СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2021-2022 учебный год. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (Муниципальный этап) 10-11 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2021-2022  учебный год. Всероссийская  олимпиада  школьников  по русскому языку (Муниципальный  этап) 10-11 классы

Просмотр содержимого документа
«2021-2022 учебный год. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (Муниципальный этап) 10-11 классы»

2021 ГОД



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

10-11 классы

Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить письменные задания.

Время выполнения заданий соревновательного тура – 3 астрономических часа

(180 минут).

Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим об-

разом:

− не спеша, внимательно прочитайте задание;

− обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный во-

прос;

− если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не

старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные,

которые указаны в вопросе;

− особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выра-

зить Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво

определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения).

Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ дол-

жен быть кратким, но содержать необходимую информацию.

Задание соревновательного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаё-

те его членам жюри.

№ зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

Макс. балл

11

15

7

12

15

11

10

15

96

Балл










Подпись прове-

ряющего










ЗАДАНИЕ № 1

Определите, о каких пяти звуках идёт речь, составьте из них мужское имя. По-

кажите, каким образом вы нашли необходимые звуки.

(1) Звук, который может превратить подневольного человека в представителя

членистоногих, название которого используется в устойчивом выражении со значением

«в неопределенном будущем». ________________________________________________

___________________________________________________________________________

(2) Если этот звук забрать у красного цветка и добавить к хвалебной песне, то

получится слово, называющее совокупность вкусов и взглядов, господствующих в

определённой общественной среде обычно недолгое время. ________________________

___________________________________________________________________________

(3) Ударный звук в прилагательном, образованном от названия одного из летних

месяцев.____________________________________________________________________

(4) Звук, отличающий глубокую канаву, вырытую в земле, от протяжного, гром-

кого и напряжённого крика животного. _________________________________________

(5) Звук, на который часто ошибочно ставят ударение в названии растения из

рода одно- и многолетних трав и полукустарников с продолговатыми съедобными ли-

стьями кислого вкуса. ________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Мужское имя: ________________________________________________________



ЗАДАНИЕ № 2

Дана таблица


1

-ота

2

-изна

3

4

-ева

5

-ина

6

-ство

7

-ость

богатый






+


голубой


+






сухой



+’




+

прелестный



±





новый


+

+





готовый







синий



+

+




толстый





+’



общий







широкий

±


±


±



сумасбродный






±


ГЛУХОЙ








ДЕРЗКИЙ








ДОРОГОЙ








ГЛУБОКИЙ








ПУСТОЙ










Задачи:

1. Что отражено в данной таблице?_______________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Что означают символы +, ≠, ±, +’ в таблице?_____________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Как будут выглядеть оставшиеся пять строк? (заполните в таблице)

4. В этой таблице могли бы быть заполнены ещё несколько ячеек: так, в столбце

7 для слова новый и в столбце 5 для слова общий мог бы стоять знак +. Объясните, по-

чему эти ячейки всё же были оставлены пустыми.________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3

В «Грамматическом словаре» А.А. Зализняка в пределах каждого типа склоне-

ния существительных выделяется несколько подтипов.

Приведенные существительные мужского рода относятся к двум подтипам од-

ного из склонений существительных (в словаре он обозначен цифрой 3). Обозначим их

в таблице как подтип 1 склонения 3 и подтип 2 склонения 3:

Склонение 3

Подтип 1 склонения 3

Подтип 2 склонения 3

Подросток, мозжечок

Знаток, седок



1. В чем отличие склонения слов, принадлежащих к подтипу 1, от склонения

слов, принадлежащих к подтипу 2?_____________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Распределите следующие примеры на две равные группы в зависимости от

подтипа склонения (впишите в соответствующий столбец таблицы).

Одногодок, потомок, игрок, жаворонок, войлок, челнок (‘торговец’), автокру-

жок, пророк

ЗАДАНИЕ № 4

1. Прочитайте примеры со словом ОБРАЗ, включенные в базу Национального

корпуса русского языка. Распределите данные примеры на четыре равные группы,

опишите принцип, в соответствии с которым вы это сделали.

(1) А образ того стуит: высокая, гибкая, с алебастровой кожей, глаза зеленые,

смешливые – бабка всегда привлекала к себе внимание. [Дина Рубина. Медная шкатул-

ка]

(2) Поэт не терпит отвлеченных представлений: творя, он мыслит образами.

[В.Г. Белинский. Русская литература в 1841 г.]

(3) Образы прошедшего по-прежнему, не спеша, поднимались, всплывали в его

душе, мешаясь и путаясь с другими представлениями. [И.С. Тургенев. Дворянское

гнездо] (4) Тут вот какое дело,… я себе представлял, что… ну, это устроено одним об-

разом, а оказалось, что оно устроено совершенно иначе. [Евгений Гришковец. Одно-

врЕмЕнно]

(5) Всё было мелко и уничтожало без следа тот красивый и сильный образ, ко-

торый создали в её глазах ночь, роща, лунный свет… [М.П. Арцыбашев. Жена]

(6) [Егор Иванович] заново переписывал первую главу новой повести, радуясь

неожиданной легкости и четкости, с какою образы претворялись в слова. [А.Н. Тол-

стой. Егор Абозов]

(7) Тогда Валька, ни минуты не медля, подошла к нему в образе чёрта: т.е. рога,

хвост, рыло, плащ и беретка с пером. [Людмила Петрушевская. Маленькая волшебни-

ца]

(8) Лизавета Ивановна каждый день получала от него письма, то тем, то дру-

гим образом. [А.С. Пушкин. Пиковая дама]

Принцип распределения _____________________________________________________

Группа

Номера предложений

Принцип выделения

1




2




3




4






2. Прочитайте приведенные ниже предложения из старославянского и древне-

русского языков, определите, в каком значении в них использовано слово ОБРАЗ.

Аще убо аз умых ваши нозе, Господь и учитель, и вы должни есте друг другу

умывати нозе: образ бо дах вам, да, якоже аз сотворих вам, и вы творите. [Евангелие

от Иоанна]

Еже бо въ инѣх книгах писано и вами вѣдомо ти сде положити, то дръзости

образъ есть и славохотию. [Слово о законе и благодати митрополита Иллариона]

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________ Приведите пример устойчивого выражения, в котором это значение сохранилось

в современном русском языке. ________________________________________________

3. У слова ОБРАЗ существует омоним. Прочитайте приведенные ниже предло-

жения, определите в них значение слова образ.

Среди них выделялся и величиной и древностью образ в серебряной ризе, и на

нём, желтея воском, как мёртвым телом, лежали венчальные свечи в бледно-зелёных

бантах. [И.А. Бунин. Грамматика любви]

В углу, перед тяжёлым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка. [И.С.

Тургенев. Хорь и Калиныч]

___________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 5

Один лингвист изучал группу прилагательных, являющихся родственниками

друг другу с точки зрения этимологии. Для этого из корпусов текстов русского языка

(НКРЯ и ruTenTen11) он выписал по три существительных, с которым то или иное при-

лагательное употребляется чаще всего (в некоторых случаях лингвист смог найти толь-

ко одно или два существительных).

Все прилагательные родственны односложному четырехбуквенному глаголу,

который в современных словарях описывается в виде пары омонимов.

Имена прилагательные НЕ повторяются.



Кол-во букв в прилагательном

Ответ


(1)

дождь, пот

9 букв


(2)

лицо, человек, друг

11 букв


(3)

масло, мороженое, крем

9 букв


(4)

машина

11 букв


(5)

купальник, написание, гул

7 букв


(6)

луг, рыба

8 букв


(7)

бачок, шланг, отверстие

7 букв


(8)

пирог, тесто

7 букв


(9)

смех, лай

10 букв


(10)

портрет, отец, мать

7 букв




Задачи:

1. Запишите прилагательные (1) – (10) в таблицу. Прилагательные записывайте в

начальной форме. 2. Укажите глагол, которому родственны все прилагательные_________________

3. Для какого шестибуквенного прилагательного лингвист не смог подобрать ни

одного существительного?____________________________________________________

4. Назовите фразеологизм, в котором употребляется прилагательное из задания

3. В Национальном корпусе русского языка в предложениях с этим фразеологизмом

лингвист обнаружил слова КИТЕЛЬ и КОСТЮМ.________________________________

___________________________________________________________________________

5. С каким однокоренным существительным иногда употребляется прилагатель-

ное (1)?___________________________________________________________________

6. Для какого прилагательного, имеющего в своём составе два корня, лингвист

выписал слова бой, война и сражение?__________________________________________

ЗАДАНИЕ № 6

Хорошо известно следующее условие, при котором в составе простого предло-

жения возможно использование деепричастия или деепричастного оборота: «Действие,

обозначенное деепричастием (деепричастным оборотом), относится, как правило, к

подлежащему данного предложения» (Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и

литературной правке. М., 1985. С. 298).

Все ли приведенные ниже предложения, имеющие в своем составе подлежащее,

могут быть распространены обособленным обстоятельством, выраженным деепричаст-

ным оборотом, так, чтобы получилась стилистически безупречная конструкция?

(1) Маша была награждена дипломом за победу в конкурсе.

(2) Филологи часто не разбираются в технике.

(3) Задания муниципального этапа олимпиады готовятся экспертами.

(4) Каждый студент без труда выполнит это задание.

(5) Мой младший брат знает таблицу умножения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Если для какого-либо (каких-либо) из приведенных предложений это возможно,

распространите его (их) с помощью деепричастного оборота.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Если употребление деепричастного оборота в каком-либо (в каких-либо) из этих

предложений невозможно или стилистически неудачно, объясните, с чем это связано.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Уточните, какие условия должны выполняться, чтобы предложение, имеющее в

своем составе подлежащее, могло быть распространено деепричастным оборотом,

оставаясь при этом стилистически безупречным.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 7

Национальный корпус русского языка – это информационно-справочная систе-

ма, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. НКРЯ

удобно использовать, чтобы искать контексты употребления языковых единиц, напри-

мер фразеологизмов. Ниже приведены такие контексты.

В примерах каждой из групп пропущен один фразеологизм (грамматическая

форма слов, входящих во фразеологизм, может быть различной).

Проанализируйте примеры. В таблицу ответов запишите определённый вами

фразеологизм в начальной (словарной) форме без каких-либо дополнительных симво-

лов (пример записи ответа: бить баклуши) и укажите его значение (общее, не в кон-

кретных примерах).

(1) Эту песенку Никита Когтев, решивший не ________ и осчастливить меня

своим визитом, запросто проглотил вместе с куском торта. [Т. Сахарова. Добрая фея

с острыми зубками]

Морской прибой взрыхляет песок и делает его опасным для пешеходов. Когда

же волнение успокаивается, тогда по нему свободно может пройти не только чело-век, но и лошадь с полным вьюком. Делать нечего, пришлось остановиться и в букваль-

ном смысле __________. [В.К. Арсеньев. Дерсу Узала]

Больной приподнялся на локтях, в глазах светилась насмешка: кому нужны эти

сочувствия, эти переживания, если Орлова просто опускает руки и ___________, а

Иона Чеперуха, тем временем, втихомолку, радуется про себя и ликует, ага, Дегтяря

взяла хвороба, значит, можно разгуляться во всю Ивановскую! [А. Львов. Двор]

(2) Схожие черты лица, особенности фигуры, но только Лёка была как

________ среди своей чернявой цыганской родни. [Ю.И. Андреева. Многоточие сборки]

А впрочем, кроме меня были в гимназии ещё титулованные: граф Ростопчин,

князь Кропоткин, князь Гедройц. Таким образом, в гимназии я не чувствовал себя

_______ из-за своего происхождения. [С.М. Голицын. Записки уцелевшего]

Кровью заработал этот проклятый офицерский чин, а промежду офицеров был

как _______. [М.А. Шолохов. Тихий Дон]

(3) Мы прекрасно понимаем, из какого источника протекают ваши ___________

о «загубленной жизни», о «бедном пахаре», о «рабочем, лишенном работы», о

«страждущем учителе» и т.д. [В.Я. Зазубрин. Два мира]

– И знаю, что если тебе больно, а над тобой смеются – тебе вдвое больнее! Вы

видите – Крокодил плачет! – _________! – повторил Попугай и засмеялся. Но никто

его не поддержал. [Б. Заходер. Сказки для людей]

Теперь, изобличенный с поличным, этот, с позволения сказать, князь будет

лить _______ и каяться. [В. Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата

Ивана Чонкина]

(4) Поистине эти птицы подобны ________, их прилет – вознаграждение Алла-

ха тем, кто пережил это адское лето». [А. Илический. Перс]

Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы,

питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь _______, – настолько она пред-

ставлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.

[В.Распутин. Уроки французского]

Впрочем, борьба эта выражалась довольно странно: Саша предпочитала со-

всем не учить немецких уроков, за это на нее, как _________, сыпались единицы… Са-

ша плакала и опять не учила. [Л.А. Чарская. Сфинкс]

(5) – А как у тебя с ним, о'кей? – Просто _________. –Марина пожала плечами.

– Давай лучше о деле. [Л. Дворецкий. Шакалы] Оленин, однако, ограничился лишь, так называемым, _______, и прошло около

двух лет, как потерял из виду и тетку и племянницу. [Н.Э. Гейнце. Коронованный ры-

царь]

Таков уже русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который бы хо-

тя одним чином был его повыше, и _______ с графом или князем для него лучше всяких

тесных дружеских отношений. [Н.В. Гоголь. Мертвые души]

Фразеологизм

Значение

(1)


(2)


(3)


(4)


(5)




ЗАДАНИЕ № 8

Переведите текст на современный русский язык и ответьте на вопросы:

Перевод:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Вопросы:

1. Что означает слово в данном тексте? Напишите однокоренное слово,

называющее церковный праздник._____________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Приведите однокоренное слово к примеру . Укажите чередования в

корнях приведённых слов. Приведите два примера подобных чередований в современ-

ном русском языке. ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Как переводится на современный русский язык слово И в предложении «

? Функцию какого местоимения оно выполняет и в каком падеже и числе находится?______________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________







2021

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

10-11 классы



зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

Макс. балл

11

15

7

12

15

11

10

15

96

50%









48

75%









72

При оценивании заданий не дробить баллы по своему усмотрению, не ста-

вить поощрительных баллов. Проверять задания строго по критериям.

При оценивании выполнения заданий учитывается и оценивается соблюдение

орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и этических норм.

При наличии названных ошибок (кроме этических) в формулировках ответов из

общей суммы баллов отнимается:

0,5 балла, если в сумме допущено 8 – 11 ошибок;

1 балл, если в сумме допущено 12 ошибок;

2 балла, если в сумме допущено более 12 ошибок.

При отступлении от этических норм снимается 1 балл.

Таким образом, возможно максимальное снижение оценки работы на 3 балла.

ЗАДАНИЕ № 1

Определите, о каких пяти звуках идёт речь, составьте из них мужское имя. По-

кажите, каким образом вы нашли необходимые звуки.

(1) Звук, который может превратить подневольного человека в представителя

членистоногих, название которого используется в устойчивом выражении со значением

«в неопределенном будущем».

(2) Если этот звук забрать у красного цветка и добавить к хвалебной песне, то

получится слово, называющее совокупность вкусов и взглядов, господствующих в

определённой общественной среде обычно недолгое время.

(3) Ударный звук в прилагательном, образованном от названия одного из летних

месяцев.

(4) Звук, отличающий глубокую канаву, вырытую в земле, от протяжного, гром-

кого и напряжённого крика животного.

(5) Звук, на который часто ошибочно ставят ударение в названии растения из

рода одно- и многолетних трав и полукустарников с продолговатыми съедобными ли-

стьями кислого вкуса.

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

(1) [к] (1 балл): раб – рак (когда рак на горе свистнет) (1 балл при указании на

устойчивое выражение, 0,5 балла, если приведены только слова)

(2) [м] (1 балл): мак – ода – мода (1 балл, если приведены все три слова в цепоч-

ке; 0,5 балла, если какой-то элемент пропущен)

(3) [а] (1 балл) ударный: Августовский (1 балл)

(4) [р] (1 балл): ров – рёв (1 балл)

(5) [а] (1 балл) безударный: ошибочно говорить щАвель, верно щавЕль (1 балл

при указании на ошибочны и верный варианты, 0,5 балла при указании только на один

вариант).

Таким образом, получается мужское имя МАКАР (1 балл)

Максимальный балл - 11.



ЗАДАНИЕ № 2

Дана таблица


1

-ота

2

-изна

3

4

-ева

5

-ина

6

-ство

7

-ость

богатый






+


голубой


+






сухой



+’




+

прелестный



±





новый


+

+





готовый







синий



+

+




толстый





+’



общий







широкий

±


±


±



сумасбродный






±


ГЛУХОЙ








ДЕРЗКИЙ








ДОРОГОЙ








ГЛУБОКИЙ








ПУСТОЙ










Задачи:

1. Что отражено в данной таблице?_______________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Что означают символы +, ≠, ±, +’ в таблице?_____________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Как будут выглядеть оставшиеся пять строк? (заполните в таблице)

4. В этой таблице могли бы быть заполнены ещё несколько ячеек: так, в столбце

7 для слова новый и в столбце 5 для слова общий мог бы стоять знак +. Объясните, по-

чему эти ячейки всё же были оставлены пустыми.________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1. В таблице показано, с помощью каких суффиксов от данных прилагательных

образуются абстрактные существительные со значением качества (2 балла, при усло-

вии, что указано образование именно абстрактных существительных, в противном слу-

чае – 1 балл).

2. Обозначение символов:

+ – существительное образуется от прилагательного прибавлением данного

суффикса (1 балл) без дополнительных изменений;

± – при образовании существительного происходит усечение основы (прелест-

ный – прелесть, а не *прелестнь; широкий – широта, ширь, ширина, а не *широкота,

*широкь / *широчь, *широкина / *широчина); сумасбродный – сумасбродство, а не

*сумасброднство) (1 балл);

≠ – при образовании существительного происходит наращение основы (готовый

– готовность, а не *готовость; общий – общность, а не *общость) (1 балл);

+’ – при образовании существительного происходит чередование согласных в

основе (сухой - сушь, толстый – толщина) (1 балл)

3.


1

-ота

2

-изна

3

4

-ева

5

-ина

6

-ство

7

-ость

ГЛУХОЙ








ДЕРЗКИЙ








ДОРОГОЙ








ГЛУБОКИЙ








ПУСТОЙ










(по 1 баллу за знак, всего 7 баллов; если знак не тот, но в нужной клетке – ста-

вится 0,5 балла).

4. Слова новость и община являются не абстрактными существительными со

значением качества, а конкретными; поэтому они не попали в эту таблицу (2 балла).

Максимальный балл - 15

Примечание для жюри:

Участники олимпиады могут написать, что существительные новость и община

не попали в таблицу, потому что в них корни не -нов- и -общ-, а -новост- и -общин-.

Желание выделить такие корни возникает как раз потому, что значения слов новость и

община не так близки к исходным прилагательным, как у слов новь и общность; от них можно образовать новые прилагательные новостной и общинный. Однако даже в

школьных словарях под авторством А.Н. Тихонова, известных своим стремлением не

считать однокоренными слова одного происхождения с разошедшимися значениями,

корни в словах новость и община те же, что в словах новый и общий – -общ- и -нов-.



ЗАДАНИЕ № 3

В «Грамматическом словаре» А.А. Зализняка в пределах каждого типа склоне-

ния существительных выделяется несколько подтипов.

Приведенные существительные мужского рода относятся к двум подтипам од-

ного из склонений существительных (в словаре он обозначен цифрой 3). Обозначим их

в таблице как подтип 1 склонения 3 и подтип 2 склонения 3:

Склонение 3

Подтип 1 склонения 3

Подтип 2 склонения 3

Подросток, мозжечок

Знаток, седок



1. В чем отличие склонения слов, принадлежащих к подтипу 1, от склонения

слов, принадлежащих к подтипу 2?_____________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Распределите следующие примеры на две равные группы в зависимости от

подтипа склонения (впишите в соответствующий столбец таблицы).

Одногодок, потомок, игрок, жаворонок, войлок, челнок (‘торговец’), автокру-

жок, пророк

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1. При склонении слов подтипа 1 в основе происходит чередование беглой глас-

ной с нулем звука (1 балл): подросток – подростка (0,5 балла за доказательство при-

мером); при склонении слов подтипа 2 – основа не изменяется (1 балл): знаток – зна-

тока (0,5 балла за доказательство примером).

2.

Склонение 3

Подтип 1 склонения 3

Подтип 2 склонения 3

Подросток, мозжечок

Знаток, седок

Одногодок, потомок, жаворонок, авто-кружок (2 балла, по 0,5 балла за слово)

Игрок, войлок, челнок, пророк (2 балла, по 0,5 балла за слово)

Примечание для жюри:

По 0,5 балла за слово ставится только при условии, что слова разделены на

РАВНЫЕ группы (по 4 слова). Если это условие нарушено, то за задание 2 – 0 баллов.

Максимальный балл - 7

ЗАДАНИЕ № 4

1. Прочитайте примеры со словом ОБРАЗ, включенные в базу Национального

корпуса русского языка. Распределите данные примеры на четыре равные группы,

опишите принцип, в соответствии с которым вы это сделали.

(1) А образ того стуит: высокая, гибкая, с алебастровой кожей, глаза зеленые,

смешливые – бабка всегда привлекала к себе внимание. [Дина Рубина. Медная шкатул-

ка]

(2) Поэт не терпит отвлеченных представлений: творя, он мыслит образами.

[В.Г. Белинский. Русская литература в 1841 г.]

(3) Образы прошедшего по-прежнему, не спеша, поднимались, всплывали в его

душе, мешаясь и путаясь с другими представлениями. [И.С. Тургенев. Дворянское

гнездо] (4) Тут вот какое дело,… я себе представлял, что… ну, это устроено одним об-

разом, а оказалось, что оно устроено совершенно иначе. [Евгений Гришковец. Одно-

врЕмЕнно]

(5) Всё было мелко и уничтожало без следа тот красивый и сильный образ, ко-

торый создали в её глазах ночь, роща, лунный свет… [М.П. Арцыбашев. Жена]

(6) [Егор Иванович] заново переписывал первую главу новой повести, радуясь

неожиданной легкости и четкости, с какою образы претворялись в слова. [А.Н. Тол-

стой. Егор Абозов]

(7) Тогда Валька, ни минуты не медля, подошла к нему в образе чёрта: т.е. рога,

хвост, рыло, плащ и беретка с пером. [Людмила Петрушевская. Маленькая волшебни-

ца]

(8) Лизавета Ивановна каждый день получала от него письма, то тем, то дру-

гим образом. [А.С. Пушкин. Пиковая дама]

Принцип распределения _____________________________________________________

Группа

Номера предложений

Принцип выделения

1




2




3




4






2. Прочитайте приведенные ниже предложения из старославянского и древне-

русского языков, определите, в каком значении в них использовано слово ОБРАЗ.

Аще убо аз умых ваши нозе, Господь и учитель, и вы должни есте друг другу

умывати нозе: образ бо дах вам, да, якоже аз сотворих вам, и вы творите. [Евангелие

от Иоанна]

Еже бо въ инѣх книгах писано и вами вѣдомо ти сде положити, то дръзости

образъ есть и славохотию. [Слово о законе и благодати митрополита Иллариона]

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________ Приведите пример устойчивого выражения, в котором это значение сохранилось

в современном русском языке. ________________________________________________

3. У слова ОБРАЗ существует омоним. Прочитайте приведенные ниже предло-

жения, определите в них значение слова образ.

Среди них выделялся и величиной и древностью образ в серебряной ризе, и на

нём, желтея воском, как мёртвым телом, лежали венчальные свечи в бледно-зелёных

бантах. [И.А. Бунин. Грамматика любви]

В углу, перед тяжёлым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка. [И.С.

Тургенев. Хорь и Калиныч]



МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1. Предложения распределены на группы в зависимости от значения слова ОБ-

РАЗ (1 балл)

Группа

Номера предложений

Принцип выделения

1


1, 7 (1 балл, по 0,5 балла за предложение)

внешний вид, облик (1 балл)


2


3, 5 (1 балл, по0,5 балла за предложение)

то, что рисуется, представляется внутреннему взору, воображению кого-либо (1 балл)

3


2, 6 (1 балл, по 0,5 балла за предложение)

обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления (лит, иск.) (1 балл)

4


4, 8 (1 балл, по 0,5 балла за предложение)

способ, средство (с определением, в твор.п.ед.ч.)

(см., например, Словарь русского языка в 4-х. т./Под. ред А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык,

1999) (1 балл, главное указать значение)



Примечания для жюри:

1. Порядок расположения групп и предложений внутри группы может быть

иным.

2. Если в какой-либо группе приведено не 2, а более / менее предложений (не

соблюдается условие, что все группы должны быть равными), то за распределение

предложений по группам ставится 0 баллов.

3. Если соблюдено условие, что все группы равны, но указаны неверные пред-

ложения, то за каждый неверный ответ снимается 0,5 балла (не менее 0 баллов за груп-

пу).

4. Допускаются иные формулировки значений, оцениваем суть.

5. Принцип может быть отдельно не сформулирован, но если в таблице приве-

дены именно значения слова ОБРАЗ, то за принцип ставится 1 балл.

Максимальный балл за первую часть задания – 9.

2. В древнерусском и старославянском языках слово ОБРАЗ использовалось в

значении ‘образец, пример’ (1 балл).

В русском языке это значение сохранилось в устойчивом выражении по образу

и подобию (1 балл).

3. В приведенных предложениях слово ОБРАЗ употреблено в значении ‘икона’

(1 балл).

Максимальный балл – 12.



ЗАДАНИЕ № 5

Один лингвист изучал группу прилагательных, являющихся родственниками

друг другу с точки зрения этимологии. Для этого из корпусов текстов русского языка

(НКРЯ и ruTenTen11) он выписал по три существительных, с которым то или иное при-

лагательное употребляется чаще всего (в некоторых случаях лингвист смог найти толь-

ко одно или два существительных).

Все прилагательные родственны односложному четырехбуквенному глаголу,

который в современных словарях описывается в виде пары омонимов.

Имена прилагательные НЕ повторяются.



Кол-во букв в прилагательном

Ответ


(1)

дождь, пот

9 букв


(2)

лицо, человек, друг

11 букв


(3)

масло, мороженое, крем

9 букв


(4)

машина

11 букв


(5)

купальник, написание, гул

7 букв


(6)

луг, рыба

8 букв


(7)

бачок, шланг, отверстие

7 букв


(8)

пирог, тесто

7 букв


(9)

смех, лай

10 букв


(10)

портрет, отец, мать

7 букв




Задачи:

1. Запишите прилагательные (1) – (10) в таблицу. Прилагательные записывайте в

начальной форме. 2. Укажите глагол, которому родственны все прилагательные_________________

3. Для какого шестибуквенного прилагательного лингвист не смог подобрать ни

одного существительного?____________________________________________________

4. Назовите фразеологизм, в котором употребляется прилагательное из задания

3. В Национальном корпусе русского языка в предложениях с этим фразеологизмом

лингвист обнаружил слова КИТЕЛЬ и КОСТЮМ.________________________________

___________________________________________________________________________

5. С каким однокоренным существительным иногда употребляется прилагатель-

ное (1)?___________________________________________________________________

6. Для какого прилагательного, имеющего в своём составе два корня, лингвист

выписал слова бой, война и сражение?__________________________________________



МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1.



Кол-во букв в прилагательном

Ответ


(1)

дождь, пот

9 букв

проливной (1 балл)

(2)

лицо, человек, друг

11 букв

влиятельный (1 балл)

(3)

масло, мороженое, крем

9 букв

сливочный(1 балл)

(4)

машина

11 букв

поливальный (1 балл)

(5)

купальник, написание, гул

7 букв

слитный (1 балл)

(6)

луг, рыба

8 букв

заливной(1 балл)

(7)

бачок, шланг, отверстие

7 букв

сливной(1 балл)

(8)

пирог, тесто

7 букв

слоёный (1 балл)

(9)

смех, лай

10 букв

заливистый(1 балл)

(10)

портрет, отец, мать

7 букв

вылитый(1 балл)



2. Укажите глагол, которому родственны все прилагательные: ЛИТЬ (1 балл)

3. Для какого шестибуквенного прилагательного лингвист не смог подобрать ни

одного существительного? ВЛИТОЙ (1 балл)

4. Назовите фразеологизм, в котором употребляется прилагательное из задания

3. В Национальном корпусе русского языка в предложениях с этим фразеологизмом

лингвист обнаружил слова КИТЕЛЬ и КОСТЮМ. Как влитой / сидит как влитой / си-

деть как влитой (1 балл)

5. С каким однокоренным существительным иногда употребляется прилагатель-

ное (1)? ЛИВЕНЬ (1 балл)

6. Для какого прилагательного, имеющего в своём составе два корня, лингвист

выписал слова бой, война и сражение? КРОВОПРОЛИТНЫЙ (1 балл).

Максимальный балл – 15.



ЗАДАНИЕ № 6

Хорошо известно следующее условие, при котором в составе простого предло-

жения возможно использование деепричастия или деепричастного оборота: «Действие,

обозначенное деепричастием (деепричастным оборотом), относится, как правило, к

подлежащему данного предложения» (Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и

литературной правке. М., 1985. С. 298).

Все ли приведенные ниже предложения, имеющие в своем составе подлежащее,

могут быть распространены обособленным обстоятельством, выраженным деепричаст-

ным оборотом, так, чтобы получилась стилистически безупречная конструкция?

(1) Маша была награждена дипломом за победу в конкурсе.

(2) Филологи часто не разбираются в технике.

(3) Задания муниципального этапа олимпиады готовятся экспертами.

(4) Каждый студент без труда выполнит это задание.

(5) Мой младший брат знает таблицу умножения.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Если для какого-либо (каких-либо) из приведенных предложений это возможно,

распространите его (их) с помощью деепричастного оборота.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Если употребление деепричастного оборота в каком-либо (в каких-либо) из этих

предложений невозможно или стилистически неудачно, объясните, с чем это связано.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Уточните, какие условия должны выполняться, чтобы предложение, имеющее в

своем составе подлежащее, могло быть распространено деепричастным оборотом,

оставаясь при этом стилистически безупречным.

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Деепричастным оборотом могут быть распространены предложения (2), (4) и (5).

(3 балла, по 1 баллу за предложение). (2) Не имея инженерного образования, филологи часто не разбираются в тех-

нике. (1 балл)

(4) Немного подумав, каждый студент без труда выполнит это задание. (1

балл).

(5) Будучи еще дошкольником, мой младший брат знает таблицу умножения. (1

балл).

Примечания для жюри:

Предложения могут быть распространены по-другому, оцениваем правильность.

Не могут быть распространены деепричастным оборотом без нарушения стили-

стической правильности предложения (1) и (3). (2 балла, по 1 баллу за предложение)

Причиной является то, что них подлежащее обозначает не субъект действия,

обозначенного сказуемым, а его объект. (1 балл).

Следовательно, деепричастный оборот (как и деепричастие) называет действие

такого подлежащего, которое обозначает субъект того действия, которое обозначено

сказуемым предложения. (2 балла).

Примечание для жюри:

Причины и условия могут быть сформулированы по-иному. Оцениваем суть.

Максимальный балл – 11.



ЗАДАНИЕ № 7

Национальный корпус русского языка – это информационно-справочная систе-

ма, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. НКРЯ

удобно использовать, чтобы искать контексты употребления языковых единиц, напри-

мер фразеологизмов. Ниже приведены такие контексты.

В примерах каждой из групп пропущен один фразеологизм (грамматическая

форма слов, входящих во фразеологизм, может быть различной).

Проанализируйте примеры. В таблицу ответов запишите определённый вами

фразеологизм в начальной (словарной) форме без каких-либо дополнительных симво-

лов (пример записи ответа: бить баклуши) и укажите его значение (общее, не в кон-

кретных примерах).

(1) Эту песенку Никита Когтев, решивший не ________ и осчастливить меня

своим визитом, запросто проглотил вместе с куском торта. [Т. Сахарова. Добрая фея

с острыми зубками]

Морской прибой взрыхляет песок и делает его опасным для пешеходов. Когда

же волнение успокаивается, тогда по нему свободно может пройти не только чело-век, но и лошадь с полным вьюком. Делать нечего, пришлось остановиться и в букваль-

ном смысле __________. [В.К. Арсеньев. Дерсу Узала]

Больной приподнялся на локтях, в глазах светилась насмешка: кому нужны эти

сочувствия, эти переживания, если Орлова просто опускает руки и ___________, а

Иона Чеперуха, тем временем, втихомолку, радуется про себя и ликует, ага, Дегтяря

взяла хвороба, значит, можно разгуляться во всю Ивановскую! [А. Львов. Двор]

(2) Схожие черты лица, особенности фигуры, но только Лёка была как

________ среди своей чернявой цыганской родни. [Ю.И. Андреева. Многоточие сборки]

А впрочем, кроме меня были в гимназии ещё титулованные: граф Ростопчин,

князь Кропоткин, князь Гедройц. Таким образом, в гимназии я не чувствовал себя

_______ из-за своего происхождения. [С.М. Голицын. Записки уцелевшего]

Кровью заработал этот проклятый офицерский чин, а промежду офицеров был

как _______. [М.А. Шолохов. Тихий Дон]

(3) Мы прекрасно понимаем, из какого источника протекают ваши ___________

о «загубленной жизни», о «бедном пахаре», о «рабочем, лишенном работы», о

«страждущем учителе» и т.д. [В.Я. Зазубрин. Два мира]

– И знаю, что если тебе больно, а над тобой смеются – тебе вдвое больнее! Вы

видите – Крокодил плачет! – _________! – повторил Попугай и засмеялся. Но никто

его не поддержал. [Б. Заходер. Сказки для людей]

Теперь, изобличенный с поличным, этот, с позволения сказать, князь будет

лить _______ и каяться. [В. Войнович. Жизнь и необычайные приключения солдата

Ивана Чонкина]

(4) Поистине эти птицы подобны ________, их прилет – вознаграждение Алла-

ха тем, кто пережил это адское лето». [А. Илический. Перс]

Кажется, до того я не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы,

питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь _______, – настолько она пред-

ставлялась мне человеком необыкновенным, непохожим на всех остальных.

[В.Распутин. Уроки французского]

Впрочем, борьба эта выражалась довольно странно: Саша предпочитала со-

всем не учить немецких уроков, за это на нее, как _________, сыпались единицы… Са-

ша плакала и опять не учила. [Л.А. Чарская. Сфинкс]

(5) – А как у тебя с ним, о'кей? – Просто _________. –Марина пожала плечами.

– Давай лучше о деле. [Л. Дворецкий. Шакалы] Оленин, однако, ограничился лишь, так называемым, _______, и прошло около

двух лет, как потерял из виду и тетку и племянницу. [Н.Э. Гейнце. Коронованный ры-

царь]

Таков уже русский человек: страсть сильная зазнаться с тем, который бы хо-

тя одним чином был его повыше, и _______ с графом или князем для него лучше всяких

тесных дружеских отношений. [Н.В. Гоголь. Мертвые души]

Фразеологизм

Значение

(1)


(2)


(3)


(4)


(5)




МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Фразеологизм

Значение

(1) (1 балл)

(1 балл)

(2) (1 балл)

(1 балл)

(3) (1 балл)

(1 балл)

(4) (1 балл)

(1 балл)

(5) (1 балл)

(1 балл)



Максимальный балл – 10.

ЗАДАНИЕ № 8

Переведите текст на современный русский язык и ответьте на вопросы:

Перевод:

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Вопросы:

1. Что означает слово в данном тексте? Напишите однокоренное слово,

называющее церковный праздник._____________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Приведите однокоренное слово к примеру . Укажите чередования в

корнях приведённых слов. Приведите два примера подобных чередований в современ-

ном русском языке. ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

3. Как переводится на современный русский язык слово И в предложении «

? Функцию какого местоимения оно выполняет и в каком падеже и числе находится?______________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Перевод. И возвратился князь Александр с победою славною. И шло многое

множество пленных в войске его, вели босыми возле коней тех, кто называл себя «бо-

жии рыцари». И когда подошёл князь к городу Пскову, игумены и воины в ризах с кре-

стами и весь народ встретили его перед городом, воздавая хвалу Богу и славу господи-

ну князю Александру, воспевая песнь: «Помог ты, Господи, кроткому Давыду (Давиду)

победить иноплеменников и верному князю нашему силою креста освободить город

Псков от иноязычных рукою Александровою» (6 баллов).

Примечания для жюри:

1. Обращаем внимание на правильный перевод подчеркнутых слов. За непра-

вильный перевод подчеркнутых слов снимается по 0,5 балла за слово.

2. За грубые ошибки также снимаются баллы. При переводе важно понимание

текста.

Вопросы

1. Слово означает «встретили» (1 балл). Это форма прошедшего време-

ни 3 лица множественного числа. Однокоренное ему слово, называющее церковный

праздник, – Сретение Господне (1 балл, достаточно указать только Сретение).

2. Однокоренные слова – (1 балл, могут быть также

указаны слова: пленник, плененных, пленный).

Чередования: -оло- / -ле (1 балл). Подобные чередования гласных звуков в рус-

ском языке: млечный путь – молоко, плескать – полоскать (2 балла, по 1 баллу за

пример).

Примечание для жюри:

Могут быть приведены иные примеры, смотрим на наличие в них указанного

чередования. Обратите внимание, что сочетания -оло- / -ле должны относиться к од-

ной морфеме.

3. Слово переводится как местоимение его (1 балл), которое относилось к

разряду указательных местоимений и уже в ранних древнерусских текстах выполняло

функцию личного местоимения 3 лица (1 балл). В данном тексте местоимение

находится в форме единственного числа (0,5 балла), винительного падежа (0,5 балла).

Максимальный балл – 15.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!