Школа России
Литературное чтение
3 класс
И сегодня нас ожидает встреча со сказками... Но не с обычными, а с докучными.
– Знаете ли вы, какие сказки называют докучными?
Главная тема всех сказок:
борьба со злом.
Что в них такого привлекательного?
Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.
Докучать (устар.) – надоедать, наводить скуку.
– Отсюда и докучный.
Докучный (устар.) – наводящий скуку, докучливый.
Докучливый (устар.) – надоедливый, навязчивый.
Таким образом, мы будем читать сегодня сказки, которые могут наскучить, надоесть.
А может ли такое быть на самом деле?
Давайте посмотрим.
И тем не менее каждый из вас слышал, и я думаю, знает хотя бы одну докучную сказку.
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
Докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые желали отдохнуть от долгих сказаний, но любознательные слушатели всё не оставляли их в покое. Да и название этих сказок пошло от слова «докучать», то есть надоедать кому-либо своими постоянными просьбами. После этих долгих и упорных просьб сказочник соглашается рассказать ещё одну сказку, и начинает свой рассказ:
Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца.
Не сказать ли сказку опять с конца?
- Сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
слушать
слушать
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
Встал медведь на колоду – Бултых в воду! Уж он в воде мок, мок, Уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис, Вылез, высох. Встал медведь на колоду…
Протекает речка, Через речку мост, На мосту овечка, У овечки хвост, На хвосте мочало, Рассказать сначала?..
Докучная сказка - это многократное повторение одного и того же фрагмента, звена. Между собой эти звенья соединяются специальной фразой, на подобии следующей: а не начать ли рассказывать сказочку сначала», после этой фразы, фрагмент повторяется снова и снова. В докучных сказках может звучать вопрос, на который слушатели должны обязательно ответить, полученный на вопрос ответ, является очередным повтором сказки. В сказках могут звучать такие вопросы как: «Сказать сказку»? «Не начать ли сказку сначала?» и т.д. Даже после утвердительного ответа сюжет остается статическим.
Докучные сказки не имеют продолжения сюжета, а задаваемый вопрос, который является связующим звеном, вызывает у слушателя досаду и недоумение.
– Понравились ли вам сказки?
– Почему?
– Что хотите сказать?
– Чему учат эти сказки?
– Хороши ли эти сказка?
– Почему?
– Чем докучные сказки отличаются от сказок?
1) Элементы сказки повторяются,
поэтому её легко запомнить.
2) Используют простые речевые
средства для передачи своего
мнения.
3) Полно и точно выражают свои
мысли.
4) Сюжет сказки движется по кругу.
- Чем занимались сегодня на уроке?
-Понравился ли вам урок?
интерес?
-О чём бы ещё хотели узнать?
-Кто доволен своей работой?
- Что особенно понравилось на уроке?
- Удалось вам разобраться в тайнах сказок?
– Итак, чему учат сказки?
– Какие открытия сделали?
– О чем бы еще хотели узнать?