 1 | Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять виды осветительных прибо-ров. На основе иллюстрации учебника составлять рассказ о старинных и совре-менных способах освещения жилищ, нахо-дить элементарные причинно-следствен-ные связи. Анализировать конструктив-ные особенности торшера. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слай-дов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила работы шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина. |
15 | Мебель. Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для ее изготовления. Освоение правил самообслуживания (уборка комнаты и уход за мебелью). Изготовление модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу. Изделие: «Стул» | 1 | Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдовых и текстовых планов. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приемы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу. Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ об инструментах, приспособлениях и мате-риалах, необходимых для уборки квар-тиры, основываясь на своем опыте. |
16 | Одежда, ткань, нитки. Знакомство с видами одежды, ее назначе-нием и материалами, из которых ее изготав-ливают. Способы создания одежды. Виды тканей и нитей, их состав, свойства, наз-начение и применение в быту и на произ-водстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятие: выкройка, модель Изделие: «Кукла из ниток» | 1 | Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий. Определять инструменты и приспособ-ления, необходимые для работы. Осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слай-дов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изго-товления одежды и ее назначение |
17 | Учимся шить. Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью. Пришивание пуговицы с двумя и четырьмя отверстиями. Использование разных видов стежков для оформления изделия. Оформ-ление игрушки при помощи пуговиц. Изделия: «Строчка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью», «Закладка с вышивкой», «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», «Медвежонок» | 3 | Осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий. Осваи-вать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформ-ления изделий. Сравнивать различные виды пуговиц (пуговицы с ушком, пугови-цы со сквозными отверстиями) и способы их пришивания, а также способы выпол-нения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту. Организовывать рабочее место. Осваивать правила экономного расходо-вания тканей и ниток при изготовлении изделия. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учеб-нике слайдов и текстовых планов, сопос-тавлять эти виды планов. |
18 | Передвижение по земле. Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения в жизни человека. Знакомство с конструктором, его деталями и приемами соединения деталей. Изготовление из конструктора модели тачки. Изделие: «Тачка» | 1 | Осваивать приемы работы с конструк-тором: знакомиться с видами деталей и способами их соединения. Конструировать изделие на основе пред-ложенного плана, искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки. Применять приемы работы с конструктором – завинчивание и отвин-чивание гайки – при сборке и разборке моделей (завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки). Осваивать разные виды соединений де-талей (подвижное и неподвижное). Моделировать и собирать изделие из конструктора, проектировать конструк-цию простого бытового приспособления – тачки. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слай-дов. |
Человек и вода (3 ч) |
19 | Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. Понятие: рассада. Практическая работа: «Проращивание семян» | 1 | Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск необходимой инфор-мации о воде, ее значении для жизни на Земле, использование воды человеком (способ добывания питьевой воды из-под земли, значение воды для здоровья челове-ка), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транс-порта. Сравнивать информацию, полу-ченную из разных источников (из разных учебников, текстов, собственных наблюю-дений и опыта). На основе сравнения ин-формации делать выводы и обобщения. Проращивать семена. Проводить экс-перимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты. Определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями. В практичес-кой деятельности осваивать правила ухо-да за комнатными растениями. |
20 | Питьевая вода. Изготовление макета колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развертки и природного материала (палочек). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца. Изделие: «Колодец» | 1 | Отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстра-циям в учебнике. Осваивать последова-тельность создания модели параллеле-пипеда из бумаги при помощи шаблона развертки и природного материала (пало-чек). Самостоятельно анализировать образец. Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства мате-риалов при определении приемов изготов-ления изделия. Сравнивать способы и приемы изготовления изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и ее оформления. |
21 | Передвижение по воде. Знакомство со значением водного транспор-та для жизнедеятельности человека. Проект «Речной флот». Знакомство со способами сборки плота. Создание из бумаги модели плота. Создание фигуры цилиндрической формы из бумаги. Использование различных материалов на плавучесть. Знакомство со способами и приемами изготовления изделий в технике оригами. Сравнение способов изготовления плавательных средств (кораблика и плота) из различных материалов. Понятие: оригами Изделие: «Кораблик из бумаги», «Плот» | 1 | Анализировать процесс сборки реального объекта (плота), конструировать макет плота с использованием технологии реаль-ной сборки. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой – оригами. Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его изготовления. Исследовать различные материалы на плавучесть. Использовать известные свойства материалов при опре-делении приемов изготовления изделия. Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Осваивать приемы техники оригами. Сравнивать модели одного изделия, изго-товленные из разных материалов (в то числе из природных и бросовых). Использовать умения работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного тех-нолога»: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооцен-ку, обсуждать план. Слушать собеседни-ка, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность. |
Человек и воздух (3 ч) |
22 | Использование ветра. Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размеще-ние материалов и инструментов. Знакомство со способами разметки при помощи линейки (вычерчивание диагонали). Изготовление модели флюгера из бумаги. Оформление изделия по самостоятельному замыслу. Понятие: флюгер. Изделие: «Вертушка» | 1 | Осуществлять поиск необходимой инфор-мации об использовании ветра, о полетах человека, летательных аппаратах. Сопоставлять данную информацию со знаниями, полученными при изучении дру-гих предметов, из собственных наблюде-ний и прочитанных книг. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои отве-ты. Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготов-лении вертушки. Чертить диагональ по линейке. Осваивать соединение деталей с помощью кнопки. Использовать приемы работы с бумагой. Выполнять оформле-ние изделия по собственному замыслу. |
23 | Полеты птиц. Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Знакомство со способами создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Знакомство со способами экономного расхо-дования материала при выполнении техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Выполнение деталей для мозаики в группе. Понятие: мозаика. Изделие: «Попугай» | 1 | Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бума-га». Подготавливать свое рабочее место, рационально размещать материалы и инст-рументы, соблюдать технику безопасной работы инструментами, закрепляя навык работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расхо-дования бумаги при выполнении техники «рваная бумага». Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, коррек-тировать и контролировать последова-тельность выполнения. Выполнять заго-товки для мозаики в группе. |
24 | Полеты человека. Знакомство с видами деятельности летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление моделей самолета и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами, размечать по шаблону. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятие: летательный аппарат. Изделие: «Самолет», «Парашют» | 1 | Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов. Подготавливать свое рабочее место, раз-мещать материалы и инструменты, со-блюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, использовать технику оригами. Проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем выше скорость падения парашюта) |
Человек и информация (3 ч) |
25 | Способы общения. Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисун-ка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в раз-ные знаково-символические системы (пиктограммы). Использование знаково-символической системы для передачи информации (кодирование, шифрование). Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо» | 1 | Осуществлять поиск информации. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации в разных средах (животный мир, человек), на осно-вании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновать их. Осваивать способы работы с новым мате-риалом (глиной), в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в разные знако-во-символические системы (пиктограммы). Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы. Определять прием работы с пластилином при изготовлении изделия. Определять необходимые для изготов-ления изделия материалы и инструменты по слайдовому плану. |
26 | Важные телефонные номера. Правила движения. Знакомство со способами передачи инфор-мации. Перевод информации в знаково-символическую систему. Осмысление зна-чения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое изображение. Практическая работа: «Важные телефонные номера». | 1 | Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать и сравнивать информа-цию в текстовой и знаково-символической форме. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение. Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого инфор-мацию из учебника и собственный опыт. Рисовать простой план местности, разме-чать на нем дорожные знаки, определять маршрут. |
27 | Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. Понятие: компьютер, Интернет | 1 | Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения. Осваивать правила исполь-зования компьютера. Осваивать работу на компьютере вклю-чать и выключать его; называть и пока-зывать части компьютера; находить ин-формацию в Интернете с помощью взрос-лого. |
ИТОГО: 33 часа |