-Учебник «Музыка» 1 кл., Е.Д.Критской (Стр. 30-31)
-Песня Леля из оперы «Снегурочка» Н. А.Римского - Корсакова.
- Песня Садко из одноименной оперы Н.А. Римского – Корсакова.
-Бах «Шутка».
-Портреты композиторов. Изображения инструментов: орган, клавир.
-Картинки с изображением муз. инструментов и записи муз. фрагментов для прослушивания (для проведения игры)
Компьютер, CD к учебнику «Музыка» 1 кл., записи пес ни «Во кузнице» (+ и -).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Организует вход обучающихся в класс под музыку «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Римского-Корсакова. Музыкальное приветствие: исполнение попевки - Прозвенел звонок! Начался урок. | Вход в класс под музыку Подготовка класса к работе. Исполнение попевки |
Определение темы урока и постановка учебной задачи. | -Сегодня у нас не простой урок. Муза приглашает нас в картинную галерею. Откройте рабочую тетрадь на странице 30-31 . Посмотрите, Муза рисует картину, она сегодня – художник. Давайте рассмотрим картины написанные художниками, какие картины мы видим? («Флейтист», «Лель», «Гусляры», «Арфистка».) Можем ли мы сказать, что картины музыкальные? -Тема урока «Звучащие картины». Почему картины «звучат»?. Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Чем заниматься? Какие задачи решать? | Отвечают на вопросы учителя. Работа по учебнику. Участвуют в постановке учебных задач. |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. 1. | -Рассмотрим картины внимательно… -Кто изображен на первой? (пастушок). В произведениях народного творчества его называют Лель. На чём играет Лель? Что делает девушка? Как она слушает Леля? -Какую музыку он играет? (печальную, грустную) Как вы догадались? По выражениям лиц, по позе девушки). -Какие цвета преобладают в картине? -Послушаем музыку Римского –Корсакова из оперы «Снегурочка». Фрагмент называется «Песня Леля»… -Назовите солирующий инструмент? (свирель) -Какую музыку играет свирель? (народную) -Какие краски преобладают в музыке? (светлые) | Работа с иллюстрациями учебника. Ответы на вопросы учителя. Слушание песни Леля из оперы «Снегурочка» Н. А.Римского - Корсакова. |
2. | -Послушаем отрывок ещё из одного произведения Римского –Корсакова из оперы «Садко»… -Как прозвучала песня? -Какое настроение, характер мелодии? -Какой инструмент звучит? Ребята , посмотрите на картины и найдите на них эти инструменты и музыкантов на них играющих. Назовите музыкантов и их инструменты. -Ребята, скажите, что такое опера? | Слушание песни Садко из одноименной оперы Н.А. Римского – Корсакова. Анализ. -Весело -Радостный, танцевальный х -Гусли Работа с иллюстрациями учебника. -Садко – гусли , Лель – свирель -Музыкально – драматическое произведение, где герои не говорят, а поют. |
3. | -Сегодня у нас с вами предстоит встретиться еще с одним известным немецким композитором (портрет). Это И.С.Бах. (рассказ учителя о композиторе: родился в музыкальной семье, шесть поколений Бахов почти все без исключения были награждены природой блестящим музыкальным дарованием. Занятие музыкой было главным делом их жизни. Семья была дружная, хотя бы один раз в год у них было принято собираться вместе. Атмосфера этих встреч была полностью проникнута музыкой. Музыкальная деятельности почти каждого из Бахов была связана с церковью, поэтому они пели хоралы, исполняли песнопения хором или сольно. Играли на самых разных муз. инструментах. В конце встречи переходили к исполнению народных песен, веселых, трудовых и других. Такие импровизированные концерты назывались у них «Кто во что горазд»). Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год — отец, успев незадолго до этого ещё раз жениться. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом в церкви. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире (показ изображений). Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. В течение жизни Бах написал более 1000 произведений. | Слушают рассказ учителя о Бахе. |
Физкультминутка | Учитель предлагает физминутку «Весёлая зарядка» | Выполняют музыкально-ритмические движения. |
Закрепление новой темы. | Послушаем пьесу Баха «Шутка»… -Как звучит музыка? -Какой вы услышали музыкальный инструмент? -Если сходство со свирелью? -Откройте учебник на стр.29 -Какие слова соответствуют характеру этого произведения? -Как прозвучала мелодия? -Найдите этот инструмент на картине. -Почему композитор назвал эту мелодию «Шутка?» -Итак, мы с вами определили 3 из 4 увиденных на картине инструментов. -Какой четвертый инструмент и исполнительницу на нем мы видим? -Мы увидели с вами 4 картины с исполнителями на разных инструментах. -Можем ли мы представить себе как играют музыканты, как звучат инструменты? -Как можно назвать картины? -Ребята, какие из этих инструментов народные? -Какие профессиональные? -В чем сходства и различия этих музыкальных инструментов (внешне и в звучании)? | Слушают музыку. Ищут ответы на вопросы, используя знания, полученные в начале урока. Работа с учебником -игривый, задорный, шутливый -весело и легко -потому, что музыка шутливая -Арфа (играет арфистка.) - Можем. - звучащие - свирель, гусли -флейта, арфа |
Вокально-хоровая работа | Я предлагаю исполнить русскую народную песню «Во кузнице» Игра «Угадай, чей голосок?» (учитель включает муз. мелодию в исполнении разных инструментов, а дети подвирают соответствующее изображение –картинку). | Исполнение и инсценирование песни, распределение ролей. Принимают участие в игре. |
Итог урока Самооценка результатов деятельности своей и класса. Рефлексия. | -Поведем итоги урока. -Какой бывает музыка? -С какими композиторами вы познакомились? -Какие инструменты услышали на уроке ? -Придумайте названия к картинам, изображенным на страницах учебника.. -Что такое картинная галерея? Кто из вас был в картинной галерее? -Что мы там увидели (Можно увидеть)? -Можем ли мы представить звучание инструмента, глядя на картину? -Можно ли услышать музыку в живописи? -Как вы работали на уроке? Оцените свою работу и работу всего класса… (Учитель обобщает высказывания детей, дает свою оценку работы на уроке) Продолжите мои предложения: -Я сегодня научилась… -Мне понравилось… -У меня не получилось… -Было сложно… Урок окончен. Спасибо за работу. | Отвечают на вопросы учителя Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят поставленную цель с результатами, достигнутыми на уроке. |