Промежуточная аттестация в 10 классе. Билеты.
4 задание ЕГЭ. Орфоэпические нормы
ОТВЕТ:
Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ.
1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам.
2) В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:
жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.
3) В существительных, оканчивающихся на
на пОрты: пОрты, аэропОрты, авиапОрты и т.д.
на вОд: газопровОд, нефтепровОд, мусоропровОд, водопровОд
на лОг: каталОг, диалОг, монолОг, НО: анАлог
на мЕтр: киломЕтр, сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр
на зЫв: созЫв, призЫв, отзЫв (чего-либо или кого-либо) но Отзыв на что-либо(рецензия)
на Яр: школЯр, столЯр,доЯр, малЯр
4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.
5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ: бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства
Ударение в существительных: таблица
В таблицу не включены слова, описанные выше и объединенные общим правилом (слова на -вОд, на -лОг, заимствованные и др.)
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4...СЛОГИ |
бАнты тОрты тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы кОнусов лЕкторы лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер | анАлог бухгАлтеров граждАнство досУг недУГ корЫсть кремЕнь лыжнЯ намЕрение нарОст придАное сирОты тамОжня цепОчка | вероисповЕдание новостЕй еретИк |
Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
1) В прилагательных на лИва ударение падает на И (только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)
смазлИва, суетлИва, прозорлИва, болтлИва, НО: прожОрлива.
2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва
Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:
Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва - красИвее.
Примеры:
беднА — беднЕе, важнА — важнЕе, вкуснА — вкуснЕе, грустнА — грустнЕе, веселА — веселЕе, зеленА — зеленЕе, холоднА — холоднЕе
красИва – красИвее
Остальные прилагательные: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2 СЛОГ | 3-4... СЛОГИ |
кУхонный слИвовый знАчимый | оптОвый прожОрлива | мозаИчный |
Правила ударения в ГЛАГОЛАХ
1) В инфинитивах ударение падает на Ить, Ать, Ять, ировАть (ПО СЛОВНИКУ):
включИть, воспринЯть, воссоздАть, опломбировАть, формировАть, сортировАть, премировАть...
Исключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ: опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИровать
Исключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ: чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.
2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.
3) В глаголах прошедшего времени ударение будет падать на -лА: бралА, бралАсь, взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, звалА и другие…
Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.
Остальные глаголы: таблица с ударениями
В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.
1 СЛОГ | 2-3 СЛОГИ |
чЕрпать щЁлкать клЕить прИбыл прИбыло прИнял прИняли зАнял зАняло зАняли клАла крАлась | послАла укрАла опОшлить озлОбить оклЕить освЕдомиться откУпорить закУпорить принУдить дозИровать жилОсь исчЕрпать дозвонЯтся |
Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ
1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог: зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.
2) В кратких причастиях с суффиксом Т ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА
3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)
4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший
5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,
Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный
Правила ударения в ДЕЕПРИЧАСТИЯХ
В деепричастиях чаще всего ударение падает на -ЫВ/-ИВ, -АВ/-ЯВ: начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв, создАв
Необходимо запомнить слова: балУясь, закУпорив
Правила ударения в НАРЕЧИЯХ
1 СЛОГ | 2-3...СЛОГИ |
зАсветло зАтемно зАгодя (НО: завИдно) дОверху дОнизу дОсуха (НО: донЕльзя, добелА) вОвремя | завИдно донЕльзя добелА красИвее надОлго ненадОлго |
6 задание ЕГЭ. Лексические ошибки.
ОТВЕТ:
Типы речевых ошибок.
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип ошибки | Примеры |
Плеоназм | Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера. |
Тавтология | Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос. |
Нарушение лексической сочетаемости | Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение). |
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) | Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение - золотые руки). |
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. | Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). |
Алогизм (соединение несовместимых понятий) | Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). |
Неточный подбор синонима | Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). |
Употребление паронимов | Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). |
Плеоназм
Плеоназмы - словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов: май месяц, период времени, коллеги по работе, хронометраж времени, прейскурант цен, библиотека книг, биография жизни, основной костяк, главная суть, памятные сувениры, народный фольклор, выгодные преимущества, своя автобиография, первый дебют, большой мегаполис, огромная масса, горячий кипяток, мемориальный памятник, необычный феномен, главный лейтмотив, внутренний интерьер, местные аборигены, глубокая бездна, наружная внешность, впервые познакомиться, очень прекрасный/огромный, успели вовремя, продолжай дальше, смело рисковал, заранее планировали, промахнулся мимо, сразу вдруг, дефекты и недочеты, коррективы и поправки и др.
Тавтология
Тавтология (разновидность плеоназмов) - неоправданное употребление однокоренных слов.
Примеры тавтологии:
К недостаткам книги можно отнести недостаточное количество иллюстраций.
Заданное задание мы выполнили;
гостеприимно приняли;
соединить воедино;
организовать организацию;
желаю долгого творческого долголетия;
бездонная бездна;
кружок вновь возобновил работу;
учащиеся выполнили заданное домашнее задание;
характерные для Чацкого черты характера.
Нарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости:
сделать решение (принять решение);
играть значение (иметь значение, играть роль);
роман дал автору славу (принес славу);
дать поддержку (оказать поддержку),
одержать первенство (одержать победу или завоевать первенство);
делать поступки (совершать поступки);
в поле внимания (в поле зрения или в центре внимания);
табун рыб (табун лошадей или косяк рыб);
приобрести уважение окружающих (заслужить уважение);
ученый сделал гипотезу (выдвинул) и т.д.
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки - это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении.
Примеры ошибок:
Он вставлял ему прутья (палки) в колеса.
Она держит его в ежовых варежках (рукавицах).
Иванушка рос не по дням, а по ночам (по часам).
Ему досталась львиная часть (доля).
Довели меня до белого колена (каления).
Пока суть (суд) да дело ...
Пора тебе взяться за свой ум (взяться за ум).
Вы обратились не по правильному адресу (по адресу).
Эта работа выеденного гроша не стоит (выеденного яйца или ломаного гроша).
Нельзя все делать сложа рукава (спустя рукава или сложа руки).
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов, употребление слов иной стилевой окраски, просторечий.
Устаревшие слова в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:
Историзмы - это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер).
***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм - лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок:
Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза).
Лиза была домработницей (служанкой) у Фамусова.
Практиканты, облаченные в средства защиты, приступили к работе (одетые).
Покоряет человеческая теплота, заботливая внимательность, с которыми здесь привечают друзей (встречают).
Чичиков за свои махинации был сокращен с работы.
Чичиков сумел всех объегорить (обмануть).
«Тихий Дон» - интересная книжица (книга).
Учёные научно-исследовательского института в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для расфасовки чая (подумать).
После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел (поступил на службу).
Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю (свеклы).
Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками - Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».
Алогизмы
Алогизм - тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов:
Благодаря плохой погоде мы не поехали на экскурсию (из-за плохой погоды).
Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика. (Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика).
Будучи под давлением своих товарищей, герой стал активным членом общества и добровольно участвовал в сходках (нельзя под давлением добровольно участвовать).
*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.
Употребление паронимов
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
7 задание ЕГЭ. Грамматические нормы.
8 задание ЕГЭ. Синтаксические нормы нормы согласования и управления.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
8 задание ЕГЭ. Синтаксические нормы нормы согласования и управления.
Неправильное построение предложения с косвенной речью.
Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.
8 задание ЕГЭ. Синтаксические нормы нормы согласования и управления.
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
8 задание ЕГЭ. Синтаксические нормы нормы согласования и управления.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
8 задание ЕГЭ. Синтаксические нормы нормы согласования и управления.
Ошибка в построении предложения с однородными членами.
8 задание ЕГЭ. Синтаксические нормы нормы согласования и управления.
Неправильное построение предложения с причастным оборотом.
8 задание ЕГЭ. Синтаксические нормы нормы согласования и управления.
Связь между подлежащим и сказуемым. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым . Род сложносокращённых слов.
11. 8 задание ЕГЭ. Синтаксические нормы нормы согласования и управления.
Построение сложного предложения. Ошибки в построении сложного предложения. Глагольные формы. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
12. Задание 9 ЕГЭ. Правописание гласных и согласных в корне.
13. Задание 10 ЕГЭ. Правописание приставок.
14. Задание 11 ЕГЭ. Правописание суффиксов различных частей речи.
15. Задание 12 ЕГЭ. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
16. Задание 13 ЕГЭ. Правописание не с разными частями речи.
17. Задание 14 ЕГЭ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
18. Задание 15 ЕГЭ. Правописание НН-Н в разных частях речи.
19. Задание 22 ЕГЭ. Тропы.
20. Задание 22 ЕГЭ. Стилистические фигуры.