СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

1. Основные этапы организации исследовательской деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из-за использованного мной специфического шрифта могут быть "перекосы" в презентации 

Презентация подготовлена на основе материалов: статья «Научно-исследовательская работа в средней школе» (учитель физики Черняева Галина Николаевна МКОУ Добринская СОШ); презентация «Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом» (учитель биологии Антонова Ю.А., МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области); презентация  «Требования к написанию и оформлению научных исследований и рефератов» (учитель истории Тупота О.М., ФГКОУ «СОШ №8», Севастополь).

Просмотр содержимого документа
«1. Основные этапы организации исследовательской деятельности»

Занятие 1:

Основные этапы организации исследовательской деятельности

Презентацию подготовила:

Брастовская Дина Юрьевна

Презентация подготовлена на основе материалов: статья «Научно-исследовательская работа в средней школе» (учитель физики Черняева Галина Николаевна МКОУ Добринская СОШ); презентация «Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом» (учитель биологии Антонова Ю.А., МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области); презентация «Требования к написанию и оформлению научных исследований и рефератов» (учитель истории Тупота О.М., ФГКОУ «СОШ №8», Севастополь).

Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области

Севастополь

2016-17 учебный год

В настоящее время по всей России открыто большое число научно-исследовательских центров для молодёжи. Есть такой центр и в Севастополе. В нашей школе тоже возможно успешное осуществление научно-исследовательской работы. Для этого создано ШНОУ – школьное научное общество учащихся. Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области   Участие в работе ШНОУ помогает реализовать большой потенциал научно-исследовательских проектов и получить дополнительные знания, умения и навыки, параллельно закрепляя уже усвоенное.

В настоящее время по всей России открыто большое число научно-исследовательских центров для молодёжи.

Есть такой центр и в Севастополе.

В нашей школе тоже возможно успешное осуществление научно-исследовательской работы. Для этого создано ШНОУ – школьное научное общество учащихся.

Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области

Участие в работе ШНОУ помогает реализовать большой потенциал научно-исследовательских проектов и получить дополнительные знания, умения и навыки, параллельно закрепляя уже усвоенное.

доступность каждому заинтересованному; самостоятельный выбор темы; выбор руководителя/куратора работы; «погружение» в тему: долгосрочность;  приобретение навыков публичных выступлений… Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области   Не для школы, а для жизни учимся  /нон скола, сед вита дисц и мус/
  • доступность каждому заинтересованному;
  • самостоятельный выбор темы;
  • выбор руководителя/куратора работы;
  • «погружение» в тему: долгосрочность;
  • приобретение навыков публичных выступлений…

Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области

Не для школы, а для жизни учимся

/нон скола, сед вита дисц и мус/

ПЛАН-ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ:

  • Вводное занятие: знакомство с составом ШНОУ, выбор тем проектов,

утверждение графика работы.

сентябрь

  • Итоги года. Награждение победителей и участников исследовательских работ.
  • Занятие 2: Гипотезы, цели проектов. Приёмы работы с

материалами работ

(Портфолио/Дневник проекта)

октябрь

май

  • Представление готовых проектов на конференции / конкурсе «Горизонты науки».

ноябрь

2016/

2017

апрель

  • Занятие 3: Первые практические наработки. Трудности, пути решения возникающих проблем.

декабрь

март

  • Занятие 4: Представление чернового варианта работы. Подготовка к более детальной проработке проекта.
  • Занятие 6: Визуализация проекта (творческое оформление)

Презентация подготовлена на основе материалов статьи «Научно-исследовательская работа в средней школе.» Черняева Галина Николаевна Учитель физики МКОУ Добринская СОШ и презентации « Особенности проектно-исследовательской деятельности в средней школе. Организация работы над исследовательским проектом Выступление на педагогическом совете Антоновой Ю.А., учителя биологии МАОУ «Кваркенская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области

- январь

февраль

  • Занятие 5: Обсуждение и утверждение текстовой части проекта. Подготовка «чистовика».

1. Знакомство с основами исследовательской деятельности: - понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования); - методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа); требованиями, предъявляемыми к оформлению  работы. Гиперссылками в основном разделе можно не пользоваться в процессе демонстрации презентации. Они созданы для удобства навигации при самостоятельном изучении материалов.

1. Знакомство с основами исследовательской деятельности:

- понятийным аппаратом (направление и актуальность, тема и проблема, предмет и объект, гипотеза, цель, задачи: новизна и значимость, теоретическая основа и база исследования);

- методами исследования (теоретические методы: анализ и синтез, сравнение обобщение, классификация, моделирование, аналогия, абстрагирование и т.д.; эмпирические методы; наблюдение, эксперимент, беседа);

  • требованиями, предъявляемыми к оформлению

работы.

Гиперссылками в основном разделе можно не пользоваться в процессе демонстрации презентации. Они созданы для удобства навигации при самостоятельном изучении материалов.

2. Выбор и определение темы исследования. - работа над исследовательским проектом начинается с  выбора темы  - это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.  3. Работа с литературными источниками. - учащиеся и кураторы составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал. 4. Исследование. - учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты. 5. Защита (анализ деятельности).

2. Выбор и определение темы исследования.

- работа над исследовательским проектом начинается с  выбора темы  - это очень сложная часть работы, т.к. от правильно выбранной темы зависит вся работа.

3. Работа с литературными источниками.

- учащиеся и кураторы составляют список литературы по исследуемому вопросу; изучают теорию и историю проблемы по литературным источникам; осмысляют собранный материал.

4. Исследование.

- учащиеся выделяют задачи исследования, выдвигают гипотезы и проверяют их, проводя теоретические или экспериментальные исследования; обрабатывают полученные результаты.

5. Защита (анализ деятельности).

Ключевые понятия: Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд) – замысел, план. Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Исследовательский проект - высшая форма проектной деятельности школьников (учебная работа школьника в области научного способа познания )   - результат выполнения исследовательского проекта –  полученное учащимся новое для него  научное знание , а продукт – сам  исследовательский проект (текст).

Ключевые понятия:

Проект (от лат. projectus – брошенный вперёд) – замысел, план.

Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Исследовательский проект - высшая форма проектной деятельности школьников (учебная работа школьника в области научного способа познания )

- результат выполнения исследовательского проекта –

полученное учащимся новое для него

научное знание , а продукт – сам

исследовательский проект (текст).

Познание   - общественно-исторический  процесс творческой деятельности людей,  формирующий их знания, на основе которых  возникают цели и мотивы человеческих  действий;  - это вид деятельности человека, в процессе которого формируются его знания, на основе чего строится поведение человека.   Способы познания: миф, религия, искусство, наука , философия.   Наука – это вид деятельности человека по получению новых  для всего человечества знаний, выраженных  в понятиях, теориях, законах.   Признаки науки : объект и предмет  исследований, методы, научный язык,  теории, законы, понятия и др.   Цикл научной деятельности : проблема,  гипотеза, теория.   Иконка – книга с лупой – гиперссылка в дополнительный словарь.

Познание

- общественно-исторический

процесс творческой деятельности людей,

формирующий их знания, на основе которых

возникают цели и мотивы человеческих

действий; - это вид деятельности человека, в процессе

которого формируются его знания, на основе

чего строится поведение человека.

Способы познания: миф, религия, искусство, наука , философия.

Наука – это вид деятельности человека по получению новых

для всего человечества знаний, выраженных

в понятиях, теориях, законах. Признаки науки : объект и предмет

исследований, методы, научный язык,

теории, законы, понятия и др. Цикл научной деятельности : проблема,

гипотеза, теория.

Иконка – книга с лупой – гиперссылка в дополнительный словарь.

Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение учащимися обобщёнными способами действий в сфере научных понятий.  - специально организованная деятельность по решению учебных задач.    Система приёмов учебной деятельности совпадает с логической схемой процесса познания и структурой понятия (А.Ю. Либеров).   Вывод: цикл учебной деятельности совпадает с микроциклом  познания.

Учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение учащимися обобщёнными способами действий в сфере научных понятий. - специально организованная деятельность по решению учебных задач.

Система приёмов учебной деятельности совпадает с логической схемой процесса познания и структурой понятия (А.Ю. Либеров).

Вывод: цикл учебной деятельности

совпадает с микроциклом

познания.

Метод (от греч. meta «к» и odos «путь») - комплекс процессов, приводящих ум к определённому результату, способ достижения определённой цели. Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания, является орудием получения научных фактов. Методологическая основа исследования – совокупность приёмов, методов, принципов, при помощи которых осуществлялось исследование.

Метод (от греч. meta «к» и odos «путь») - комплекс процессов, приводящих ум к определённому результату, способ достижения определённой цели.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового знания, является орудием получения научных фактов.

Методологическая основа исследования – совокупность приёмов, методов, принципов, при помощи которых осуществлялось исследование.

Методы исследования Эмпирические Теоретические Тео́рия   — рассмотрение, исследование — учение, система идей или принципов. Специальные Эмпири́зм ,  (опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания. - методы конкретной науки (истории, математики, физики и др.) анализ синтез абстрагирование конкретизация идеализация индукция дедукция сравнение аналогия классификация моделирование обобщение наблюдение беседа оценка экспертов самооценка изучение педагогического опыта, опытная работа обследование эксперимент

Методы исследования

Эмпирические

Теоретические

Тео́рия   — рассмотрение, исследование — учение, система идей или принципов.

Специальные

Эмпири́зм ,  (опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания.

- методы конкретной науки (истории, математики, физики и др.)

  • анализ
  • синтез
  • абстрагирование
  • конкретизация
  • идеализация
  • индукция
  • дедукция
  • сравнение
  • аналогия
  • классификация
  • моделирование
  • обобщение
  • наблюдение
  • беседа
  • оценка экспертов
  • самооценка
  • изучение педагогического опыта,
  • опытная работа
  • обследование
  • эксперимент
Теоретические методы исследования Анализ  (от греческого слова analysis  разложение, расчленение, разбор) – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, сведение данных к их признакам и элементам. Анализ данных – совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных в целях формирования определённых представлений о характере явления, описываемого этими данными. Анализ системный – научная процедура, в основе которой лежит принцип системности (системный подход), т.е. представление изучаемого объекта в виде системы. Система (от греческого слова systema  целое, состоящее из частей) – целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связанных друг с другом.

Теоретические методы исследования

Анализ (от греческого слова analysis разложение, расчленение, разбор) – метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, сведение данных к их признакам и элементам.

Анализ данных – совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных в целях формирования определённых представлений о характере явления, описываемого этими данными.

Анализ системный – научная процедура, в основе которой лежит принцип системности (системный подход), т.е. представление изучаемого объекта в виде системы.

Система (от греческого слова systema целое, состоящее из частей) – целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связанных друг с другом.

Теоретические методы исследования

Синтез (от греческого слова synthesis соединение, сочетание, составление) – мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.

Абстрагирование (от латинского слова abstractio отвлечение) – исследовательский метод, заключающийся в изолированном рассмотрении одного выделенного параметра без учета всех остальных.

Конкретизация (от латинского слова concretus густой, твёрдый, предметный, вещественный) – процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.

Идеализация (от французского слова ideal идея, совершенство) – проектирование идеального, с точки зрения исследователя, образа явления или процесса, то есть теоретической модели; применяется при выработке гипотез.

Сравнение – теоретический метод, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.

Аналогия (от греческого слова analogia соотношение, соразмерность, соответствие) – сходство различных предметов по определённым параметрам .

Теоретические методы исследования Обобщение – заключение от частного к общему; одна из важнейших мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений. Индукция  ( от латинского слова inductio наведение, побуждение) – мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов. (= рассуждения и выводы от частного к общему ) Дедукция  (от латинского слова deductio выведение) – метод рационального познания, состоящий в извлечении необходимо выводимых следствий из совокупности исходных утверждений (посылок); логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли. (= рассуждения и выводы от общего к частному ) Классификация  (от латинского слова classis разряд, группа) – операция, заключающаяся в группировании определённого количества фактов или  существ, обладающих общими характеристиками ;  систематическое распределение по различным  категориям.  Теоретический метод исследования, основанный на  упорядочении изучаемых объектов, фактов, явлений по  отношению друг к другу.

Теоретические методы исследования

Обобщение – заключение от частного к общему; одна из важнейших мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

Индукция ( от латинского слова inductio наведение, побуждение) – мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов. (= рассуждения и выводы от частного к общему )

Дедукция (от латинского слова deductio выведение) – метод рационального познания, состоящий в извлечении необходимо выводимых следствий из совокупности исходных утверждений (посылок); логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли. (= рассуждения и выводы от общего к частному )

Классификация (от латинского слова classis разряд, группа) – операция, заключающаяся в группировании определённого количества фактов или

существ, обладающих общими характеристиками ;

систематическое распределение по различным

категориям.

Теоретический метод исследования, основанный на

упорядочении изучаемых объектов, фактов, явлений по

отношению друг к другу.

Теоретические методы исследования Моделирование – материальное или идеальное (мысленное) создание искусственных систем, которые воссоздают определённые свойства изучаемых реальных объектов; теоретический метод исследования, предполагающий построение модели. Эмпирические методы исследования Экспертное оценивание (от латинского слова expertus опытный) – процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Обследование – изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования. Эксперимент  (от латинского слова experimentum проба, опыт) – общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях. Беседа – эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Теоретические методы исследования

Моделирование – материальное или идеальное (мысленное) создание искусственных систем, которые воссоздают определённые свойства изучаемых реальных объектов; теоретический метод исследования, предполагающий построение модели.

Эмпирические методы исследования

Экспертное оценивание (от латинского слова expertus опытный) – процедура получения оценки проблемы на основе группового мнения специалистов (экспертов). Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов.

Обследование – изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования.

Эксперимент (от латинского слова experimentum проба, опыт) – общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.

Беседа – эмпирический метод, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Эмпирические методы исследования Наблюдение  – внимательное восприятие; наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия. Специальные методы исследования Описательный метод  – последовательное описание выбранного материала, систематизируя его в соответствии с поставленной исследовательской задачей. Является наиболее широко применяющимся в естественных и гуманитарных науках. Структурно-описательный метод – описание с учётом структуры объекта. Описательно-функциональный – описание с учётом функций объекта. Историко-типологический метод  – метод, направленный на выявление в  пространственном, временном или ином отношении  однородных социальных (исторических, культурных и т.д.)  объектов и объединении их в группы (типы), обладающие  общим признаком (или совокупностью признаков) и тем  отличающихся от объектов других групп (типов).  Метод предполагает анализ – выделение существенных  признаков объекта и синтез – объединение объектов с  общими признаками в один тип.

Эмпирические методы исследования

Наблюдение – внимательное восприятие; наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.

Специальные методы исследования

Описательный метод – последовательное описание выбранного материала, систематизируя его в соответствии с поставленной исследовательской задачей. Является наиболее широко применяющимся в естественных и гуманитарных науках.

Структурно-описательный метод – описание с учётом структуры объекта. Описательно-функциональный – описание с учётом функций объекта.

Историко-типологический метод – метод, направленный на выявление в

пространственном, временном или ином отношении

однородных социальных (исторических, культурных и т.д.)

объектов и объединении их в группы (типы), обладающие

общим признаком (или совокупностью признаков) и тем

отличающихся от объектов других групп (типов).

Метод предполагает анализ – выделение существенных

признаков объекта и синтез – объединение объектов с

общими признаками в один тип.

Логические части исследовательского проекта: На слайд 10

Логические части исследовательского проекта:

На слайд 10

 Введение - методологические характеристики  исследования: актуальность, проблема, объект  и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания. Основная часть  - основное содержание проекта.  - Теоретическая часть - анализ литературы по проблеме исследования.  - Практическая часть - описание и результаты  наблюдений, опытов, экспериментов, опросов и т.п. Заключение  - Какой теме, проблеме было посвящено исследование?  - Каковы были цель и задачи исследования?  Выполнены ли они?  - Какое новое знание было получено? (Что  нового вы узнали? Чему научились?)  - Каковы перспективы дальнейших  исследований?

Введение - методологические характеристики исследования: актуальность, проблема, объект

и предмет исследования, тема, цель, задачи, гипотеза, методы, новизна, теоретические основания.

Основная часть - основное содержание проекта. - Теоретическая часть - анализ литературы по проблеме исследования. - Практическая часть - описание и результаты наблюдений, опытов, экспериментов, опросов и т.п.

Заключение - Какой теме, проблеме было посвящено исследование? - Каковы были цель и задачи исследования? Выполнены ли они? - Какое новое знание было получено? (Что нового вы узнали? Чему научились?) - Каковы перспективы дальнейших исследований?

 Библиография - не только название раздела  исследовательского проекта, но и вид научной  деятельности.  - школьные учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений. Приложения - словарь, рисунки, фотографии,  географические карты, большие таблицы,  графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д.

Библиография - не только название раздела

исследовательского проекта, но и вид научной

деятельности. - школьные учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений.

Приложения - словарь, рисунки, фотографии, географические карты, большие таблицы, графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!