СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. 28.02.24 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«11 класс. 28.02.24 Домашняя работа»

1.  Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите этот союз.

…Как обеспечить, [...] в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, сделать кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику. Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле…

Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения  — учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей. Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить. …Когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента. Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью.

Хороший вуз  — это вуз, дающий возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников.

2.  В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.  

1)  ОБЛАСТЬ. Определенная сфера знаний, деятельности или представлений; какая-нибудь отрасль наук, искусств, техники (книж.). Гигантское развитие всех областей техники. Нововведения в области производства продуктов потребления.

2)  ФУНКЦИЯ. В математике переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменений другой величины. Найдите значение функции.

3)  ЗАВЕДЕНИЕ. Предприятие, учреждение. В этом заведении обучают будущих электриков.

4)  ОПИСАНИЕ. Сочинение, изложение, в котором описывают что-либо. Географическое описание.

5)  ЯВЛЕНИЕ. В пьесе часть акта, в котором состав действующих лиц не меняется. Второе явление в пятом действии драмы.

3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

 1)  С целью воздействия на читателя, слушателя, убеждения его в чем-то и информирования в тексте используются метафоры (стимулируют мысль, развиваться талантам, взглянуть на явление) и фразеологические обороты (точка зрения, на самом деле).

2)  Для синтаксиса этого текста характерно использование вводных слов со значением «отношение говорящего к высказыванию», что позволяет автору делать предположения, а не констатировать факт.

3)  Наличие слов терминов (функции, явление, химию) позволяет отнести текст к научному стилю речи.

4)  Эмоциональные средства языка (лексические повторы, эпитеты, вопросительное предложение) сочетаются в тексте со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

5)  Второй абзац строится как рассуждение, в нём доказывается мысль о том, что в хорошем вузе должны учиться не только студенты, но и преподаватели, и делается вывод.

4.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  вручАт

2)  клАла

3)  цЕпочка

4)  (ему) завИдно

5)  чЕрпать

5.  В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

Этот вид спорта вызывает особый ЗРИТЕЛЬНЫЙ интерес.

ДЛИТЕЛЬНОЕ время эта известная актриса поражает своим талантом зрителей и театральных критиков.

На экскурсии в ботаническом саду школьники любовались РЕДКИМИ садовыми растениями.

Блог писателя  — это ОТДЕЛЬНАЯ часть его жизни, и обычно она по-настоящему интересна тем, кто хорошо знаком с его произведениями.

6.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.  

Обогащение языка синонимами осуществляется непрерывно, и так же непрерывно происходит дифференциация, разграничение синонимов вплоть до полной утраты ими синонимичности.

7.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.  

ЛОЖИСЬ в больницу

С ДЕТЬМИ

В ДВУХСТАХ журналах

НАИБОЛЕЕ ТОЧНО

ПОДСКОЛЬЗНУТЬСЯ на льду

8.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г)  ошибка в построении сложного предложения

Д)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящее из артистов Мурманского драмтеатра.

2)  Спор – это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.

3)  На собрании решили подвести итоги тому, чему нас научила работа в новых условиях.

4)  Те, кто увлекается творчеством Пушкина, знают, что он писал поэму «Бориса Годунова» в Михайловском.

5)  Присоединив Коломну к Московскому княжеству, князь Даниил мог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.

6)  Администрация города, в том числе мэр, несколько депутатов и членов комиссий, также присутствовали на открытии музея.

7)  Получив письмо от Маши, перед Гриневым возникла трудная задача.

8)  Никто из тех, кто играл в школьной баскетбольной команде, не стал профессиональным спортсменом.

9)  Лесные поляны покрылись яркими звёздочками земляники, обильно цветущей в этом году.


9.  

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  изг..рь, пл..вун (грунт), к..сательная

2)  р..гламент, стр..мянный, цв..ток

3)  пог..релец, вым..кнуть (под дождём), выр..с

4)  отр..слевой, ур..вень, зап..роть

5)  вып..сть, обн..жать, ав..нгард

10.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  об..греться, пр..питанный, пр..сматривать (статью);

2)  про..грать, с..змала, дез..нфекция;

3)  ра..мешать, бе..численный, и..чезнуть;

4)  пр..старелый, пр..открыть, пр..вокзальный;

5)  нед..варить, п..краска, п..дкова.

11.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  замш..вый, потч..вал

2)  перешаг..вающий, во..вать

3)  глянц..вый, форел..вое

4)  оскуд..вающий, перв..нство

5)  (ветерок) ве..л, стоим..сть

12.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  вылин..вший, обеспоко..нный

2)  обещ..нный, огнедыш..щий

3)  немысл..мое (дело), застрел..шь

4)  измуч..нный, (птица) щебеч..т

5)  (они) противореч..т, (они) тащ..т

13.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов. 

1)  Андрей, (НЕ)ДОУМЕВАЯ, вертел пакет в руках.

2)  Когда мы плыли на лодке по разлившейся реке, нам то и дело попадались грязно-серые пятачки  — (НЕ)ЗАТОПЛЕННЫЕ ещё бугорки.

3)  Поступок Леонида показался мне не столько глупым, сколько (НЕ)ПРОДУМАННЫМ.

4)  Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

5)  Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.

14.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1)  Костя и Люся поссорились, (С)ГОРЯЧА наговорили друг другу много неприятных слов и после (ПОЛ)МЕСЯЦА не разговаривали.

2)  Катя (С)НАЧАЛА решила посоветоваться с мамой и спросила, ЧТО(БЫ) та сделала на месте Кати.

3)  Ночью полил такой сильный дождь, что мы все промокли (НА)СКВОЗЬ, но пробраться в деревню (ПО)ПРЕЖНЕМУ было невозможно.

4)  Я был согласен с мнением Люси лишь (ОТ)ЧАСТИ, но спорить не стал, потому что (ПО)ПРОСТУ не хотел ссоры.

5)  (ПО)СРЕДИ комнаты (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет стоял один и тот же стол, покрытый всё той же кружевной скатертью.

15.  Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

 

Старший лесник, дли(1)ый и неуклюжий, в галифе из домотка(2)ого сукна, в стира(3)ой сорочке, сидел в стороне от всех и насмешливо улыбался.

16.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  Макар был человеком прямолинейным и грубым но зато честным и порядочным.

2)  В начале того года мы были полны надежд и вдохновения и нам всё казалось достижимым.

3)  Мы двигались по тайге медленно осторожно однако привалы делали редко.

4)  Холод в ветхую избу проникал отовсюду: из-под пола с глубоким погребом и через полуразвалившуюся крышу и через сгнившие оконные рамы.

5)  На зиму бабушка заготовила малиновое и вишнёвое варенье и яблочное повидло насолила бочку огурцов и несколько вёдер грибов.

17.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

В святые дни женщины (1) собравшись кружками (2) в белых платках (3) повязанных на голову (4) сидели на земле и завалинках хат, в тени от косых лучей солнца, и степенно разговаривали.

18.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Литературная и театральная критика и выступления на теоретические темы (1) безусловно (2) занимают в творчестве В. Брюсова значимое место, ведь (3) в сущности (4) всё творческое наследие поэта воплощает в себе парадоксальное сочетание поэтического таланта и холодного рационализма учёного.

19.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Во времена Моцарта (1) Зальцбург представлял собой столицу маленького княжества (2) во главе (3) которого (4) стоял зальцбургский архиепископ.

20.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

21.  Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

1)  Впереди, в голубоватой светящейся мгле, медленно вырастали очертания жёлтых гор. 2) Это был Крым, но я не сразу узнал его. 3) Он показался мне огромным островом, тонущим в утренней синеве. 4) Впервые я увидел из морской дали весь Крым, весь торжественный разворот его берегов от мыса Фиолента до Карадага. 5) Так, очевидно, представляли себе обетованную землю наши пращуры. 6) Мы подходили к берегам, расцвеченным сухими и резкими красками крымской зимы. 7) Уже пылали ржавчиной виноградники, уже видны были покрытые снегом вершины Чатырдага и Ай-Петри… 

22.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  Родной язык необходим человеку для общения с другими людьми.

2)  У каждого писателя бывают особенные творческие удачи.

3)  Искусство способно объединить людей.

4)  Человеку не дано преодолеть чувство одиночества.

5)  Каждый человек должен бережно относиться к природе родного края.

— (1)Учился я плохо и никогда этого себе не прощу: я был очень рассеян и ленив и недостаточно стремился побороть этот свой порок.

— (2)Как же,  — спрашивают,  — при таком недостатке вы всё-таки научились и сделались достаточно известным мастером слова?

(3)Тому, о чём вы спрашиваете, научиться нельзя: тут дело не в выучке, даже не в мастерстве, а скажу: в поведении. (4)Дело было не в том, чтобы научиться, а в том, чтобы встретить свой родной язык, как друга, и нужно было искать этой встречи... (5)Я получил своё мастерство, как понимание законов родного языка, от своей матери, от школы и от своего народа даром, как все. (6)Не в мастерстве моя заслуга, а в поведении, в том, как страстно, как жадно метался я по родной земле в поисках друга, и когда нашёл его, то этот друг, оказалось, и был мой родной язык. 

(7)У каждого яблока на одной и той же яблоньке такое разное выражение. (8)Есть яблоко умное, выглядывает из-за листика выпуклиной своего лобика, а есть яблоко любимое  — наверху круглое, с круглыми дольками, всегда мне сверху весело смеётся. (9)И, бывает, я ему даже пальцем погрожу и скажу... 

(10)Благодарю язык мой, спасающий меня от тяжёлого молчания, вызывающий мне друга даже из яблоньки!(11)Искусство  — это сила восстановления утраченного родства. (12)Родства между чужими людьми. (13)Искусство приближает предмет, роднит всех людей одной земли. 

(14)Да, так и можно сказать, что всякое истинное творчество есть замаскированная встреча близких людей. (15)Часто эти близкие живут на таких отдалённых окраинах места и времени, что без помощи книги, картины или звука никогда бы не могли друг друга узнать. 

(16) Через тоску, через муки, через все препятствия сила творчества выводит одного человека навстречу другому. 

(17) Случается каждому писателю на склоне лет среди своих писаний, убегающих в Лету, найти одну страницу необыкновенную. (18)Как будто весенний поток выбросил эту мысль, заключённую в железную форму, как льдину на берег. (19)И вот вода, выбрасывающая льдину, давно уже в море исчезла, а льдина все лежит, лежит и тратится только по капельке. 

(20)Когда я у себя в радостный день встречаю такую страницу, я всегда изумляюсь, как это я, ленивый, легкомысленный и вообще недостойный, мог написать такую страницу? (21)После раздумья я отвечаю себе, что это не совсем я писал, что со мной сотрудничали неведомые мои друзья, и оттого у нас вместе получилась такая страница. 

(22) У меня в жизни друзей не было, но зато к каждому я стремился, как к другу. 

(23) Сегодня мысль моя вертится вокруг той силы души человека, которая развивается и раскрывается в борьбе с одиночеством: иду с человеком по тропе и говорю ему. (24)Человек ушёл  — я один на тропе, мне не хватает слушателя, я вынимаю книжку и записываю. 

(25)Нет мудрости в том, что кто-то, завидев прекрасное, бросается к нему, присоединяет к себе и делает своей собственностью: эта собственность неминуемо рано или поздно сделает его своим рабом. (26)Настоящая мудрость приходит к человеку, когда, завидев прекрасное, он не бросается к нему, а собирает друзей и показывает. (27)Тогда прекрасное само приходит к нему, как к хозяину своему и другу, и свободно садится со всеми за стол.

 

(28)В жизни, кроме меня, действует другой человек, и путь к этому другу и есть наш жизненный путь.(По М. Пришвину*)

23.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)  В предложениях 3—4 содержится рассуждение.

2)  В предложениях 14—15 представлено описание.

3)  В предложениях 17—19 представлено повествование.

4)  Предложение 21 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 20.

5)  Предложения 25—27 включают рассуждение.

24.  Из предложения 25 выпишите фразеологизм

25.  Среди предложений 7—11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26.  «Размышляя об истоках своих творческих успехов, об овладении писательским мастерством, М. Пришвин использует такую форму речи, как (А) _______ (предложения 1—6). Стремясь донести до читателя свою мысль, писатель обращается к понятным всем образам, используя троп  — (Б) _______ («яблоко... смеётся» в предложении 8). Синтаксическое средство  — (В) _______ (в предложениях 4, 22)  — помогает М. Пришвину определить характер своего отношения к родному языку и к людям. Ещё одно синтаксическое средство  — (Г) _______ (предложение 10)  — подчёркивает неравнодушное отношение автора к родному языку».

 

Список терминов:

1)  парцелляция

2)  олицетворение

3)  разговорная лексика

4)  сравнительный оборот

5)  лексический повтор

6)  диалог

7)  эпитеты

8)  восклицательное предложение

9)  риторический вопрос




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!