Тема «Конверты»
(1 урок)
Задачи урока:
— знакомство с новым термином «плотность»;
— формирование УУд: поиск и выделение необходимой информации из словаря учебника, справочного материала; наблюдение и сравнение; подбор доступных в обработке материалов для изделий; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; рациональное размещение на рабочем месте материалов, инструментов и приспособлений с опорой на справочный материал; воспроизведение по памяти правил безопасной работы с ножницами; выполнение работы по предложенному плану;
сравнение результатов своей деятельности с заданным эталоном
(рисунком, фотографией); формирование нравственных качеств (трудолюбие).
Методы и приемы организации учебной деятельности учащихся: беседа, работа с учебником, наблюдение и опыт, объяснение, наблюдение за практической работой учащихся, самостоятельная практическая работа.
Ход урока
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Урок начинается с работы на с. 18 в учебнике и сообщения темы: «конверты».
Предлагаем детям прочитать задание для работы в паре: «знаешь ли ты, что означает слово “конверт?”
Объясни значение этого слова соседу по парте. а он тебе расскажет, для чего члены вашего клуба используют конверты». Пример обсуждения материала: «конверт — это пакет, специально выполненный и склеенный
из листа бумаги, для упаковки открыток, писем, документов.
члены клуба используют конверты для переписки, отправления поздрави-
тельных открыток, хранения засушенных листьев и семян».
Задаем вопросы учебника (с. 19): «Подумай, что ты будешь хранить в конверте?» (ожидаемый ответ: «обрезки цветной бумаги, засушенные листья».) «конверт какого размера нужен для этой цели?» (для хранения обрезков или засушенных листьев нужен большой конверт). «бумагу какой
плотности* и какого размера лучше взять для изготовления такого конверта?» Просим узнать в словаре, что значит «плотный». (Прочный.)
Предлагаем детям рассмотреть бумагу, которую они принесли на урок: цветную, альбомную, писчую, кальку.
Спрашиваем: как узнать прочность бумаги? (ожидаемый ответ: «бумагу надо разорвать.
Если бумагу трудно разорвать — она прочная, если легко — непрочная».) Просим детей отрезать от приготовленных листов бумаги небольшие кусочки и проверить их на прочность.
Предлагаем сделать вывод.
Например: «Прочная бумага: альбомная, цветная, непрочная — писчая, калька.
Конверт можно сделать из альбомной и цветной бумаги».
Анализ технологической последовательности изготовл-ния изделия
Просим прочитать следующее задание: «сложи бумагу так, как показано на рисунке. Вырежи и склей конверт».
Спрашиваем: что обозначает штрихпунктирная линия с двумя точками? (ожидаемый ответ: «Это линия сгиба, по ней лист бумаги надо сложить».)
Что обозначает стрелка? (обозначает направления складывания.)
объясняем назначение жирной линии, рядом с которой нарисованы ножницы: по этой линии надо надрезать и разрезать материал, заготовки.
Организация рабочего места
Просим рационально разместить на рабочем месте подготовленные материалы, инструменты и приспособления с опорой на справочный материал (с. 5).
Проговариваем правила безопасной работы ножницами.
Практическая работа
наблюдаем за работой детей, за соблюдением правил безопасной работы с ножницами.
Приглашаем к учительскому столу тех, кто затрудняется в складывании конверта.
Организованное прерывание практической работы, оценка деятельности учащихся и уборка рабочих мест
По завершении работы оцениваем умение ровно резать по прямой линии, точно складывать заготовку, чисто и прочно соединять части конверта.
Дети убирают рабочие места: складывают на место материалы и инструменты; выбрасывают в корзину отходы для мусора, моют кисточку и руки.
Перечисляем материалы, инструменты и приспособления, которые необходимо приготовить к следующему уроку (с. 20): коробку спластилином, салфетка из ткани и небольшая пластмассовая чашка для воды.