Классный час
«1 сентября – День знаний» (5-й класс)
Разработала: классный руководитель Хайдукова И.А
Тема: «Урок успеха: моя будущая профессия».
Цели: 1) познакомиться с обучающимися; сформировать у них положительную оценку своего
классного коллектива; установить благоприятный психологический микроклимат в классе.
2) - расширения представления о разнообразии профессий;
3) Познакомить учащимся с некоторыми факторами, влияющими на выбор профессии. Расширить знания о профессиях.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Учёба! Здравствуй! Школа, здравствуй!
Идём за знаньями в поход!
Сегодня праздник, школьный праздник!
Встречаем мы учебный год!
Классный руководитель. После летних каникул вы вновь собрались в стенах этой школы.
Дорогие пятиклассники, поздравляю вас с началом нового учебного года.
Сегодня вы перешагнули порог старшей школы и стали учениками 5 класса.
А я, перешагнув школьный порог в этом учебном году, стала вашим классным
руководителем. Меня зовут (имя, отчество, фамилия). Впереди у нас долгие годы
совместной жизни. А сегодня мы празднуем день рождения нашего 5-А класса.
Я надеюсь, что этот 5 в класс будет здоровым, дружным и сплоченным. Нас ждет много
интересных дел. Но главное наше дело - это создать и сберечь наш коллектив, чтобы
каждый чувствовал себя в нем уверенно, надежно и удобно.
В 5 классе вас ждут новые предметы, новые учителя.
Не всегда будет легко, не все будет получаться.
Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя.
А что же вас ждет в пятом классе?
Парта ждет тебя, во-первых,
Ждут уроки, ждут друзья!
Будет в школе не до лени.
Без труда, друзья, нельзя!
Здесь ты в новую страну
Дел и Знаний и Умений
Путешествие начнешь.
Много важного поймешь!
Ждут тебя пятерки в школе.
Ждет тебя твой пятый класс!
Конечно же у вас появятся новые предметы, новые учителя, и, соответственно, новые
требования к ним.
А сейчас вы мне сами постараетесь назвать те предметы, которые вас ждут:
Нужная наука, для ума гимнастика, нас научит думать …..(математика)
Грамотным будет любой ученик, если он знает ….(русский язык)
Хочешь ездить по разным странам, нужно знать язык ….(иностранный)
Книжки полюбим, повысим культуру мы на уроках ….(литературы)
Укрепит мускулатуру всем ребятам…..(физкультура)
Чтоб найти таланты у вас вокальные, вам нужны уроки …( музыкальные)
Картины, краски, высокие чувства – этому учит …(изобразительное искусство)
Мастерить работать с увлеченьем – для этого нужно …(трудовое обучение)
Далекое прошлое, древние территории – это изучает наука ….( история)
Быть гражданином научит ….(обществознание)
Знать и любить природу научит …(биология)
В мир компьютерной грамматики нас ведут уроки ….(информатики)
Равнины, горы и моря - - это изучает... (география)
Игра «Рецепт приготовления 5-го класса»
У. Знакомо ли вам слово «рецепт»? Что оно означает?
Рецепт - это состав продуктов, которые необходимы для приготовления вкусного и незабываемого блюда. Приведите мне, пожалуйста, рецепт вкусного супа.
Как вы думаете, можно ли слово «рецепт» использовать применительно к классу?
Каким должен быть рецепт дружного класса?
Давайте попробуем составить рецепт нашего класса.
На доске в хаотичном порядке расположены слова: доброта, дружба, озорство, любознательность, смелость, интерес, ответственность/взять, добавить, приправить, размешать, влить, остудить, украсить.
Звучит музыка, дети записывают рецепт. Желающие зачитывают.
Рецепт может быть таким:
Взять большой класс, добавить доброты и дружбы, приправить ответственностью, влить любознательности, остудить озорство, украсить смелостью и ответственностью.
Отправляясь в школу, вы складываете в портфель не только ученики, но и другие школьные принадлежности. Вы все знаете, что дети часто забывают что-то дома или приносят совсем не те вещи. Чтобы такого не случилось с вами в этом ученом году, необходимо быть очень внимательными. Сейчас я проверю ваше внимание. Представьте, что у вас в портфеле лежат вещи, которые я вам перечислю в быстром темпе. Вы внимательно слушайте и скажите мне, что лишнее. Перечисляю только один раз.
/линейка, дневник, молоток, пенал, ручка, клей, гвоздь, тетрадь, альбом, мячик, треугольник, краски, ваза, ластик, двойки/
Клятва пятиклассников.
Клянёмся! Никогда не ходить в школу…с невыученными уроками. Клянемся!
Клянёмся! Никогда не носить сменную обувь…в одном пакете с бутербродами. Клянемся!
Клянёмся! Никогда не решать задачи,…списывая их у соседа. Клянемся!
Клянёмся! Никогда не открывать учебники…грязными руками. Клянемся!
Клянёмся! Никогда не заканчивать четверть…с плохими оценками. Клянемся!
или
Избрали мы тропу ученья,
Благослови нас, наша Русь!
Гранит науки, несомненно,
Я разгрызу! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!
И, как великий Ломоносов,
Любви учителя добьюсь.
С науки мраморных утёсов
Я не сорвусь! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!
Про кодекс чести не забуду,
Ведь он – основа всех основ,
Порядочным и честным буду,
Всегда готов! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!
Клянемся, перед всеми, стараться здоровыми быть!
В школу нашу исправно ходить!
КЛЯНЕМСЯ!
В 1. Клянемся писать и читать прилично
В портфеле носить «хорошо» и «отлично».
КЛЯНЕМСЯ!
В 2 Клянемся в том, что будем очень стараться
С друзьями впредь больше не драться!
КЛЯНЕМСЯ!
В 1. Клянемся учениками воспитанными быть,
Не бегать по школе, а шагом ходить!
КЛЯНЕМСЯ!
В 2. - Клянитесь достойно пронести звание « 5классник»
до конца учебного года.
Клянёмся здесь мы троекратно:
Честью школы дорожить!
Клянёмся искренне и честно
Гордостью её и славой быть!
КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!!!
Ведущий 1.
Клятва эта не пустяк,
Будет так и только так!
Загадки, которые вы сейчас отгадаете, помогут нам определить тему нашего 2 урока.
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец) [1]
- Назовите одним словом ваши ответы. (Профессии)
2. Определение темы урока.
- Определите тему урока. Профессии.
В мире существует более 50 тысяч профессий.
Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» - старшеклассники не всегда могут ответить.
Выбирающий профессию подобен Ивану-царевичу, подъехавшему на коне к пересечению трех дорог, на котором стоит камень с указанием направлений. Но ваша задача гораздо сложнее, так как, во-первых, направлений и дорог на каждом из ваших перекрестков могут быть десятки, а во-вторых, в отличие от сказочного героя, довольно сложно предсказать, что ждет вас впереди, чем вы рискуете и что можете выиграть, двигаясь в направлении выбранной профессии.
Поэтому, к профессиональному выбору надо относиться очень серьезно и ответственно.
2. Актуализация знаний. Усвоение новых знаний.
Для выбирающего профессию очень важно знать основы выбора профессии, собирать информацию о профессиях, путях их получения, пробовать себя в разных направлениях деятельности. Сегодня у нас есть возможность начать разговор о выборе профессии.
Предлагаю послушать притчу.
Цвели рядышком два деревца: молодых и красивых. Вечерами они шептали о судьбе.
Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. - У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первым буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные…
Нет, - говорило другое, - расти страшно. Зимой морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке…
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро сломали и выкинули. Где-то во дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж – спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них – то, что было когда-то первым деревцем, - расскажет, что вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.
Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.
Поэтому очень важно уметь ставить правильные цели в жизни.
Почему Вы скажете, мы говорим с вами о выборе профессии так рано. Еще учиться и учиться. Потому что нужно делать все вовремя. А еще нужно уметь выбирать профессию. Для этого есть особая формула. Сегодня мы с вами с ней познакомимся.
Формула выбора профессии
Сделать правильный выбор – значит найти профессию, которая учитывает 3 параметра:
«Хочу» - это Ваши интересы и склонности. Это те занятия, которые Вы делаете с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время).
«Могу» - это Ваши возможности. Разные профессии требуют от человека определенных:
личностных качеств,
способностей,
знаний и умений.
При выборе профессии важно учесть также состояние здоровья (позволит ли оно учиться и работать по интересующей профессии).
«Надо» - востребованность профессии. Это знание о перспективных видах деятельности, новых профессиях, а также о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии.
Сейчас мы с вами совершим экскурс в мир профессий и расширим свои познания. Наше путешествие называется «Профессии от «А» до «Я»
-Отгадайте, о ком пословица?
Куй железо, пока горячо. ( Кузнец.)
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. ( Рыбак.)
Не игла шьёт, а руки. ( Швея.)
Не бравшись за топор, избы не срубишь. ( Плотник.)
Корова черна, да молоко у неё бело. ( Доярка.)
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится. ( Хлебороб.)
На охоту ехать – собак кормить. ( Охотник.)
Цыплят по осени считают. ( Птичница.)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Доктор)
Коз, коров зовет, скликает,
В свой витой рожок играет.
Отгадать здесь будет надо,
Кто пасет овечье стадо. (Пастух)
Встаю я очень рано, ведь моя забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Шофер)
Ведет он классно самолет,
Безопасен с ним полет,
Настоящий ас …. (Пилот)
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(Артист)
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.
(Фотограф)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (Строители)
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Скорее, кто же мы? (Пожарные)
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
Кто учит детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать? (Учитель)
Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность.
требует специальной подготовки, обучения
практикуется человеком регулярно
служит источником средств к существованию
-Молодцы, профессий знаете много, но как же среди такого большого количества вариантов выбрать только одну, которая будет приносить и пользу, и удовольствие, и деньги? Выбрать себе профессию по душе – дело не простое, но у вас еще есть время продумать, о том, кем вы будете, когда вырастите. Я знаю о том, что вам хочется поскорее вырасти, стать сильными, получить профессию. И хотя выбирать придется еще не скоро, уже сейчас вы можете готовиться к этому выбору. Как?
(в парах, дети делятся ответами)
- собирай информацию о профессиях;
- наблюдай за трудом взрослых в жизни;
- посещай специальные музеи, в которых можешь "прикоснуться" к профессиям,
- пробуй себя в разных видах деятельности, чтобы понять, что тебе больше всего нравится делать;
- и, самое главное, учись! Ведь школа - это первый шаг в любую профессию.
Игра «Да, нет». Я прочту стихотворение, а вы ответьте на поставленные
вопросы словами: да, нет. Быстрая в городе езда? (Да)
Правила знаешь движения? (Да)
Вот в светофоре горит красный свет,
Можно идти через улицу? (Нет)
Ну, а зелёный горит, вот тогда
Можно идти через улицу? (Да)
Сел в троллейбус, но не взял билет.
Так поступать полагается? (Нет)
Старушка преклонные очень года,
Ты место уступишь ей в транспорте? (Да)
Лентяю, ты подскажешь ответ,
Что ж ты поможешь ему? (Нет)
А сейчас для вас прозвучит указ – напутствие:
Читаю указ!
Написан для вас!
Писано - переписано.
После Сеньки Денисова.
Писал Макарко
Чёрным огарком
В бане на двери.
Слушай, не вертись,
Уму - разуму учись!
Все с сегодняшнего дня
В школу допускаются!
Все уроки, как всегда,
В восемь начинаются!
И большим, и маленьким,
С веснушками и без
Приказано учиться,
Стараться, не лениться,
Чтоб было чем гордиться!
Всем! Всем! Всем!
Сразу после лета,
Хотите, вы иль нет,
Мальчишкам и девицам -
Всем пора учиться.
Прогоните скуку прочь,
Спрячьте под подушки
И держите круглый год
Ушки на макушке!
Станция «Безопасная».
Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)
Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем)
Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед)
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)
На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)
Личный транспорт Бабы – Яги? (Ступа)
На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (Поезд)
На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)
На чём катался Кай? (На санках)
Игра “Разрешается – запрещается”
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
Викторина “Зелёный огонёк”
- Как называется дорожка для пешеходов? _____________________________
- Что означает красный, жёлтый, зелёный сигнал светофора?
_____________________________________________________________
- Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?
_____________________________________________________________
- Где можно переходить улицу?__________________________________
_____________________________________________________________
- Можно ли играть на мостовой?_________________________________
- Почему запрещается цепляться за грузовые машины и их прицепы?
_____________________________________________________________
- Где должен останавливаться пешеход, не успевший закончить переход?____________________________________________________
(на островке безопасности)