СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 апреля 4 класс Сольфеджио

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 вида трезвучий и тритоны

Просмотр содержимого документа
«10 апреля 4 класс Сольфеджио»

Четыре вида трезвучия.

Мажорное трезвучие (Б53) – б.3+м.3

Минорное трезвучие (М53) – м.3+б.3

Увеличенное трезвучие (Ув.53) – б.3+б.3

Уменьшенное трезвучие (Ум.53) – м.3+м.3

  1. Проиграть на фортепиано, спеть и проанализировать интервальный состав аккордов.

  2. Построить аккорды от звуков Ля, Си, До-диез, Ми-бемоль.



Тритоны на ступенях мажора и минора



Увеличенная кварта (ув.4) строится на IV ступени мажора и на VI ступени натурального минора.



Уменьшенная квинта (ум.5) строится на VII ступени мажора и на II ступени натурального минора.



  1. Сыграйте и спойте тритоны, данные в примерах. Определите принцип, по которому они разрешаются в устойчивые ступени.

  2. Построить тритоны в Фа мажоре, Ре миноре, Соль Мажоре и Ми миноре. Сыграть и спеть.



Домашнее задание:

  1. Петь пройденные номера наизусть (№ 385, 356, 4 а, 407, 379, 355, 383 и номер под буквой Г). Смотреть приложение.

  2. Стучать ритмические партитуры (смотреть приложение).

  3. Повторять теоретические понятия: главные трезвучия с обращениями, интервалы, тритоны, четыре вида трезвучия, ритмические формулы, размер 6/8, знаки в тональностях.









































Приложение:

























Билет №1 Главные трезвучия с обращениями.



Главные трезвучия – это те трезвучия, которые расположены на I, IV и V ступенях мажора и гармонического минора. Они имеют следующие названия: тоника (Т53) – на 1 ступени, субдоминанта (S53) – на IV ступени и доминанта (D53) – на V ступени. В мажоре главные трезвучия – мажорные, в гармоническом миноре – t53 и s53 минорные, а доминанта – мажорная (благодаря VII повышенной).

Каждое трезвучие имеет два обращения:

1. Секстаккорд (терция+кварта) – Т6, S6, D6;

  1. Квартсекстаккорд (кварта+терция) – Т64, S64, D64.



Схема (на каких ступенях строятся аккорды):



Билет №2. Интервал. Обращения интервалов.


Интервал - это расстояние между двумя звуками. Интервалы имеют ступеневую величину – это количество ступеней (1 ступень - прима, 2 ступени - секунда, 3 ступени – терция, 4 ступени – кварта, 5 ступеней – квинта, 6 ступеней – секста, 7 ступеней – септима, 8 ступеней – октава); тоновую величину – это количество тонов (ч.1 – ноль тонов, м.2 – полутон, б.2 – 1 тон, м.3 – один с половиной тон, б.3 – два тона, ч.4 –два с половиной тона, ч.5 – три с половиной тона, между ч.4 и ч.5 тритон – три тона, м.6- 4 тона, б.6 – 4 с половиной, м.7 – 5 тонов, б.7- 5 с половиной, ч.8 – 6 тонов).

Интервалы бывают мелодические (звуки взяты по отдельности) и гармонические (звуки вместе), консонансы и диссонансы.

Консонанс – благозвучный интервал (прима и октава, квинта и кварта, терция, секста)

Диссонанс – резкозвучащий интервал (секунда м.2, б.2, септима м.7, б.7 и тритон).

Обращения интервалов. Каждый интервал имеет обращение (это перемещение нижнего звука на октаву вверх, верхнего звука на октаву вниз). Прима обращается в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту и т.д. Малые в большие, большие в малые, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные. Схема обращений:


Билет №3 Тональности до 4-х знаков при ключе.


Все тональности расположены по кварто-квинтовому кругу:

Диезные тональности по ч.5 наверх (или ч.4 вниз):


(нет знаков) (1 диез) (2 диеза) (3 диеза) (4 диеза)

До мажор – Соль мажор – Ре мажор – Ля мажор – Ми мажор


Бемольные тональности по ч.5 вниз (или ч.4 наверх):


(нет знаков) (1 бемоль) (2 бемоля) (3 бемоля)

До мажор – Фа мажор – Си-бемоль мажор – Ми-бемоль мажор


(4 бемоля)

Ля-бемоль мажор


Порядок знаков при ключе: Диезы (фа-до-соль-ре-ля-ми-си)

Бемоли (си-ми-ля-ре-соль-до-фа)

Каждая мажорная тональность имеет параллельную минорную (с такими же знаками при ключе) – на малую терцию вниз:

До мажор – ля минор

Соль мажор – ми минор Фа мажор – ре минор

Ре мажор – си минор Си-бемоль мажор – соль минор

Ля мажор – фа-диез минор Ми-бемоль мажор – до минор

Ми мажор – до-диез минор Ля-бемоль мажор – фа минор


Билет №4. Четыре вида трезвучия

Трезвучие – это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям.

Мажорное трезвучие (Б53) – б.3+м.3

Минорное трезвучие (М53) – м.3+б.3

Увеличенное трезвучие (Ув.53) – б.3+б.3

Уменьшенное трезвучие (Ум.53) – м.3+м.3

Например (построить все 4 вида трезвучия от ноты до, сыграть и спеть)


Билет № 5 Доминантсептаккорд (Д7)

Септаккорд – это аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

Доминантсептаккорд строится на V ступени мажора и минора.

И в мажоре и в миноре он имеет одинаковое строение – б.3, м.3, м.3.

Сначала нужно построить D53 (V ступень) и добавить сверху еще одну терцию.

В миноре обязательно нужно поставить знак – VII повышенная (гармонический минор).


Билет №6. Триоль, синкопа. Пунктир

Триоль – это равномерное деление четверти на 3 равных звука (вместо двух восьмых – три восьмых). Пример


Синкопа – это смещение акцента с сильной доли на слабую.

Пример.


Пунктир – это ритм восьмая с точкой и шестнадцатая. Пример.


Билет № 7. Тритоны в натуральном мажоре и миноре

Тритон – это интервал в котором три тона (в октаве 6 тонов, тритон делит октаву на 2 равные части).

В мажоре он строится между IV и VII ступенями (фа-си в До мажоре)

В миноре – между VI и II ступенями (те же фа-си только в ля миноре)

Тритоны не имеют своих обозначений, они взяты от кварты и квинты (ч.4 – два с половиной, ч.5 – три с половиной, а между ними тритон – три тона). Поэтому тритон может обозначаться как увеличенная кварта (ув.4 – фа си), или уменьшенная квинта (ум.5 – си фа).

В мажоре ув.4 строится на IV ступени, ум.5 – на VII ступени

В миноре ув.4 на VI ступени, ум.5 на II ступени.


Билет №8. Размер 6/8

Это шестидольный размер. Состоит из двух частей по три восьмых.

(3/8+3/8 = 6/8). В нем есть сильная доля (это первая доля, первые три восьмых) и относительно сильная (это четвертая доля, вторые три восьмых). Восьмые в этом размере группируются не по две (как обычно), а по три восьмых.

Возможные варианты группировки:

Четверть с точкой

Четверть и восьмая

Три восьмых

Восьмая и четыре шестнадцатых

И т.д.













Скачать

© 2020 881 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!