СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2 урок чтение Докучные сказки.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«2 урок чтение Докучные сказки.»

 Школа России  Литературное чтение  3 класс

Школа России

Литературное чтение

3 класс

  И сегодня нас ожидает встреча со сказками... Но не с обычными, а с докучными. – Знаете ли вы, какие сказки называют докучными?

  И сегодня нас ожидает встреча со сказками... Но не с обычными, а с докучными.

Знаете ли вы, какие сказки называют докучными?

Главная тема всех сказок:  борьба со злом.

Главная тема всех сказок:

борьба со злом.

Что в них такого привлекательного? Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.

Что в них такого привлекательного?

Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.

Докучать   (устар.) – надоедать, наводить скуку. – Отсюда и докучный. Докучный   (устар.) – наводящий скуку, докучливый. Докучливый   (устар.) – надоедливый, навязчивый. Таким  образом,  мы  будем  читать  сегодня  сказки,  которые  могут наскучить, надоесть. А может ли такое быть на самом деле? Давайте посмотрим.

Докучать   (устар.) – надоедать, наводить скуку.

Отсюда и докучный.

Докучный   (устар.) – наводящий скуку, докучливый.

Докучливый   (устар.) – надоедливый, навязчивый.

Таким  образом,  мы  будем  читать  сегодня  сказки,  которые  могут наскучить, надоесть.

А может ли такое быть на самом деле?

Давайте посмотрим.

И тем не менее каждый из вас слышал, и я думаю, знает хотя бы одну докучную сказку. Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.

И тем не менее каждый из вас слышал, и я думаю, знает хотя бы одну докучную сказку.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.

Докучные сказки  были придуманы уставшими сказочниками, которые желали отдохнуть от долгих сказаний, но любознательные слушатели всё не оставляли их в покое. Да и название этих сказок пошло от слова «докучать», то есть надоедать кому-либо своими постоянными просьбами. После этих долгих и упорных просьб сказочник соглашается рассказать ещё одну сказку, и начинает свой рассказ: Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Докучные сказки  были придуманы уставшими сказочниками, которые желали отдохнуть от долгих сказаний, но любознательные слушатели всё не оставляли их в покое. Да и название этих сказок пошло от слова «докучать», то есть надоедать кому-либо своими постоянными просьбами. После этих долгих и упорных просьб сказочник соглашается рассказать ещё одну сказку, и начинает свой рассказ:

Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца.

Не сказать ли сказку опять с конца?

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка?  - Скажи.  - Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?  - Скажи.  - Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка? слушать

- Сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка? - Скажи. - Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

слушать

слушать

слушать

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Встал медведь на колоду –  Бултых в воду!  Уж он в воде мок, мок,  Уж он в воде кис, кис,  Вымок, выкис,  Вылез, высох.  Встал медведь на колоду…

Встал медведь на колоду – Бултых в воду! Уж он в воде мок, мок, Уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис, Вылез, высох. Встал медведь на колоду…

 Протекает речка,  Через речку мост,  На мосту овечка,  У овечки хвост,  На хвосте мочало,  Рассказать сначала?..

Протекает речка, Через речку мост, На мосту овечка, У овечки хвост, На хвосте мочало, Рассказать сначала?..

Докучная сказка - это многократное повторение одного и того же фрагмента, звена. Между собой эти звенья соединяются специальной фразой, на подобии следующей: а не начать ли рассказывать сказочку сначала», после этой фразы, фрагмент повторяется снова и снова. В докучных сказках может звучать вопрос, на который слушатели должны обязательно ответить, полученный на вопрос ответ, является очередным повтором сказки. В сказках могут звучать такие вопросы как: «Сказать сказку»? «Не начать ли сказку сначала?» и т.д. Даже после утвердительного ответа сюжет остается статическим. Докучные сказки не имеют продолжения сюжета, а задаваемый вопрос, который является связующим звеном, вызывает у слушателя досаду и недоумение.

Докучная сказка - это многократное повторение одного и того же фрагмента, звена. Между собой эти звенья соединяются специальной фразой, на подобии следующей: а не начать ли рассказывать сказочку сначала», после этой фразы, фрагмент повторяется снова и снова. В докучных сказках может звучать вопрос, на который слушатели должны обязательно ответить, полученный на вопрос ответ, является очередным повтором сказки. В сказках могут звучать такие вопросы как: «Сказать сказку»? «Не начать ли сказку сначала?» и т.д. Даже после утвердительного ответа сюжет остается статическим.

Докучные сказки не имеют продолжения сюжета, а задаваемый вопрос, который является связующим звеном, вызывает у слушателя досаду и недоумение.

– Понравились ли вам сказки? – Почему? – Что хотите сказать? – Чему учат эти сказки? – Хороши ли эти сказка? – Почему? – Чем докучные сказки отличаются от сказок?

Понравились ли вам сказки?

Почему?

Что хотите сказать?

Чему учат эти сказки?

Хороши ли эти сказка?

Почему?

Чем докучные сказки отличаются от сказок?

  1) Элементы сказки повторяются,  поэтому её легко запомнить. 2) Используют простые речевые  средства для передачи своего  мнения. 3) Полно и точно выражают свои  мысли. 4) Сюжет сказки движется по кругу.

  1) Элементы сказки повторяются,

поэтому её легко запомнить.

2) Используют простые речевые

средства для передачи своего

мнения.

3) Полно и точно выражают свои

мысли.

4) Сюжет сказки движется по кругу.

- Чем занимались сегодня на уроке?   -Понравился ли вам урок? Какая информация вызвала  интерес? -О чём бы ещё хотели узнать? -Кто доволен своей работой?

- Чем занимались сегодня на уроке?

  -Понравился ли вам урок?

  • Какая информация вызвала

интерес?

-О чём бы ещё хотели узнать?

-Кто доволен своей работой?

Что особенно понравилось на уроке?   - Удалось вам разобраться в тайнах сказок? –  Итак, чему учат сказки? – Какие открытия сделали? – О чем бы еще хотели узнать?
  • Что особенно понравилось на уроке?

- Удалось вам разобраться в тайнах сказок?

–  Итак, чему учат сказки?

Какие открытия сделали?

О чем бы еще хотели узнать?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!