СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2.6 Родительские собрания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы классного руководителя в свете национальной инициативы «Наша новая школа». Проведение родительских собраний.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание. Агрессия причины и профилактика»



Родительское собрание в начальных классах:«Агрессия: причины и профилактика»



( с презентацией)





















Учитель начальных классов

Хозяинова Л.А.





2015-2016уч.гг.


Цель: вооружение родителей знаниями о видах и причинах агрессии, способах ее профилактики



(слайд 1)«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим

средством он руководствуется от собственной душевной боли»

Эрих Фромм

1.Вступительное слово.

Добрый день! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии с экранов телевизоров, компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Её проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Её проявляют даже малыши. Как бороться с проявлениями агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Но сначала я хочу прочитать вам притчу "Бабочка»

В далёкой стране жил мудрец, который мог справедливо рассудить любой спор, любое разногласие, все, кто к нему обращались, уходили от него удовлетворёнными. Слава о мудреце разнеслась по всей земле.

Один человек, очень злой и завистливый, решил опозорить мудреца. Он сказал своему приятелю: «Хочешь, я посрамлю мудреца? Я поймаю бабочку и спрячу её в своих ладонях. Когда мы придём к мудрецу, я спрошу у него, что у меня в ладонях - живое или неживое. Если он скажет: «Живое», я бабочку незаметно раздавлю, а если он скажет: «Неживое», я выпущу бабочку на волю». Пришли они к мудрецу, и человек спросил: «Что у меня: живое и ли неживое?» «Всё в твоих руках», - ответил мудрец.

Ребёнок, которого мы воспитываем, тоже находится в наших руках, и от нас зависит, что и кто из наших рук выйдет в жизнь.


2.Что такое агрессия?(слайд 2)

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия - (лат.) - означает «нападение», «приступ». Агрессия -' деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в

обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающий у них

психологический дискомфорт.


(слайд 2) Виды агрессии:

  • Физическая: использование физической силы против другого лица.

  • Косвенная: действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.)

  • Вербальная: выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань)

Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы, считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорблений, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

3. Причины детской агрессии (слайд 3)

Причины, по которым подростки совершают агрессивные поступки, остаются до сих пор полностью не выяснены. Тем не менее, их можно разделить на несколько групп:

1.Семейные

1.1 .Неприятие детей родителями

Некоторые родители бывают не готовы к тому, чтобы у них появился ребенок, но аборт по медицинским показаниям делать нежелательно, и ребенок все-таки появляется на свет. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации

1.2. Безразличие или враждебность со стороны родителей

1.3.Разрушение эмоциональных связей в семье

Супруги сосуществуют в постоянных ссорах. Жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием, особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой. Ребенок либо живет в постоянном напряжении, страдая от нестабильности в доме и конфликта между двумя самыми близкими ему людьми.

1.4.Неуважение к личности ребенка

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями.

1.5.Чрезмерный контроль или отсутствие его

Подавляемый гнев, как джинн из бутылки, в какой-то момент обязательно вырвется наружу. И его последствия, с точки зрения стороннего наблюдателя, будут тем страшнее и неадекватнее, чем дольше он копился.

1.6.Жестокий характер матери или отца

Родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой. Они вызывают у ребенка не столько любовь, сколько страх.

1.7.Запрет на физическую активность

Если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.

1.8.Отказ в праве на личную свободу

Многие родители совершенно ошибочно полагают, что у ребенка не может быть от них секретов, забывая о том, что им самим такое вмешательство вряд ли понравилось бы. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них.

2.Личные

2.1.Подсознательное ожидание опасности

Чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет. Такой ребенок способен ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного ему человека.

2.2.Неуверенность в собственной безопасности

Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность.

2.3.Личный отрицательный опыт

2. 4.Эмоциональная нестабильность

До 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется.

2.5. Недовольство собой

Вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других.

2. 6.Повышенная раздражительность

Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности.

2.7.Чувство вины

Они испытывают чувство вины и чувство стыда по отношению к тем, с кем поступили нехорошо или кому причинили вред. Поскольку оба эти чувства довольно неприятны и не приносят радости, они и у взрослых нередко перенаправляются в адрес тех, к кому они испытывают эти чувства.

3.Ситуативные

3.1.Плохое самочувствие, переутомление

Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то.

3.2. Влияние продуктов питания

Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью

3.З.Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха

  • Мы становимся особенно раздражительны и возбудимы именно в жару.

  • Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. На ребенка теснота
    действует не менее сильно, чем на нас, взрослых.

  • У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах,
    находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от
    железнодорожных путей, уровень агрессивности, согласно проведенным
    исследованиям, как правило, повышен.

4.Социально-биологические причины

  • Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки.

  • Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими,
    половыми, психологическими и социальными причинами.

  • Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах

Нередко можно наблюдать детей-агрессоров и аутсайдеров.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. В поведении детей-агрессоров и аутсайдеров, как правило, наблюдаются наиболее типичные отклонения от нормы.



Аутсайдер: (слайд4)


  • не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно
    проводит свободное время дома в полном одиночестве;

  • не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные
    игры, музыка, долгие беседы по телефону);

  • одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам
    никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;

  • по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или
    придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;

  • задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;

  • у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится
    ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;

  • выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в
    настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках,
    более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);

  • выпрашивает или тайно крадет деньги внятно не объясняя причину своего
    проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные
    суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп
    от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;

  • приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно
    кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном
    состоянии;

  • выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор(слайд 5)

  • вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается);

  • типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый,
    чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в
    неблагополучной семье;

  • ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со
    сверстниками и взрослыми;

  • в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать
    уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и
    младших школьников);

  • приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя
    причину их появления;

  • группируется со старшими подростками;

  • имеет садистские наклонности;

  • в мгновение ока переходит от довольства к злобе;

  • в игре навязывает друзьям свои правила;

  • злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;

  • игнорирует указания и легко раздражается;

  • введет себя так, будто ищет повод к ссоре;

  • не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

6. Методические рекомендации для родителей (слайд 6)

Во-первых, старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

Во-вторых, следите за тем, как ваш ребенок питается до школы и в школе. Большинство детей приходят в школу с пустым желудком, что также провоцирует агрессивное поведение.

В-третьих, необходимо адекватно оценивать возможности своего ребенка и не ставить перед ним заведомо неосуществимых задач, невыполнение которых неизбежно приведет к фрустрации, заниженной самооценке, суицидальным попыткам.

1. Не будьте равнодушными к проблемам ребенка, старайтесь посещать школу не только в
то время, когда проводится родительское собрание, но и в течение четверти (особенно это
касается родителей, дети которых учатся нестабильно, имеют проблемы с дисциплиной и
успеваемостью). Во время посещения школы спокойно и тактично разговаривайте с
педагогами, постарайтесь выяснить истинные причины проблем (версия учителя) и только
потом предъявляйте свои претензии и требования (версия ребенка и родителей).

2. Избегайте практики физического наказания, в частности, после посещения
родительского собрания многие родители возвращаются домой с одной целью, как можно
сильнее наказать ребенка и тем самым отомстить за пережитый позор. После подобной
тактики воспитания конфликты между родителем и ребенком становятся традиционной
формой общения, дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще,
боятся рассказывать о своих проблемах и трудностях, лгут и выкручиваются, становятся
замкнутыми, убегают из дома, ищут поддержки на стороне.

3. При общении с агрессивным ребенком используйте следующие правила:(Слайд 7)

□ полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения
нежелательного поведения;

□ выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

  • переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне,
    пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");

  • позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

  • констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

  • констатирующий вопрос ("ты злишься?");

  • раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь
    продемонстрировать силу?");

  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению
    ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня
    кто-то громко кричит");

  • апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

  • публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не
    хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-
    своему;

  • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

4. Для предупреждения агрессивных действий детей:(слайд 8)

  • никогда не следует поощрять ребенка за проявленную агрессивность;

  • в необходимых случаях такого ребенка успокаивает временная изоляция с кратким
    разъяснением причины;

  • если конфликт возникает среди детей, то стоит его временно оставить среди них:
    пусть почувствует, что такое проявить агрессивность без явной причины на нее;

  • если ребенок готов к нанесению удара (укусу и т.д.), то лучше быстро остановить
    его и резко предупредить его "Нельзя!".

  • изредка стоит дать ребенку почувствовать и испытать подобное действие со
    стороны близких с последующим разъяснением.

5. После агрессивного поведения необходимо:

  • подыскать адекватную форму наказания после четкого объяснения его проступка;

  • искать выход по переориентации его энергии по социально правильному руслу;

  • следует помнить: частые наказания неэффективны, а безнаказанность еще больше
    портит;

  • придумать новые приемы переключения ребенка на новые виды

отношений (игра, самообслуживание и т.д.).

6. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом:(Слайд9

  • Комкать и рвать бумагу.

  • Бить подушку или боксерскую грушу.

  • Топать ногами.

  • Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить
    бумагу.

  • Втирать пластилин в картонку или бумагу.

  • Посчитать до десяти.

  • Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

  • Вода хорошо снимает агрессию.

После нашего разговора у многих из вас возник вопрос: «Все ли в порядке с моим ребенком?» Ответом будет тест, просьба его выполнить. Отвечайте: «никогда или редко», «иногда», «часто» или «очень часто».

Мой ребенок (слайд 10)

1. Выходит из себя

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

2. Спорит со взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто


3. Активно не принимает или отказывается выполнять требования или правила,
установленные взрослыми

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

  1. Ведет себя провокационно и нарочно раздражает людей
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто

  2. Обвиняет других в собственных ошибках или неподобающем поведении
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто

  3. Обидчив и легко раздражается из-за чужих действий
    никогда или редко | иногда | часто | очень часто

  4. Злобен и нетерпим к критике

никогда или редко | иногда | часто | очень часто

8. Недоброжелателен или мстителен
никогда или редко | иногда | часто | очень часто

Если вы ответили «часто» или «очень часто» как минимум на 4 из этих вопросов, то вам необходимо всерьез задуматься. Поведение вашего ребенка может быть признаком серьезной проблемы. Однако обобщение может не дать ответа, который вас полностью удовлетворит. Чтобы узнать, что происходит с вашим ребенком, вам следует, наверное, внимательнее понаблюдать за его поведением дома и вне его. Точно установить где, когда и почему ребенок ведет себя агрессивно. Насколько серьезно то поведение, которое вы наблюдаете? Как оно соотносится с тем, что делают и говорят другие дети, какого мнения о нем придерживаются сверстники и педагоги?

8. «Золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания: (Слайд11)

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.

  2. Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу
    несбыточных надежд.

  3. Не ставьте своему ребёнку каких бы то не было условий.

  4. Будьте тактичны в проявлении воздействия на ребёнка.

  5. Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.

  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему - либо.

  7. Не шантажируйте ребёнка своими отношениями друг с другом.

  8. Не бойтесь поделиться с ребёнком своими чувствами и слабостями.

  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных
    успехов.

  10. Помните, что ребёнок - это воплощённая возможность!


Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере. Спасибо за внимание! Здоровья и удачи вам и вашим детям! (слайд 12)


Информационные источники:


1.http://festival.1september.ru/articles/524430/

2.Агрессия детей и подростков. / Под ред. Н. М. Платоновой. СПб., 2004. 316 с.

3.Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.
«Речь», 2005. - 97 с.

4.Фурманов И.М. Детская агрессивность. - Мн., 1996.







План собрания:

  • Ознакомление с повесткой собрания.



  •   Лекция. «: «Агрессия: причины и профилактика»( с презентацией)  Выступление учителя нач.классов Хозяиновой Л.А.



  • Ознакомить с советами и памятками для родителей. Выслушать мнения родителей по вопросам воспитания детей, обсуждение ситуаций.



4. Подведение итогов собрания.





Решение родительского собрания:

  • 1. Каждый ребенок индивидуален, следовательно, каждый родитель выбирает свой путь воспитания. Но при этом ни один из родителей не должен нарушать права детей. Ребенок не должен рассматриваться как тяжелая ноша и бремя, он должен получать в семье ласку, доброту, понимание, внимание взрослых. А общество не должно быть безразличным к фактам насильственного обращения с детьми. Такие факты должны быть озвучены и приняты меры по их разрешению.

  • 2. -Принимать ребенка таким, какой  он есть и любить его.
      -Любить своего ребенка и постоянно заботиться о нем.
    -  Не допускать нарушения прав ребенка в семье.
    - Наказание не должно вредить здоровью – ни  физическому, ни психическому.
    - Запретить детям проявлять грубость и жестокость к сверстникам, животным, насекомым.
     - Изъять игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности.



Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание. Развиваем внимание»

Родительское собрание

на тему «Развиваем внимание»

(организационно - деятельностная игра)

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

  2. Выявление проблем развития внимания.

  3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Форма проведения: организационно - деятельностная игра.

Этап подготовки:

  1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.

  2. Работа классного «почтового ящика» с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи.

  3. Подготовка памяток для родителей.

3.1.Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания.

3.2.О развитии произвольного внимания у младших школьников.

4. Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике

родителями.

5.Подготовка опросника «Я и мой ребёнок».

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача обучения» (К.Д.Ушинский)

Учитель: Часто, уважаемые родители, обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!». Нередко я сетую вам на то, что многие ошибки ваших детей – от невнимания. Но все ли вы представляете, что это такое и что следует делать для того, чтобы внимание развивалось. Увы, нет, и это следует из содержания ваших вопросов, поступивших в наш «почтовый ящик». Но то, что вы здесь, означает ваше cтремление постигнуть этот очень значимый для успеха наших детей вопрос и преодолеть затруднения, возникающие в практике семейного воспитания. Нашу встречу мы проведём в форме организационно - деятельностной игры.

Этап 1. Освоим понятия.

Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся – «Что такое внимание и каковы его свойства?». (Слайд – «Внимание – это важно».)

«Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов».

Представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы

не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания.

(Слайд – «Механизм»)

Учитель: Итак, «слушаю» - не обязательно «слышу», «смотрю» - не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю)

(Слайд – «Особенность внимания»)

Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То, есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

(Слайд – «Виды внимания»)

Учитель: Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Представим, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это – непроизвольное внимания. Оно не контролируется волей. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Предлагаю вам, уважаемые участники, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога. (Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает текст)

Упражнения по развитию произвольного внимания.

(методика Р.В. Овчаровой)

Упражнение1. «Запоминай порядок»

1.Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

2.Пять-шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Упражнение 2. «Заметить всё»

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить всё.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Положив один на другой 8 предметов, заставить ребёнка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 20 секунд, поставив набок, приложив друг к другу, положив один на другой и т.д. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).

Упражнение 3 «Ищи безостановочно».

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и

т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другой его дополняет.

Учитель: Не следует допускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке, машины, ассортимент хлеба в магазине. Всегда побуждайте ребёнка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы.

Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребёнка. Возможно, придётся задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть вы поставите себе заслуженную «пятёрку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок».

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда

так делаю

Могу, но не

всегда так

поступаю

Не могу



1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

2.Посоветоваться с ребёнком не взирая на его возраст?

А

Б

В

3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладании, даже если ребёнок вывел вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?


А

Б

В

10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

Б

В

А

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

А

Б

В

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?

А

Б

В

Ключ к тесту:

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от16 до 30 очков: забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Этап 2. Углубимся в проблему.(Слайд)

Учитель: Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания.

По мере повествования учителя родители должны заполнить правую графу таблицы, предложенной каждому участнику.

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём


Устойчивость


Переключаемость


Распределяемость


Концентрированность


Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх-четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, дав следующее задание, учителя ещё продолжают выслушивать ответ на предыдущее. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ, при проведении математических диктантов и т.д. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Концентрированность внимания – под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

В конце «параллельной» работы учителя и участников в качестве одного из вариантов может быть озвучен следующий:

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

Устойчивость

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.

Переключаемость

Разнообразить виды заданий.

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать.

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

Учитель: Вы вооружили друг друга замечательными советами, а теперь освоим ещё несколько приёмов развития внимания у детей, причём выполним эти упражнения сами (родители выполняют задания, а затем получают их тексты для использования дома).





Упражнение по развитию внимания.

(методика О.А.Степановой)


Упражнение 1.»Маленькие обезьянки»

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-нибудь позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигналами), копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

Упражнение 2. «Разложи по порядку»

Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ним ряд картинок и запомнить расположение каждой из них. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Выигрывает игрок, который правильно восстановит картинный ряд. Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается.

Упражнение 3. «Какие цифры (буквы) изменили место?»

Ведущий предлагает детям запомнить расположение цифр (букв). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение 1-4 цифр (букв). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда.

Третий этап. «Вырабатываем стратегию»(Слайды- паровоз)

Учитель: Итак, обобщим наши представления о том, что важно в развитии столь значимого для перспективы ребёнка свойства – внимания. Для этого я воспользуюсь вашими советами и обогащу их тем, что предлагают учёные (в процессе изложения появляются слайды):

Окрик, угроза – помеха развитию внимания «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками Лучшие стимулы развития внимания – рисование, лепка, конструирование Телевизор задерживает внимание

Больше разнообразия в заданиях Помощь родителей.

Учитель: В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников. Они вместе с отработанными упражнениями будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придёт!

Приложение.

Игры на развитие восприятия и внимания.

(методики О.А.Степановой)

Что продают в магазине?

В этой игре используются стилизованные рисунки – «вывески магазинов». Задача игроков – узнать, какие товары продают в том или ином магазине.

На что похоже?

Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игры.

Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями – рисовать по очереди будут дети, а отгадывать – взрослый и другие участники игры.

Угадай, чья тень?

Детям предлагается несколько картинок и одна силуэтная ( «тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень.


Необычный алфавит.

Взрослый предлагает детям сначала назвать буквы в таблице, а затем назвать с опорой на неё весь алфавит по порядку:

Е

Ц

О

Т

Л

Ч

Й

Я

Ё

Ж

В

П

А

Ю

Н

М

Щ

Г

У

Б

Ш

З

Э

Д

Ф

Р

С

И

Х

К

От 1 до 20 и обратно.

Ведущий предлагает детям с опорой на таблицу назвать по порядку числа от 1 до 20 и обратно.

4

9

10

2

5

7

1

14

11

17

12

16

20

3

18

19

8

13

15

6




Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание. Что должны знать родители о домашних заданиях»





Родительское собрание

«Что должны знать родители о домашних заданиях»



3 класс



Подготовила

учитель начальных классов

Хозяинова Л.А.










2014-2015 учебный год


Цели собрания: выявить представление родителей об организации учебной работы дома, дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.


Предварительная подготовка: анкетирование учащихся по следующим вопросам:

  1. Считаешь ли ты, что на дом задают слишком много заданий?

да нет затрудняюсь ответить

  1. Считают ли твои родители, что домашние задания слишком большие?

да нет затрудняюсь ответить

  1. По какому предмету тебе нравится делать задания больше всего?

  2. По какому предмету тебе нравится делать задания меньше всего?

  3. Какой предмет в домашней работе ты делаешь первым?

  4. По каким предметам ты всегда делаешь задания самостоятельно?

  5. По каким предметам ты не можешь делать задания без помощи родителей?

  6. Нравится ли тебе получать задания на каникулы?

да нет затрудняюсь ответить

(В презентации приведены результаты данного анкетирования. Результаты проанализированы совместно с родителями.)












Слайд 1













Слайд 2













Слайд 3

(Далее учитель проводит с родителями родительский лекторий на тему: «Что должны знать родители о домашних заданиях»)

Уважаемые родители! Сегодняшнее  собрание посвящено актуальной проблеме работы школы – проблеме организации домашней учебной работы школьни­ка.

Известный психолог Д.Б. Эльконин так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными, домашними заданиями и переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно  и в срок.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно выполнять домашнее задание, как выполнять домашнее задание самостоятельно, как родители могут помочь ребёнку.

Чуть ли не половина младших школьников проводят за выполнением домашнего задания больше времени, чем положено. В книге А.О. Дробинской «Школьные трудности» указаны следующие санитарно-гигиенические нормы: в первом классе – не более 1 часа, во втором классе – до полутора часов, в третьем-четвёртом – до двух часов. Некоторые родители отмечают, что на выполнение домашнего задания дети тратят до 2 часов, но столько и положено для учеников 3-4 классов. В чём причины? То куда-то девался карандаш, то обнаружилось, что нет нужной записи в дневнике и надо срочно узнать у одноклассника, да и самого учебника может не оказаться на месте. А минуты бегут. Вдруг захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Например, можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе с папой что-то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Важно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ему сказали учить уроки, то он должен немедленно прекратить игру. Но если в вашей семье не существует такое правило, то его нужно ввести для всех членов семьи (но начните с того, что за несколько минут до изменения деятельности ребёнка нужно об этом предупредить). Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительское указание в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Вам в помощь я предлагаю примерный режим дня отличника (приложение 4). Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного для занятия времени. "Привычка к точному часу – это привычка к точному требованию к себе". (А. С. Макаренко)

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться о количества уроков, от того, что по телевизору показывают интересный фильм или пришли гости. "На день, – советовал Максим Горький, – надо смотреть, как на маленькую жизнь..." Но чтобы эта маленькая жизнь не прошла бесследно, чтобы она была наполнена богатым содержанием, необходим режим дня.

Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время. Но и на постоянное рабочее место. И если жилищные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжный шкаф, то всё равно нужно выделить какое-то постоянное место, где он будет держать книги и тетради. Если ребёнок вынужден заниматься за общим столом, то никто не должен ему мешать и отвлекать от занятий. Постепенно вырабатывается установка на определённое время и место работы. Если такая установка у ребёнка сформирована, то ему достаточно усесться за привычный стол, как приходит рабочее настроение и возникает желание приступить к работе. До начала занятий с рабочего места ученика должно быть убрано всё, что не имеет отношения к учёбе.

Помните, что время выполнения уроков – священно и неприкосновенно, поэтому отрывать ребёнка от занятий по пустякам (будь то срочная помощь на кухне или поход в магазин за хлебом) вы уже не имеете права.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.

Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.

Родителям следует запомнить несколько правил:

1. Не требуйте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.

2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30-40 минут для 3-4 класса) занятий нужны 10-15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).

3. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», – то такая работа малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов.

4. Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.

5. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

6. При подготовке заданий по чтению необходимо опираться на следующие правила: один раз ребёнок читает сам, потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё.

Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.

8. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.

9. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому.

Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку. Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.

Желаю родителям терпения, сил и радостных минут гордости за успехи достижения своих детей!

Решение родительского собрания:

Родителям совместно со своими детьми выработать наиболее рациональный режим дня и содействовать его выполнению.

Организовать в семье рабочее место школьника.

Поддерживать у детей интерес к учебному труду.

Учить детей выполнять домашнее задание самостоятельно

Организовать ежедневный контроль за учебной деятельностью ребёнка.



Приложение 1


Памятка для родителей.

1.     Приучите выполнять домашние задания в одно и то же время.

2.     Спросите у ребенка, какое задание на дом он получил, как собирается его выполнять. Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.

3.     Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить, что было задано (только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т. е. узнать о задании у одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребенку, что это, прежде всего, необходимо ему самому.

4.     Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего задания по одному предмету (по всем предметам).

5.     Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильнее сказать: «Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь».

6.     Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно писать то или иное слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос, отсылайте ребенка к учебнику, правилу, памятке, словарю.

7.     Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам. Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей – оценить усилия ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.

8.     Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно записанное ребенок одной чертой аккуратно зачеркивает простым. А сверху пишет правильно. Другие способы исправления ошибок недопустимы. (Распоряжение переделать работу заново – очень серьезная мера наказания. Только при полной согласованности действий учителя и родителей можно, изредка используя эту меру, получить от неё серьезный воспитательный эффект).

9.     Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т. д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе. Поэтому старайтесь уделять больше внимания контролю за качеством выполнения устной части задания.


Приложение 2


Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.

3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

4. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, достижениями.

5. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

6. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.

7. Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.



Приложение 3

Садимся за уроки (памятка школьнику)

  1. Садись за уроки в одно и то же время.

  2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

  3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты будешь работать, должно быть тихо.

  4. Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

  5. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.

  6. Приготовь письменные принадлежности для занятия.

  7. Все принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место, которое всегда отводишь им на столе.

  8. Убери со стола всё лишнее.

  9. Сядь правильно, открой учебник… Закончи выполнение задания. Проверь!

Приложение 4


Режим дня школьника (3 класс)

Для учащихся, которые учатся во вторую смену


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.


13.


14.

15.

Пробуждение

Зарядка, туалет

Завтрак

Чтение книг, помощь по дому, (кружки)

Выполнение домашних заданий

Обед

Свободные занятия, прогулка, (кружки)

Дорога в школу

Занятия в школе

Дорога из школы домой

Ужин

Разбор домашних заданий на завтра, составление плана работы

Чтение книг, спокойные игры, просмотр телепередач соответственно возрасту

Приготовление ко сну

Сон

7.30

7.30 – 7.50

7.50 – 8.20

8.30 – 9.30

10.00 – 12.00

12.10 – 12.30

12.30 – 13.15

13.30 – 13.40

14.00 – 18.10

18.20 – 18.30

18.45 – 19.15

19.30 – 20.00


20.00 – 21.00


21.00 – 21.30

21.30 – 7.30




Просмотр содержимого презентации
«Развитие внимания»

Родительское собрание Тема : « Развиваем внимание» (организационно - деятельностная игра)

Родительское

собрание

Тема : « Развиваем внимание»

(организационно - деятельностная игра)

Цель:

Цель:

  • Освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания. Задачи:
  • Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.
  • Выявление проблем развития внимания.
  • Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача обучения» (К.Д.Ушинский)

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача обучения» (К.Д.Ушинский)

Этап 1.Основные понятия.  Что такое внимание и каковы его свойства?

Этап 1.Основные понятия. Что такое внимание и каковы его свойства?

Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов.

Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов.

механизм особенность внимания  виды внимания произвольное непроизвольное

механизм

особенность внимания

виды внимания

произвольное

непроизвольное

Упражнения по развитию произвольного внимания .  (методика Р.В. Овчаровой)   Упражнение1. «Запоминай порядок»

Упражнения по развитию произвольного внимания . (методика Р.В. Овчаровой) Упражнение1. «Запоминай порядок»

Упражнение 2. «Заметить всё»

Упражнение 2. «Заметить всё»

Упражнение3. «Ищи безостановочно».  В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и  т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другой его дополняет.

Упражнение3. «Ищи безостановочно». В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другой его дополняет.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок». Вопросы  Ответы Можете ли вы  Могу и всегда 1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?  так делаю Могу, но не А 2.Посоветоваться с ребёнком не взирая на его возраст? 3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему? всегда так Не могу Б А 4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? А Б В поступаю В Б А 5.Сохранить самообладании, даже если ребёнок вывел вас из себя? В Б 6.Поставить себя на место ребёнка? А В Б А 7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)? В Б А В Б В

Тест для родителей «Я и мой ребёнок».

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

так делаю

Могу, но не

А

2.Посоветоваться с ребёнком не взирая на его возраст?

3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

всегда так

Не могу

Б

А

4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

поступаю

В

Б

А

5.Сохранить самообладании, даже если ребёнок вывел вас из себя?

В

Б

6.Поставить себя на место ребёнка?

А

В

Б

А

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

В

Б

А

В

Б

В

8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? 9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? А 10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? Б А 11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться? Б А В В Б Б 12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? 13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз? В В А А А Б Б В В

8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

Б

А

11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

Б

А

В

В

Б

Б

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?

В

В

А

А

А

Б

Б

В

В

Ключ к тесту: Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко. Если вы набрали от 30 до 39 очков , значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от16 до 30 очков : забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях- излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Этап 2. Углубимся в проблему.

Этап 2. Углубимся в проблему.

объём устойчивость свойства внимания концентрированность переключаемость распределяемость

объём

устойчивость

свойства внимания

концентрированность

переключаемость

распределяемость

Свойства внимания Ваш совет по развитию каждого свойства внимания Объём Устойчивость Переключаемость Распределяемость Концентрированность Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе. Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых. Разнообразить виды заданий. Тренировка: одновременно говорить и писать. Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Устойчивость

Переключаемость

Распределяемость

Концентрированность

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.

Разнообразить виды заданий.

Тренировка: одновременно говорить и писать.

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

Упражнение по развитию внимания.  (методика О.А.Степановой)      Упражнение1.»Маленькие обезьянки»  Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-нибудь позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигналами), копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.   Упражнение 2. «Разложи по порядку»

Упражнение по развитию внимания. (методика О.А.Степановой)   Упражнение1.»Маленькие обезьянки» Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-нибудь позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигналами), копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно. Упражнение 2. «Разложи по порядку»

Упражнение 3. «Какие цифры (буквы) изменили место?»  1 2 5 8 6 9 1 5 2 9 6 8

Упражнение 3. «Какие цифры (буквы) изменили место?»

1 2 5 8 6 9

1 5 2 9 6 8

Этап 3. Вырабатываем стратегию.

Этап 3. Вырабатываем стратегию.

  • Окрик, угроза – помеха развитию внимания
  • «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками
  • Лучшие стимулы развития внимания –рисование, лепка, конструирование
  • Телевизор задерживает внимание
  • Больше разнообразия в заданиях
  • Помощь родителей
Родительское собрание подготовлено Учителем начальных классов МБОУ СОШ Хозяиновой Л.А.

Родительское собрание подготовлено

Учителем начальных классов

МБОУ СОШ Хозяиновой Л.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!