СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 класс . "Звучащие картины"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архив содержит конспект урока с музыкальными файлами к нему.

Просмотр содержимого документа
«мой план»

Урок №11 музыка 2 класс _______________________

Тема Звучащие картины. Музыкальная азбука. Праздничный перезвон. Красный Лаврский трезвон .

Тип урока: комбинированный

Цели:

     Обучающие: знакомство с некоторыми историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;

    Развивающие:

развитие навыка устной речи, логического мышления на основе музыкально-художественных образов,  развитие внимания, памяти

Воспитательные: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки, уважения культурных традиций своего народа

воспитание исполнительской и слушательской культуры.

Планируемые результаты:

Предметные: узнавать изученные музыкальные произведения

Метапредметные:

Р.Принимать и сохранять учебную задачу.

П.Определять на слух звучание музыкальных инструментов.

Личностные: восприятие музыкальных произведений, гордость за культуру своего народа.

Муз. материал: Праздничный перезвон. Красный Лаврский трезвон. «Вечерняя песня» А.Тома, новогодние песни.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Приветствие. Интонирование.

  1. Открытие темы урока.

Звоню в колокольчик

Прозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.

Сегодня мы продолжим тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей Родине. Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина?

–Россия.

– Совершенно верно.

А какое значение имеют колокола в России кроме звонка на урок? (тройки, церковные звоны).

А одинаково ли звонят в церкви? (звоны отличаются)

Вот сегодня мы будем слушать и отличать звоны.

  1. Актуализация опорных знаний.

Повторение. Как называются колокольные звоны?

  1. Работа над темой.

Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки.

Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит?

Наверное, о том, что на Руси много колоколов.

– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь и не жалели денег на ее постройку.

Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному.

БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник ТРЕЗВОН. ВЕЛИКИЙ ЗВОН– это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам. (записываем названия на доске)

Каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой.

В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы.

- А знаете ли вы, где живут колокола?

- В храмах, церквях…

- А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола?

- Наверху, в башнях…

- Да, эти башни называются колокольнями или звонницами.

Их возводили обязательно выше остальных домов.

(рассматриваем репродукции и фото церквей и храмов, картину «Вечерний звон» Левитана , учебник с.40)

- А как вы думаете, почему так высоко располагают колокола?

- Чтобы звон разносился далеко по округе

- Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить о чем они нас оповещают, о каких событиях - хороших или плохих?

Слушание музыки. Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон.

- Радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости…

– Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный. Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви.

И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью национальной культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь.

Вокально-хоровая работа.

«Вечерняя песня» А.Тома.

Разучивание и исполнение новогодних песен.

Работа в оркестре.

«Озорная полечка»

5. Итоги.

-Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён?

-Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке?

( Ответы детей)

-Да, колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России

И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова

…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!