Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русского родного языка, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 1-м классе.
Обучающийся получит возможность сформировать:
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
преобразовыватьинформацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
Обучающийся научится:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч)
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
1) Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2) Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии (10 ч)
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Звукопись в стихотворном художественном тексте.
Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч)
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-вочасов |
1 | Секреты речи и текста | 8ч |
2 | Язык в действии | 10ч |
3 | Русский язык: прошлое и настоящее | 12ч |
4 | Секреты речи и текста | 3ч |
| Итого | 33 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела и темы урока. | Кол. час | Дата проведения |
| Секреты речи и текста | 8ч | По плану | Фактич. |
1. | Как люди общаются друг с другом | 1 | | |
2. | Связь слов и высказываний. Общение. Устная и письменная речь. | 1 | | |
3 | Гласные и согласные звуки. Вежливые слова. | 1 | | |
4. | Вежливые слова. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?) | 1 | | |
5 | Как люди приветствуют друг друга.Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми | 1 | | |
6 | Зачем людям имена.Имена в малых жанрах фольклора | 1 | | |
7 | Спрашиваем и отвечаем. | 1 | | |
8 | Цели и виды вопросов (вопрос уточнение, вопрос как запрос на новое содержание) | 1 | | |
| Язык в действии | 10 ч | | |
9. | Выделяем голосом важные слова. | 1 | | |
10. | Роль логического ударения. | 1 | | |
11. | Роль логического ударения. | 1 | | |
12. | Как можно играть звуками | 1 | | |
13. | Звукопись в стихотворном художественном тексте | 1 | | |
14. | Где поставить ударение | 1 | | |
15. | Где поставить ударение | 1 | | |
16. | Смыслоразличительная роль ударения | 1 | | |
17. | Как сочетаются слова | 1 | | |
18. | Наблюдение за сочетаемостью слов (работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов) | 1 | | |
| Русский язык: прошлое и настоящее | 12ч | | |
19. | Как писали в старину. | 1 | | |
20. | Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. | 1 | | |
21. | Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. | 1 | | |
22. | Практическая работа «Оформление буквиц и заставок» | 1 | | |
23. | Дом в старину: что как называлось. | 1 | | |
24. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта. | 1 | | |
25. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось. | 1 | | |
26. | Дом в старину: что как называлось | 1 | | |
27. | Во что одевались в старину. | 1 | | |
28. | Во что одевались в старину. | 1 | | |
29. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: | 1 | | |
30. | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину | 1 | | |
| Секреты речи и текста продолжение | 3ч | | |
31. | Сравниваем тексты | 1 | | |
32 | Сопоставление текстов | 1 | | |
33 | Проект «Секреты речи». | 1 | | |
| Итого | 33ч | | |