СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. 15.03.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«10 класс. 15.03.24 Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  занятА

2)  кухОнный

3)  исчЕрпать

4)  вручИт

5)  местностЕй

2.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. 

Многие ощущают настоятельную потребность в метких и запоминающихся обзорах новинок, в предварительных анонсах, которые позволяют читателю осознанно выбрать нужную ему книгу.

3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

пара БЛЮДЦЕВ

ПОСТРОИВ небоскрёб

наиболее УМЕСТНЫЙ

ИСЧЕЗ из поля зрения

нас ЧЕТВЕРО

4.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г)  нарушение в построении предложения с однородными членами

Д)  неправильное построение сложного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Употребляя вводные слова, речь становится более эмоциональной.

2)  Из листового металла не только делают корпуса машин, но и посуду.

3)  Наиболее древней является письменность шумеров, жившие в Междуречье в Средней Азии.

4)  Стая лебедей летели в тёплые края.

5)  Одним из самых известных университетов в Москве стал МГУ.

6)  Бетховен продолжил линию развития музыки, которую начали его предшественники.

7)  Степан чувствовал то, как всё тело ломит и от усталости слипаются глаза.

8)  Собрав техническую конструкцию, умельцы создали прибор своими руками. 

5.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  с..рдитый, исп..щрённый, треп..тать

2)   пром..кашка, оз..ряя, перефр..зировать

3)  щ..бетание, ув..дающий (цветок), г..потеза

4)  сбл..жение, пол..мичный, ск..птический

5)  благосл..вение, зак..снелое (общество), дек..ративный

6.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  под..брать, н..дорвать, с..действие;

2)  р..яный, валер..яна, л..ёт;

3)  пр..равнять, пр..брежный, пр..стегнуть;

4)  бе..характерный, ра..бросанный, ра..трёпа;

5)  нао..рез, на..кусывать, по..ставлять.

7.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  вкрадч..вый, отапл..вать

2)  продл..вать, син..ва

3)  леденц..вый, ухаж..р

4)  экзотич..ский, увес..стый

5)  свидетельн..ца, задабр..ваемый

8.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  зате..вший, залож..нный (нос)

2)  дослуш..нный, дыш..щий

3)  муч..мый (сомнениями), потерп..шь

4)  взвинч..нный, (кошка) мурлыч..т

5)  (они) вскоч..т (в трамвай на ходу), (ничего не) знач..щий

9.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 

1)  Остановились на привале, так и (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ темноты.

2)  В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.

3)  (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ картина предстала перед нашим взором.

4)  С больными, (НЕ)ОСОЗНАЮЩИМИ, к каким серьёзным последствиям может привести их отказ от лечения, врачи ведут разъяснительные беседы.

5)  От равнодушия отнюдь (НЕ)ДАЛЕКО до порока.

10.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Великая Отечественная война продолжалась четыре долгих года.

2)  Музыканты играли для людей, потерявших в войну близких, реквием Шопена  — трагически звучащую музыку  — в память о погибших.

3)  В семье, о которой рассказывает автор, на войне погибло четверо, могилы некоторых неизвестны.

4)  Музыканты тоже воевали, поэтому хорошо понимали, какая музыка поможет людям пережить потерю близких на войне.

5)  Корнетом называли первый офицерский чин в кавалерии, соответствовавший подпоручику в пехоте.

(1)В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5)И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила:

 

— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

 

(13)И верно, стоят там памятники. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому  — не написано. (16)А может, и не под которым. (17)А Лёша наш до сего дня без похоронной... (18)Одна мама всё надеется...

 

(19) Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

— Сыграй, милый, сыграй.

 

(20) И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

— Шопен, соната... номер... два...

 

(21) Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» означали просто музыку, а значит и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки.

 

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.

 

(27) И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто- то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

 

(28) Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами...

 

(29) И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (30)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветленно. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратись в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

 

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

— (33)Ну вот и ладно...  — проговорила она.  — (34)Хорошо сыграли... (35)Вот и проводили наших... (36)Спасибо.

 

...(37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39)Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем...

 

(По Е. Носову)

Евгений Иванович Носов (1925—2002 гг.)  — русский писатель, участник Великой Отечественной войны.

11.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложении 3 содержится описание.

2)  В предложениях 5—6 представлено рассуждение.

3)  Предложения 7—8 включают описание.

4)  В предложениях 27—31 содержится пояснение того, о чём говорится в предложении 35.

5)  Предложения 37—39 содержат рассуждение.

12.  Из предложений 1—3 выпишите ОДИН фразеологизм.

13.  Среди предложений 1—5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

14.  «Сдержанная речь рассказчика резко меняется в тот момент, когда передаётся впечатление от музыки Шопена. Тогда в тексте появляются тропы: (А) _______ («звуки стонали» в предложении 23), (Б) _______ («неутешным взрыдом» в предложении 24), (В) _______ («будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители...» в предложении 28). Душевное состояние музыкантов помогает передать синтаксическое средство выразительности  — (Г) _______ (в предложении 39)».

 

Список терминов:

1)  лексический повтор

2)  сравнение

3)  ряды однородных членов предложения

4)  фразеологизмы

5)  синтаксический параллелизм

6)  противопоставление

7)  олицетворение

8)  эпитет

9)  диалог




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!