СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. 14.01.2024 ДОМАШНЯЯ РАБОТА

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«10 класс. 14.01.2024 ДОМАШНЯЯ РАБОТА»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  убЫстрить

2)  позвонИм

3)  опОшлить

4)  врУчит

5)  вклЮчит

2.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово. 

Сперанский, совершенный европеец, человек редкой ясности ума и ответственности, был белой сорокой, чужаком в своём отечестве, а его идея наделить Государственную Думу неограниченными полномочиями, то есть превратить Россию в конституционную монархию, вызвала бурю негодования.

3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ПОКЛАДИ на стол

тридцать ГРАММОВ

земные НЕДРА

ДОГОВОРЫ

туристические ЛАГЕРЯ

4.  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)  нарушение в построении сложноподчинённого предложения

Д)  нарушение в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Заглянув в пекарню «Булочку» и не обнаружив там никого из своих приятелей, Сергей позвонил Мише, чтобы спросить, не перепутал ли он место и время встречи.

2)  Коротко поклонившись, я сошёл со сцены и, обойдя группу всё ещё хлопавших ткачей, стоявших сбоку от эстрады, направился в усадьбу.

3)  Профессор отвёл руку назад и, аккуратно взяв у ассистентки блестящий никелированный инструмент, оглядел из-под нахмуренных бровей окружающих его людей в белых халатах, настороженно следивших за каждым движением оперирующего.

4)  Сойдя вниз, воцарилось молчание, и женщины, крестясь и кланяясь, стали проходить в отворённые двери блестевшей золотом церкви.

5)  Группа туристов  — около двадцати человек разного возраста  — ходили по дворцу и заворожённо разглядывали лепнину, зеркала, фрески.

6)  В журнале «Вязание для начинающих» мама нашла очень интересную модель свитера, который, она была в этом уверена, понравится её сыну.

7)  Ни Мартина Кроненгера, ни секретаря его Прикащикова Владислава Егоровича я более не видел и голосов их, отчасти жизнерадостных, отчасти озабоченных сложностями той самой жизни, что не только приносит заботы, но и кое-какие радости, более не слыхал.

8)  Выйдя на перрон, Алёша несколько минут стоял, пытаясь понять, в какую сторону ему идти, затем взял чемоданчик, прошёл немного вперёд и увидел вывеску «Выход в город».

9)  Люся оторвалась от книжки, чтобы посмотреть, что нет ли в вагоне свободного места около окна, но, увидев, что все места заняты, снова погрузилась в чтение. 

5.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  м..кать (в воду), разоч..рованный, яг..дный

2)  в..рмишель, ж..лание, заст..лить (постель)

3)  зам..розить, обм..кнуть (в краску), прил..жение

4)  пол..жение, пл..вец, вытв..рять

5)  оп..раясь, выч..сление, раст..рать

6.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  «Машинная письменность» будет понятна только компьютерам.

2)  Использование идеограмм помогает преодолевать языковой барьер и способствует развитию научного мышления.

3)  Лингвисты, которые занимаются различными вопросами идеографии, не имеют отношения к разработке международных знаков науки.

4)  Со временем буквы традиционного письма умрут, уступив место новым символам.

5)  Идеография будет понятна любому человеку и вычислительной машине.

(1)Количество «универсальных» символов с каждым годом растёт, ибо появляются новые научные дисциплины, совершенствуются и вводят свою специальную символику такие науки, как биология, психология, лингвистика. (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?

 

(3)В какой-то мере  — да. (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий  — от фонетического письма. (5)Таким образом, наша письменность становится смешанной, «буквенно-идеографической». (6)Например, тексты научных статей по математике или ядерной физике написаны именно таким буквенно-идеографическим письмом. (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно. (8)Во-первых, идеограммы понятны независимо от языка (химические формулы, математические символы), во-вторых, они не только сокращают запись, но и помогают научному мышлению (прогресс математики обязан главным образом введению специальной символики, созданию «языка математики»). (9)А в-третьих, такая символика становится понятной не только любому человеку, но и компьютерам.

 

(10)«Информационный взрыв»  — так называют невероятно большое количество информации, которое лавинообразно возрастает с каждым годом. (11)Со времени Гуттенберга до наших дней вышло более 35 миллионов книг, и цифра эта явно заниженная, так как огромное количество специальных изданий не поступает на книжный рынок.

 

(12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности. (13)Вот почему в настоящее время единственное спасение от этого потока информации, который к тому же ежегодно возрастает,  — создание информационно-логических машин, построенных на основе электронно-вычислительной техники.

 

(14)С помощью «машинной письменности» можно, минуя перевод с языка на язык, записывать в электронной памяти всю необходимую информацию. (15)Система универсальной символики, международные знаки науки с каждым годом совершенствуются, но раньше это происходило, так сказать, стихийно, без участия специалистов. (16)И только в последние годы XX века стало ясно, что не последнее слово принадлежит здесь лингвистам, которые занимаются не только примитивной идеографией первобытных племён, но и современной научной идеографией.

 

(17)«Машинная письменность», она же «универсальный код науки», она же и «всемирное письмо», будет создана. (18)Это будет идеография, понятная любому человеку и вычислительной машине. (19)Но из этого вовсе не следует, что исчезнет фонетическое, буквенное письмо. (20)Ведь живая разговорная речь сохранится и будет развиваться и совершенствоваться, по-прежнему будут творить на своём родном языке поэты и прозаики. (21)3начит, останется и алфавит  — средство записи живого слова. (22)Правда, и здесь техника может внести существенные коррективы: авторы сейчас записывают свои произведения на диктофоны, любой роман может быть «наговорён», существует уже множество электронных библиотек, состоящих из «звуковых книг». (23)Однако звучащее слово может быть подано в различных интерпретациях (вспомните чтение стихов в исполнении самих авторов и мастеров художественного чтения). (24)Поэтому и алфавит, и книга, вероятно, будут жить века, только сфера их употребления значительно сузится. (25)Научная, специальная, техническая литература будет записываться «средствами машинной письменности», а художественная  — средствами привычного традиционного письма. (26)В этом смысле буквы умрут только вместе с живым человеческим словом.

(По А. Кондратову*)

 

*Александр Михайлович Кондратов (1937-1993)  — российский лингвист, биолог, журналист и поэт.

7.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  20 предложение текста объясняет причину того, о чём говорится в предложении 19.

2)  Тезис, высказанный в 7 предложении, автор текста доказывает аргументами, содержащимися в 8 и 9 предложениях.

3)  В предложениях 12—13 представлено описание.

4)  Предложения 15—16 содержат элементы повествования.

5)  В предложении 5 содержится описание.

8.  Из предложения 14-16 выпишите фразеологизм.

9.  Среди предложений 3—9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи только притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

10.  «Лингвиста А. Кондратова беспокоят изменения, происходящие в современном языке. Этим обусловлено появление в тексте такого тропа, как (А)_____ («буквы умрут» в предложении 26), в сочетании с таким лексическим средством, как (Б)_____ (« пиктография », « идеограммы », « буквенно-идеографическое письмо»). (В)_____ (в предложениях 8, 9) и (Г)_____ («примитивной»  — «современной» в предложении 16) помогают автору быть убедительным». 

Список терминов:

1)  термины

2)  риторический вопрос

3)  эмоционально-оценочные слова

4)  гипербола

5)  олицетворение

6)  контекстные антонимы

7)  вопросно-ответная форма изложения

8)  сравнительный оборот

9)  вводные слова



Скачать

© 2024 291 6

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!