СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

10 класс Урок №16 Местоимение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении;
  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; развивать речевую и мыслительную активность учащихся;
  3. способствовать воспитанию культуры речи и орфографического письма, настойчивости в овладении грамматикой русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Тест Местоимение»

МОРФОЛОГИЯ. МЕСТОИМЕНИЕ.


1. Укажите предложение с неопределенным местоимением

А) Грубость не делает чести никому.

В) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец.

С) Хоть они и жалят больно, работой мы довольны.

Д) Никакая причина не извиняет невежливости.

Е) Ничьими похвалами не возносись.

2. Найдите местоимение с отрицательной приставкой не-

А) (Н…) перед (кем) не побоялась бы она обнаружить своих мыслей.

В) Молчат, потому что (н…) чего было сообщить друг другу.

С) (Н…) чего не было в ней ужасного.

Д) Я привык (н…) в (чем) не отступать от гражданских законов.

Е) Торопиться было (н…) к (чему).

3. Определите ряд слов только с определительными местоимениями

А) мой, твой, наш

В) его, какой-то, некоторый

С) каждый, всякий, иной

Д) какой-то, чей, такой

Е) тот, такой, этот

4. Укажите вариант дефисного написания местоимений

А) (ни) (с) кем, (ни) (от) кого, (ни) (у) чьего

В) (кое) (кем), чего (то), кто (нибудь)

С) (ни) кто, (ни) какой, (ни) чей

Д) (не) (для) кого, (ни) что, (кое) (с) кем

Е) (кое) (над) чем, (не) кого, (ни) чей

5. Как склоняется местоимение себя?

А) не имеет именительного падежа

В) одинаковые окончания во всех падежах

С) во всех падежах

Д) как существительное 1 склонения

Е) одинаковые окончания в родительном и дательном падежах

6. Определите, в каком из предложений есть неопределенное местоимение с дефисом

А) Истинная человеческая сущность выражается в человеке тогда, когда его поступкам движет не кто (то), а его собственная совесть.

В) В то (же) мгновение стремительно и гулко забарабанил дождь по железной крыше.

С) (Кое) где в тени ещё лежали островки серого снега.

Д) Чуть уловимый, (по) вечернему душистый дымок тянул откуда (то) в остывающем воздухе.

Е) По тёмному небу ярко (желтым) узором звезд написано (не) что торжественное, чарующее.

7. Найдите местоимение с не-

А) Не презирает совета н…чьего.

В) Н… за кого она не может заступиться.

С) Ёе ведь никогда ёще н…кто не любил.

Д) В природе н…что не возникает мгновенно.

Е) Ему н…чем жить.



8. Укажите вариант дефисного написания местоимений

А) (ни) (у) кого, (ни) (для) кого, (не) (с) кого

В) (ни) кого, (ни) чего, (не) кто

С) (кое) (про) кого, (кое) (в) чем, (кое) (для) какого

Д) (кое) (с) кем, (ни) (с) чем, (ни) (во) что

Е) (кое) кто, (кое) чей, (кое) какие

9. Определите ряд слов только с личным местоимениями

А) к нему, твой, иной

В) со мной, себя, сколько

С) к нам, сам, мы

Д) к нам, я, вы

Е) о них, не о чем, себе

10. Найдите определительные местоимения, которые стоят в форме дательного и именительного падежей.

А) Не рой яму другому: сам можешь в неё угодить.

В) Самое страшное неверие – это неверие в себя.

С) Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть собой.

Д) Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется.

Е) Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой.

11. Укажите правильную последовательность расположения разрядов местоимений: свой, себе, мне, всякий

А) возвратное, относительное, личное, притяжательное

В) притяжательное, возвратное, личное, определительное

С) возвратное, притяжательное, относительное, личное

Д) притяжательное, личное, возвратное, относительное

Е) возвратное, личное, притяжательное, относительное

12. Назовите ряд отрицательных местоимений

А) сколько-то, кто-либо, кое-какой

В) столько, который, кое-что

С) кто, что, какой

Д) этот, тот, такой, столько

Е) не у кого, ничей, ни у какого

13. Укажите притяжательные местоимения

А) кое у кого, кое-кто, несколько

В) мой, твой, ваш, свой, наш

С) таков, столько, этот, тот

Д) ничто, никого, ни на чем, никто

Е) весь, всякий, каждый, самый

14. Укажите предложение, в котором относительное местоимение

А) Судьба главного героя складывалась каждый раз по –иному.

В) Весна для Павла была самым большим праздником.

С) Нет в мире человека, который был бы мне дороже матери.

Д) Ночь над нами внезапно зашевелилась.

Е) В такую чудесную ночь невозможно уснуть.

15. Укажите указательные местоимения

А) который, чей, какой

В) её, их, его

С) сколько-то, сколько-нибудь, что-то

Д) такой, столько, та

Е) некто, нечто, некоторый

16. Местоимение – это

А) часть речи, которая обозначает действие предмета

В) часть речи, которая обозначает признак предмета

С) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете

Д) часть речи, которая обозначает предмет

Е) часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их

17. Какой разряд местоимений включает одно слово

А) личное

В) определительное

С) вопросительное

Д) возвратное

Е) неопределенное

18. Найдите ряд неопределенных местоимений

А) меня, собой, он, его

В) весь, всякий, иной, другой

С) некто, некоторый, кого-либо, несколько

Д) никто, ничто, ничего, никакой

Е) мой, твой, наш, свой

19. Личное местоимение

А) Кто идеал молодого поколения?

В) Лед трескался и ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними.

С) В такое время хорошо проехать в тройке по заснеженным полям.

Д) Нет лучше шутки, чем над собой.

Е) Тихо ответили жители: «Это на том берегу».

20. Определите местоимение, в котором частица пишется раздельно

А) мне (ли)

В) кто (нибудь)

С) что (нибудь)

Д) (кое) кто

Е) какой (то)

21. Укажите в каком примере ни пишется раздельно

А) (ни) чему

В) (ни) чей

С) (ни) чем

Д) (ни) за что

Е) (ни) что

22. Определите правильный вариант написания

Грущу по ва…, тоскуешь по на…, скучает по ва…, были в гостях у не..

А) м, м, с, й

В) м, с, м, ё

С) с, с, м, ё

Д) м, с, с, й

Е) с, с, м, й

23. Укажите предложение с вопросительным местоимением

А) У него была своя история.

В) Добро творить – себя веселить.

С) Каждый человек – кузнец своего счастья.

Д) Уехал, ни с кем не попрощавшись.

Е) Какой он жизнью на тебя дохнул?

24. Укажите постоянные признаки местоимения

А) падеж, число, род (уличных местоимений)

В) разряд по значению, лицо (у личных местоимений)

С) падеж, число, вид

Д) род, лицо, время

Е) падеж, лицо, род

25. Найдите правильный вариант склонения местоимения она

А) она, её, ей, её, ею, о ней

В) она, её, её, ею, ей, о ней

С) она, её, ему, она, с ней, о нем

Д) она, её, ею, она, ей, о ней

Е) она, её, ей, её, ей, о ней

26. Определите разряд данных местоимений: что, кто, какой, чей, каков, который, сколько

А) указательные

В) определительные

С) отрицательные

Д) возвратные

Е) относительные

27. Определите местоимения, которые пишутся через дефис

А) (кое) у кого, (кое) о ком

В) (кое) к кому, (кое) перед кем

С) кто (то), что (либо), (кое) кто

Д) (кое) для кого, (кое) с чем

Е) (кое) от кого, (кое) о чем

28. Предложение, в котором личное местоимение употреблено в форме дательного падежа

А) Ничто не трогало его.

В) Быстрей же к берегам неси меня, челнок.

С) Шепчутся листья твои серебристые.

Д) Я помню бал.

Е) Повеял мне в лицо душистый ветерок.

29. Укажите местоимение, в котором на месте пропуска пишется и

А) Н…чего стыдиться

В) Н… с кем поделиться с горем

С) Н…кому помочь в трудную минуту

Д) Н… с кем не встречаться

Е) Н… у кого попросить помощи

30. В предложении: «Сам себя не уважаешь – и другие не будут тебя уважать» использованы разряды местоимений

А) определительное, возвратное, определительное, личное

В) определительное, неопределенное, личное, личное

С) притяжательное, указательное, отрицательное, определительное

Д) неопределенное, относительное, личное, возвратное

Е) отрицательное, личное, притяжательное, личное


Код ответа «Местоимение»

1

В

2

В

3

С

4

В

5

А

6

А

7

Е

8

Е

9

Д

10

А

11

В

12

Е

13

В

14

С

15

Д

16

Е

17

Д

18

С

19

В

20

А

21

Д

22

С

23

Е

24

В

25

А

26

Е

27

С

28

Е

29

Д

30

А



Сообщите ученику номер теста: 3610124

Пройти тест он сможет на сайте videouroki.net, выполнив 2 шага:

  1. В разделе “Тесты” нажать синюю кнопку “Пройти тест”

  2. Ввести номер теста и выполнить его.

Ссылка на тест: https://videouroki.net/tests/3610124/











Просмотр содержимого документа
«10 класс Урок №16»

28.12.13 10 класс

Урок 16. Местоимение.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении;

  2. совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; развивать речевую и мыслительную активность учащихся;

  3. способствовать воспитанию культуры речи и орфографического письма, настойчивости в овладении грамматикой русского языка.


Оборудование: учебник, учебные тексты, таблицы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Прогнозируемые результаты: учащиеся определяют грамматические признаки местоимений; различают разряды местоимений; владеют орфографическими нормами русского литературного языка.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Комплексный анализ предложения.

В кюях1 Курмангазы нашли отражение суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления2 о жизни и яркие зарисовки2 степи, народные празднества4.

Задания.

  1. Произведите разборы.

  2. Составьте цепочку – части речи подчеркнутых слов.

  3. Назовите имена прилагательные в тексте, определите их разряд, образуйте степени сравнения.

  4. Выпишите словосочетания с разными видами связи.

  5. Расставьте знаки препинания, укажите их количество, составьте схему предложения.


  1. Актуализация опорных знаний. Работа с опорным конспектом.

  1. «Местоимения – это запасные игроки на футбольном поле, дублёры, выполняющие в языке заместительную функцию» (Реформатский).

(Слово «местоимение» закрыть – выход на тему, целеполагание)

  1. Таблица №18

  2. Обсуждение по вопросам («Рабочая тетрадь» - упражнение № 93, стр.22)


  1. Практикум по теме урока.

  1. Разряды, синтаксическая роль местоимений.

  1. Укажите разряды местоимений, добавьте 2-3 примера.

Я, себя, кто, никто, этот, мой, некто, каждый.

  1. Определите «4 лишнее».

  1. Моему, вы, они, я.

  2. Кто, какой, столько, некто.

  3. Что-то, нечто, никто, несколько.

  4. Всякий, каждый, какой, другой.

  5. Тот, ты, этот, такой.

  6. Себя, вам, к ней, мне.

  1. Подчеркните местоимения, которые не имеют формы Им. п.

Некоторого, некого, кое-чем, чем-нибудь, никого, нечего, никакому, себя.

  1. Поставьте местоимения в указанную форму.

Они (Т.п.), какой (Д.п.), некоторый (Р.п., ж.р., ед.ч.), такой (Т.п., мн.ч.).

  1. Напишите начальную форму местоимения, укажите разряд.

К нему, с ней, обо мне, перед нами, за тобой, к себе, передо мной, у вас, с нами, с собой, к ним, скольких, с кем-нибудь, с чьих-либо, не с кем, ни от кого, какие-нибудь, не у кого.

  1. Шутке – минутка!

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква? (я)

  2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (я-мы)

  3. Сколько личных местоимений в слове семья? (семь-я)

  4. Первый слог – личное местоимение, второй-детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (я-корь)

  5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (ты-ква)

  1. Правописание местоимений.

  1. Правописание отрицательных местоимений - упражнение №117 (д\м)

  2. Правописание неопределенных местоимений - упражнение №118 (д\м)


  1. Редактирование предложений


- Редакторы приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.

  1. «Слышу сзади меня кто-то танцует. Вижу они танцуют на большой фанере». (Местоимение они является не выполняет своего назначения, оно не является заместителем. Они – это кто?)

  2. «Дубровский застрелили медведя. Троекуров велел снять с него шкуру». (Двусмысленность, возможность неоднозначного понимания.)

  3. «Лицо у ней круглое» (Усеченная форма у ней – просторечная; не соответствует литературной норме.)

  4. «Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии». (Не соответствует литературной норме.)

  5. «Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял». (Дублируется подлежащее, надо исключить местоимение он).

  6. «Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий». (Местоимение нужно соотнести со словом повесть – в ней.)


  1. Подведение итогов урока.


Домашнее задание. &30-31, упражнение № 326, стр.161

Просмотр содержимого документа
«Местоимение»

Местоимение


1. Найдите все местоимения в тексте, укажите их разряды, определите падеж, число (если есть), род (если есть).

В лес мы отправились той тропинкой, которая проходила по краю нашей деревни. Мы несли с собой корзины, в которых пока ничего не было. Некоторое время не было видно никаких грибов, кое-кто уже ворчал про себя, но потом на моем заветном месте обнаружилась целая россыпь!

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Сравните разряды местоимений.

Каждый хочет быть лучше окружающего мира и считает себя лучше его. Так проявилась его человеческая сущность.

______________________________________________________________________________________________________________________________


3. Цифровой диктант. Определите местоимения и их разряд, обозначая их соответствующей разряду цифрой.

1 – указательное
2 – относительное
3 – отрицательное
4 – неопределенное

  1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.

  2. Опять на то же место вышла.

  3. Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!

  4. В такую ночь невозможно уснуть.

  5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.

  6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.

  7. Местоимение

  8. 1. Найдите все местоимения в тексте, укажите их разряды, определите падеж, число (если есть), род (если есть).

  9. В лес мы отправились той тропинкой, которая проходила по краю нашей деревни. Мы несли с собой корзины, в которых пока ничего не было. Некоторое время не было видно никаких грибов, кое-кто уже ворчал про себя, но потом на моем заветном месте обнаружилась целая россыпь!

  10. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  11. 2. Сравните разряды местоимений.

  12. Каждый хочет быть лучше окружающего мира и считает себя лучше его. Так проявилась его человеческая сущность.

  13. ______________________________________________________________________________________________________________________________

  14. 3. Цифровой диктант. Определите местоимения и их разряд, обозначая их соответствующей разряду цифрой.

  1. 1 – указательное
    2 – относительное
    3 – отрицательное
    4 – неопределенное

  1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.

  2. Опять на то же место вышла.

  3. Если бы вы знали, сколько птиц прилетело в наши края!

  4. В такую ночь невозможно уснуть.

  5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.

  6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.

  7. Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.

  8. Если за день ничему не научился, зря прожил день.

  9. Код: ________________________________________

  10. 4. Выборочный диктант.

  11. Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.

  12. Беседовал (кое) (с) кем, н..чем не интересуется, что (то) зазвенело, (кое)кого не было, не боялись н..каких препятствий, кто (нибудь) встретит, н..кто не замечает, (н..) (у) кого не вызывал восхищения, к кому (то) принесли, н..чего раздражаться, н.. (с) кем не менялся ролями.

  13. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  14. 5. Вставьте пропущенные частицы (не или ни), раскрывая скобки.

  15. 1. Этот провал (…) что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешить только директор, и (…) кто иной. 3. Проект сделан (…) кем иным, как известным специалистом. 4. (…)кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать.

  1. Выдра направлялась с живой рыбой во рту к густому кустарнику, которым был покрыт берег.

  2. Если за день ничему не научился, зря прожил день.

  1. Код: ________________________________________

  2. 4. Выборочный диктант.

  3. Запишите неопределенные и отрицательные местоимения в две колонки, графически обозначая условия написания.

  4. Беседовал (кое) (с) кем, н..чем не интересуется, что (то) зазвенело, (кое)кого не было, не боялись н..каких препятствий, кто (нибудь) встретит, н..кто не замечает, (н..) (у) кого не вызывал восхищения, к кому (то) принесли, н..чего раздражаться, н.. (с) кем не менялся ролями.

  5. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. 5. Вставьте пропущенные частицы (не или ни), раскрывая скобки.

  7. 1. Этот провал (…) что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешить только директор, и (…) кто иной. 3. Проект сделан (…) кем иным, как известным специалистом. 4. (…)кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать.

Просмотр содержимого документа
«Морфология Местоимение»

МОРФОЛОГИЯ. МЕСТОИМЕНИЕ

  1. Местоимение – это часть речи, которая

  1. Указывает на предмет, признаки и количество, но не называет их

  2. Обозначает число, количество и порядок предметов при счете

  3. Обозначает действие или состояние предмета

  4. Обозначает признак предмета

  5. Обозначает признак действия и признак другого признака

  1. Указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их.

  1. Местоимение

  2. Наречие

  3. Числительное

  4. Глагол

  5. Прилагательное

  1. Определите правильный вариант обозначения падежей местоимений.

  2. Он невольно усмехнулся: луна напомнила ему расшалившегося ребенка.

  1. И.п., Р.п.

  2. И.п., В.п.

  3. И.п., Д.п.

  4. В.п., В.п.

  5. В.п., Д.п.

  1. Определите вариант с личным местоимением.

  1. Моя тетрадь

  2. Грустить обо мне

  3. Найти себя

  4. Скажет кто-нибудь

  5. Не хочу ничего

  1. Определите вариант с возвратным местоимением

  1. Нечего сказать

  2. Увидеть тебя

  3. Спросить об этом

  4. Гордиться собой

  5. Ничего не сказал

  1. Определите разряд местоимения, у которого нет именительного падежа.

  1. Личное

  2. Возвратное

  3. Вопросительное

  4. Относительное

  5. Притяжательное

  1. Определите вариант с местоимением в дательном падеже.

  1. Скрываться от него

  2. Грустить о тебе

  3. Подойти к нему

  4. У некоторых друзей

  5. Ни о чем не жалеть

  1. Определите вариант с относительным местоимением.

  1. У него была своя история.

  2. А кто виноват в этой ссоре?

  3. Добро творить - себя веселить.

  4. Не стыдно молчать, если нечего сказать.

  5. Кто правдой живет, добра наживет.

  1. Определите вариант с неопределенным местоимением.

  1. За несколько дней мы успели отдохнуть.

  2. Друзья приходили к нему с удовольствием.

  3. Он себя не считал плохим человеком.

  4. Но что это значит и какой смысл?

  5. Ни у кого не было этой книги.

  1. Определите местоимение, которое пишется через дефис.

  1. Встреться (кое) с кем

  2. Спросить (кое) у кого

  3. Принести (кое) что

  4. Выполнить (кое) для кого

  5. (Кое) с чем не согласиться

  1. Определите вариант с отрицательным местоимением.

  1. Кто плох для себя, плох и для других.

  2. Тебе сколько лет?

  3. Лиса подошла к дереву, на котором сидела ворона.

  4. Он ничего не сказал.

  5. Он хотел что-то сказать.

  1. Определите вариант с притяжательным местоимением.

  1. Увидеть вас

  2. Ваши друзья

  3. Говорить с вами

  4. Думать о вас

  5. Доволен вами

  1. Определите в местоимениях пропущенную гласную – И-:

  1. Н… с кем посоветоваться

  2. Н… с кем не встречался

  3. Сказать н…чего

  4. Встречать н…кого

  5. Прошло н…сколько лет

  1. Определите в местоимениях пропущенную гласную – И-:

  1. Спросить было н… у кого

  2. Бояться н…чего

  3. Н…чего не сказал

  4. Н…чего тому бояться, у кого совесть чиста

  5. Разума много, да н… к чему руки приложить

  1. Определите правильный вариант пропущенных букв: н…кому не верить, н…кому доверять, н…какой урок, н…чего не делать, н…чем удивить.

  1. и,е,и,и,е

  2. и,и,и,и,е

  3. е,е,и,и,е

  4. е,и,и,е,и

  5. и,е,и,е,е

  1. Определите правильный вариант пропущенных букв: н..кому предложить, н…какого отдыха, н…кого не обижать, н…сколько минут, н…чего сказать.

  1. е,и,е,е,е

  2. е,и,и,е,е

  3. и,е,и,е,е

  4. е,и,е,и,е

  5. е,и,и,е,и

  1. Определите местоимение, которое пишется через дефис:

  1. Какая (бы)

  2. (Ни)кто

  3. Сколько (же)

  4. Ты (ли)

  5. (Кое) какому

  1. Определите местоимение, которое пишется раздельно:

  1. Кое (с) кем

  2. Кто (нибудь)

  3. Какой (то)

  4. Кто (то)

  5. Что (нибудь)

  1. Определите местоимение, которое пишется раздельно:

  1. Какие (нибудь)

  2. Сколько (же)

  3. Кто (то)

  4. (Кое) какому

  5. Что (нибудь)

  1. Местоимения я, ты, обо мне, к вам:

  1. Личные

  2. Возвратные

  3. Относительные

  4. Неопределенные

  5. Притяжательные

  1. Местоимения мой, твой, ваши, наши, свой:

  1. Личные

  2. Притяжательные

  3. Возвратные

  4. Относительные

  5. Неопределенные

  1. Местоимения всякий, каждый, иной, другой:

  1. Личные

  2. Притяжательные

  3. Указательные

  4. Определительные

  5. Относительные

  1. Определите правильное употребление местоимений:

  1. Быстрее ее, дальше их, ближе его, выше их

  2. Быстрее ее, дальше их, ближе его, выше них

  3. Быстрее нее, дальше них, ближе его, выше их

  4. Быстрее ее, дальше их, ближе него, выше их

  5. Быстрее нее, дальше их, ближе него, выше них

  1. Определите правильное употребление местоимений:

  1. Находился возле её, жил около них, подошел к нему, зашел за ней

  2. Находился возле неё, жил около них, подошел к нему, зашел за ней

  3. Находился возле неё, жил около их, подошел к нему, зашел за ней

  4. Находился возле её, жил около них, подошел к нему, зашел за ей

  5. Находился возле неё, жил около их, подошел к ему, зашел за ней

  1. Определите правильный вариант написания:

  1. Это был не кто иной, как твой родной брат. Никто иной не мог этого сказать. Это было не что иное, как пожар. Ничто иное не могло бы меня испугать.

  2. Это был некто иной, как твой родной брат. Никто иной не мог этого сказать. Это было не что иное, как пожар. Ничто иное не могло бы меня испугать.

  3. Это был не кто иной, как твой родной брат. Ни кто иной не мог этого сказать. Это было не что иное, как пожар. Ничто иное не могло бы меня испугать.

  4. Это был не кто иной, как твой родной брат. Никто иной не мог этого сказать. Это было ничто иное, как пожар. Ничто иное не могло бы меня испугать.

  5. Это был не кто иной, как твой родной брат. Никто иной не мог этого сказать. Это было не что иное, как пожар. Не что иное не могло бы меня испугать

Просмотр содержимого документа
«РМ»

  1. Комплексный анализ предложения.

В кюях1 Курмангазы нашли отражение суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления2 о жизни и яркие зарисовки2 степи, народные празднества4.

Задания.

  1. Произведите разборы.

  2. Составьте цепочку – части речи подчеркнутых слов.

  3. Назовите имена прилагательные в тексте, определите их разряд, образуйте степени сравнения.

  4. Выпишите словосочетания с разными видами связи.

  5. Расставьте знаки препинания, укажите их количество, составьте схему предложения.


  1. Актуализация опорных знаний. Работа с опорным конспектом.

  1. «… – это запасные игроки на футбольном поле, дублёры, выполняющие в языке заместительную функцию» (Реформатский).

  2. Таблица №18

  3. Обсуждение по вопросам («Рабочая тетрадь» - упражнение № 93, стр.22)


  1. Практикум по теме урока.

  1. Разряды, синтаксическая роль местоимений.

  1. Укажите разряды местоимений, добавьте 2-3 примера.

Я, себя, кто, никто, этот, мой, некто, каждый.

  1. Определите «4 лишнее».

  1. Моему, вы, они, я.

  2. Кто, какой, столько, некто.

  3. Что-то, нечто, никто, несколько.

  4. Всякий, каждый, какой, другой.

  5. Тот, ты, этот, такой.

  6. Себя, вам, к ней, мне.

  1. Подчеркните местоимения, которые не имеют формы Им. п.

Некоторого, некого, кое-чем, чем-нибудь, никого, нечего, никакому, себя.


  1. Комплексный анализ предложения.

В кюях1 Курмангазы нашли отражение суровые страницы истории казахского народа и личные невзгоды музыканта, его размышления2 о жизни и яркие зарисовки2 степи, народные празднества4.

Задания.

  1. Произведите разборы.

  2. Составьте цепочку – части речи подчеркнутых слов.

  3. Назовите имена прилагательные в тексте, определите их разряд, образуйте степени сравнения.

  4. Выпишите словосочетания с разными видами связи.

  5. Расставьте знаки препинания, укажите их количество, составьте схему предложения.


  1. Актуализация опорных знаний. Работа с опорным конспектом.

  1. «… – это запасные игроки на футбольном поле, дублёры, выполняющие в языке заместительную функцию» (Реформатский).

  2. Таблица №18

  3. Обсуждение по вопросам («Рабочая тетрадь» - упражнение № 93, стр.22)


  1. Практикум по теме урока.

  1. Разряды, синтаксическая роль местоимений.

  1. Укажите разряды местоимений, добавьте 2-3 примера.

Я, себя, кто, никто, этот, мой, некто, каждый.

  1. Определите «4 лишнее».

  1. Моему, вы, они, я.

  2. Кто, какой, столько, некто.

  3. Что-то, нечто, никто, несколько.

  4. Всякий, каждый, какой, другой.

  5. Тот, ты, этот, такой.

  6. Себя, вам, к ней, мне.

  1. Подчеркните местоимения, которые не имеют формы Им. п.

Некоторого, некого, кое-чем, чем-нибудь, никого, нечего, никакому, себя.


  1. Поставьте местоимения в указанную форму.

Они (Т.п.), какой (Д.п.), некоторый (Р.п., ж.р., ед.ч.), такой (Т.п., мн.ч.).

  1. Напишите начальную форму местоимения, укажите разряд.

К нему, с ней, обо мне, перед нами, за тобой, к себе, передо мной, у вас, с нами, с собой, к ним, скольких, с кем-нибудь, с чьих-либо, не с кем, ни от кого, какие-нибудь, не у кого.

  1. Шутке – минутка!

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква?

  2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

  3. Сколько личных местоимений в слове семья?

  4. Первый слог – личное местоимение, второй-детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте.

  5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

  1. Правописание местоимений.

  1. Правописание отрицательных местоимений - упражнение №117 (д\м)

  2. Правописание неопределенных местоимений - упражнение №118 (д\м)


  1. Редактирование предложений

- Редакторы приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.

  1. «Слышу сзади меня кто-то танцует. Вижу они танцуют на большой фанере».

  2. «Дубровский застрелили медведя. Троекуров велел снять с него шкуру».

  3. «Лицо у ней круглое»

  4. «Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии».

  5. «Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял».

  6. «Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий».


  1. Поставьте местоимения в указанную форму.

Они (Т.п.), какой (Д.п.), некоторый (Р.п., ж.р., ед.ч.), такой (Т.п., мн.ч.).

  1. Напишите начальную форму местоимения, укажите разряд.

К нему, с ней, обо мне, перед нами, за тобой, к себе, передо мной, у вас, с нами, с собой, к ним, скольких, с кем-нибудь, с чьих-либо, не с кем, ни от кого, какие-нибудь, не у кого.

  1. Шутке – минутка!

  1. В каком местоимении два звука, но одна буква?

  2. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

  3. Сколько личных местоимений в слове семья?

  4. Первый слог – личное местоимение, второй-детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте.

  5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

  1. Правописание местоимений.

  1. Правописание отрицательных местоимений - упражнение №117 (д\м)

  2. Правописание неопределенных местоимений - упражнение №118 (д\м)


  1. Редактирование предложений

- Редакторы приготовили предложения, в которых неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.

  1. «Слышу сзади меня кто-то танцует. Вижу они танцуют на большой фанере».

  2. «Дубровский застрелили медведя. Троекуров велел снять с него шкуру».

  3. «Лицо у ней круглое»

  4. «Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии».

  5. «Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял».

  6. «Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий».

Просмотр содержимого документа
«Тест Местоимение Имя числительное»

ТЕСТ ПО ТЕМАМ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЕ»

I вариант

  1. Определите, в какой пословице нет отрицательного местоимения:

А) Завистливый ни о ком хорошего слова не скажет.

Б) Ничьими похвалами не возносись.

В) Не в свои сани не садись.

Г) Ничего не делая, мы учимся дурным делам.

  1. Укажите, каким числительным выражен знаменатель дробного числительного:

А) количественным Б) порядковым В) собирательным Г) составным

  1. Назовите числительное среди слов, имеющих числовое значение:

А) десяток Б) десятитысячный В) вдесятером Г) удесятерить

  1. Укажите, какое местоимение не имеет именительного падежа:

А) себя Б) тебя В) меня Г) его

  1. Подберите синоним к местоимению – архаизму ОНЫЙ.

А) такой Б) самый В) этот Г) тот

  1. Определите, в каком словосочетании местоимение ИХ не является личным:

А) их вещи Б) попросить их В) встретить их Г) обнадежить их

  1. Укажите, какие числительные имеют категорию числа:

А) количественные В) порядковые

Б) собирательные Г) дробные

  1. Укажите, какие числительные изменяются так же, как существительные III склонения:

А) от 5 до 20 Б) от 100 до 500 В) от 1 до 4 Г) от 600 до 900

  1. Укажите неверное утверждение:

А) местоимения могут указывать на количество предметов, не называя их;

Б) все местоимения изменяются по числам;

В) относительные местоимения служат для связи придаточной части с главной в сложноподчиненном предложении;

Г) местоимение – знаменательная часть речи.

  1. Укажите, сколько собирательных числительных в русском языке:

А) 10 Б) 9 В) 8 Г) 7

  1. Укажите, в каком фразеологизме нет возвратного местоимения:

А) выйти из себя В) представлять собой

Б) так себе Г) сами с усами

  1. Укажите, чем отличается склонение местоимений САМ, САМЫЙ в косвенных падежах:

А) окончанием В) окончанием и ударением

Б) ударением Г) ничем

  1. Укажите, в каком ряду все слова являются числительными:

А) трое, трехтысячный, тремястами, тридцатый, трехсотмиллионный;

Б) тридцатый, тройка, трехметровый, три пятых, втрое;

В) тремстам, утроить, натрое, трехэтажный, три десятых, утроенный;

Г) трех тысячах, утроив, трёхмиллиардный, тремя, трижды.

  1. Укажите, какой разряд числительных есть в татарском языке, но нет в русском языке:

А) количественные В) приблизительные

Б) порядковые Г) собирательные

  1. Укажите, какие числительные имеют категорию числа:

А) количественные В) дробные

Б) собирательные Г) порядковые

  1. Укажите неверное утверждение:

А) имя числительное может быть любым членом предложения;

Б) все числительные изменяются по падежам, числам и родам;

В) числительные обозначают количество или порядок предметов при счете.

Г) при склонении числительных от 50 до 80 изменяются обе части.

  1. Укажите, в каком стиле преимущественно употребляются собирательные числительные:

А) обиходно-бытовой В) официально-деловой

Б) научный Г) публицистический

  1. Укажите правильную форму творительного падежа количественного числительного:

А) четырехстами В) четыремстам

Б) четыремстами Г) четырьмястами

  1. Определите, в какой строчке есть местоимение другого разряда:

А) этот, такой, тот, таков, столько:

Б) тебя, себя, меня, нами, вас, вами;

В) ничьими, никого, ни о каких, ни с чем;

Г) нечто, какой-нибудь, некоторый, несколько, что-либо.

  1. Укажите, в какой форме стоит существительное при дробном числительном:

А) родительный падеж ед.ч. В) именительный падеж ед.ч.

Б) родительный падеж мн.ч. Г) именительный падеж мн.ч.

  1. Укажите, в каком предложении местоимение употреблено неверно:

А) Мать дала сыну его игрушки.

Б) Одноклассник пригласил нас к себе в гости.

В) Мне указали на свои ошибки.

Г) У неё не было той книги, которую я просила.

  1. Определите, в каком предложении находится местоимение со следующими морфологическими признаками: относительное, Тв. п., ед. ч.

А) Каждая мать гордилась бы таким сыном.

Б) С кем поведешься, от того и наберешься.

В) Других не суди – на себя погляди.

Г) Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

  1. Определите, в каком ряду присутствует числительное не того разряда:

А) две тысячи сто пятнадцать, двести сорок пятый, триста двенадцать;

Б) пятьсот тридцать второй, две тысячи тринадцатый;

В) шесть целых семь десятых, восемь девятых, три четвертых;

Г) пять тысяч сто пятьдесят семь, девятьсот двадцать четыре.

  1. Укажите, словосочетание, в котором числительное ОБА употреблено правильно:

А) в обоих руках Б) в обоих случаях Б) с обоими сестрами Г) по обоим сторонам

  1. Определите, в каком ряду все местоимения пишутся слитно:

А) не (с) кем, (ни) кем, не(от) кого, (ни)кого), какой(то);

Б) не(за)что, (ни)что, чей(то), не(к)кому, (никому);
В) (ни)чьими, (ни)какому), (ни)чему, (не) сколько, (ни)чем;

Г) чьими(либо), кое (о) чем, (не) который, (ни)кем).

  1. Определите, в каком ряду нет ни одного числительного:

А) пятисотый, пятерка, пятнадцать, пятиметровый, пятеро;

Б) пять сотых, пятидесятимиллионный, пятиэтажка, пятьюдесятью;

В) пятимиллиардный, пять четвертых, пятидесятилетний, пятилетка;
Г) пятидесятиметровый, впятеро, пятерня, пятисотлетний.

  1. Укажите, сколько падежных форм имеет числительное ПОЛТОРА:

А) две Б) три) В) четыре Г) пять

  1. Укажите, в каком предложении выделенное местоимение не является подлежащим:

А) Люби того, кто не обидит никого. В) Что стерпится, то и сладится.

Б) Я – не ты. Г) Кто не сеет, тот и не жнет.

  1. Укажите неверное утверждение:

А) сложные числительные пишутся раздельно;

Б) в предложении числительное может выступать в роли сказуемого;

В) в официально-деловом стиле, как правило, не используются личные местоимения;

Г) в составных количественных числительных склоняется не только каждое слово, но и каждая часть.

  1. Укажите, в каком предложении допущена речевая ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимения:

А) В классе только и говорили о его победе.

Б) Мне указали на свои ошибки.

В) Выберите блюдо по вашему вкусу.

Г) В свои семьдесят лет он выглядит прекрасно.



ТЕСТ ПО ТЕМАМ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. МЕСТОИМЕНИЕ»

II вариант

  1. Определите, в какой пословице нет отрицательного местоимения:

А) Не в свои сани не садись.

Б) Ничьими похвалами не возносись.

В) Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Г) Ничего не делая, мы учимся дурным делам.

  1. Укажите, каким числительным выражен числитель дробного числительного:

А) количественным Б) порядковым В) собирательным Г) составным

  1. Назовите числительное среди слов, имеющих числовое значение:

А) семерка Б) семитысячный В) всемером Г) семиэтажный

  1. Укажите, какое местоимение не имеет именительного падежа:

А) тебя Б) себя В) меня Г) его

  1. Подберите синоним к местоимению – архаизму СЕЙ

А) такой Б) самый В) этот Г) тот

  1. Определите, в каком словосочетании местоимение ИХ не является притяжательным:

А) их вещи Б) их проект В) встретить их Г) их надежды

  1. Укажите, какие числительные изменяются так же, как имена прилагательные:

А) количественные В) дробные

Б) собирательные Г) порядковые

  1. Укажите, какие числительные изменяются так же, как существительные III склонения:

А) от 40 до 50 Б) от 5 до 20 В) от 1 до 4 Г) от 100 до 500

  1. Укажите неверное утверждение:

А) местоимения могут указывать на количество предметов, не называя их;

Б) местоимения могут замещать только именные части речи;

В) вопросительные местоимения употребляются только в вопросительном предложении;

Г) местоимение – служебная часть речи.

  1. Укажите, сколько собирательных числительных в русском языке:

А) 7 Б) 8 В) 9 Г) 10

  1. Укажите, в каком фразеологизме нет возвратного местоимения:

А) сами с усами В) себе на уме

Б) так себе Г) ни себе ни людям

  1. Укажите, чем отличается склонение местоимений САМ, САМЫЙ в косвенных падежах:

А) окончанием и ударением В) окончанием

Б) ударением Г) ничем

  1. Укажите, в каком ряду все слова являются числительными:

А) двое, двухтысячный, двумястами, двадцатый, двухсотмиллионный;

Б) двести, двойка, двухметровый, две пятых, вдвое;

В) двумстам, удвоить, надвое, двухэтажный, две десятых, удвоенный;

Г) двух тысячах, удвоив, двухмиллиардный, двумя, дважды.

  1. Укажите, какой разряд числительных есть в татарском языке, но нет в русском языке:

А) количественные В) собирательные

Б) порядковые Г) разделительные

  1. Укажите, какие числительные имеют категорию числа:

А) количественные В) дробные

Б) порядковые Г) собирательные

  1. Укажите неверное утверждение:

А) числительные 40, 90, 100 при склонении имеют две падежные формы;

Б) при склонении числительных от 200 до 900 изменяются обе части;

В) числительные обозначают количество или порядок предметов при счете.

Г) все числительные изменяются по падежам, числам и родам.

  1. Укажите, в каком стиле преимущественно употребляются собирательные числительные:

А) официально-деловой В) обиходно-бытовой

Б) научный Г) публицистический


  1. Укажите правильную форму творительного падежа количественного числительного:

А) тремястами В) трёхстами

Б) тремстами Г) тристами

  1. Определите, в какой строчке есть местоимение другого разряда:

А) тот, такой, этот, таков, столько:

Б) себя, тебя, меня, нами, вас, вами;

В) ничьими, никого, ни о каких, ни с чем;

Г) нечто, какой-нибудь, некоторый, несколько, что-либо.

  1. Укажите, в какой форме стоит существительное при дробном числительном:

А) родительный падеж ед.ч. В) родительный падеж мн.ч.

Б) именительный падеж ед.ч. Г) именительный падеж мн.ч.

  1. Укажите, в каком предложении местоимение употреблено неверно:

А) Мать дала сыну его игрушки.

Б) Одноклассник пригласил нас к себе в гости.

В) У неё не было той книги, которую я просила.

Г) Мне указали на свои ошибки.

  1. Определите, в каком предложении находится местоимение со следующими морфологическими признаками: возвратное, винительный п., ед. ч.

А) Я сам расскажу о времени и о себе.

Б) С кем поведешься, от того и наберешься.

В) Других не суди – на себя погляди.

Г) Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет.

  1. Определите, в каком ряду присутствует числительное не того разряда:

А) пять тысяч сто двенадцать, сто сорок пятый, четыреста двенадцать;

Б) пятьсот тридцать второй, две тысячи тринадцатый;

В) шесть целых семь десятых, восемь девятых, три четвертых;

Г) пять тысяч сто пятьдесят семь, девятьсот двадцать четыре.

  1. Укажите, словосочетание, в котором числительное ОБА употреблено правильно:

А) обоими руками Б) с обоими сестрами

Б) в обоих случаях Г) по обоим сторонам

  1. Определите, в каком ряду все местоимения пишутся слитно:

А) не (с) кем, (ни) кем, не(от) кого, (ни)кого), какой(то);

Б) не(за)что, (ни)что, чей(то), не(к)кому, (никому);

В) (ни)чьими, (ни)какому), (ни)чему, (не) сколько, (ни)чем;

Г) чьими(либо), кое (о) чем, (не) который, (ни)кем).

  1. Определите, в каком ряду нет ни одного числительного:

А) семисотый, семерка, семнадцать, семиметровый, семеро;

Б) семь сотых, семидесятимиллионный, семиэтажный, семьюдесятью;

В) семимиллиардный, семь девятых, семидесятилетний, семилетка;

Г) семидесятиметровый, семерка, всемером, семисотлетний.

  1. Укажите, сколько падежных форм имеет числительное ПОЛТОРАСТА:

А) пять Б) три В) две Г) четыре

  1. Укажите, в каком предложении выделенное местоимение не является подлежащим:

А)Ты – не я . В) Что стерпится, то и сладится.

Б) Кто любит труд, того люди чтут. Г) Кто не сеет, тот и не жнёт.

  1. Укажите неверное утверждение:

А) в предложении числительное может выступать в роли сказуемого;

Б) составные количественные числительные пишутся слитно;

В) в официально-деловом стиле, как правило, не используются личные местоимения;

Г) в составных количественных числительных склоняется не только каждое слово, но и каждая часть.

  1. Укажите, в каком предложении допущена речевая ошибка, связанная с неправильным употреблением местоимения:

А) В классе только и говорили о его победе.

Б) В свои семьдесят лет он выглядит прекрасно.

В) Выберите блюдо по вашему вкусу.

Г) Мне указали на свои ошибки.


Ответы:

1 вариант: 1 В, 2 Б, 3Б, 4 А, 5Г, 6А, 7.В, 8 А, 9Б, 10Б, 11Г, 12Б, 13А, 14 В, 15 Г, 16 Б,

17 А, 18 Г, 19 Б, 20 А, 21 В, 22 Б, 23 А, 24 Б, 25 В, 26 Г, 27 А, 28 Б , 29 А, 30Б

2 вариант: 1 А, 2 А, 3Б, 4 Б, 5В, 6В, 7.Г, 8 Б, 9Г, 10В, 11А, 12Б, 13А, 14 В, 15 Б, 16 Г,

17 В, 18 А 19 Б, 20 А, 21 Г, 22 В, 23 А, 24 Б, 25 В, 26 Г, 27 В, 28 А, 29 Б, 30Г




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!