Зал красочно оформлен. На стенах висит плакат «Ребёнок – это счастье!».
Песня «Большой хоровод» (текст Жигалкина Е., музыка Хайта А.) На сцену входят дети.
Ведущие:
День осенний в ноябре – Праздник на календаре! День подарков и цветов, Ты встречать его готов? | Протяни с улыбкой руку Немцу, русскому, якуту, Англичанину, эстонцу – Пусть сияет ярче солнце! |
Чтобы мирно жить смогли Люди в радости, любви, Взрослые на всей планете Нынче дарят праздник детям! | Много праздников на свете, Всех не сосчитать! Любят взрослые и дети Вместе их встречать! |
Но сегодня День ребёнка Празднует весь Мир, От Парижа до Гонконга Весть летит в эфир: | Поздравляем! Любим! Верим! Мир вам сохраним! Подрастайте! Улыбайтесь! Мы вас защитим! |
- Ребята, 20 ноября отмечается Международный день ребенка. Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребёнка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью « обеспечить детям счастливое детство».
А в 1993 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребёнка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь.
20 ноября – это ещё Международный день прав ребёнка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая главная организация на нашей земле – Организация Объединённых Наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединённых Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
- А кто из вас знает свои права?
Ребята называют:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру
«Имена». Условие игры. Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать своё имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву ( пример: Анна – аккуратная)
-Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
-А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?
-Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там ещё записано, кто знает? ( Беседа с учащимися).
Там записаны имена ваших родителей. А ещё то, что вы являетесь гражданами Республики Беларусь. А это значит, что государство защищает ваши права.
Ты пахнешь малиной и мёдом душистым, Молочным печеньем, росой серебристой, Цветами с волшебных бескрайних полей, И водами сказочных дальних морей. | |
Однажды сказали, а я повторю: Как пахнет ребёнок, так пахнет в раю. И в этом, конечно нельзя усомниться, Ведь с запахом детства ничто не сравнится. | |
2. Мини – лекция «Конвенция о твоих правах»
- А где записаны все права детей? ( Беседа с учащимися).
- Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции « О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций.
-Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
3. Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав»
(Слайды с изображением фрагментов из сказок)
Уходит детство в дальние края, И никогда назад не возвратится. Любить детей тебе желаю я, Они вся жизнь, в них вечности частица! | |
Пусть сбудется хорошее скорей, Пусть счастье будет властвовать над нами! Когда мы ценим детство и детей – Вся жизнь переполняется мечтами! | |
4.Составьте слово.
Нокевниця – Конвенция
гоусардтсов – Государство
ижзнь – жизнь
рбоазоавине – образование
(Демонстрировать слайд зашифрованного слова и вызывать ученика, готового к ответу)
Самое лучшее время – детство, В детстве так весело, интересно, Вас с Днём ребёнка я поздравляю, Лучшего только вам пожелаю! | |
5. Конкурс « Песни о правах» (Исполняется песня, дети должны сказать, о каких правах в ней идёт речь)
- Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение- пожелание. (Чтение стихотворения сопровождается песней «Песня про родителей»)
В этот день хочу я пожелать, Чтобы каждого в мире ребёнка Ждали дома и отец, и мать, Опекали, холили, любили. | |
Пусть не будет брошенных ребят, Каждому – семью, отца и маму, Дом, в котором мир всегда и лад, Дом, в котором не бывает брани. | |
Пусть из окон льётся детский смех, Детские улыбки пусть сияют. Поздравляю я сегодня всех, От души, от сердца поздравляю! | |
Разбор ситуаций « Права и обязанности»
- Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем.
Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого»
-Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Ведущий: -Пожалуйста, помогите ребёнку разобраться, кто здесь не прав
(Ответ: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.)
Сценка 2
Учитель. - Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста , доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребёнка запрещено насилие над детьми!
Ведущий. - Объясните, пожалуйста, Оле, в чём она не прав.
(Ответ: Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного. Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе.)
Сценка 3
Учитель. - Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только помыли!
Иванов. - А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом – рисованием!
Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
(Ответ: Другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других людей)
Сценка 4
Учитель. - Петров, ты почему на перемене бегал по классу?
Петров. - Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Ведущий: -Правильно ли рассуждает Петров?
(Ответ: Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей)
Сценка 5
Мама. - Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес и за хлебом не сходил?
Сын. - Потому что Организация Объединённых Наций запрещает использовать труд детей.
Ведущий: - Вот такой борец за права ребёнка! Может быть он прав?
(Ответ: Кроме прав, есть и обязанности - помогать взрослым)
Рано утром проснувшись,
Солнце ласково светит,
Окроплённым росой и траве, и цветам…
Вдоволь дарит веснушки всем детям на свете.
Вырастайте большими! Счастья, радости вам!