Тема: «Умножение и деление на 10 и на 100»
Цель: Познакомится с приёмами умножения и деления на 10 и на 100.
Задачи: - закреплять таблицу умножения и деления, частные случаи умножения и деления на 0 и 1;
-продолжать формировать умения находить результат действия деления с помощью примера на умножение;
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, интерес к математике.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
Метод урока: беседа.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Метод обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой.
Планируемые результаты:
Предметные: - умение правильно умножать и делить на число 10 и 100, знание названия компонентов умножения и деления, понимание сути переместительного закона умножения.
Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; проявление самостоятельности, личной ответственности.
Формируемые УУД:
Познавательные:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, умение выделять необходимую информацию, создавать алгоритм деятельности, сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Регулятивные:
- умение формулировать учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, взаимопроверке.
Коммуникативные:
- оказывать необходимую взаимопомощь, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать, слышать и понимать партнеров, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достаточно полно и четко выражать свои мысли.
Оборудование урока: презентация, Л.Г. Петерсон учебник по математики 2 класс, ч. 3.
Ход урока:
Организационный момент:
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам в прок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Актуализация знаний:
- Откройте тетради, запишите: сегодняшнее число, классная работа.
а) Минутка чистописания.
Цифра вроде буквы О —
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.
- Какое число будем прописывать? (10)
-Если к 10 подставить еще один 0 , какое число получится? (100) Давайте пропишем и число 100.
- Что можно сказать о числе 10? (чётное, двузначное, круглое, 1 десяток, 0 ед., в числовом ряду стоит после числа 9, перед числом 11)
-А что можно сказать о числе 100? (четное, трехзначное, 100 состоит из единицы и двух нулей, в числовом ряду стоит после числа 99, перед числом 101)
-Что в жизни бывает круглым?
-А в математике? (круг, шар, числа)
-Какие числа называют круглыми?
-Назовите все круглые числа в числовом ряду до 100?
-Назовите самое маленькое круглое двузначное число? Самое маленькое круглое трехзначное число?
б) Графический диктант.
Математика – гимнастика ума. Начнем урок с гимнастики ума. Гимнастику для ума начнем с графического диктанта. На строке будете записывать результаты вычислений в виде «квадратов» и «треугольников». Если вы согласны с утверждением – «треугольник», если нет – «квадрат».
1.Если 30 увеличить на 10, то получится 20. (квадрат)
2. Если 65 уменьшить на 2, то получится 63. (треугольник)
3. 4 десятка меньше 4 единиц на 36. (треугольник)
4. Сумма чисел 30 и 60 равна 90. (треугольник)
5. Разность чисел 13 и 7 равна 6. (треугольник)
6. Уменьшаемое – 18, вычитаемое – 2, разность – 20. (квадрат)
7. Первое слагаемое – 9, второе – 8, сумма – 17. (треугольник)
8. 30 больше, чем 3 на 27. (треугольник)
9. 6дм9см – это 69 см. (треугольник)
-Проверка графического диктанта (слайд).
-Посмотрите внимательно на ряд геометрических фигур. Какова закономерность?
в) Устный счет:
Слоненок рождается высотой примерно 100 см. К пятилетнему возрасту рост слоненка увеличивается в 2 раза. Подсчитайте рост пятилетнего слоненка. (100*2=200 см.)
Орангутанги спят в среднем по 10 часов в сутки. Сколько времени будет спать орангутанг в течение 5 дней? (10*5=50)
Нильский крокодил может достигать в длину семь метров. На сколько метров вытянется цепочка из 10 таких крокодилов, если они поплывут друг за другом? (7*10=70 м.)
Самоопределение к деятельности:
-Да, сегодня в задачах нам несколько раз встретилось число 10 и 100. Нам приходилось на них умножать.
-Как вы думайте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Будем учиться умножать и делить на 10 и 100)
Работа по теме урока:
-Как умножить число на 10? Сделайте вывод.
Вывод: при умножении числа на 10 к нему можно приписать справа один ноль.
-А как вы узнали массу пятилетнего слоненка?
100*2=100+100=200
-Как умножить на число 100? Сделайте вывод.
Вывод: при умножении числа на 100 надо к числу справа приписать два нуля.
Работа по учебнику:
№1, с.54- найти значения выражений.
-Как умножить число на 10, на 100?
-Прочитайте текст в рамочке, правильный ли мы сделали вывод?
-Давайте представим произведения в виде суммы, и найдем их значение.
3*10=10*3= 10+10+10=30
5*10=10*5=10+10+10+10+10=50
2*100=100*2=100+100=200
4*100=100*4= 100+100+100+100=400
№2, с.54-выполнить умножение.
(У доски 1 человек, другие заполняют самостоятельно)
7*10=70; 32*10=320; 6*100=600;
10*9=90; 10*45=450; 100*8=800.
№3, с. 54- найти частное.
-Какая операция обратна умножению? (Деление)
530:10=53; 400:100=4
-Сделайте вывод, как делить число на 10, на 100? (При делении числа на 10 справа о него можно отбросить один ноль, а при делении на 100 два нуля).
-Прочитайте текст в учебнике, правильный ли мы сделали вывод?
№4, с.54- выполнить деление.
-Вы уже познакомились с новым правилом, применяя его, решите самостоятельно №4, а потом проверим, как вы поняли правило.
50:10=5; 360:10=36; 700:10=70;
90:10=9; 800:100=8; 300:100=3.
Физкультминутка
-Давайте встанем со своих мест и немножко отдохнем (включается видеоролик)
Продолжение работы по теме урока
№7, с.55-решить уравнения.
(Один ученик у доски)
Х*10=20 10*х=800 х:9=100 500:х=100
Х=20:10 х=800:10 х=9*100 х=500:100
Х=2 х=80 х=900 х=5
№9, с.56-сравнить.
-Что нужно сделать прежде, чем сравнивать величины? (Привести к единым единицам измерения.)
-Как сравниваем трехзначные числа?
-Сделайте самостоятельно, потом проверим.
№10, с.56- решить задачу.
1) 534+76+218=828 (б.)-продано
2)980-828=52 (б.)
Ответ: осталось 52 билета.
Подведение итогов урока:
-Какое правило использовали при умножении числа на 10, на 100?
-Какое правило использовали при делении числа на 10, на 100?
Рефлексия
- Расскажите мне о том, что вам дал сегодняшний урок математики?
Продолжите предложения:
Я узнал…
Я научился…
Я понял…
Было трудно...
Домашнее задание:
№5,6, с. 55