Четыре вида трезвучия.
Мажорное трезвучие (Б53) – б.3+м.3
Минорное трезвучие (М53) – м.3+б.3
Увеличенное трезвучие (Ув.53) – б.3+б.3
Уменьшенное трезвучие (Ум.53) – м.3+м.3
-
Проиграть на фортепиано, спеть и проанализировать интервальный состав аккордов.
-
Построить аккорды от звуков Ля, Си, До-диез, Ми-бемоль.
Тритоны на ступенях мажора и минора
Увеличенная кварта (ув.4) строится на IV ступени мажора и на VI ступени натурального минора.
Уменьшенная квинта (ум.5) строится на VII ступени мажора и на II ступени натурального минора.
-
Сыграйте и спойте тритоны, данные в примерах. Определите принцип, по которому они разрешаются в устойчивые ступени.
-
Построить тритоны в Фа мажоре, Ре миноре, Соль Мажоре и Ми миноре. Сыграть и спеть.
Домашнее задание:
-
Петь пройденные номера наизусть (№ 385, 356, 4 а, 407, 379, 355, 383 и номер под буквой Г). Смотреть приложение.
-
Стучать ритмические партитуры (смотреть приложение).
-
Повторять теоретические понятия: главные трезвучия с обращениями, интервалы, тритоны, четыре вида трезвучия, ритмические формулы, размер 6/8, знаки в тональностях.
Приложение:
Билет №1 Главные трезвучия с обращениями.
Главные трезвучия – это те трезвучия, которые расположены на I, IV и V ступенях мажора и гармонического минора. Они имеют следующие названия: тоника (Т53) – на 1 ступени, субдоминанта (S53) – на IV ступени и доминанта (D53) – на V ступени. В мажоре главные трезвучия – мажорные, в гармоническом миноре – t53 и s53 минорные, а доминанта – мажорная (благодаря VII повышенной).
Каждое трезвучие имеет два обращения:
1. Секстаккорд (терция+кварта) – Т6, S6, D6;
-
Квартсекстаккорд (кварта+терция) – Т64, S64, D64.
Схема (на каких ступенях строятся аккорды):
Билет №2. Интервал. Обращения интервалов.
Интервал - это расстояние между двумя звуками. Интервалы имеют ступеневую величину – это количество ступеней (1 ступень - прима, 2 ступени - секунда, 3 ступени – терция, 4 ступени – кварта, 5 ступеней – квинта, 6 ступеней – секста, 7 ступеней – септима, 8 ступеней – октава); тоновую величину – это количество тонов (ч.1 – ноль тонов, м.2 – полутон, б.2 – 1 тон, м.3 – один с половиной тон, б.3 – два тона, ч.4 –два с половиной тона, ч.5 – три с половиной тона, между ч.4 и ч.5 тритон – три тона, м.6- 4 тона, б.6 – 4 с половиной, м.7 – 5 тонов, б.7- 5 с половиной, ч.8 – 6 тонов).
Интервалы бывают мелодические (звуки взяты по отдельности) и гармонические (звуки вместе), консонансы и диссонансы.
Консонанс – благозвучный интервал (прима и октава, квинта и кварта, терция, секста)
Диссонанс – резкозвучащий интервал (секунда м.2, б.2, септима м.7, б.7 и тритон).
Обращения интервалов. Каждый интервал имеет обращение (это перемещение нижнего звука на октаву вверх, верхнего звука на октаву вниз). Прима обращается в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту и т.д. Малые в большие, большие в малые, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные. Схема обращений:
Билет №3 Тональности до 4-х знаков при ключе.
Все тональности расположены по кварто-квинтовому кругу:
Диезные тональности по ч.5 наверх (или ч.4 вниз):
(нет знаков) (1 диез) (2 диеза) (3 диеза) (4 диеза)
До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор
Бемольные тональности по ч.5 вниз (или ч.4 наверх):
(нет знаков) (1 бемоль) (2 бемоля) (3 бемоля)
До мажор – Фа мажор – Си-бемоль мажор – Ми-бемоль мажор –
(4 бемоля)
Ля-бемоль мажор
Порядок знаков при ключе: Диезы (фа-до-соль-ре-ля-ми-си)
Бемоли (си-ми-ля-ре-соль-до-фа)
Каждая мажорная тональность имеет параллельную минорную (с такими же знаками при ключе) – на малую терцию вниз:
До мажор – ля минор
Соль мажор – ми минор Фа мажор – ре минор
Ре мажор – си минор Си-бемоль мажор – соль минор
Ля мажор – фа-диез минор Ми-бемоль мажор – до минор
Ми мажор – до-диез минор Ля-бемоль мажор – фа минор
Билет №4. Четыре вида трезвучия
Трезвучие – это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.
Мажорное трезвучие (Б53) – б.3+м.3
Минорное трезвучие (М53) – м.3+б.3
Увеличенное трезвучие (Ув.53) – б.3+б.3
Уменьшенное трезвучие (Ум.53) – м.3+м.3
Например (построить все 4 вида трезвучия от ноты до, сыграть и спеть)
Билет № 5 Доминантсептаккорд (Д7)
Септаккорд – это аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.
Доминантсептаккорд строится на V ступени мажора и минора.
И в мажоре и в миноре он имеет одинаковое строение – б.3, м.3, м.3.
Сначала нужно построить D53 (V ступень) и добавить сверху еще одну терцию.
В миноре обязательно нужно поставить знак – VII повышенная (гармонический минор).
Билет №6. Триоль, синкопа. Пунктир
Триоль – это равномерное деление четверти на 3 равных звука (вместо двух восьмых – три восьмых). Пример
Синкопа – это смещение акцента с сильной доли на слабую.
Пример.
Пунктир – это ритм восьмая с точкой и шестнадцатая. Пример.
Билет № 7. Тритоны в натуральном мажоре и миноре
Тритон – это интервал в котором три тона (в октаве 6 тонов, тритон делит октаву на 2 равные части).
В мажоре он строится между IV и VII ступенями (фа-си в До мажоре)
В миноре – между VI и II ступенями (те же фа-си только в ля миноре)
Тритоны не имеют своих обозначений, они взяты от кварты и квинты (ч.4 – два с половиной, ч.5 – три с половиной, а между ними тритон – три тона). Поэтому тритон может обозначаться как увеличенная кварта (ув.4 – фа си), или уменьшенная квинта (ум.5 – си фа).
В мажоре ув.4 строится на IV ступени, ум.5 – на VII ступени
В миноре ув.4 на VI ступени, ум.5 на II ступени.
Билет №8. Размер 6/8
Это шестидольный размер. Состоит из двух частей по три восьмых.
(3/8+3/8 = 6/8). В нем есть сильная доля (это первая доля, первые три восьмых) и относительно сильная (это четвертая доля, вторые три восьмых). Восьмые в этом размере группируются не по две (как обычно), а по три восьмых.
Возможные варианты группировки:
Четверть с точкой
Четверть и восьмая
Три восьмых
Восьмая и четыре шестнадцатых
И т.д.