СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. 7.12.23 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 класс. Домашняя работа

Просмотр содержимого документа
«11 класс. 7.12.23 Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  гнАла

2)  грАжданство

3)  лЕкторов

4)  сОгнутый

5)  зАсветло

2.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.  

Важно, что на ресурсе собрана полная и актуальная база синонимов, доступная совершенно даром, бесплатно каждому посетителю сайта.

3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

пять ПИХТ

задача более ЛЁГКАЯ

более ДВЕ тысяч человек

ИСПЕЧЁМ пирог

рота СОЛДАТ

4.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)  неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В)  ошибка в построении предложения с однородными членами

Г)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д)  ошибка в построении сложноподчинённого предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Употребляя вводные слова, речь становится более эмоциональной.

2)  Одним из самых известных в стране учебных заведений стал МГУ.

3)  Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.

4)  Наиболее древней является письменность шумеров, жившие в Междуречье, в Средней Азии.

5)  Находящаяся низко над горизонтом Луна кажется сильно увеличенной.

6)  Придумав техническую конструкцию аппарата, умельцы собрали его собственными руками.

7)  Стая лебедей летели в тёплые края.

8)  Людвиг ван Бетховен продолжил общую линию развития музыкальных жанров, которую наметили его предшественники.

9)  Из листового металла не только делают корпуса машин и приборов, но и посуду.

 

5.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  тр..щать, в..стибюль, зап..реть

2)  об..жать (словом), пал..садник, м..раж

3)  г..лерея, ф..нтазия, выск..чка

4)  предпол..жение, предст..влять, при..ритет

5)  сп..ртовой (раствор), зам..реть, гард..роб

6.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  без..нициативный, без..сходность, с..змала

2)  предн..значение, под..рваться, пр..браться (в комнату)

3)  пр..дать (форму), беспр..станный, непр..ложная (истина)

4)  ни..вергнуть, не..доровится, и..подлобья

5)  кинос..ёмка, раз..ярённый, меж..ярусный

7.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  двустворч..тый, вороч..ться

2)  уступч..вый, тем..чко

3)  подразум..ваю, надоедл..вый

4)  камыш..вые (заросли), выкорч..вывать

5)  очерч..вать (круг), протал..нка

8.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  плач..т (малыш), брос..шь

2)  волну..щийся, усво..т (ученики)

3)  кудахч..т (курица), прогрева..мое

4)  брюзж..щий, запева..т (пионеры)

5)  (меня) тревож..т (мысли), дыш..щий

9.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 

1)  Землетрясения в этом регионе отнюдь (НЕ)РЕДКИЕ, но люди всё равно не покидают родных мест.

2)  На востоке появилась (НЕ)ВЫСОКАЯ, прерывающаяся только в одном месте дуга.

3)  Наша новая соседка по купе оказалась (НЕ)МНОГО стеснительной, но добродушной и щедрой девушкой.

4)  (НЕ)ЖЕЛАЯ огорчать мать, Наташа не решалась рассказать ей о болезни Алексея.

5)  (НЕ)ЖЕЛАВШИЕ идти на компромисс партнёры решили разорвать контракт.

10.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 

1)  В дальнем конце коридора стояло странное сооружение, (НА)ПОДОБИЕ огромной рельсы, уходящей под углом (В)ВЕРХ.

2)  К реалистическим признакам комедии Грибоедова «Горе от ума», помимо всего прочего, относится ТАК(ЖЕ) построение пьесы на основе двух сюжетных линий. (ПРИ)ЧЁМ обе составляющие  — любовная и общественно- политическая  — проявляются в характере Чацкого.

3)  Для И. А. Бунина (точно ТАК(ЖЕ), как и для многих других) (НА)ПРОТЯЖЕНИИ всей жизни Л. Н. Толстой оставался создателем абсолютных ценностей в сфере художественного творчества.

4)  (ПОД)ЧАС ломило все кости, и он не понимал, (ОТ)ЧЕГО лечиться.

5)  Он поскакал (В)ПЕРЁД, туда, где пыли было (ПО)МЕНЬШЕ.

11.  Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

 

Разразилась буря: беше(1)о визжит ветер, мчатся рыжие, словно в клочья разорва(2)ые облака; захлестал, закачался отвесными столбами рья(3)ый ливень, молнии слепят огнистой зеленью, грохочет отрывистый гром. Всё вокруг занавеше(4)о пеленой дождя.

12.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2)  Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3)  Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4)  Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

5)  Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны и только по лёгкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки.

13.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.

14.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.

15.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Банковский кредит  — выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

16.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Звёзды безмятежно сияли на тёмно-голубом своде (1) и (2) когда я вспомнил (3) что были некогда люди, думавшие (4) будто светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли (5) мне стало смешно.

17.  Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В Некоузском районе Ярославской области сохранилась известная дворянская усадьба Борок. (2)В 1830 году усадьбу Борок приобрёл молодой Алексей Петрович Щепочкин  — дворянин по происхождению. (3)Он был рачительным хозяином: закончил строительство барского дома, примерно в версте от усадьбы поставил красивые резные ворота, от которых до самого дома шла густая липовая аллея. (4)Николай Александрович Морозов  — последний хозяин усадьбы. (5)В 1923 году усадьба Борок по личному распоряжению В. И. Ленина была передана в пожизненное владение Н. А. Морозову  — учёному, поэту и революционеру. (6)Но Николай Александрович подарил её Академии наук СССР для создания здесь научного учреждения  — биологической станции. (7)Сегодня Борок  — крупный научный центр России  — известен во всём мире.

18.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания. 

1)  Рассказчик с удовольствием сажает и выращивает на своей земле деревья, потому что они дарят красоту, дают корм птицам.

2)  В своём деревенском огороде рассказчик сажает и выращивает только дикие растения, а не окультуренные, из питомников.

3)  В огороде рассказчика растут разнообразные деревья, кустарники, травы, среди которых рябина, калина, медуница.

4)  Другое название календулы  — лекарственные ноготки.

5)  Медуница, в отличие от календулы, в огороде рассказчика хорошо размножается самосевом.

(1)По возвращении из краёв далёких засаживал я свой огород в деревне всякой древесной разностью, рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнездившуюся возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе давило колёсами машин, царапало, мяло. (3)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

 

(4)Осенью дело было. (5)На рябине уцелело несколько пыльных листочков и две мятые розетки ягод. (6)Посаженная во дворе, под окном, рябинка приободрилась, летом зацвела уже четырьмя розетками. (7)И каждое лето, каждую осень украшалась одной-двумя розетками, и такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе сделалась  — глаз не оторвать! (8)А коли осень тёплая выпадала, рябинка пробовала цвести по второму разу.

 

(9)Два года спустя привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них, зато уж листья роями, этакие вальяжные барышни с городских угодий.

 

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью особенно уж яркая на ней ягода выросла. (14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются, переговариваются: вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные работницы обчистили деревце, а на те, что из питомника, даже и не присели.

 

(17)Думал я, потом, когда корма меньше по лесам и садам останется, птицы непременно прилетят. (18)Нет, не прилетели. (19)В следующие осени, коли случалось свиристелям залетать в мой разросшийся по огороду лес, они уж привычно рассаживались на рябинку-дичку и по-прежнему на те питомниковые деревца, лениво вымучивающие по несколько розеток, так ни разу и не позарились.

 

(20)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (21)Дикая рябинка со своей благодарной и тихой душой услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек. (22)Да и я однажды пощипал с розеток ярких плодов. (23)Крепки, терпки, тайгою отдают  — не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило.

 

(24)А вокруг рябины и под нею цветы растут  — медуница-веснярка. (25)На голой ещё земле, после долгой зимы радует глаз. (26)Первое время густо её цвело по огороду, даже из гряд кое-где выпрастываются бархатные листья  — и сразу цвесть, стебли множить. (27)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими угольями там и сям, овощи негде растить. (28)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну по-чёрному бранить медуницу с календулой. (29)Я  — доблестный хозяин  — к тётке присоединился.

 

(30)Приезжаю следующей весной  — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и другие растения как-то испуганно растут, к забору жмутся, под строениями прячутся. (31)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (32)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором, увидел я униженно прячущуюся, сморщенно синеющую медуничку.

 

(33)Встал на колени, разгрёб мусор и старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бранные слова. (34)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина и растёт ныне по всему огороду, невестится каждую весну свободно и привольно. (35)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет... (36)Пробовал посадить  — одно лето поцветут, но уж не вольничают, самосевом нигде не всходят.

 

(37)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить Богом тебе подаренное растение и благодать всякую.

 

(По В. Астафьеву)

Виктор Петрович Астафьев (1924—2001 гг.)  — российский писатель, видный представитель «деревенской прозы», участник Великой Отечественной войны.

19.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1)  В предложении 2 изложена причина того, о чём говорится в предложении 3.

2)  В предложениях 4—6 представлено рассуждение.

3)  Предложение 21 содержит аргумент к высказанному в предложении 20 утверждению.

4)  В предложениях 24—26 представлено рассуждение.

5)  Предложение 30 включает описание.

20.  Из предложений 34—35 выпишите синонимы (синонимическую пару).

21.  Среди предложений 28—33 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

22.  «Чувствуя душу растений, Виктор Астафьев стремится передать читателю своё восприятие природы. Речь писателя образна, эмоциональна, насыщена разнообразными средствами выразительности. Говоря о природе как о живой, подчёркивая её красоту, автор использует лексическое средство выразительности  — (А) _______ («глаз не оторвать» в предложении 7), а также тропы: (Б) _______ («душа вещей», «душа растений» в предложении 20), (В) _______ («скорбная земля» в предложении 30). А говоря об отношении человека к природе, автор использует такой троп, как (Г) _______ (предложение 29)».

 

Список терминов:

1)  ирония

2)  сравнение

3)  литота

4)  фразеологизм

5)  диалог

6)  противопоставление

7)  метафоры

8)  эпитет

9)  антонимы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!