2.Постановка учебной задачи Задача: выявить и фиксировать затруднение; смоделировать способ «открытия» нового знания | Минутка чистописания Вспомним правильное написание буквы Я, пропишем до конца строки, Перепишите с доски «лагерную кричалку».. Я, ты, он , она - вместе дружная семья. Слайд 4 Словарная работа. Упражнение «Узнай предмет». - Учитель показывает картинки., задание назвать его , записать и обозначить орфограммы: карандаш, девочка, молоко, овощи. - Какая это часть речи? Работа со словом карандаш - это какая часть речи? - Скажите карандаш какой? Берет с парты карандаш, роняет - я, что сделала с карандашом - это слова, относятся к какой части речи - давайте проверим все ли правильно мы определили Открывает обратную сторону доски, там прикреплены 4 карточки , сущ, прил., гл.-я обратной стороной. - каким словом можно заменить карандаш, не называя его? Берем карточку «ОН» и пытаемся определить к какой части речи относится Переворачиваем скрытую карточку МЕСТОИМЕНИЕ Какой вывод мы можем сделать? - как будет звучать тема нашего урока? Переворачиваем карточку на основной доске с темой урока «МЕСТОИМЕНИТЕ» В начале урока мы записали слова, определите род этих существительных - Что нужно сделать, чтобы определить род существительного овощи? – Какие слова можно употребить вместо имен существительных? Пояснение: общее знакомство с частями речи было при изучении теме «Части речи в русском языке» - Какие еще местоимения запомнили? - Что должны узнать о местоимении? (По аналогии с другими частями речи) | - отрабатывают навык письма буквы Я - списывание с доски Называют предметы, записывают слова обозначающие предметы, обозначают орфограммы - Существительное. - красивый, деревянный… - прилагательное - - взяла, уронила… - к глаголу - проверка своих знаний по частям речи, оценивание себя. - Он - гипотеза сущ, НЕТ - гипотеза прил. НЕТ - глагол НЕТ - местоимение - местоимение это самостоятельная часть речи. - местоимение указывают род Взаимопроверка в паре. Фронтальная беседа. - Поставить существительное в единственное число (Он, она, оно, они) - Местоимение Составляют план работы на уроке отвечая на вопросы: -Что такое местоимение? - На какие вопросы отвечают? - Какие имеют грамматические признаки? | Личностные: - отрабатывать навык каллиграфического письма Познавательные: - логическое мышление Личностные: - считаться с мнением другого человека Регулятивные : Составлять план деятельности на уроке под руководством учителя. Познавательные: Прогнозировать, что будет освоено при изучении данной темы Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения |
3. «Открытие» нового знания Задача: организовать деятельность по «открытию» нового знания | - как вы думаете, правильно ли мы определили, что такое местоимение? - как может каждый себя проверить - откройте учебник и найдите правило про местоимение проверьте себя. Слайд 6 Определяем основной вопрос урока. Работа с упражнением 158. - Прочитайте третье задание. - О чем говорится во второй части текста? - Можно ли слово дуб заменить местоимением, каким? - Какие слова нужно заменить в тексте, чтобы стало понятно, о ком или о чем идет речь? Сформулируем основной вопрос урока. Физ.минутка для глаз Карточки с глазками человечка Работа в парах Упр. 159 Прочитайте предложения. - Какие местоимения нашли в тексте? Обсудите с соседом по парте. Вместо каких слов они употребляются? - Почему вам легко было справиться с этим заданием? | - посмотреть в учебнике - открывают учебник на стр 92, читают правило, делают вывод о правильности своих предположений. - читают, отвечают на вопрос. - о дубе Предположительные ответы : Он, о нем, его Ответы детей. - Чем отличаются слова я, он, его от слов других частей речи? Для чего они нужны в речи? Повторяют за человечком движение глаз, вправо, влево, вверх, вниз, по кругу, восьмерка, на нос и прямо. Ученики читают предложения в упражнении находят и подчеркивают местоимения. Ученики называют существительные В первом предложении каждой пары указано, о ком или о чем идет речь. | Личностные: Применять правила делового сотрудничества Регулятивные: Определение учебной задачи совместно с учителем Познавательные: Ориентироваться в учебнике; Активно участвовать в обсуждении учебных заданий. Коммуникативные: Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, точно реагировать на реплики. |
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Задача: формировать умения в реализации новых способов действий | Как называются слова, которые были вашими помощниками? – А без этих существительных-подсказок можно будет что-то понять? Проведите эксперимент: закройте существительные в предложениях, которые вы заменяли местоимениями. – Для чего были нужны местоимения? Работа над понятием «Личные местоимения». – Прочитайте еще раз правило на с.92 Почему же они получили такое название – местоимения? Слайд 5 – Попробуйте провести «обратный» эксперимент. Вставить «известные» существительные вместо местоимений. Что получится? – Зачем же нужны местоимения? Работа в тетради Сейчас мы будем работать в тетрадях, что нужно сделать чтоб у нас был красивый подчерк? Физминутка для пальчиков Ладонь, ребро кулак Наблюдение над местоимением как самостоятельной частью речи. Отгадайте загадку и запишите отгадки в столбик 1. Утром так заведено- разомкнулись ресницы и к тебе идет оно розовой жар-птицей. (Солнце) 2. А стемнеет - он придет, тоненький, смущенный - он на цыпочках войдет, долькою лимонной. (Месяц) 3. Срок пройдет - плывет она, в пелене тумана, круглолица и грустна, будто Несмеяна. (Луна) Кто же он, она, оно? Подберите к каждойму существительному пару из местоимений. Выполните взаимопроверку Слайд 7 Физминутка Я иду, и ты идешь, раз, два, три. Я пою, и ты поешь, раз, два, три. Мы идем, и мы поем, раз, два, три. Очень дружно мы живем, раз, два, три. Слайд 8 | Имена существительные. Нет. Они заменяли эти существительные Дети отвечают на вопросы, опираясь на текст правила Употребляются вместо имени Выполняют задания Повторы Чтобы избежать повторов - размять пальчики, кисти рук - выполняют задания за учителем, одной рукой, второй, обоими руками, постепенно наращивая темп. Отгадывают загадку Солнце Месяц Луна составить пару существительное-местоимение. Записывают рядом во второй столбик Взаимопроверка. | Личностные: Применять правила делового сотрудничества: Сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека. Регулятивные: Удерживать цель деятельности до получения ее результата Познавательные: Выявлять особенности местоимений в процессе наблюдения над ними. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи; Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи; находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. 3. Поиск и выделение необходимой информации. 4 Умение работать самостоятельно, в паре. Познавательные УУД 1. Обобщать и классифицировать по признака Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом. |
5. Контрольно-оценочный этап Задача: анализировать уровень освоения учебных действий | Самостоятельная работа по рядам: - Первый ряд составляет предложения с местоимениями Я, ТЫ, подчеркивает главные члены предложения и подписывает , чем они выражены. -Второй ряд составляет предложения с местоимениями ВЫ, МЫ, подчеркивает главные члены предложения и подписывает , чем они выражены. -Третий ряд составляет предложения с местоимениями ОН, ОНИ, подчеркивает главные члены предложения и подписывает , чем они выражены. -в начале урока мы с вами писали «Лагерную кричалку» скажите почему именно ее мы выбрали Домашнее задание Откройте учебник на стр. 93 посмотрите упр. 157, прочитайте к нему задание, все ли понятно? Д/З Стр. 92 правило, стр 93 упр.157. Слайд 10 | Работа в группах – парах выполняют задания, делают взаимоконтроль и оценивают свою работу. - мы изучали местоимения, - наш класс это семья, единый организм Осмысливают д/з. Фиксируют в дневник. | Личностные: умение понимать значимость полученной информации. Познавательные: умение обрабатывать информацию, анализировать, конкретизировать информацию. Коммуникативные: умение слышать, слушать, понимать речь учителя и товарищей. Регулятивные: умение оценивать свою работу., работать в группе. Нравстевенно-ориентированные: Умение видеть себя в коллективе, осознавать свое место в нем и значимость |
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Задача: осуществить самоанализ и самооценку учебных действий | Мы с вами хорошо потрудились! Посмотрите на слайд и продолжите предложения. - Я узнал … - Мне было трудно.. - Я научился…. - Я пожелал бы ребятам Слайд 9 | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предложения. | Личностные: умение понимать значимость полученной информации. Познавательные: умение обрабатывать информацию, анализировать, конкретизировать информацию. Коммуникативные: умение слышать, слушать, понимать речь учителя и товарищей. Регулятивные: умение оценивать свою работу. |