СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

14 декабря день Наума Грамотника

Нажмите, чтобы узнать подробности

День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси. Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников.

Просмотр содержимого документа
«14 декабря день Наума Грамотника»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» поселка Полевой



14 декабря

День

Наума Грамотника

Цели:

познакомить учащихся с историей возникновения праздника;

• способствовать умению применять знания по математике, русскому языку в игровой предметной среде;

• развивать память, логическое мышление, внимание, сообразительность;

• воспитывать чувство товарищества; формировать дружный коллектив.





Подготовительный этап.

В ходе подготовки данного мероприятия выбрать из числа учащихся несколько человек, которые на празднике будут изображать учеников старорусской школы, одному из них можно поручить роль Наума. Так же ученики могут помочь в оформлении зала (классной комнаты). Для оформления понадобятся деревянные лавки, дощечки для письма, перья. Колокольчик, розги, деревянная кадушка для их запаривания и т.д.



Ход мероприятия:

В зале сидят участники игры, которых заранее следует разделить на команды.

1-й ведущий: Собрались мы не случайно. Сегодня отмечаем День Наума Грамотника. 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси. Наши предки издавна обучению грамоте придавали большое значение. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две - созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше…

Ученик: В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз и Буки,

В как Веди, Г – Глаголь,

И учитель для «науки»

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была.

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»,

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки

На славянском языке.

Так, из летописей старых

Знали дети москвичей.

О литовцах, о татарах

И о Родине своей. (Н. Кончаловская)

2-й ведущий: В стародавние времена, поздней осенью, примерно в первых числах ноября, когда завершались все крестьянские полевые работы и подбирались домашние дела, детей отдавали на обучение грамоте какому-нибудь местному грамотею - дьячку или писарю

А где-то через месяц, в день покровителя учеников - в Наумов день, - проходил древнейший обряд, связанный с посвящением в ученики. Обряд заключался в следующем: учитель приглашался в дома своих учеников, с почестями его усаживали в передний угол, угощали и одаривали подарками. Например, подавали горшок каши, посыпанной сверху монетами.

Учитель приходил не с пустыми руками, он приносил с собой букварь и плетку. После трех символических ударов плеткой ученик демонстрировал все то, чему успел научиться за месяц. Глава семейства благодарил учителя и просил его: «Сына грамоте учи, уму-разуму учи, как учили нас, учи — чаще плеткой хлещи».

1-й ведущий (морщась): Да, не позавидуешь нашим предкам, тяжело им учение давалось...

2-й ведущий. А то... Чуть что не так, линейкой по рукам или плеткой по мягкому месту, мало приятного! Но мы немного отвлеклись. Как видите, некоторые старинные традиции сохранились и поныне - учебный год для современных школьников начинается осенью. Правда, не с начала ноября, а чуть раньше.

1-й ведущий. Но как здорово, что порка в наших школах не прижилась и современные провинившиеся ученики отделываются лишь замечаниями в дневнике или плохой отметкой в журнале; в исключительных случаях - приглашением в кабинет директора для личной беседы.

2-й ведущий. Демократия и гуманность являются одной из отличительных особенностей XXI века. Ученики же того времени, чтобы избежать наказаний за свое невежество, часто обращались к своему покровителю. Они просили: «Батюшко Наум, наведи на ум». С той поры до нас дошли такие поговорки: «Пророк Наум наставит на ум», «Пророк Наум и худой разум на ум наведет». (Обращается к учащимся.) А какие старинные поговорки и пословицы о знаниях и учении известны вам?

Учащиеся перечисляют:

• Ученье - свет, а неученье - тьма.

• Век живи, век учись.

• Большому кораблю - большое плавание.

• Кончил дело - гуляй смело.

• Учись смолоду - пригодится в старости.

• Терпение и труд все перетрут.

• И сила уму уступает.

• Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

• Учение - путь к умению.

• Не копьем побивают, а умом.

• Повторение - мать учения.

• Глупый киснет, а умный мыслит.

• Без дела жить - только небо коптить.

• Мир освещается солнцем, а человек знанием.

1-й ведущий (обращаясь ко второму ведущему). Да, времена меняются, а проблемы школьников остаются теми же. Кто-то стремится к знаниям и учится с удовольствием, а кто-то учится с прохладцей и отсиживает занятия, считая дни до каникул. Как быть такой категории учащихся, тоже обращаться к пророку Науму с просьбой наставить на путь истинный?

2-й ведущий. Есть только одно средство - перевоспитание!

1-й ведущий. Кстати о каникулах. Вот скажите, что означает это слово в вашем понимании?

Учащиеся объясняют значение слова: оно означает желанный, долгожданный отдых после школьных месяцев труда.

2-й ведущий Верно. Но знаете ли вы о том, что это любимое нами слово своим появлением обязано небу?

Учащиеся отвечают отрицательно.

1-й ведущий (открывает толстый том энциклопедии с закладкой посредине и зачитывает). Оказывается, «каникулой» в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса — Сириус (указкой показывает на самую большую и яркую звезду на иллюстрации). Появляется она на небосводе ежегодно в самый разгар лета, 26 июля (по нашему календарю).

Обязаны мы открытием сей звезды древним египтянам. Они заметили, что с ее появлением начинается нестерпимая жара. В это время года - в «собачьи дни» - прекращалась всякая активная общественная жизнь египтян, в том числе и школьные занятия, до более благоприятного времени. Поначалу каникулами называли только летний отдых, а потом и всякий перерыв в учении, на какое бы время года это ни приходилось. Таково происхождение слова «каникулы».

2-й ведущий. Ну, а сейчас мы несколько расширим тему и углубим свои познания в области изучения истории возникновения вещей, необходимых и незаменимых в повседневной школьной жизни.

1-й ведущий. Сначала мы с вами внимательно рассмотрим убранство классной комнаты старорусской школы (Слайды).

Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: "Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй".

"Аз, буки, веди, глаголь, добро", – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе.

2-й ведущий. А на чём и чем писали ученики?

1-й ведущий. Выступить с докладом об истории происхождения тетради мы пригласили (Называет фамилию, имя и отчество выступающего).

Рассказчик (в руках у него обыкновенная тетрадь). Слово «тетрадь» произошло от греческого «тетро», что означало: «сложенный вчетверо». Посмотрите на тетрадь (показывает). Она действительно представляет собой сложенные листы бумаги. Со временем она стала намного толще, да и сама тетрадь несколько изменилась.

2-й ведущий (обращаясь к рассказчику). В далекие времена ведь не было бумаги, на чем же тогда писали ученики?

Рассказчик. Верно, в далекие времена ученики писали не на бумаге, а на небольших деревянных дощечках, связанных в книжечку шнуром. Первые такие тетради появились еще во времена древних греков. Середину дощечек выстругивали, а ложбинку заливали ровным слоем воска коричневого или черного цвета.

1-й ведущий. Для такой необыкновенной тетрадки, наверное, и орудие письма должно быть необычным?

Рассказчик. Совершенно верно. Писали в таких тетрадках стальной палочкой. Один конец был у нее острый, чтобы буквы на воске выцарапывать, другой - тупой, в виде лопаточки. Им стирали с восковой странички написанное.

2-й ведущий. Это напоминает наш современный карандаш с ластиком!

Рассказчик. Правильно. Эта палочка в одно и то же время была и старинным карандашом, и ластиком.

Но вернемся к тетрадям. Кроме восковых, были в старину еще металлические тетрадки, вернее дощечки. На таких приходилось не писать, а вырезать буквы острым резцом.

1-й ведущий. Вот уж совсем не позавидуешь тогдашним школьникам!

Рассказчик. Действительно, им можно только посочувствовать: для того чтобы научиться писать в тающих, как мороженое, восковых или в твердых, словно камень, металлических тетрадках, необходимо затратить много сил и приложить немало стараний. Вот, пожалуй, и все, что я хотел вам рассказать о тетради.

Второй ведущий благодарит рассказчика. Тот садится на свое место. Первый ведущий спрашивает у присутствующих, есть ли у них вопросы к выступающему или какие-либо дополнения к его рассказу. Выходит другой учащийся.

Учащийся. Мне хотелось бы дополнить рассказ... (называет имя предыдущего выступающего).

Из выступления предыдущего докладчика вы уже узнали, что в старину ученикам тетради заменяли восковые и даже железные дощечки. На Руси же в качестве тетрадного листа использовалась кора березы, так называемая береста. Тексты, написанные на бересте, назывались берестяными грамотами.

Первое историческое открытие, подтвердившее существование «берестяной письменности», было сделано не так уж и давно - 26 июля 1951 года, то есть пятьдесят пять лет тому назад, - в Новгороде, при археологических раскопках. Прямо на мостовой XIV века, в щели между двумя плахами настила, было найдено берестяное письмо. Состояло оно из 13 строк, каждая по 38 см, то есть длина текста составляла около пяти метров. Прямо скажем, письмецо было внушительных размеров!

2-й ведущий. Что же получается: для того чтобы нашим предкам, допустим, написать письмо, достаточно было подойти к березе и снять с нее кору?

Учащийся. Нет, что ты! Для изготовления берестяных грамот требовалось немало времени и труда. Вначале бересту варили в воде, что делало ее более эластичной. Затем расслаивали, убирая наиболее грубые слои коры, и обрезали со всех сторон. Надписи наносились на внутренней стороне коры. Буквы процарапывали острым железным или костяным стержнем - гшсалом. На другом его конце - лопаточке - делалось отверстие, с помощью которого оно подвешивалось к поясу.

1-й ведущий. Раньше на поясе писало носили, а сейчас - мобильные телефоны. Да, прогресс шагает семимильными шагами!

Учащийся. Ты сейчас еще больше удивишься, когда узнаешь, что наиболее состоятельные граждане того времени носили писало в специальном кожаном чехле, как в наше время носят мобильный телефон. Современному человеку без средств сообщения обойтись трудно. А раньше, в древние времена, общались на расстоянии при помощи берестяных грамот. Между прочим, утверждение, что наши предки были малообразованными и неграмотными, является ошибочным. Благодаря археологическим находкам и открытиям ученые пришли к выводу, что просвещенность и грамотность среди простого люда была очень высокой. Это подтверждают те же берестяные грамоты. Их находят не только в Новгороде, но и еще в 40 городах Древней Руси.

Из далекого прошлого дошли до нас упражнения и рисунки ученика, который жил еще во времена Александра Невского. На двенадцати грамотах мальчика Онфима изображены всадники, сцены сражений, забавные человечки, лодка, сказочный зверь. Рядом с рисунками идут то буквы, то слоги: «ба, ва, га, бе, ве, ге, ви, ги»...

2-й ведущий. Ну, а сейчас следующий выступающий расскажет об истории возникновения классной доски.

Докладчик. В старину у школьников вместо тетрадок были маленькие аспидные доски в деревянной рамке. Они были деревянными, а аспидными назывались потому, что были покрыты слоем серовато-черного чешуйчатого сланца - аспида. Каждый школьник на своей аспидной доске специальным грифелем выводил буквы, а потом стирал написанное тряпочкой. Так как доска была маленькая, на ней мало что умещалось, поэтому в ход то и дело пускалась тряпка.

За столетия восковые, металлические дощечки, берестяные грамоты превратились в хорошо нам известные тетради, а аспидная доска осталась, перейдя из личного, индивидуального пользования к коллективному, то есть к классному. Сегодня такая доска выросла до громадных размеров и служит одним большим тетрадным листом сразу для целого класса. Современная доска сделана также из дерева, но покрыта уже не аспидом, а выкрашена в черный или коричневый цвет. Ученики выводят буквы или решают примеры не грифелем, а мелом. Вот только тряпка так и не поменяла своего назначения. Необходимый атрибут школьного процесса до сих пор верно служит школьникам. Как и в прежние времена, то есть столетия назад, стирать написанное ею очень удобно.

1-й ведущий. Мы выслушали ряд интересных рассказов о происхождении предметов, так хорошо нам знакомых и привычных. А теперь я хочу узнать, насколько вы были внимательны. Предлагаю вам перенестись в прошлое и побывать в старорусской школе.

2-й ведущий: Делу время - …. (Потехе час!). Готовы ли вы показать свои знания? Можно начинать занятия?

1-й ведущий: Сегодня вы покажите свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберете на одну низку. Если низка окажется полная, то команда получит почетное звание – «Грамотеи».

2-й ведущий: Испытание 1. «Чтецы»

А сейчас мы проверим, как вы научились читать. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по три представителя от каждого класса.

Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.

1-й ведущий: Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучить КИРИЛЛИЦУ. Я думаю, что первые три буквы кириллицы известны всем. Славянский алфавит более 3000 лет назад составили Кирилл и Мефодий. А первый российский букварь был издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка из 80 страниц. Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.

2-й ведущий: Испытание 2. «Знатоки азбуки»

Каждый класс получит образцы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо определить, каких русских букв не было в древнерусской азбуке – кириллице. Ответ вы запишите большими буквами на отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы получите сушки.

Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и современного алфавита.

Пока классы работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За каждую правильно сказанную скороговорку выдать сушку.

1-й ведущий: Испытание 3. «Собери пословицу»

Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке.

Предлагаются следующие пословицы:

Повторять, да учить – ум точить.

Аз да буки избавят вас от скуки.

Ученья корень горек, да плод его сладок.

2-й ведущий: Богато народное творчество на пословицы. А смысл этих пословиц можете объяснить?

1-й ведущий: Испытание 4. «Писари»

Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском.

Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишите всего одно слово. «УЧЁБА».

Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.

2-й ведущий. Испытание 5. «Собери слово»

Участники получат конверт. В каждом буквы для одного слова и лексическое значение этого слова. Вы должны угадать слово по его толкованию и собрать это слово из букв так, чтобы зрители могли его прочитать. Побеждает команда, которая быстро и правильно соберет слово.

1-й ведущий. Испытание 6. «Старинные задачи»

Участникам раздадут карточки с задачами. Команда читает задачу и записывает ответ на листе. На решение задач командам отводится время 3 минуты.

Задачи:

1. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол Иванушка отпилил. Сколько углов стало у крышки стола?

2. Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Решили ее взвесить и диву дались. Вес выразился трехзначным числом. Первая цифра: самое маленькое однозначное число. Вторая цифра больше, чем первая на 3. Последняя цифра больше первой на 4 . Чему равен вес репки?

3. Золушка сварила 6 картофелин за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?

2-й ведущий. Испытание 7. «Переведи с русского на русский»

В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык. Каждый класс выбирает по три карточки со словами. На обдумывание 1 минута.

Устаревшие слова:

хоромы- деревянное жилое строение ,

Перст-палец,

палица- палка, дубинка,

уста - губы,

десница – правая рука,

чело- лоб,

кочет - петух,

око- глаз.

1-й ведущий. Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их, пусть староста оденет, полученную низку.

2-й ведущий. Ребята хорошо сегодня потрудились. Молодцы.

Проходит награждение участников.