Занятие 1:
Основные этапы организации исследовательской деятельности
Презентацию подготовила:
Брастовская Дина Юрьевна
Презентация подготовлена на основе материалов: статья «Научно-исследовательская работа в средней школе» (учитель физики Черняева Галина Николаевна МКОУ Добринская СОШ); презентация «Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом» (учитель биологии Антонова Ю.А., МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области); презентация «Требования к написанию и оформлению научных исследований и рефератов» (учитель истории Тупота О.М., ФГКОУ «СОШ №8», Севастополь).
Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
Севастополь
2016-17 учебный год
В настоящее время по всей России открыто большое число научно-исследовательских центров для молодёжи.
Есть такой центр и в Севастополе.
В нашей школе тоже возможно успешное осуществление научно-исследовательской работы. Для этого создано ШНОУ – школьное научное общество учащихся.
Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
Участие в работе ШНОУ помогает реализовать большой потенциал научно-исследовательских проектов и получить дополнительные знания, умения и навыки, параллельно закрепляя уже усвоенное.
- доступность каждому заинтересованному;
- самостоятельный выбор темы;
- выбор руководителя/куратора работы;
- «погружение» в тему: долгосрочность;
- приобретение навыков публичных выступлений…
Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
Не для школы, а для жизни учимся
/нон скола, сед вита дисц и мус/
ПЛАН-ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ:
- Вводное занятие: знакомство с составом ШНОУ, выбор тем проектов,
утверждение графика работы.
сентябрь
- Итоги года. Награждение победителей и участников исследовательских работ.
- Занятие 2: Гипотезы, цели проектов. Приёмы работы с
материалами работ
(Портфолио/Дневник проекта)
октябрь
май
- Представление готовых проектов на конференции / конкурсе «Горизонты науки».
ноябрь
2016/
2017
апрель
- Занятие 3: Первые практические наработки. Трудности, пути решения возникающих проблем.
декабрь
март
- Занятие 4: Представление чернового варианта работы. Подготовка к более детальной проработке проекта.
- Занятие 6: Визуализация проекта (творческое оформление)
Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
- январь
февраль
- Занятие 5: Обсуждение и утверждение текстовой части проекта. Подготовка «чистовика».
1. Знакомство с основами исследовательской деятельности:
- понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);
- методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);
- требованиями, предъявляемыми к оформлению
работы.
Гиперссылками в основном разделе можно не пользоваться в процессе демонстрации презентации. Они созданы для удобства навигации при самостоятельном изучении материалов.
2. Выбор и определение темы исследования.
- работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы - это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.
3. Работа с литературными источниками.
- учащиеся и кураторы составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.
4. Исследование.
- учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты.
5. Защита (анализ деятельности).
Ключевые понятия:
Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд) – замысел, план.
Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Исследовательский проект - высшая форма проектной деятельности школьников (учебная работа школьника в области научного способа познания )
- результат выполнения исследовательского проекта –
полученное учащимся новое для него
научное знание , а продукт – сам
исследовательский проект (текст).
Познание
- общественно-исторический
процесс творческой деятельности людей,
формирующий их знания, на основе которых
возникают цели и мотивы человеческих
действий; - это вид деятельности человека, в процессе
которого формируются его знания, на основе
чего строится поведение человека.
Способы познания: миф, религия, искусство, наука , философия.
Наука – это вид деятельности человека по получению новых
для всего человечества знаний, выраженных
в понятиях, теориях, законах. Признаки науки : объект и предмет
исследований, методы, научный язык,
теории, законы, понятия и др. Цикл научной деятельности : проблема,
гипотеза, теория.
Иконка – книга с лупой – гиперссылка в дополнительный словарь.
Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение учащимися обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. - специально организованная деятельность по решению учебных задач.
Система приёмов учебной деятельности совпадает с логической схемой процесса познания и структурой понятия (А.Ю. Либеров).
Вывод: цикл учебной деятельности
совпадает с микроциклом
познания.
Метод (от греч. meta «к» и odos «путь») - комплекс процессов, приводящих ум к определённому результату, способ достижения определённой цели.
Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания, является орудием получения научных фактов.
Методологическая основа исследования – совокупность приёмов, методов, принципов, при помощи которых осуществлялось исследование.
Методы исследования
Эмпирические
Теоретические
Тео́рия — рассмотрение, исследование — учение, система идей или принципов.
Специальные
Эмпири́зм , (опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания.
- методы конкретной науки (истории, математики, физики и др.)
- анализ
- синтез
- абстрагирование
- конкретизация
- идеализация
- индукция
- дедукция
- сравнение
- аналогия
- классификация
- моделирование
- обобщение
- наблюдение
- беседа
- оценка экспертов
- самооценка
- изучение педагогического опыта,
- опытная работа
- обследование
- эксперимент
Теоретические методы исследования
Анализ (от греческого слова analysis разложение, расчленение, разбор) – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, сведение данных к их признакам и элементам.
Анализ данных – совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных в целях формирования определённых представлений о характере явления, описываемого этими данными.
Анализ системный – научная процедура, в основе которой лежит принцип системности (системный подход), т.е. представление изучаемого объекта в виде системы.
Система (от греческого слова systema целое, состоящее из частей) – целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связанных друг с другом.
Теоретические методы исследования
Синтез (от греческого слова synthesis соединение, сочетание, составление) – мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.
Абстрагирование (от латинского слова abstractio отвлечение) – исследовательский метод, заключающийся в изолированном рассмотрении одного выделенного параметра без учета всех остальных.
Конкретизация (от латинского слова concretus густой, твёрдый, предметный, вещественный) – процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.
Идеализация (от французского слова ideal идея, совершенство) – проектирование идеального, с точки зрения исследователя, образа явления или процесса, то есть теоретической модели; применяется при выработке гипотез.
Сравнение – теоретический метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.
Аналогия (от греческого слова analogia соотношение, соразмерность, соответствие) – сходство различных предметов по определённым параметрам .
Теоретические методы исследования
Обобщение – заключение от частного к общему; одна из важнейших мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.
Индукция ( от латинского слова inductio наведение, побуждение) – мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов. (= рассуждения и выводы от частного к общему )
Дедукция (от латинского слова deductio выведение) – метод рационального познания, состоящий в извлечении необходимо выводимых следствий из совокупности исходных утверждений (посылок); логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли. (= рассуждения и выводы от общего к частному )
Классификация (от латинского слова classis разряд, группа) – операция, заключающаяся в группировании определённого количества фактов или
существ, обладающих общими характеристиками ;
систематическое распределение по различным
категориям.
Теоретический метод исследования, основанный на
упорядочении изучаемых объектов, фактов, явлений по
отношению друг к другу.
Теоретические методы исследования
Моделирование – материальное или идеальное (мысленное) создание искусственных систем, которые воссоздают определённые свойства изучаемых реальных объектов; теоретический метод исследования, предполагающий построение модели.
Эмпирические методы исследования
Экспертное оценивание (от латинского слова expertus опытный) – процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов.
Обследование – изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования.
Эксперимент (от латинского слова experimentum проба, опыт) – общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.
Беседа – эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.
Эмпирические методы исследования
Наблюдение – внимательное восприятие; наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.
Специальные методы исследования
Описательный метод – последовательное описание выбранного материала, систематизируя его в соответствии с поставленной исследовательской задачей. Является наиболее широко применяющимся в естественных и гуманитарных науках.
Структурно-описательный метод – описание с учётом структуры объекта. Описательно-функциональный – описание с учётом функций объекта.
Историко-типологический метод – метод, направленный на выявление в
пространственном, временном или ином отношении
однородных социальных (исторических, культурных и т.д.)
объектов и объединении их в группы (типы), обладающие
общим признаком (или совокупностью признаков) и тем
отличающихся от объектов других групп (типов).
Метод предполагает анализ – выделение существенных
признаков объекта и синтез – объединение объектов с
общими признаками в один тип.
Логические части исследовательского проекта:
На слайд 10
Введение - методологические характеристики исследования: актуальность, проблема, объект
и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания.
Основная часть - основное содержание проекта. - Теоретическая часть - анализ литературы по проблеме исследования. - Практическая часть - описание и результаты наблюдений, опытов, экспериментов, опросов и т.п.
Заключение - Какой теме, проблеме было посвящено исследование? - Каковы были цель и задачи исследования? Выполнены ли они? - Какое новое знание было получено? (Что нового вы узнали? Чему научились?) - Каковы перспективы дальнейших исследований?
Библиография - не только название раздела
исследовательского проекта, но и вид научной
деятельности. - школьные учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений.
Приложения - словарь, рисунки, фотографии, географические карты, большие таблицы, графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д.