Урок № 10.
Тактический приём «связка»
Связка — нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на фигуру партнёра, за которой на линии нападения расположена другая (равнозначная или более ценная) фигура партнёра.
Диаграмма 1
На диаграмме 1 белые ходом
- Ла4 напали на коня чёрных
и связали его.
Ладья напала на коня, за конём на линии нападения расположен король.
Чёрные защищают коня пешкой и делают ход 1. ...е5.
Белые ходом 2. еЗ создают дополнительное нападение на коня чёрных и «съедают» его.
Если связанная фигура защищена, то на неё
необходимо организовать дополнительное нападение.
В связке участвуют три фигуры, расположенные на одной линии:
• связывающая (ферзь, ладья, слон)
• связанная
(любая фигура, кроме короля)
• обуславливающая связку
Учебник, стр.60, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 3 и ответьте на вопросы .
1. Какая фигура называется связывающей?
2. Какая фигура называется связанной?
3. Какая фигура обуславливает связку?
Диаграмма 5
Учебник, стр.60, задание 2.
Рассмотрите диаграмму и определите, какие из фигур на ней являются связанными, какие - связывающими, а какие обуславливают связку.
Связывающая -
Связанная -
Обусловливающая связку -
Диаграмма 6
Учебник, стр.60, задание 2.
Рассмотрите диаграмму и определите, какие из фигур на них являются связанными, какие - связывающими, а какие обуславливают связку.
Связывающая -
Связанная -
Обусловливающая связку -
Диаграмма 7
Учебник, стр.61, задание 3.
Рассмотрите диаграмму 7
и осуществите связку.
1 . ...Лgб.
Диаграмма 8
Учебник, стр.61, задание 3.
Рассмотрите диаграмму 8
и осуществите связку.
1. Сg5.
Часто в шахматной партии не сам тактический приём «связка» ведёт к выигрышу фигуры, а его сочетание с другими тактическими приёмами.
На диаграмме 9 белые ходом 1. Kd4 напали на короля и ладью чёрных, используя коневую вилку.
Чёрные, к своему сожалению, не могут «съесть» белого коня ферзём, так как он связан ферзём белых.
Получается, что, используя связку, белые выиграли ладью чёрных.
Один из способов защиты от связки - контрнападение связанной фигурой.
На диаграмме 10 белые ходом 1. f3 напали на чёрного коня.
У чёрных находится защита
1. ...Kd2 + .
Белый король вынужден отойти от шаха 2. Крс1
Л:еЗ
3. Kp:d2.
Таким образом чёрные, используя контрнападение, избавились от связки и выиграли качество.
Другой способ защиты от связки - контрнападение фигурой, обуславливающей связку .
На диаграмме 11 белые последним своим ходом 1. f4 напали на чёрного коня и хотят его «съесть» следующим ходом, используя связку Ке5-Фе6.
У чёрных находится защита 1. ...Фb6+.
Белый король вынужден отойти от шаха 2. Kph1.
Чёрный конь может отойти из-под нападения 2. ...Кg4.
Таким образом, чёрные, используя контрнападение, избавились от связки.
Диаграмма 1
Рабочая тетрадь,
стр.22, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 1. Используя приём «связка», выиграйте фигуру.
1. ...Сd6.
Диаграмма 2
Рабочая тетрадь,
стр.22, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 2. Используя приём «связка», выиграйте фигуру.
1 . C:e5
Диаграмма 3
Рабочая тетрадь,
стр.22, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 3. Используя приём «связка», выиграйте фигуру.
1 . Ф:f6.
Диаграмма 4
Рабочая тетрадь,
стр.22, задание 1.
Рассмотрите диаграмму 4. Используя приём «связка», выиграйте фигуру.
1 . … Л:d6.
МОЛОДЦЫ!
Дома доделать то,
что могли не успеть в классе.
1 . … К:c4.
1 . … Лg6.