10 класс
Урок 20. Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цели урока:
обучающая: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль. Формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.
развивающая: расширение словарного запаса учащихся за счет употребления в речи наречий;
воспитательная: воспитание самостоятельности через выполнение самостоятельных заданий. Формирование мотивированности на активное творческое усвоение учебного материала. Формирование таких качеств личности, как толерантность, способность к диалогу.
Ожидаемые результаты: учащиеся определяют морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, находят в словах – наречиях орфограммы и аргументируют выбор гласных и согласных, слитное-раздельное и дефисное написание наречий; отличают наречия от омонимичных частей речи; происходит расширение словарного запаса слов учащихся за счет наречий; учащиеся самостоятельно и при социальном взаимодействии усваивают учебный материал темы.
Тип урока: урок-повторение
Работа по развитию речи: развитие языкового кругозора обучающихся за счет знакомства с этимологией слова; составление устного высказывания на грамматическую тему
Оборудование: опорные таблицы, цветные листы «Орфограммы наречий», диагностические листы
Ход урока
1. Ориентационно-мотивационный этап.
Читает учитель: Я невзлюбил его еще задолго до того, как узнал о нем впервые. Всю жизнь оно меня преследует. «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно по-русски, делай все аккуратно и на совесть, поступай по-товарищески», -только и слышу я ежечасно. Все это непросто выполнить… А как вам понравится есть на завтрак яйца всмятку или слышать о том, что тебя видят насквозь?
Мне иногда хочется безудержно нестись вскачь, а иногда приятнее полежать и еле-еле перелистывать книжные страницы.
В школе мы закончим его изучение, и я надеюсь, что моя жизнь отныне потечет по-новому.
- Ребята, вы догадались, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Как вы это поняли?
- Назовите все наречия, встретившиеся в предложениях.
Наречие – старое слово. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придётся выделить корень реч-. Слово же речь в древнерусском имело различные значения, одним из которых было название части речи –глагол. Это значение и сохраняется в корне реч- ,входящем в слово наречие. И связь между глаголом и наречием самая непосредственная.
-Какая это связь?
Древние римляне эту часть речи называли adverbium,что в буквальном переводе означает “приглаголие”. Русские грамматисты дали этой части речи такое же наименование, изменив лишь приставку. Следовательно, древние учёные главное содержание наречия видели в том, что оно должно быть при глаголе (“приглаголие”) или “накладываться” на глагол (наречие).
-Сформулируйте, что, на ваш взгляд, мы сегодня должны повторить на уроке об этой части речи? Запишите цель урока.
2. Стадия вызова : заполните таблицу (самостоятельная работа)
- В случае затруднений воспользуйтесь учебником §28, стр.224
Вопросы | Знаю | Узнал |
1.Что обозначает наречие? | | |
2. На какие вопросы отвечает наречие? | | |
3. На какие разряды делятся наречия? | | |
4. Какой морфемы нет у наречий, почему? | | |
5.Способы образования наречий. | | |
6.Синтаксическая роль наречия. | | |
7. Как образуется сравнительная степень наречий? | | |
- Расскажите о наречии, используя вопросы таблицы (1—4 вопросы)
(Фронтальный опрос)
- Итак, сделайте вывод: каковы основные грамматические признаки наречий.
Обращение к эпиграфу:
Л.Успенский назвал наречия «живыми ископаемыми». Многие наречия произошли от исчезнувших, ушедших из речи слов. Давайте вспомним некоторые из них:
Чек - стража, ожидание-…
Бекрень - бок -…
Нарок – намерение -…
Догонка – погоня -…
Торопь – поспешность -…
Храп – сила - …
Прек – спор, препятствие, запрет -…
Дребезг – осколок, черепок -…
Тло – дно, основание -…
Обум – зря, наудачу -…
Утрь – внутренность - …
Стежь–крюк-…
(начеку, набекрень, ненароком(нарочно), настежь).
3. Оперативно-познавательный этап.
Цветовая таблица
Чтобы у вас не было затруднений в правописании наречий, вы должны научиться запоминать орфограммы. Правописание наречий не отличается легкостью. Усвоить его вам поможет наш цветной календарь
(Открывается закрытая до этого доска. На каждом цветном листе-тема и пословица, которую нужно не только объяснить, но и найти в ней слово по предложенной теме).
Не и ни в наречиях
Добро сделать никогда не поздно.
О – А на конце наречий
Наскоро делать – переделывать.
Роль наречий в тексте Русский язык необыкновенно богат наречиями
Ь на конце наречий.
Для дорогого гостя и ворота настежь.
Дефис в наречиях
И мягкой лапкой можно царапнуть по-кошачьи.
Слитное и раздельное написание наречий Береги платье снову, а честь – смолоду.
Образова-ние наречий
Друга легче потерять, чем найти
Лингвистическая загадка:
Для этого французские школьники заучивают наизусть фразу: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». А какую фразу для этого заучивают школьники на русском языке? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан – «запоминалка» цветов спектра)
Задания для самостоятельной работы: Учащиеся выбирают листки, изучают материал по учебно-методической литературе и готовят представление своих тем (групповая работа)
Защита выполнения заданий
1-ый лист календаря: Образование наречий Друга легче потерять, чем найти. (Золотая россыпь мудрости)
Рассказ ученика по таблице (вопр.4-5)
Тренировочные задания: где-то, осуждающе, беззвучно, попусту, чуть-чуть, никогда, ночью. (ученики на доске показывают модель образования слов)
Самостоятельная работа (на диагностическом листе, самопроверка по ключам)
Определите способ образования слов:
Издавна
Бесстрашно
Невесело
Как-нибудь
Зимой
Как отличить сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных? (вопр.7). Определите степень сравнения прилагательного и наречия.
Лодка неслась все быстрее. А рассвет уже заметнее. Правда светлей солнца. Все светлей становилось на улице. Чем жарче день, тем сладостнее в бору дышать сухим смолистым ароматом.
Определить, какой частью речи являются омоформы в данном тексте.
В зеленой чаще – чаще
Звучанье соловья.
Тот соловей все чаще
Поет на склоне дня.
2-ой лист календаря: Ь на конце наречий. Для дорогого гостя и ворота настежь.
Выступление группы.
Письменная работа // Упражнение №417
1)Уж... сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок.
2) Под гору вскач..., а как на гору - хоть плачь.
3) Как ни часто приходилось молодице невтерпеж..., под косой трава валилась, под серпом горела рожь.
4) Мы шли дорогой, сплош... покрытой бурыми прошлогодними листьями.
5) Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич... на песок.
3-ий лист календаря: Слитное и раздельное написание наречий. Береги платье снову, а честь – смолоду.
Объяснение ученика:
увидеть в дали моря – вдали блеснуло море
положить в чистую тарелку – проиграть вчистую
с начала года – выполнить сначала
- Что это за явление, когда слова, звучащие одинаково, принадлежат к разным частям речи? (омонимия частей речи).
Работа с таблицей «Слитно-раздельно» (§28, стр. 230)
Упражнение «Три букета»
На поляне растут разные цветы. Одни из них очень дружелюбны, поэтому всегда держатся друг около дружки. Другие, наоборот, не терпят рядом с собой соседей. Разве заметят их красоту среди других цветов? Третьи вроде бы и дружат с другими цветами, но держатся немного в отдалении. Соберите три букета: 1 – розы (слова пишутся раздельно), 2 – гвоздики (через дефис пишутся), 3 – анютины глазки (пишутся слитно).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/01/s_5a72fa202400a/s818965_0_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/02/01/s_5a72fa202400a/s818965_0_2.png)
(Во) время урока, приехать (во) время; прочитать (в) первые, (в) первые минуты; одеться (по) зимнему, (по) зимнему небу; (с)начала урока, начать (с)начала; (в) начале подумай, (в) начале статьи; подняться (на) верх, спуститься (с) верху, (на) верх дерева; (в) глубь леса, нырнуть (в) глубь; (по) видимому отрезку шоссе; (по) видимому, не успеть; (во) вторых санях, (во) первых, прочти, (во) вторых, подумай; (в) дали летели, (в) дали голубой; шел (на) встречу, (на) встречу с друзьями; сделать (на) зло, врагам, ответить (на) зло добром; сесть (на) конец скамейки, (на) конец все встали.
4-ый лист календаря: Дефис в наречиях. И мягкой лапкой можно царапнуть по-кошачьи.
Выступление группы (по таблице - §28, стр. 229)
Упражнение №414
Работать по ударному, по зимнему пути, говорил по французски, мало по малу исчезал, по настоящему испугаться, во вторых, по видимому, точь в точь, по дальше, где нибудь, кое как, еле еле, по братски, по летнему саду.
Игра «Наше слово»
Класс делится на 3 группы. Каждая из групп получает табличку с названием: «Слитно», «Через дефис», «Раздельно». Учитель называет наречие. Если наречие пишется слитно, то первая группа говорит: «Это наше слово», если раздельно – вторая группа, если через дефис – третья.
По-немецки, вдвое, навсегда, с размаху, набок, шиворот-навыворот, точь-в –точь, вплотную, на ходу, наизусть, на память, спозаранку, давным-давно, как-никак, кое-где, врукопашную, без устали, под мышки, во-первых, на-гора, крест-накрест, исподтишка, иссиня, на славу, никогда, напротив, в миг, в полголоса, как-никак, попросту, по-моему, помаленьку, по-прежнему.
5-ый лист календаря: О и А на конце наречий. Наскоро делать – переделывать.
Выступление группы (опорная схема - §28, стр. 228).
Упражнение №412.
Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев..., доходчив... об...яснить, сначал... выслушать.
6-ой лист календаря: Не и Ни в наречиях. Добро сделать никогда не поздно.
Выступление группы.
Обратите внимание на материал. Проанализируйте его и сделайте вывод о написании НЕ с наречиями.
НЕ с наречиями
1) В этом платье она выглядела нелепо.
2) Говорил неискренне (фальшиво).
3) Не хорошо, а плохо.
4) Вовсе не интересно.
5) Не по-товарищески.
Упражнение 1. Запишите сочетания слов и объясните правописание наречий, обозначьте орфограммы.
Взлететь (не) высоко. Находился (не) далеко, а близко. Рассказывал вовсе (не) интересно. Писать (не) брежно. Спросить (не) громко, а тихо. (Не) медленно принять меры. Поступил (не) лепо. Говорил далеко (не) ласково. Пришить пуговицу (не) крепко, а слабо.
Упражнение 2. Распределите слова на две группы, озаглавьте каждую:
Н(…)кому не говорить, н(…)куда не ездить, н(…)к кому обращаться, н(…)откуда позвонить, н(…) заменить, н(…)где не выступать, увидеть н(…)где, н(…)о чем говорить.
7-ой листок календаря: Роль наречий в тексте
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Вспомнится наречие «светло»,
И увидишь - солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь « ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво»-
Пред тобою сразу вся Россия!
- Какова главная мысль стихотворения? (Стихотворение о красоте и богатстве нашего языка, о силе слова)
- На каком приёме построено стихотворение? (Приём ассоциаций)
- Какая часть речи помогает подобрать соответствующие ассоциации? ( Наречие)
По словам Пушкина, наречие живописует глагол. Живописует, то есть описывает живо, образно, ярко, выразительно. Обращение к эпиграфу. Наша задача – увидеть эти качества наречия в художественном тексте и по возможности научиться пользоваться ими в собственных творческих работах.
Сильный, переливчатый, звонкий крик раздался внезапно над нами и тотчас повторился уже немного впереди. Крупные, красивые птицы летели треугольником, резко и редко махая выпуклыми крыльями. Туго вытянув голову и ноги, круто выставив грудь, они стремились неудержимо и до того быстро, что воздух свистал вокруг. Чудно было видеть на такой вышине, в таком удалении от всего живого такую горячую, сильную жизнь, такую неуклонную волю. Не переставая победоносно рассекать пространство, журавли изредка перекликались с передовыми товарищами, с вожаком, и было что-то гордое, важное, что-то несокрушимо самоуверенное в этом подоблачном разговоре. (И.С. Тургенев)
-Познакомьтесь с текстом. Найдите, с какими частями речи употребляются наречия. Выпишите словосочетания: наречие +глагол, наречие + деепричастие, наречие + прилагательное.
-Сделайте вывод: роль наречий в тексте.
Контроль знаний. Самостоятельная работа.
Найди четвертое лишнее!
(Не)ряшливо, (не)правдиво, (не)обычно, далеко (не) ласково.
Издавн.., добел.., досрочн.., сначал..
Свеж.., ещ.., хорош.., горяч..
Вскач.., сплош.., навзнич.., невтерпеж..
Сосредоточе…о, беше…о, прекрас…о, ветре…о.
(Во) первых, (во) вторых, (в) пятером, (в) пятых.
(В) пустую, (в) слепую, (в) открытую, (в) плотную.
(По) пусту, (по) напрасну, (по) новому, (по) просту.
Практическое задание.
Задание: спишите, вставьте буквы, раскройте скобки.
Точь(в)точь, бок(о)бок, (на)тощак, (не)втерпеж.., давным(давно), (по)прежнему, отнюдь (не)жарко, заслуже(н,нн)о, удивле(н,нн)о, искус(н,нн)о, (от)куда(нибудь), (по)немецки, (по)французски, едва(едва), когда(то), (во)первых, неждан_о (негадан_о), (с) глазу(на)глаз, (в)догонку, (в)припрыжку, (черес)чур, (в)одиночку, (без)оглядки, (до)упора, (в)двое, (на)пятерых, (во)вторых.
Проверь себя
Точь-в-точь, бок о бок, натощак, невтерпеж, давным-давно, по-прежнему, отнюдь не жарко, заслуженно, удивленно, искусно, откуда-нибудь, по-немецки, по-французски, едва-едва, когда-то, во-первых, нежданно-негаданно, с глазу на глаз, вдогонку, вприпрыжку, чересчур, в одиночку, без оглядки, до упора, вдвое, на пятерых, во-вторых.
Тест по теме «Наречие».
1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак действия;
г) признак другого признака.
2. Наречия:
а) изменяются по числам;
б) изменяются по лицам;
в) не изменяются.
3. Какие наречия обозначают время действия?
а) вчера, давно, тогда
б) быстро, ловко, громко
3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:
а) улетел дальше
б) улетел далеко
4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:
а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.
б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.
5. В каком ряду на конце наречий пишется О?
а) слев.., снов.., издавн..
б) направ.., начист.., насух..
6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзя
б) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо
7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:
а) (С)начала зимы установилась морозная погода.
б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.
8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бок
б) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему
9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:
а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертво
б) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела
10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:
а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..
б) настеж.., лиш.., сплош..
11. От какой части речи образовано наречие впервые?
а) имя прилагательное
б) имя числительное
12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ?
а) от ударения
б) от раздельного и слитного написания
13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О?
а) горяч.., свеж..
б) угрожающ.., ещ.
-Взаимопроверка по ключам.
5. Подведение итогов и рефлексия
-Сдать диагностические листы, поставьте сами себе оценку за урок.
-Какие пословицы оказались сегодня в копилке вашей мудрости? Есть ли среди них та, которую вы захотите положить в свой духовный багаж?
-Что было самым интересным сегодня на уроке, что особенно понравилось?
-Что было трудно, неинтересно, не понравилось?
-Какие правила оказались для вас простыми, какие сложными?
-С каким настроением вы уйдете с урока?
6. Домашнее задание.
§28, упражнение №418, тест по теме
Приложение
Диагностический лист.
Стадия вызова: заполните таблицу
Вопросы | Знаю | Узнал |
1.Что обозначает наречие? | | |
2. На какие вопросы отвечает наречие? | | |
3. На какие разряды делятся наречия? | | |
4. Какой морфемы нет у наречий, почему? | | |
5.Способы образования наречий. | | |
6.Синтаксическая роль наречия. | | |
7. Как образуется сравнительная степень наречий? | Высоко Хорошо | |
Стадия осмысления:
Определите способ образования слов:
Издавна
Бесстрашно
Невесело
Как-нибудь
Зимой
Определите, какой частью речи являются омоформы в данном тексте.
- Как отличить сравнительную степень наречий от сравнительной степени прилагательных?
В зеленой чаще – чаще
Звучанье соловья.
Тот соловей все чаще
Поет на склоне дня.
Найди четвертое лишнее!
(Не)ряшливо, (не)правдиво, (не)обычно, далеко (не) ласково.
Издавн.., добел.., досрочн.., сначал..
Свеж.., ещ.., хорош.., горяч..
Вскач.., сплош.., навзнич.., невтерпеж..
Сосредоточе…о, беше…о, прекрас…о, ветре…о.
(Во) первых, (во) вторых, (в) пятером, (в) пятых.
(В) пустую, (в) слепую, (в) открытую, (в) плотную.
(По) пусту, (по) напрасну, (по) новому, (по) просту.
Практическое задание.
Задание: спишите, вставьте буквы, раскройте скобки.
Точь(в)точь, бок(о)бок, (на)тощак, (не)втерпеж.., давным(давно), (по)прежнему, отнюдь (не)жарко, заслуже(н,нн)о, удивле(н,нн)о, искус(н,нн)о, (от)куда(нибудь), (по)немецки, (по)французски, едва(едва), когда(то), (во)первых, неждан_о (негадан_о), (с) глазу(на)глаз, (в)догонку, (в)припрыжку, (черес)чур, (в)одиночку, (без)оглядки, (до)упора, (в)двое, (на)пятерых, (во)вторых.
Тест по теме «Наречие».
1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
а) признак предмета;
б) признак предмета по действию;
в) признак действия;
г) признак другого признака.
2. Наречия:
а) изменяются по числам;
б) изменяются по лицам;
в) не изменяются.
3. Какие наречия обозначают время действия?
а) вчера, давно, тогда
б) быстро, ловко, громко
3. Укажите наречие в форме сравнительной степени:
а) улетел дальше
б) улетел далеко
4. Укажите предложение с наречиями в форме сравнительной степени:
а) Тут воздух легче, светлее, прозрачнее.
б) Тут дышать легче и свободнее, чем по ту сторону.
5. В каком ряду на конце наречий пишется О?
а) слев.., снов.., издавн..
б) направ.., начист.., насух..
6. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся с НЕ раздельно?
а) (не)правильно решил, (не)хорошо сказал, (не)льзя
б) вовсе (не)легко; (не)громко, а тихо
7. Укажите предложение, в котором употреблено наречие:
а) (С)начала зимы установилась морозная погода.
б) (С)начала новое жилье не понравилось ему.
8. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся через дефис:
а) (по)вашему, (по)пусту, (по)английски, (в)пятых, бок(о)бок
б) (по)лисьи, куда(то), точь(в)точь, (по)настоящему
9. Укажите ряд, в котором все наречия пишутся слитно:
а) (с)права, (до)нельзя, (в)двое, (на)мертво
б) (с)молоду, (без)толку, (тот)час, (по)трое, (до)бела
10. Укажите ряд, в котором у всех наречий на конце пишется Ь:
а) наотмаш.., вскач.., невтерпеж.., навзнич..
б) настеж.., лиш.., сплош..
11. От какой части речи образовано наречие впервые?
а) имя прилагательное
б) имя числительное
12. От чего зависит написание в наречиях приставки НЕ и НИ?
а) от ударения
б) от раздельного и слитного написания
13. В каком ряду после шипящих во всех наречиях пишется О?
а) горяч.., свеж..
б) угрожающ.., ещ.
-Взаимопроверка по ключам.
Своя оценка за урок:
Оценка учителя: