-
Урок математики в 3-м классе по теме "Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника"
Тема урока: «Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника».
Цели урока:
• закрепить умения детей решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника;
• совершенствовать вычислительные навыки, познакомить учащихся со старинными мерами длины;
• развивать логическое мышление учащихся, их кругозор, речь;
• воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: мультимедийный проектор, информационный экран, презентация к уроку, карточки для учащихся.
ХОД УРОКА
1. Орг.момент
2. Постановка темы урока
– Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие. Хотите узнать куда? Вот вам загадка, разгадка да семь верст правды.
Ты же у меня с вершок,
А ума то с горшок,
На сажень сквозь землю видишь,
Не то, что я на аршин бороды
Да ума на пядь.
– Догадались, куда нам придется сегодня отправиться? (в далекое прошлое, а точнее в Древнюю Русь)
3. Устный счет
– Куда именно мы отправимся, вы сейчас узнаете.
– Найдите значение числовых выражений и отгадайте слова.
(Учащиеся отгадывают слова)
– Мы отправляемся в древнерусскую деревню.
4. Работа по теме урока
– Русские умельцы одним топором да нехитрым инструментом могли срубить дома. И в старину говорили не «построить» дом, а «срубить».
– А сейчас я предлагаю узнать, сколько необходимо бревен, чтобы построить избу.
– Решив задачу, вы узнаете площадь такой избы.
Периметр избы равен 18 м, ее ширина равна 4 м. Найдите площадь этой избы. (20 м2)
– Если сейчас войдем в избу, что мы там увидим?
(Ответы учащихся)
– В избах стояли лавки, скамьи, на которых спали, простой деревянный стол, сундуки для хранения вещей. В каждом доме на самом видном месте висела икона. Когда в дом входил гость, он прежде всего искал глазами икону, крестился, а уж потом здоровался с хозяином.
– Решим следующую задачу.
Если площадь избы 16 м2, 1/4 часть избы занимала печь, то сколько квадратных метров оставалось для размещения людей? (12 м2)
На этой площади в среднем жили пять человек, и никто не жаловался на тесноту. А зимой, в лютые морозы, хозяева брали в избу молодых животных, чтобы те не замерзли. Вот так и жили. Какая пословица подходит к сказанному? (В тесноте, да не в обиде.)
5. Физкультминутка
Как у дедушки Егора
Вот такая голова...
(Дети описывая руками большой круг вокруг головы.)
Как у дедушки Егора
Вот такая борода...
(Действия руками от подбородка до пояса.)
Как у дедушки Егора
Вот такие валенки...
(Показывают поочередно ноги.)
Как у дедушки Егора
Вот такие валенки,
Ну а сам он маленький.
(Дети присели.)
6. Самостоятельная работа
1) А сейчас мы с вами из избы отправимся во двор, и что же мы с вами там увидим? (хлев, курятник, конюшню, овин, клеть)
Решите самостоятельно по вариантам следующие задачи:
2) Что выращивали на огороде в Древней Руси? (Капусту, морковь, горох, лук, репу, редьку, тыкву, свеклу)
– Что не росло на грядке? (Картофель, помидоры)
– Решите задачу
Длина прямоугольной грядки 100 дм, ширина 30 дм. На 1/5 части всей площади посажен лук, а на остальной площади – горох. Чему равна площадь грядки, засаженная горохом? (2400 дм2)
– Переведите 2400 дм2 в м2.
– Какие еще единицы измерения площади вы знаете?
7. Знакомство со старинными мерами длины
– До ближайшего населенного пункта от нашей деревни 1 верста. Кто знает, что это за расстояние? (1067 м)
– Мы на уроке уже встречались с этой мерой длины. Кто помнит где? (В начале урока в стихотворении)
– Пришла пора узнать, что означают слова аршин, вершок, сажень, пядь.
1 верста = 1067 м
1 сажень = 3 аршина = 2,13 метра
1 аршин = 71,12 см
1 пядь = 4 вершка = 17,78 см
1 вершок = 4,44 см
8. Тест
по теме «Площадь и периметр прямоугольника»
1 вариант
1. Продолжи
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо ________________________________
Чтобы найти периметр квадрата, надо _____________________________________
2. Периметр прямоугольника 24 см, а ширина 4 см. Укажи площадь этого прямоугольника.
а) 12 см б) 32 см²
в) 12 см² г) 32 см
3. Укажи площадь квадрата, если сумма длин всех сторон этого квадрата равна 24 см.
а) 96 см б) 96 см²
в) 36 см г) 36 см²
4. Во сколько раз 1 м² больше 1 дм²?
а) в 10 раз б) в 1000 раз
в) в 100 раз г) в 50 раз
5. Площадь прямоугольника равна 16 cм², если длина и ширина равны:
а) 2 см и 8 см г) 1 см и 16 см
б) 10 см и 6 см д) 4 см и 4 см
в) 12 см и 4 см е) 13 см и 3 см
2 вариант
1. Продолжи: Чтобы найти площадь квадрата, надо ______________________________________
Чтобы найти периметр прямоугольника, надо _______________________________
2. Периметр прямоугольника 20 см, а ширина 4 см. Укажи площадь этого прямоугольника.
а) 9 см² б) 25 см²
в) 24 см² г) 5 см
3. Укажи площадь квадрата, если сумма длин всех сторон этого квадрата равна 20 см.
а) 80 см б) 80 см²
в) 25 см г) 25 см²
4. Во сколько раз 1 дм² больше 1 см²?
а) в 10 раз б) в 1000 раз
в) в 100 раз г) в 50 раз
5. Площадь прямоугольника равна 24 cм², если длина и ширина равны:
а) 4 см и 6 см г) 12 см и 2 см
б) 20 см и 4 см д) 8 см и 3 см
в) 12 см и 12 см е) 1 см и 24 см
9. Подведение итогов урока
– Продолжите фразу:
1. Я знаю, что …
2. Я понял, что …
3. Мне понравилось …
4. Было трудно …
10. Домашнее задание
Составьте задачу на нахождение площади или периметра, используя старинные меры длины.