СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс. Музыка "Звучит нестареющий Моцарт"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 класс. План - конспект урока по музыке "Звучит нестареющий Моцарт"

Просмотр содержимого документа
«2 класс. Музыка "Звучит нестареющий Моцарт"»

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

-Представьте, что вы пришли на концерт- беседу в филармонию, где вы будете не только слушать, но и узнаете много нового и интересного, а также примете участье в беседе. Для начала нужно вспомнить правила поведения в филармонии.

Как вы будете себя вести? (вести себя нужно хорошо)

Что делать можно? (слушать и запоминать)

Чего делать нельзя? (шуметь, есть)


  1. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.


У: Вспомните, какое музыкальное произведение мы слушали на прошлом уроке, кто его автор?

Д: Симфоническую сказку «Петя и волк». С. С. Прокофьев.

У: Правильно. А почему сказка названа «симфонической»?

Д: Ее исполняет симфонический оркестр.

У: Напомните мне, какие инструменты играют в симфоническом оркестре?

Д: Симфонический оркестр включает 4 группы инструментов:
струнно-смычковые — Скрипка, Альт, Виолончель, Контрабас
деревянные и медные духовые — Флейта, Гобой, Кларнет, Фагот, Труба, Тромбон, Валторна, Туба
ударные — Литавры, Тарелки, Ксилофон, Барабан, Перкуссия
одиночные — Арфа, Фортепиано, Орган.

У: Молодцы! Где можно услышать симфонический оркестр?

Д: В концертном зале.


-Сегодня мы вновь «побываем» в концертном зале, где будем в роли слушателей, исполнителей, дирижеров и даже музыкальных критиков. Итак, представьте, вы пришли на концерт, заняли свое место в зале и замерли в ожидании… (Звучит «Маленькая ночная серенада»)

- Как вы думаете эта музыка старинная или современная? (старинная)

-Вы правы. Это фрагмент из произведения, которое называется «Маленькая ночная серенада», этой музыке больше двух столетий.

 Серенада – музыкальное сочинение, возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночное пение или музыку под чьим-либо окном, в знак любви или уважения


- Чтобы узнать тему концерта и тему урока вы должны разгадать кроссворд.


  1. Струны гитары, терпенье, талант

Всё это вместе равно…(музыкант)

  1. Он, красив и голосист

Хора нашего…(солист)

  1. У красок он бывает

У глаз и у волос

Он все вокруг меняет

И в шутку, и в серьез (цвет)

  1. Под эту музыку проводят парад

Чтобы в ногу шагал генерал и солдат (марш)

  1. В нем 4музыканта

Виртуоза и таланта

Пропоют любой мотив

Как зовется коллектив? (квартет)

  1. На листочке на страничке

То ли точки, то ли птички

Все сидят на месте

И щебечут песни. (ноты)

-Прочитайте, какое слово получилось в желтом столбике?

- Кем был Моцарт?

-На беседу концерт к какому композитору мы сегодня отправимся?


  1. Работа по теме урока.


-Нам предстоит понять, не устарела ли музыка Моцарта, находит ли отклик в нашем сердце? Это и будет тема нашего урока. (Звучит нестареющий Моцарт)


-Чтобы ответить на этот вопрос и понять музыку композитора, нужно узнать о его жизни. Самая удивительная пора жизни человека- детство. А детство Моцарта было необыкновенным. 



Сейчас я расскажу вам об этом композиторе, а вы постарайтесь запомнить как называли Моцарта родители, игрой на каких музыкальных инструментах он владел.

Композитору при рождении дали очень длинное имя - Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Теофи́л Мо́царт, но домашние называли его Амадей. Амадей Моцарт родился в Австрии в небольшом городе Зальцбург в семье композитора и скрипача Леопольда Моцарта. 

Слайд 3.  Дом Моцартов

С ранних лет мальчик проявлял уникальные музыкальные способности: в 3 года он уже садился за клавесин и учился подбирать мелодии.

Маленький Моцарт играл на инструменте под названием клавесин, который обладал сказочным, серебристым звучанием.

Первым учителем Амадея был его отец – Леопольд Моцарт, который обучал маленького Моцарта игре на скрипке, клавесине и органе.

Моцарт прекрасно играл и на скрипке. У него была старшая сестра Наннерль, которая тоже обладала музыкальным талантом.

Заметив яркое музыкальное дарование трёхлетнего ребёнка, Леопольд Моцарт отнесся к таланту сына очень бережно. Он боялся за хрупкий организм мальчика и всячески откладывал начало серьёзных занятий. Но Вольфганг часами не отходил от клавесина. Отцу пришлось сдаться на уговоры мальчика. К шести годам Вольфганг уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие пьесы. Леопольд Моцарт решил, что пришло время познакомить Европу со своими необычайно одарёнными детьми.

Он создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен. Его лучезарная, полная сердечной теплоты, по - весеннему прекрасная музыка до сих пор приносит радость людям.

- Как вы думаете, на какой инструмент похож клавесин? рояль.

-Кто запомнил, где родился Вольфганг Амадей Моцарт?

Родился будущий композитор в городе Зальцбурге, в Австрии.

-Кем был отец мальчика?

Отец мальчика был хорошим музыкантом и сам занимался с сыном и его старшей сестрой.

-В каком возрасте Вольфганг уверенно играл на клавесине и сочинял собственные мелодии?

В 5 лет он уверенно играл на клавесине, сочинял собственные мелодии.

-Сколько было Вольфгангу лет, когда они с отцом отправились на гастроли по городам Европы?

На тот момент ему было 6 лет.


- Правильно, но несмотря на это он был еще и ребенком, как все вы, любил бегать и шалить.


- Я сейчас включу мелодию из вашего детства, думаю, она вам знакома. -Слушайте внимательно и подумайте, как бы её назвали?

Учитель включает мелодию «Колыбельной»

-Поднимите руки, кому знакома эта музыка?

- Правильно, это «Колыбельная», а сочинил ее, как вы уже догадались, В.А.Моцарт. Прошло почти 250 лет, а вы засыпаете под звуки этой песни, как и многие поколения детей.

-Давайте подумаем, чем она нам близка?

 В этой музыке красивая выразительная мелодия, доброта, ласка и спокойствие - то, что близко и понятно каждому ребенку во все времена.

-Музыка Моцарта многообразна - от простых детских мелодий до сложных больших сочинений для симфонического оркестра. Такое произведение называется «симфония». Она состоит из 4-х частей и в каждой части несколько музыкальных тем, как множество героев в интересной книге, у каждого своего характера, своя история. За свою недолгую жизнь (всего 35 лет) Моцарт создал более сорока симфоний.



- Сегодня на уроке мы услышим самую знаменитую симфонию Моцарта- симфонию №40.

Т.к. в симфоническом оркестре большое количество музыкантов (до 100 человек), то композитор для каждого инструмента пишет свою ПАРТИЮ. Поэтому ноты для симфонического оркестра называются ПАРТИТУРОЙ.

Нотную запись этих тем можно увидеть на экране.


- И снова мы в концертном зале. Симфонический оркестр на сцене, музыканты готовы. Попытайтесь представить, какие чувства хотел выразить композитор в своей музыке, обращаем внимание на настроение, характер музыки, а также вслушивается и узнаем голоса, тембр муз. инструментов.

Звучит экспозиция 1-ой части

- Знакома ли вам эта музыка?

- Какие инструменты вам удалось услышать? ( Струнные – скрипки, альты, виолончели, контрабасы, духовые)

-А какая музыка? Меняется ли она?

(Музыка постоянно меняется: то она легкая, спокойная, нежная, то энергичная, порывистая, взволнованная.)

- Ребята, вы помните, кто руководит симфоническим оркестром?

-А для чего необходим дирижер? (Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, благодаря ему правильно задается ритм)

-Сейчас вы на несколько минут станете ДИРИЖЕРАМИ, мы поиграем в игру «Симфонический оркестр» (попробуйте с помощью рук передать настроение, характер, темп, громкость).

(Звучит Симфония №40 – повторно)


- Мы лишь «прикоснулись» к серьезному жанру симфонии, но поняли, что эта музыка вызывает в нас добрые чувства и мысли, не оставляет равнодушными, а значит делает нас лучше!


Физкультминутка

(Включается видеоролик, и дети двигаются под музыку)

  1. Продолжение работы по теме урока.

-Одно из известных произведений Моцарта – «Рондо в турецком стиле». В те времена в Европе появился и стал популярен новый инструмент – большой барабан, изобретённый в Турции. Этот барабан долгое время назывался турецким. В своём произведении Моцарт хотел изобразить звучание турецкого барабана. 
-Послушайте, и постарайтесь услышать удары барабана.


-Пора ответить на наш вопрос. Не устарела ли музыка Моцарта в 21 веке? Вы услышали несколько произведений композитора, они несут красоту и свет, его мелодии напевны и знакомы с детства. Какой делаем вывод?

- Я согласна с вами и, значит, можно стереть знак вопроса.

В.А.Моцарт не только прекрасно играл на музыкальных инструментах, но и пел.

Попоем и мы. В качестве распевки вспомним песенку «Мир похож на цветной луг»

Ветер зовёт
За собой облака
Вдаль, вдаль, вдаль.
Если ты друга
Не встретил пока,
Жаль, жаль, жаль!

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!

Песня не зря
Собирает друзей
В круг, в круг, в круг.
Сделает хмурый денёк
Веселей
Друг, друг, друг!

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!

Друг за тебя
Одолеть сто преград
Рад, рад, рад.
С другом любая беда -
Не беда,
Да, да, да!

Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!
Мир похож на цветной луг,
Если рядом с тобой друг.
Друга взять не забудь в путь,
Другу верен всегда будь!



  1. Рефлексия и подведение итогов урока.

-Наш урок подходит к концу. Повторим, что мы узнали нового?

-С каким композитором мы сегодня познакомились?

-Какие произведения Моцарта слушали? (Симфония № 40, Колыбельная и Рондо в турецком стиле)

- Какую характеристику музыке Моцарта вы бы дали? (Музыка В.А.Моцарта очень разная: веселая и грустная, взволнованная и спокойная, торжественная и нежная, именно поэтому Моцарт интересен для слушателей даже сейчас, он не стареет)

- Какие новые термины узнали? (партия, симфония, партитура, рондо)

-Что нового узнали о симфонии?

-Где можно услышать симфонию? (в концертном зале)

В заключенье нашей встречи я хочу пожелать вам, ребята, чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро и согласье. И пусть поможет вам в этом, нестареющая музыка Моцарта!