СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД 7-8 КЛАСС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД 7-8  КЛАСС

Просмотр содержимого документа
«olimp- 7-8»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

7-8 КЛАСС


Максимальное время выполнения заданий: 90 минут

Максимальное количество набранных баллов: 100



  1. Расставьте ударения в следующих словах.

Вероисповедание, танцовщица, новорожденный, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнование, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить, красивее.


  1. «Четвёртый лишний». В каждом ряду слов есть одно лишнее. Найдите это слово и объясните, почему оно лишнее в ряду.

1) отгул, отбой, отлив, отзвук

2) смерч, пончик, бантик, стена

3) опека, недоумённо, афера, желчь

4) лестница, бездна, поездка, молотьба.

  1. Одинаковое ли значение имеет приставка о-(об-) в приведённых ниже словах? Распределите данные слова по группам в зависимости от значения приставки. Объясните значение приставки для каждой группы.

Опенки, огарок, описка, опушка, осколок, опозорить, оплошность, обрамлённый, ошибка, озадачить, опечатка, огрызок, осрамить, оказаться.


  1. Отгадайте фразеологические загадки.


1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

2) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо

бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

3) Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают,

распутывая это дел; её не сваришь с тем, с кем трудно сговорится; её «просит» рваная обувь; она в

голове у путаников.

4) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают

чрезмерно доверчивые и любопытные.

5) Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда

молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.

6) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит

легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.


  1. Какими частями речи являются созвучные слова, на которых основан каламбур? Объясните написание частицы НЕ в этих словах.

- Скажите, доктор, почему это все мои дети не жили более года?

- Потому, сударыня, что вы их нежили более, нежели следует.


  1. Какие варианты постановки знаков препинания возможны в следующих предложениях? Объясните их.

  1. Бабушка может быть дома.

  2. За деревней видно ржаное поле.


  1. Одно из слов – дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились). Найдите это слово. Обоснуйте свой ответ.


  1. В следующих предложениях найдите заимствованные слова. Укажите, в каких случаях они уместны, а в каких употребляются без надобности или ошибочно и могут быть заменены синонимами. Определите лексическое значение слов, употреблённых правильно.

  1. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор гостиницы.

  2. Девушка конфиденциально призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что оно импонирует её внешности.

  3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции спортивной жизни.

  4. Школьники шестого класса решили организовать загородную экскурсию. Идентичное решение было принято школьниками седьмого класса.


  1. Сколько слов здесь записано? Запишите ВСЕ слова парами. Как такие слова называются?


Атлас, орган, кругом, жаркое, обмер, парить, хлопок, козлы, подать.


  1. Назовите заимствованные слова по их толкованию и происхождению.

  1. Сверхметкий стрелок (англ.);

  2. помещение на верхней палубе (голл.);

  3. помилование (греч.);

4) ежегодный торг для закупки товаров (нем.);

5) колпак над лампой (фр.);

6) заплечная сумка (фр.);

7) большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.);

8) деньги, выдаваемые вперёд (фр.);

9) музыкальная партия для одного глосса (итал.);

10) коллектив музыкантов (итал.);

11) мост через глубокий овраг, ущелье или дорогу (фр.);

12) поучение (лат.).


2


Просмотр содержимого документа
«otvet -7-8»


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

ОТВЕТЫ


7-8 КЛАСС

задания

Максимальный балл

1.

20

2.

8

3.

15

4.

6

5.

4

6.

4

7.

2

8.

10

9.

19

10.

12

Итого:

100 баллов

ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ

  1. Расставьте ударения в следующих словах.

Вероисповедание, танцовщица, новорожденный, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнование, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить, красивее.


Оценка: за каждое слово с правильной постановкой ударения по 1 баллу.

Итого: 20 баллов.

Ответ: вероисповедание, танцовщица, новорождённый, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнование, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить, красивее.


  1. «Четвёртый лишний». В каждом ряду слов есть одно лишнее. Найдите это слово и объясните, почему оно лишнее в ряду.

1) отгул, отбой, отлив, отзвук

2) смерч, пончик, бантик, стена

3) опека, недоумённо, афера, желчь

4) лестница, бездна, поездка, молотьба.


Оценка: за каждое лишнее слово по 1 баллу; за каждое объяснение – по 1 баллу.

Итого: 8 баллов.

Ответ: 1) отлив – звук [т] перед сонорным звуком не озвончается, тогда как в других словах произносится [од]; 2) смерч – не происходит смягчение согласного перед мягким, в остальных словах согласные смягчаются перед мягкими [ч] и [т]; 3) недоумённо – в остальных словах звук [э]; 4) лестница – есть непроизносимый согласный, в остальных случаях согласные произносятся.


  1. Одинаковое ли значение имеет приставка о-(об-) в приведённых ниже словах? Распределите данные слова по группам в зависимости от значения приставки. Объясните значение приставки для каждой группы.

Опенки, огарок, описка, опушка, осколок, опозорить, оплошность, обрамлённый, ошибка, озадачить, опечатка, огрызок, осрамить, оказаться.


Оценка: за каждое правильно определённое в группу слово по 0,5 балла (если слово определено в правильную для него группу то ставится 0,5 балла за слово, если слово определено в неправильную для него группу, то за него ставится 0 баллов) – всего 7 баллов; за каждую правильно определённую группу слов по 1 баллу – всего 4 балла; за каждое правильное объяснение значения приставки для каждой группы по 1 баллу – всего 4 балла.

Итого: 15 баллов.

Ответ.

Слова 1 группы: опенки, опушка, обрамлённый. Приставка о- (об-) в этой группе слов обозначает распространение действия вокруг предмета: опенки – грибы, растущие вокруг пня; опушка – меховая обшивка по краям одежды или ставленый в раму или окружённый чем-либо, словно рамой.

Слова 2 группы: ошибка, описка, опечатка, оплошность (корень плох, ср.: сплоховать – совершить ошибку). Приставка о- (об-) в этой группе слов обозначает также наличие ошибки, промаха в действии

Слова 3 группы: осколок (отколовшаяся часть от чего-либо), огрызок, огарок (остаток недогоревшей свечи). Приставка о- в этой группе слов обозначает также и частицу какого-либо предмета, оставшуюся в результате того или иного действия.

Слова 4 группы: озадачить, опозорить, осрамит, оказаться. Приставка о- в этой группе слов несёт смысловую нагрузку завершённости, законченности действия.


  1. Отгадайте фразеологические загадки.


1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

2) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

3) её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дел; её не сваришь с тем, с кем трудно сговорится; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.

4) не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

5) её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.

6) его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.


Оценка: за каждый правильный ответ по 1баллу.

Итого: 6 баллов.

Ответ: 1) нос; 2) ветер; 3) каша; 4) уши; 5) вода; 6) язык.


  1. Какими частями речи являются созвучные слова, на которых основан каламбур? Объясните написание частицы НЕ в этих словах.

- Скажите, доктор, почему это все мои дети не жили более года?

- Потому, сударыня, что вы их нежили более, нежели следует.


Оценка: за каждую правильно определённую часть речи по 1 баллу; за правильное объяснение написания частицы НЕ – 1 балл.

Итого: 4 балла.

Ответ: не жили – глагол, частица НЕ пишется раздельно; нежили – глагол (ласкали, берегли), НЕ пишется слитно, т.к. слово без НЕ не употребляется; нежели – сравнительный союз, НЕ пишется слитно.


  1. Какие варианты постановки знаков препинания возможны в следующих предложениях? Объясните их.

  1. Бабушка может быть дома.

  2. За деревней видно ржаное поле.


Оценка: за каждый правильный вариант постановки знаков препинания по 1 баллу. За каждое правильное объяснение постановки знаков препинания по 1баллу.

Итого: 4 балла.

Ответ.

Возможные варианты предложений:

  1. Бабушка может быть дома. – Бабушка, может быть, дома.

  2. За деревней видно ржаное поле. - За деревней, видно, ржаное поле.

В первых предложениях каждой пары выделенные слова являются сказуемыми. Во вторых предложениях каждой пары выделенные слова являются водными, указывают на предположительность высказывания.


  1. Одно из слов – дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились). Найдите это слово. Обоснуйте свой ответ.


Оценка: за правильно найденное слово – 1 балл; за правильное обоснование – 1 балл.

Итого: 2 балла.

Ответ: слово – тень. Уменьшительные существительные образуются от слов разных родов по-разному, но при этом всегда сохраняется род исходного слова, например: кулак (м.р.) – кулачок (м.р.), ухо (ср.р.) – ушко (ср.р.), нога (ж.р.) – ножка (ж.р.). Образуем уменьшительную форму от предложенных существительных: дверь- дверка, горсть- горстка, лошадь –лошадка, постель –постелька, кровать – кроватка, но: тень - тенёк (а не тенька). Таким образом, слово тень обнаруживает здесь характерную черту мужского рода.


  1. В следующих предложениях найдите заимствованные слова. Укажите, в каких случаях они уместны, а в каких употребляются без надобности или ошибочно и могут быть заменены синонимами. Определите лексическое значение слов, употреблённых правильно.

  1. Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор гостиницы.

  2. Девушка конфиденциально призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что оно импонирует её внешности.

  3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции спортивной жизни.

  4. Школьники шестого класса решили организовать загородную экскурсию. Идентичное решение было принято школьниками седьмого класса.


Оценка: за каждое найденное заимствованное слово по 1 баллу (7 баллов); за каждое правильное определение неуместного употребления заимствованного слово по 1 баллу (4 балла); за правильную замену синонимами по 1баллу (4 балла); за правильное определение лексических значений по 1 баллу (3 балла).

Итого: 18 баллов.

Ответ: заимствованные слова – плафонов, конфиденциально, импонирует, перспективы, эволюция, экскурсию, идентичное. В предложениях 2,3,4 заимствования нужно заменить:

  1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что оно импонирует её внешности. - Девушка доверительно призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что оно подходит её внешности.

  2. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции спортивной жизни. - Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшему развитию спортивной жизни.

  3. Школьники шестого класса решили организовать загородную экскурсию. Идентичное решение было принято школьниками седьмого класса. - Школьники шестого класса решили организовать загородную экскурсию. Такое же решение было принято школьниками седьмого класса.

Плафон - род абажура или светильника, обычно на потолке или стене.

Перспективы – будущее, ожидаемое, виды на будущее.

Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.


  1. Сколько слов здесь записано? Запишите ВСЕ слова парами. Как такие слова называются?


Атлас, орган, кругом, жаркое, обмер, парить, хлопок, козлы, подать.


Оценка: за каждую пару слов по 2 балла (при условии правильного определения второго слова, если слово подобрано неверно или не подобрано вообще, то ставится 0 баллов). За правильное определение названия этих слов – 1 балл.

Итого: 19 баллов.

Ответ. В каждом написанном слове спрятаны два слова, различающихся ударением. Это омографы, пишутся одинаково, но произносятся по-разному (возможен вариант ответа: омонимы).

Атлас - атлас , орган - орган, кругом - кругом, жаркое - жаркое , обмер - обмер, парить - парить, хлопок - хлопок, козлы - козлы, подать - подать .


  1. Назовите заимствованные слова по их толкованию и происхождению.

  1. Сверхметкий стрелок (англ.), 2) помещение на верхней палубе (голл.), 3) помилование ( греч.), 4) ежегодный торг для закупки товаров (нем.), 5) колпак над лампой ( фр.), 6) заплечная сумка (фр.), 7) большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.), 8) деньги, выдаваемые вперёд (фр.), 9) музыкальная партия для одного глосса (итал.), 10) коллектив музыкантов (итал), 11) мост через глубокий овраг, ущелье или дорогу (фр.), 12) поучение (лат.).


Оценка: за каждое правильно названное слово по 1баллу.

Итого: 12 баллов.

Ответ: снайпер, рубка, амнистия, ярмарка, абажур, ранец, цистерна, аванс, соло, оркестр, виадук, нотация.

5


Просмотр содержимого документа
«trebovaniya_russkiy_7-11»

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО русскому языку
В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

7 – 11 классы

2016-2017 учебный год



  1. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий.

При разработке заданий учитывалось, что в целом участники Олимпиады муниципального этапа должны продемонстрировать:

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

  • знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

  • навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

  • знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

  • знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

  • элементарную осведомленность в области истории русского языкознания; коммуникативные умения и навыки;

В то же время для разных возрастных групп на муниципальном этапе учтены следующие особенности.

7-8 классы

Для данной возрастной группы решаются следующие конкретные задачи:

1) привлечение широкого круга участников,

2) дифференциация участников по степени подготовки,

3) умение анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

4) выявление одаренных и интересующихся лингвистикой детей и создание условий для их поддержки.

Задания отражают следующие разделы: фонетика, орфоэпия, состав слова, лексика, морфология, синтаксис в современном состоянии и исторической ретроспективе.

На муниципальном уровне участникам 7 – 8 классов предлагается выполнить 7-10 заданий, время выполнения – полтора астрономических часа (90 минут).

Предлагается один (общий) комплект заданий для учащихся 7-8 классов, так как это позволит лучше дифференцировать учащихся и выявить среди семиклассников лингвистически одаренных детей.

Определение победителей и призеров как на школьном уровне, так и на муниципальном уровне, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 7 и в 8 классе.


9-11 классы

При составлении заданий в 9-11 классах решаются следующие задачи:

- дифференциация участников по степени подготовки, умению анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

- формирование круга учащихся для подготовки к участию в олимпиаде регионального и всероссийского уровней,

- выявление одаренных детей и создание условий для их поддержки.

Количество заданий в 9-11 классах - 10-12 заданий, время выполнения 3 астрономических часа (180 минут).

Определение победителей и призеров как на школьном, так и муниципальном уровнях, следует проводить отдельно в каждой параллели – в 9, 10, 11 классах.



2. Материально-техническое обеспечение для выполнения олимпиадных заданий

Для проведения муниципального этапа Олимпиады по русскому языку требуется здание школьного типа с классами по 15 столов; достаточное количество экземпляров заданий, чистая бумага для черновиков, авторучки, скрепки или степлер. Для составления рейтинга участников Олимпиады желательно использовать компьютер (ноутбук) с программой MS Excel или её аналогом. Для тиражирования материалов необходим ксерокс или принтер. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается.

В здании, где проводится Олимпиада, должен быть оборудованный всем необходимым медицинский пункт с дежурным врачом во время проведения Олимпиады.


  1. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для использования при составлении заданий школьного и муниципального этапов.

1) Научная и методическая литература

А) Основная литература:

  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.

  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

Б) Дополнительная литература:

  • Введенская Л.А., Колесников Н. П. Этимология. М., 2004.

  • Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных. Отв. ред. Н.Ю. Шведова, М., 1994.

  • Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. М., 2013.

  • Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М., 2007.

  • Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2010.

  • Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+», 2000.

2) Специализированные словари, которые могут быть использованы для составления заданий:

  • Алексеева Л.М. и др. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2006. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 2004.

  • Березович Е.Л., Галинова Н.В. Этимологический словарь русского языка. 7-11 классы. 1 600 слов, происхождение, исторические связи. M., 2013.

  • Бобылев В.Н. Краткий этимологический словарь научно-технических терминов. М., 2004.

  • Бурцева В.В. Словарь наречий и служебных слов русского языка. М., 2007.

  • Буцева Т.Н. и др. Новые слова и значения. ТТ. 1-2. СПб., 2009.

  • Введенская Л.А. и др. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2008.

  • Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М., 2002.

  • Гильбурд А.М. Словарь описательных синонимов русского глагола. Сургут, 2003.

  • Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение трудных орфограмм. М.-Владимир, 2009.

  • Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. М., 2009.

  • Епишкин Н.И. Краткий исторический словарь галлицизмов русского языка. Чита, 1999.

  • Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. М., 2004.

  • Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 2010 (обратный).

  • Иванова Н.Н. и др. Словарь языка поэзии. М., 2004.

  • Ким О.М. Словарь грамматических омонимов русского языка. М., 2004.

  • Кожевникова Н.А. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-ХХ вв. М., 2000.

  • Козлова Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных. М., 2001. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

  • Лепнев М.Г. Словарь непроизводных предлогов современного русского языка. СПб., 2009. Мгеладзе Д.С., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. Тбилиси, 1970.

  • Окунева А.П. Русский глагол. Словарь-справочник. М., 2000.

  • Окунева А.П. Словарь омонимов современного русского языка. М., 2002. Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1- . Л., 1967-.

  • Рогожникова Р.П. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

  • Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. - М., 2008.

  • Сазонова И.К. Толково-грамматический словарь русского языка. Глагол и его причастные формы. 2500 глаголов. 7500 причастий. М., 2002.

  • Словарь русских народных говоров. Вып. 1- . М.-Л., Л., СПб., 1965- .

  • Тамерьян Т.Ю. Историко-этимологический словарь латинских заимствований. Владикавказ, 2009. Успенская И.Д. Современный словарь несклоняемых слов русского языка. М., 2009.

  • Федосов Ю.В. Идеографический антонимо-синонимический словарь русского языка. М., 2001.

3) Интернет-ресурсы

  • http://www.rosolymp.ru/ - портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

  • http://www.philologia.ru/ - учебный филологический ресурс, с помощью которого можно научиться читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.

  • www.etymolog.ruslang.ru - этимология и история слов русского языка.

Также могут быть использованы материалы с порталов http://gramota.ru, http://gramma.ru, http://slovari.ru, http://dic.academic.ru, http://ruscorpora.ru.





  1. Критерии и методики оценивания олимпиадных заданий.

По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются в Оргкомитет, который производит обезличивание (кодирование) работ и передаёт их председателю жюри. Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания. Для объективности оценки олимпиадных работ (особенно на муниципальном уровне) не рекомендуется проверять одной группой из состава жюри всю работу от начала до конца. Рекомендуется групповая проверка одного задания во всех работах одной возрастной категории. Например: 1-я группа проверяет задание №1 во всех работах 9 класса; 2-я группа – задание №2 во всех работах 9 класса; 3-я группа – задание №3 во всех работах 9 класса и т.д. по работам всех классов. Оргкомитет суммирует результаты выполнения каждого задания в работе, таким образом определяется общее количество баллов по результатам выполнения всей работы в целом. Оргкомитет выстраивает рейтинг, проводит декодирование работ участников, жюри определяет победителей и призёров Олимпиады.


  1. Процедура регистрации участников олимпиады.



Все участники олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации, для подтверждения правомочности участия в олимпиаде.

Перечень документов необходимых для регистрации:

    • копия приказа о направлении обучающегося на муниципальный этап;

    • паспорт или свидетельство о рождении;

    • медицинский полис (оригинал);

    • справка об эпидокружении.



  1. Показ олимпиадных работ, рассмотрение апелляций участников олимпиады.


Жюри совместно с оргкомитетом олимпиады осуществляет показ работ
и рассматривает апелляции участников.

Рекомендуется порядок проведения апелляций, практикующийся на региональном и заключительном этапах олимпиады:

    • апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы;

    • рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке;

    • участнику олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией;

    • апелляция участника олимпиады рассматривается строго в день объявления результатов выполнения олимпиадного задания;

    • для проведения апелляции участник олимпиады подает письменное заявление;

    • заявление на апелляцию принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ на имя председателя Жюри

    • При рассмотрении апелляции присутствует только участник олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

    • По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:

  • об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

  • об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.

    • критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат;

    • решения по апелляции принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса;

    • решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит;

    • проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами Жюри и Оргкомитета;

    • протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри для внесения соответствующих изменений в протокол и отчетную документацию;

    • документами по проведению апелляции являются:

  • письменные заявления об апелляциях участников олимпиады;

  • журнал (листы) регистрации апелляций;

  • протоколы апелляции.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!