Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Камышлинка
муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей ______________ ________/_____________ Протокол №__от_______г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______Стодольникова О.В. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _______Стодольникова Ф.А. Приказ № ___ от ________г. |
| | |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности История «Страницы истории»
в 10 классе
Авторы: История СССР, Берхин И.Б., Ким М.П., «Просвещение»
Разработал учитель истории и обществознания: Еремеев Эдуард Евгеньевич
2020 год
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009г. № 373»; Федерального перечня учебников, утвержденного МО РФ от 31.03.2014г. №253.
Примерной основной образовательной программы основного общего образования МОБУ СОШ с. Камышлинка.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Цели состоят в том, чтобы дать учащимся 10 класса возможность глубже ознакомиться с основными вехами Великой Отечественной войны, осознать последствия, полнее усвоить значение победы для истории страны и личности, составить целостное представление о войне, итогах победы.
Задачи:
-изучение исторических событий в стране и в своем крае 1941-1945гг.,
-критически подходить к анализу различных точек зрения на источники великой Победы;
-поиск и восстановление данных о подвигах, наградах ветеранов Великой Отечественной войны;
-поиск информации о погибших и пропавших без вести, местах их захоронений;
-сохранении и увековечении памяти имен защитников Отечества;
-создание банка данных о ветеранах п. Советский, оформление в Книгу Памяти.
Актуальностьпрограммы обусловлена тем, что позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными страницами истории в переломный, героический период жизни страны с 1941г. по 1945г.
В 2020 г. наша страна и весь прогрессивный мир отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Это была самая страшная и кровопролитная война, из всех войн, которые когда - либо были на земном шаре. Она унесла 27 миллионов жизней наших соотечественников, оставила неизгладимый след в каждой семье. Поэтому важно, чтобы молодое поколение помнило, какую опасность несет фашизм, какой ценой досталась Победа. Это важно особенно в современных условиях, когда мы сталкиваемся с фактами фальсификации истории Великой Отечественной войны и ее итогов, роли советского народа в разгроме фашизма.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Программа способствует глубокому изучению истории страны в военный период, своей семьи и региона, восстановлению утерянной со временем информации о вкладе каждого человека в историю страны, развивает у обучающихся интерес к истории и научно-исследовательской деятельности.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению к истории страны, старшему поколению, материальным и духовным ценностям;
повышение социальной активности и гражданского самосознания;
формирование гражданско-патриотического сознания, готовность к
выполнению воинского долга, достойному служению Отечеству.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
уметь самостоятельно определять цели деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
Познавательные УУД
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебныхзаданий с использованием различных источников;
Коммуникативные УУД
использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, навыками публичных выступлений;
приобретать навык работы с различными Интернет – ресурсами по обозначенной проблеме;
искать информацию, её анализировать и представлять публично.
Предметные результаты:
В процессе реализации программы, обучающиеся рассмотрят:
дискуссионные вопросы истории Великой Отечественной войны;
причины победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне;
военный и трудовой подвиг народа, используя федеральные порталы, созданные по инициативе Министерства обороны РФ и инициативных граждан;
военный и трудовой подвиг жителей п. Советский Купинского района;
расширят свои представления о событиях Великой Отечественной войны.
Содержание учебного предмета
Тема 1.Накануне мирового пожара.
Приход к власти Гитлера в Германии. Идеология фашизма. Фашизм – главный источник агрессии.
Тема 2.Кровавое лето 1941-го…
Оборонительные сражения летом – осенью 1941 г. Поражения советских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Украине. Просчеты и ошибки Ставки Верховного главнокомандования в руководстве военными действиями, в определении стратегии отпора врагу.
Работа с документами. Поиск необходимой информации.
Тема 3. Укрощение « Тайфуна»: перелом под Москвой.
Битва под Москвой, ее историческое значение. Подвиг и героизм советских людей – защитников Москвы. Земляки – участники битвы за Москву.
Работа с фондами школьного музея, пополнение базы данных в архив «Бессмертного полка».
Тема 4.Жаркое лето 1942 года
Военные действия летом – осенью 1942 года. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Материальные и людские потери.
Подготовка докладов, демонстрационных схем.
Тема 5.« Кольцо» Сталинграда.
Военные действия на советско- германском фронте в конце 1942 года. Окружение и разгром немецко – фашистских войск под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне.
Сбор информации для Книги Памяти о земляках .
Тема 6.Твердыня на Неве.
Блокада Ленинграда. « Дорога жизни». Героическая оборона Ленинграда. Самоотверженный подвиг ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.
Тема 7. Крах « Цитадели»: « Огненная дуга».
Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Сражение на Курской дуге. Международное значение разгрома немецко- фашистских войск под Курском.
Тема 8. «След войны в моём селе»
Война как величайшая народная трагедия. Жизнь и быт людей в условиях войны. Особенности развития хозяйства. Героизм тружеников тыла.
Беседы с тружениками тыла, анкетирование, запись воспоминаний.
Тема 9. Будни тыла.
Борьба в тылу врага. Оккупационный режим. Подвиги героев подполья. Партизанское движение. Подвиги советских военнопленных. Война и народы страны. Репрессии. Роль Церкви в войне. Гражданский подвиг служителей церкви.
Выборка необходимого материала и оформление презентации. Самоотверженный подвиг советских женщин. Женщины – герои войны. Расширение масштабов войны. Образование антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе.
Подготовка и обсуждение докладов.
Тема 10.Удар « Багратиона»
Военно- стратегические операции советских войск в 1944-1945 гг. Восстановление границы СССР. Земляки – участники этих событий. Партизанские отряды. “Концерт”, “Рельсовая война”. Достижения науки и культуры в годы войны.
Тема 11. Радость со слезами на глазах.
Боевые действия в Европе весной 1945 года. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. Парад Победы в Москве. Работа с картой и документальными источниками.
Кто сыграл решающую роль в Победе: подходы и оценки.
Круглый стол. Анализ различных источников.
Тема 12. Источники великой Победы.
Фальсификация истории Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
Работа с различными источниками. Дискуссия. Цена Великой Победы.
Оформление Книги Памяти.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Накануне мирового пожара. | 1 |
2 | Кровавое лето 1941-го… | 2 |
3 | Укрощение « Тайфуна»: перелом под Москвой. | 1 |
4 | Жаркое лето 1942 года | 2 |
5 | «Кольцо» Сталинграда. | 2 |
6 | Твердыня на Неве. | 2 |
7 | Крах «Цитадели»: «Огненная дуга». | 2 |
8 | «След войны в моём селе» | 2 |
9 | Будни тыла. | 6 |
10 | Удар « Багратиона» | 5 |
11 | Радость со слезами на глазах. | 5 |
12 | Источники великой Победы. | 5 |
| Итого | 35 |