СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. 16.04.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«10 класс. 16.04.24 Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  укрЕпит

2)  сливОвый

3)  лОктей

4)  бухгАлтеров

5)  прИнял

2.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Спортсменам, чтобы завоевать мировой рекорд, приходится интенсивно тренироваться не один год.

3.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

НАИБОЛЕЕ яркий

пусть ПОПРОБУЕТ

почётные ТИТУЛЫ

хорошо СТРИГЁТ

в ДВЕ ТЫСЯЧИ ШЕСТОМ году

4.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  ошибка в построении сложного предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Многие из тех, кто посетил выставку картин Поленова в Третьяковской галерее, были приезжими.

2)  Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, создаваемые «воздушный переход» из одной части дома в другую.

3)  Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

4)  Тренер предупредил нас, чтобы мы ждали его у входа на спортплощадку.

5)  Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

6)  Огромная туча, которая, медленно двигаясь, покрывала всё небо, заставила гостей отказаться от прогулки.

7)  Совершая тысячекилометровые перелёты, восхищает способность птиц ориентироваться.

8)  Монголия – самое большое по территории государство мира, которое не имеет выхода к морю.

9)  Каждый раз задаёшь себе вопрос, что может ли быть две правды.

5.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1)  р..внять (площадку) , к..лючий, к..мпонент

2)  к..мпромисс, к..рректный, к..сательная

3)  л..гичность, м..ндариновый, тр..нзистор

4)  л..ловый, маг..страль, мот..вировать

5)  ц..линдр, ц..трус, ц..тадель

6.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква Запишите номера ответов. 

1)  м..териализовать, к..рикатура, ск..чу

2)  вы..вить (обман), р..алистичный, прокл..нать

3)  щ..бетать, г..потетический, заст..лить

4)  оск..рбление, выр..внять (поверхность), благосл..вение

5)  прож..рливый, защ..лка, расч..ска

7.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  п..иск, неп..ддающийся, от..двинуть;

2)  ра..бросать, и..пуганный, бе..вольный;

3)  пр..следовать, пр..милый, пр..смыкающийся;

4)  с..еденный, сер..ёзный, ад..ютант;

5)  нап..следок, н..слаждаться, д..браться.

8.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  пр..волжский, пр..карманить, пр..стегнуться

2)  ни..послать, ра..жать, обе..денежеть

3)  под..тожить, пред..дущий, без..скусный

4)  п..едестал, в..явь, из..ять

5)  поз..вчера, над..рвался, нед..жарили

9.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  претерп..вая, вывеш..вать

2)  кокетл..во, молод..нький

3)  ноздр..ватый, ослаб..вать

4)  застра..вать, завистл..вый

5)  сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..

10.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  находч..во, разве..ть

2)  достра..вать, кле..вший

3)  никел..вый, реша..мый

4)  наде..лся, дешёв..нький

5)  винов..н, талантл..вый

11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  выковыр..нный, осме..нный (толпой)

2)  высп..мся, неприемл..мый

3)  почу..шь (опасность), (тряпка) истле..т

4)  надыш..мся, разрумян..вшийся

5)  ненавид..вший, раска..шься (в грехах)

12.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  сил..щийся, (они) стара..тся

2)  беспоко..тся (ребята), та..щий (снег)

3)  руб..щий, смотр..т (родители)

4)  леч..щий, молч..щий

5)  чита..мый, движ..мый

13.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 

1)  Митя делал всё очень быстро, но без особого старания  — (НЕ)ДАРОМ все, кто сталкивался с ним по долгу службы, впредь отказывались с ним работать.

2)  Эта коробка (НЕ)МЕНЬШЕ той, но значительно легче.

3)  Он широко раскрытыми глазами смотрел на (НЕ)ОБРАЩАВШИХ на него внимания товарищей. 

4)  Я не любитель романтических комедий и лёгких мелодрам, поэтому фильм я так и (НЕ)ДОСМОТРЕЛ до конца. 

5)  Внизу шумела речка, (НЕ)ШИРОКАЯ, но быстрая.

14.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.

 

1)  Запрещается продажа лекарственных средств, пришедших в (НЕ)ГОДНОСТЬ, и лекарственных средств с истекшим сроком годности.

2)  Прежде Федя, когда пассажирский пароход привозил его в родную гавань или увозил во Владивосток, как-то (НЕ)ПРИГЛЯДЫВАЛСЯ к маяку.

3)  Истинные театралы не за информацией приходят в театр, но за наслаждением, (НЕ)ДЕЙСТВУЮЩИХ лиц они приходят смотреть, а исполнителей, артистов.

4)  Егор ужом выскользнул из-под одеяла и, ослепительно белый, в кальсонах и длинной рубахе, (НЕ)СЛЫШНО прокрался в горницу.

5)  В то время жили они (НЕ)БОГАЧЕ нас.

15.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1)  Машка (С)РАЗБЕГУ кидалась в чёрный, неприветливый, холодный от ключей пруд, проныривала его (НА)СКВОЗЬ.

2)  (ЗА)ЧЕМ в разлуке с ней, (НА)ПЕРЕКОР злословью, готово сердце в нас истечь до капли кровью…

3)  (ЗА)ТЕМ поворотом шоссейной дороги оказалась (В)РОДЕ бы обитаемая деревня.

4)  (ПО)МОЕМУ, ничего с нашей затеей уехать на экскурсию не выйдет, (ЗА)ТО в такую погоду всю неделю будем плодотворно трудиться дома.

5)  (В)ВИДУ приближающегося праздника всем хотелось узнать (НА)СЧЁТ сроков выплаты премии.

16.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.

 

1)  Ольга молча смотрела на Виктора (В)УПОР, БУД(ТО) ждала чего-то.

2)  ЧТО(БЫ) справиться с наваливавшейся дремотой, Егор походил по комнате, сделал несколько приседаний  — всё (БЕЗ)ТОЛКУ.

3)  (В)СЛЕДСТВИЕ засухи трава высохла, что (В)ПОСЛЕДСТВИИ привело к многочисленным пожарам.

4)  Матвей продолжил обучение (ЗА)ГРАНИЦЕЙ, но после получения диплома ВСЁ(ЖЕ) вернулся в родной город.

5)  Сидя на берегу моря, мы увидели (В)ДАЛИ что-то (В)РОДЕ плота с синим парусом.

17.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 

До наших дней в архивах сохранились счета, предъявле(1)ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.

18.  Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

Семейство кактусовых на да(1)ый момент  — одна из самых изуче(2)ых и детально проработа(3)ых групп растений, но и сейчас учё(4)ые публикуют новые сенсацио(5)ые сообщения о формах, никем ра(6)ее не вида(7)ых и не описа(8)ых.

19.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1)  Современный человек мало интересуется новинками литературы прежде всего потому, что у него не остаётся на это времени и сил.

2)  Современные люди читают преимущественно публицистическую и научную литературу.

3)  В наше время на смену книгам приходят телевидение, Интернет, различные технические устройства.

4)  Для современного человека чтение является лучшим отдыхом.

5)  Рассказчику интересны талантливые писатели с яркой биографией.

(1)В наше время чтение художественной литературы, по сути, привилегия. (2)Слишком много времени отнимает этот род занятий. (3)Недосуг. (4)Да и чтение  — это тоже работа, и в первую очередь  — над собой. (5)Пусть незаметная, не столь обременительная, но у человека, потратившего день на решение проблем, требующих физической или интеллектуальной и душевной отдачи, порой просто не остаётся сил поинтересоваться новинками литературы. (6)Это никого не оправдывает, но причины очевидны, а стойкую привычку к серьёзному чтению, к сожалению, выработали не все.

(7)Для большей части взрослых и пожилых людей в наши дни телевидение заменяет чтение, они если и знакомятся с новинками книжного рынка, то за редким исключением в примитивном телевизионном изложении. (8)Молодёжь же всё чаще познаёт мир слова через наушники плееров и интернет-ресурсы, посредством смартфонов и планшетов, которые всегда под рукой. (9)Возможно, я сгущаю краски и кто-то сумеет нарисовать более оптимистичную картину, но, на мой взгляд, реалии времени именно таковы.

(10)Себя отношу к категории людей, занятых делом, но мой пример нетипичен. (11)Я умудряюсь читать и писать. (12)Выпустил четвёртый сборник стихов. (13)Не останавливаюсь на этом, папки рукописей и черновиков пополняются, хотя перелёты, поездки и ночное бодрствование  — вот весь писательский ресурс, который у меня остаётся. (14)С чтением ещё сложнее, паузы выпадают редко.

(15)Если попытаться охарактеризовать всё отобранное и недавно прочитанное мною, то первое, что приходит на ум: это написали личности! (16)Люди, сделавшие себя сами. (17)Им веришь. (18)Сама история их жизни не позволяет усомниться в выводах и формулировках. (19)А ведь это очень важно  — верить автору, что бы мы ни читали: научную литературу, роман или мемуары. (20)Знаменитое «Не верю!» Станиславского проникает сейчас во все жанры и виды искусства. (21)И если в кино динамика кадра и лихость сюжета могут отвлечь внимание зрителя от нестыковок и откровенной фальши, то печатное слово сразу выталкивает на поверхность всякое враньё, всё, что написано ради красного словца, высосано из пальца. (22)Воистину написанное пером не вырубишь топором.

(23)Проверяя читательский багаж прошлых лет, прихожу к выводу, что я всегда неосознанно тянулся к авторам, которые не только отмечены писательским талантом, но и обладают выдающейся личной историей. (24)Биографией, как тогда говорили. (25)В советское время информация о личной жизни популярных авторов была дозированной, а порой и недоступной, о пиаре тогда никто и не догадывался. (26)Но крупицы их дел и поступков были у всех на слуху, оживляли образ и увеличивали наши симпатии и степень доверия. (27)Так было с Маяковским, так было с Высоцким и Визбором, с Солженицыным и Шаламовым. (28)И многими другими, чьи тексты мы разбирали на цитаты, чьи высказывания становились самыми убедительными аргументами в спорах.

(29)Что же является критерием настоящей литературы? (30)Для меня главным мерилом был и остаётся результат: чтобы тебе поверили.

 

(По А. Н. Соболеву*)

 

* Андрей Николаевич Соболев  — член Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре; журналист, поэт-песенник.

20.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1)  В предложениях 1–3 представлено повествование.

2)  В предложениях 4, 5 представлено описание.

3)  Предложения 11–13 подтверждают содержание предложения 10.

4)  Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.

5)  В предложениях 19–22 содержится рассуждение.

21.  Из предложений 10–14 выпишите разговорное слово.

22.  Среди предложений 20–27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

23.  «А. Н. Соболев стремится поделиться своими размышлениями с читателями, привлекая их внимание к поднятой проблеме. С этой целью автором использованы разнообразные средства выразительности, в том числе приём  — (А)__________ (предложения 29, 30). Авторская речь образна и эмоциональна, характеризуется использованием такого лексического средства выразительности, как (Б)__________ («под рукой» в предложении 8, «сгущаю краски» в предложении 9). Синтаксические средства: (В)__________ (предложение 15) и (Г)__________ (в предложениях 6, 9)  — обнаруживают неравнодушие писателя к поставленной проблеме и в то же время готовность понять другую точку зрения».

Список терминов:

1)  сравнительный оборот

2)  диалектизм

3)  восклицательное предложение

4)  книжная лексика

5)  фразеологизмы

6)  вводные слова

7)  противопоставление

8)  диалог

9)  вопросно-ответная форма изложения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!