СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

11 класс. 30.11.23 Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 класс.  Решите тест

Просмотр содержимого документа
«11 класс. 30.11.23 Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 

1)  зАняло

2)  прибЫть

3)  сливОвый

4)  нОвостей

5)  прожИвший

2.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 

1)  свеклА

2)  щемИт

3)  прозорлИва

4)  вероисповЕдание

5)  согнУтый

3.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Картины из цветного стекла, выполненные в конце ХIV века, несут большую историческую и культурную ценность.

4.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

нет ТУФЕЛЬ

мягких КРЕСЕЛ

СЕМИСТАМИ жителями

без САПОГ

ДВУМСТАМ пятидесяти рублям

5.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)   Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи

долларов.

2)  По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.

3)  В повести А. С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

4)  В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

5)  Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

6)  Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

7)  Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

8)  Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

9)  Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды.

6.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  сат..рический, сбл..жаясь, см..рение

2)  соб..раться, совм..щать, прор..дить (посевы)

3)  сост..вление, т..рмозить, уд..влетворительно

4)  ст..пендия, выт..сненный (на обложке), пон..мание

5)  ж..лоб, ж..лтый, деш..венький

7.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  пр..дания (старины), пр..терпеть (лишения), пр..поднёс

2)  воз..меть, под..грать, дез..нформация

3)  ра..дуть (пламя), ..брошенный (с балкона), бе..жалостный

4)  с..язвить, об..езженный, воб..ю (гвоздь)

5)  поз..вчера, р..списные (вазы), н..право

8.  Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  выносл..вый, рис..вать

2)  подразум..вать, намер..ваться

3)  раскра..вать, студенч..ство

4)  милост..вый, юрод..вый

5)  подмарг..вающий, дел..вой

9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

 

1)  накле..вший, предъяв..т (прокурор)

2)  рассмотр..шь, вынужда..шь

3)  задремл..шь, задрапиру..шь

4)  завис..мый, нянч..щая

5)  произнос..шь, рокоч..т (мотор)

10.  Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО.

 

1)  (НЕ)ДОБРАЯ улыбка моего собеседника и даже не его безупречные манеры покорили меня, а необыкновенный голос – бархатный и глубокий.

2)  Почерк был настолько (НЕ)РАЗБОРЧИВЫМ, что я едва смог понять содержание письма.

3)  (НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ цветок уже источал тонкий аромат.

4)  Несмотря на то что костюм был очень стар, достался он мне (НЕ)ДАРОМ: я отдал за него остатки своих скудных сбережений.

5)  (НЕ)МЕДЛЯ ни минуты, Наташа выбежала из дома.

11.  Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1)  Машка (С)РАЗБЕГУ кидалась в чёрный, неприветливый, холодный от ключей пруд, проныривала его (НА)СКВОЗЬ.

2)  (ЗА)ЧЕМ в разлуке с ней, (НА)ПЕРЕКОР злословью, готово сердце в нас истечь до капли кровью…

3)  (ЗА)ТЕМ поворотом шоссейной дороги оказалась (В)РОДЕ бы обитаемая деревня.

4)  (ПО)МОЕМУ, ничего с нашей затеей уехать на экскурсию не выйдет, (ЗА)ТО в такую погоду всю неделю будем плодотворно трудиться дома.

5)  (В)ВИДУ приближающегося праздника всем хотелось узнать (НА)СЧЁТ сроков выплаты премии.

12.  Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

 

Сейчас в этом доме находится краеведческий центр, в котором хранятся работы из карельской соломки, выполне(1)ые Ольгой Соколовой с острова Кильпола. В отделе этнографии можно увидеть ткацкие станки, прялки и домотка(2)ые рушники, краше(3)ые травами. Но основная экспозиция посвяще(4)а лишайникам. Научная часть располагается как раз в той комнате, где учё(5)ый любил сидеть у камина.

13.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

 

1)  В городе не было гостиницы и мы остановились в какой-то пустовавшей квартире из нескольких комнат.

2)  Мы постарались уйти с праздника незаметно и по дороге домой долго говорили об отце и его коллегах.

3)  В супермаркете родители купили овощи и мясо и крупы.

4)  На крыше и на террасе на окнах и на всех дорожках был толстый слой сухой листвы.

5)  Моя младшая сестра увлекалась не только музыкой но и рисованием лепкой.

14.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Старика радовал и обнадёживал (1) рано проснувшийся в девочке (2) интерес ко всем профессиям (3) входившим (4) в круг отцовских дел и предприятий.

15.  Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты  — это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику.

16.  Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Нам было бы интересно наметить спектр вопросов (1) решение (2) которых (3) невозможно без участия специалистов из разных научных областей (4) и дать возможность представителям этих областей ознакомиться с тем (5) что происходит в смежных сферах исследований познания.

17.  Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

18.  Найдите предложения, в которых тире ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 

(1)Салехард является столицей самого крупного в мире газодобывающего района  — Ямало-Ненецкого автономного округа. (2)До 1933 года этот город носил другое название  — Обдорск («место при Оби»). (3)Салехард  — единственный на планете город, расположенный на широте Северного полярного круга.

(4)История Салехарда уходит своими корнями в историю освоения севера Западной Сибири, создания государственности у аборигенного населения, индустриального обустройства Заполярья. (5)После присоединения Сибири к России на месте остяцкого городка  — это около слияния реки Полуй с Обью  — русскими казаками берёзовского воеводы Никиты Траханиотова в 1595 году был заложен Обдорский острог. (6)Острог в 1635 году был переименован в Обдорскую заставу, затем её преобразовали в центр Обдорской волости Берёзовского уезда Тобольской губернии  — село Обдорск.

(7)В 1897 году в Обдорске было 30 домов, 150 торговых лавок, числилось 500 постоянных жителей, а в декабре – январе там проходила ежегодная Обдорская ярмарка  — на неё съезжались тысячи продавцов и покупателей. (8)После образования Ямало-Ненецкого национального округа Обдорск стал его столицей и в 1933 году получил новое имя  — Салехард (от ненецкого «Сале-Харн», что означает «селение на мысу»).

19.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)  Рассказчик постоянно вспоминает изречение древнего мудреца о силе слова, ещё в юности вычитанное им.

2)  Заменяя живой и светлый язык речевым мусором, мы проявляем холодное безразличие к своей стране и своему народу.

3)  Автор заночевал в шалаше на берегу Старицы, так как опасался, что не успеет вернуться домой до захода солнца.

4)  Стихотворения русских поэтов, которые автор вспоминал почти всю ночь напролёт, вернули ему веру в могущество русского языка.

5)  Увидев фанерный щит с лозунгом, адресованным дояркам, рассказчик обрадовался богатству русской речи.

(1)Ещё в юности я вычитал у какого-то древнего мудреца изречение: «От одного слова может померкнуть солнце».

(2)Я тотчас забыл это изречение и никогда не вспоминал о нём. (3)Но однажды случилось незначительное на первый взгляд событие.

(4)Действительно, после этого события мне показалось, что солнце померкло и скучный сумрак затянул всё, что перед этим сверкало вокруг разнообразными красками, светом и теплотой.

(5)Случилось это на Оке, вблизи Рязани, около наплавного моста.

(6)Я перешёл по мосту на луговой берег, на пески. (7)От нагретой лозы пахло вялой сладостью. (8)По Оке нехотя проплывало отражённое небо, всё в летних белых облаках.

(9)На песчаном пляже сидел человек с сизым затылком, в чёрном френче и сапогах. (10)Рядом с ним, как откормленный кот, лежал портфель, раздувшийся от бумаг.

(11)Посреди реки купались, рыча и повизгивая, два человека.

(12)Неожиданно сидевший на берегу человек сердито закричал:

— Эй, товарищи! (13)Закругляйте купаться!

— (14)Мгновенно, товарищ начальник!  — бодро крикнул в ответ молодой человек.

— (15)Лимит времени прошу соблюдать!  — снова прокричал человек в чёрном френче.

(16)Солнце в моих глазах померкло от этих слов. (17)Я как-то сразу ослеп и оглох. (18)Я уже не видел блеска воды, воздуха. (19)Я не чувствовал запаха клевера, не слышал смеха белобрысых мальчишек, удивших рыбу с моста.

(20)Мне стало даже страшно. (21)Что это?  — спрашивал я себя. (22)Шутит ли этот человек или говорит всерьёз? (23)Если всерьёз, то это отвратительно, а если шутит, то это ещё отвратительнее.

(24)Я подумал: до какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к её настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заменить живой и светлый русский язык речевым мусором!

(25)В сотый раз пришла в голову мысль, что мы нерадивые потомки своих отцов. (26)Для чего Пушкин, Языков, Лермонтов, Герцен, Толстой, Чехов, Лесков, Салтыков-Щедрин создавали величайший в мире по красоте и зримой образности русский язык? (27)Для чего в тысячах деревень этот язык приобретал меткость, силу, задушевность, блеск и певучесть?

(28)Для чего в этом языке существует неизмеримое количество великолепнейших слов, способных передать всё богатство духовного мира нашего человека? (29)И не только духовное богатство, но и все богатства природной жизни страны  — её шумов, её очарований  — от соловьиного боя до гула сосновых вершин и от мгновенной зарницы до жгучей росы на траве.

(30)Для чего был вызван к жизни этот волшебный, свободный, крылатый и живой язык, живой потому, что он всегда выражал живую душу народа? (31)Неужели для того, чтобы свести его к косноязычию, к словарной нищете, иными словами,  — к языку мёртвому?

(32)Мне в тот день вообще не везло. (33)В двух километрах от реки на обочине дороги я увидел фанерный щит, рябой от дождя, с лозунгом: «Доярки, выполняйте среднефермские обязательства надоя!»

(34)Солнце вторично погасло в тихом и, казалось, обиженном небе.

(35)Чтобы прийти в себя и избежать дальнейших возможных огорчений, я ушёл на Старицу и заночевал там на берегу, в старом шалаше под непроглядной сенью ив.

(36)Я лежал на старом сене и почти всю ночь напролёт вспоминал стихи разных наших поэтов. (37)Это вернуло мне веру в могущество русского языка, в то, что ничто не сможет убить его, как нельзя убить звёзды, воздух, великую душу народа.

(38)Русский язык принёс нам из далёких времён редкий подарок  — «Слово о полку Игореве», степную ширь и горечь, трепет синих зарниц, звоны мечей.

(39)Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого человека. (40)Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. (41)Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг в раздумьях Горького, колдовскими напевами звенел в строфах Блока.

(42)Нужны, конечно, целые книги, чтобы рассказать о всём великолепии, красоте, неслыханной щедрости нашего действительно волшебного языка  — точного, как алмазный резец, и кружащего голову, как вино.

(43)Богатства русского языка неизмеримы. (44)Они просто ошеломляют. (45)Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения.

(46)Подобно тому как каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передаёт, так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.

(47)Дурной язык  — следствие невежества, потери чувства родной страны, отсутствия вкуса к жизни. (48)Русский язык, по существу, дан не одному, а многим народам, и было бы настоящим преступлением перед потомками, человечеством, перед культурой позволить кому бы то ни было искажать его и калечить.

 

(49)Наш язык  — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость! (50)Глубоко прав Тургенев, сказавший, что такой великий язык мог быть дан только великому народу.

 

20.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

 

1)  В предложениях 8–10 представлено повествование с элементами описания.

2)  Предложения 21–24 содержат пояснение того, о чём говорится в предложении 20.

3)  Предложение 29 содержит ответ на вопрос, поставленный в предложении 28.

4)  В предложениях 42–46 представлено рассуждение.

5)  Предложения 47, 48 содержат описание.

21.  Из предложений 28–33 выпишите антонимы (одну антонимическую пару).

22.  Среди предложений 33–38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

23.  Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

«Писатель К. Г. Паустовский  — замечательный мастер слова и страстный защитник русского языка  — рассуждает о волнующих его вопросах и приглашает к разговору читателя, используя такой приём, как (А)__________ (предложения 26, 27, 28). Рассказать о случаях, послуживших поводом к разговору, автору помогает ещё один приём  — (Б)__________ (предложения 1, 33). Лексическое средство  — (В)__________ («был гневным и праздничным, ласковым и разящим» в предложении 40) и синтаксическое средство  — (Г)__________ (в предложениях 37, 41, 42, 49)  — дают писателю возможность выразить преклонение перед родным языком, восхищение его красотой и глубокую убеждённость в его величии и могуществе».

 

Список терминов:

1)  контекстные антонимы

2)  вопросительные предложения

3)  ирония

4)  олицетворение

5)  литота

6)  фразеологизм

7)  цитирование

8)  анафора

9)  однородные члены предложения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!