СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс. 30.11.23 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс. Решите тест

Просмотр содержимого документа
«10 класс. 30.11.23 Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера этих ответов. 

1)  черпАть

2)  дозировАть

3)  сирОты

4)  прозорлИвый

5)  снЯта

2.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 

1)  созЫв

2)  Отзыв (посла из страны)

3)  дОнизу

4)  оптОвый

5)  аэропортЫ

3.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

 

В XIX веке ещё не были изобретены высоковольтные линии электропередач переменного тока, обеспечивающие экономию энергии, поэтому цена на электричество была дорогой.

4.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 

По воспоминаниям К. С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.

5.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

ПОВЕСЕЛЕЕ

ряд КРИТЕРИЕВ

не ПРОРОНЯЯ слов

ОБОИХ студентов

согласно ТАРИФУ

6.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

в ШКАФЕ

ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ

неисправные КЛАПАНЫ

ЕЗДИТ

пара НОСКОВ

7.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Уделяя особое внимание медицинскому обеспечению, уменьшилось количество простудных заболеваний среди пехотинцев.

2)  В вашем докладе отражены волнующие проблемы генетиков всего мира.

3)  Газета «Труд» опубликовал сенсационную статью.

4)  Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

5)  Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современник».

6)  В основе сюжета пьесы «Власти тьмы» — история нравственного падения и последующего покаяния слабовольного крестьянина.

7)  Двулетние растения в первый год своей жизни не только цветут, а накапливают питательные вещества в корнях.

8)  Туристы, побывавшие во Дворце съездов, обратили внимание на отличие этого здания от других кремлевских построек.

9)  Благодаря постройке нового тоннеля движение на дороге стало более интенсивным.


8.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  д..визия, передв..жение, отп..рать

2)  к..сание, с..лдат, г..стевой (дом)

3)  г..лова, р..сток, покл..ниться

4)  об..щавший, нат..реть, подм..гнуть

5)  р..стение, прил..гательное, ск..кать

9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  с..рдитый, исп..щрённый, треп..тать

2)   пром..кашка, оз..ряя, перефр..зировать

3)  щ..бетание, ув..дающий (цветок), г..потеза

4)  сбл..жение, пол..мичный, ск..птический

5)  благосл..вение, зак..снелое (общество), дек..ративный

10.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)  Когда рассказчик учился в гимназии, он никогда не готовил уроков.

2)  В детстве рассказчик не размышлял о своём возрасте.

3)  Первая мировая война помешала сбыться детским мечтам рассказчика.

4)  Работа воспоминаний удивительна: мы всегда можем вспомнить то, что захотим.

5)  Воспоминания всплывают в нашем воображении вне зависимости от волевых усилий.

(1)Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. (2)Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, а я уже был в форменной фуражке, в тужурке, перехваченной кожаным поясом с металлической бляхой посередине живота. (3)Уже я стоял перед географической картой двух полушарий, смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал слово «Великобритания». (4)Уже я писал готические немецкие буквы, уже думал о героях истории, которые были до меня  — до моих одиннадцати лет…

 

(5)Как я воспринимал то обстоятельство, что я живу ещё немного, начал жить ещё очень недавно? (6)Я этого обстоятельства вообще не воспринимал. (7)Скорее, другие мне говорили, что я маленький. (8)Сам я, повторяю, этого не чувствовал, об этом не размышлял. (9)Я не думал о том, что можно быть каким-нибудь другим, кроме того, кем я был. (10)Если мне хотелось быть взрослым, то я думал не о физических изменениях, а только о тех возможностях, которые даны взрослому: не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных. (11)Я был человек, просто человек, не зная о себе, что я маленький, что только недавно явился в мир, что расту, узнаю, постигаю и тому подобное. (12)Именно  — я был просто человек…

 

(13)Я думал, что после окончания гимназии я куплю велосипед и совершу на нём поездку по Европе. (14)Первая мировая война ещё не начиналась, ещё всё было очень старинно: солдаты в чёрных мундирах с красными погонами, зверинец на Куликовом поле с одним львом, говорящая голова в зеркальном ящике в балагане. (15)Ещё бывала первая любовь, когда девочка смотрела на тебя с балкона, и ты думал, не уродлив ли ты. (16)Ещё отец девочки, моряк в парадном мундире, гремя палашом*, шёл тебе навстречу и отвечал тебе на поклон, отчего ты бежал во весь дух, сам не зная куда, обезумевший от счастья. (17)Ещё продавали из-за зелёного прилавка квас по две копейки за стакан, и ты возвращался после игры в футбол, неся в ушах звон мяча…

 

(18)Я не купил велосипеда и не совершил путешествия по Европе. (19)Горел Верден, Реймский собор, в котором в своё время венчалась с французским королём дочь Ярослава Мудрого. (20)Появились первые танки, и впервые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (21)Однако в музеях по-прежнему висели необыкновенные картины, прекрасные, как деревья на закате. (22)Во сне я иногда вижу своё пребывание в Европе, которого никогда не было. (23)Чаще всего мне снится Краков в виде стены, идущей кверху вдоль дороги, старой стены, с которой свисают растения, стучащие по ней ветками и шелестящие цветами…

 

(24)Удивительная работа воспоминания. (25)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (26)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства», закройте глаза и скажите это. (27)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (28)Участие воли здесь исключено. (29)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания.

 

(30)Какая чудесная вещь  — свобода воспоминаний! (31)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (32)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но  —дудки  — мы её никогда не поймём.

 

(33)Так, вспоминаю я, как вышли мы в море на яхте «Увлечение». (34)Мы  — это знаменитый одесский врач Егор Степанович Главче, его приёмный сын Андронька и я, маленький мальчик Юра. (35)Долго следовало бы описывать яхту: она плоская, вы почти не возвышаетесь над водой  — длинная, узкая, летящая. (36)Нет, это настолько плохое описание, что оно сворачивается. (37)Воспоминания не последует, только опишем, как при нашем возвращении горела вдали огнями Одесса, покинутая нами утром, как, казалось, перебегают с места на место огни, исчезают, опять загораются, как дышит и ходит всё это поле огней…

 

(38)Нет, и это воспоминание, как видно, не получится! (39)Как тихонько под самыми пальцами, которые вы опускали в воду, рокотало и бежало атласное море, рокотало и бежало, тёмное, бежало навстречу нам низко-низко под бортом яхты, на расстоянии локтя  — ещё одного локтя, потому что вы сидели облокотившись…

 

(40)Я ещё люблю вспоминать. (41)Я мало что знаю о жизни. (42)Но мне больше всего нравится, что в ней есть звери, большие и маленькие, что в ней есть звёзды, выпукло и сверкающе смотрящие на меня с ясного неба, что в ней есть деревья, прекрасные, как картины, и ещё многое и многое… 

* Палаш  — рубящее и колющее ручное оружие с длинным прямым клинком.

11.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)  В предложениях 5, 6 представлено рассуждение.

2)  В предложении 10 представлено повествование.

3)  Предложения 16 и 17 противопоставлены по содержанию.

4)  В предложениях 30–32 представлено рассуждение.

5)  Предложение 35 содержит элементы описания.

12.  Из предложений 13–16 выпишите один фразеологизм.

13.  Среди предложений 24–32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

14.  Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

«В воспоминаниях Ю. К. Олеша рисует картины счастливого детства, когда он постигал мир и искал своё место в нём. Образность и эмоциональность тексту придают разнообразные художественные средства, среди которых троп  — (А)__________ («чудесная вещь» в предложении 30, «атласное море» в предложении 39) и приём  — (Б)__________ (предложения 15, 16, 17). Троп  — (В)__________ («перебегают с места на место огни», «дышит и ходит всё это поле огней» в предложении 37) и приём  — (Г)__________ (предложения 20–21)  — помогают читателю осознать, сколько бед и горя несёт людям война, как она разрушает их планы, мечты, надежды».

Список терминов:

1)  эпитет

2)  олицетворение

3)  восклицательные предложения

4)  вводные слова

5)  фразеологизм

6)  анафора

7)  противопоставление

8)  парцелляция

9)  сравнение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!