ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
ОТВЕТЫ
7-8 КЛАСС |
№ задания | Максимальный балл |
1. | 20 |
2. | 8 |
3. | 15 |
4. | 6 |
5. | 4 |
6. | 4 |
7. | 2 |
8. | 10 |
9. | 19 |
10. | 12 |
Итого: | 100 баллов |
ПОДРОБНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ
Расставьте ударения в следующих словах.
Вероисповедание, танцовщица, новорожденный, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнование, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить, красивее.
Оценка: за каждое слово с правильной постановкой ударения по 1 баллу.
Итого: 20 баллов.
Ответ: вероисповедание, танцовщица, новорождённый, ломоть, иконопись, возбуждено, начать, нефтепровод, эксперт, запломбировать, многовековая, упрочение, украинский, черпать (знания), соболезнование, хозяева, рассредоточение, столяр, уведомить, красивее.
«Четвёртый лишний». В каждом ряду слов есть одно лишнее. Найдите это слово и объясните, почему оно лишнее в ряду.
1) отгул, отбой, отлив, отзвук
2) смерч, пончик, бантик, стена
3) опека, недоумённо, афера, желчь
4) лестница, бездна, поездка, молотьба.
Оценка: за каждое лишнее слово по 1 баллу; за каждое объяснение – по 1 баллу.
Итого: 8 баллов.
Ответ: 1) отлив – звук [т] перед сонорным звуком не озвончается, тогда как в других словах произносится [од]; 2) смерч – не происходит смягчение согласного перед мягким, в остальных словах согласные смягчаются перед мягкими [ч] и [т]; 3) недоумённо – в остальных словах звук [э]; 4) лестница – есть непроизносимый согласный, в остальных случаях согласные произносятся.
Одинаковое ли значение имеет приставка о-(об-) в приведённых ниже словах? Распределите данные слова по группам в зависимости от значения приставки. Объясните значение приставки для каждой группы.
Опенки, огарок, описка, опушка, осколок, опозорить, оплошность, обрамлённый, ошибка, озадачить, опечатка, огрызок, осрамить, оказаться.
Оценка: за каждое правильно определённое в группу слово по 0,5 балла (если слово определено в правильную для него группу то ставится 0,5 балла за слово, если слово определено в неправильную для него группу, то за него ставится 0 баллов) – всего 7 баллов; за каждую правильно определённую группу слов по 1 баллу – всего 4 балла; за каждое правильное объяснение значения приставки для каждой группы по 1 баллу – всего 4 балла.
Итого: 15 баллов.
Ответ.
Слова 1 группы: опенки, опушка, обрамлённый. Приставка о- (об-) в этой группе слов обозначает распространение действия вокруг предмета: опенки – грибы, растущие вокруг пня; опушка – меховая обшивка по краям одежды или ставленый в раму или окружённый чем-либо, словно рамой.
Слова 2 группы: ошибка, описка, опечатка, оплошность (корень плох, ср.: сплоховать – совершить ошибку). Приставка о- (об-) в этой группе слов обозначает также наличие ошибки, промаха в действии
Слова 3 группы: осколок (отколовшаяся часть от чего-либо), огрызок, огарок (остаток недогоревшей свечи). Приставка о- в этой группе слов обозначает также и частицу какого-либо предмета, оставшуюся в результате того или иного действия.
Слова 4 группы: озадачить, опозорить, осрамит, оказаться. Приставка о- в этой группе слов несёт смысловую нагрузку завершённости, законченности действия.
Отгадайте фразеологические загадки.
1) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
2) Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
3) её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дел; её не сваришь с тем, с кем трудно сговорится; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.
4) не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
5) её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.
6) его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут или дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.
Оценка: за каждый правильный ответ по 1баллу.
Итого: 6 баллов.
Ответ: 1) нос; 2) ветер; 3) каша; 4) уши; 5) вода; 6) язык.
Какими частями речи являются созвучные слова, на которых основан каламбур? Объясните написание частицы НЕ в этих словах.
- Скажите, доктор, почему это все мои дети не жили более года?
- Потому, сударыня, что вы их нежили более, нежели следует.
Оценка: за каждую правильно определённую часть речи по 1 баллу; за правильное объяснение написания частицы НЕ – 1 балл.
Итого: 4 балла.
Ответ: не жили – глагол, частица НЕ пишется раздельно; нежили – глагол (ласкали, берегли), НЕ пишется слитно, т.к. слово без НЕ не употребляется; нежели – сравнительный союз, НЕ пишется слитно.
Какие варианты постановки знаков препинания возможны в следующих предложениях? Объясните их.
Бабушка может быть дома.
За деревней видно ржаное поле.
Оценка: за каждый правильный вариант постановки знаков препинания по 1 баллу. За каждое правильное объяснение постановки знаков препинания по 1баллу.
Итого: 4 балла.
Ответ.
Возможные варианты предложений:
Бабушка может быть дома. – Бабушка, может быть, дома.
За деревней видно ржаное поле. - За деревней, видно, ржаное поле.
В первых предложениях каждой пары выделенные слова являются сказуемыми. Во вторых предложениях каждой пары выделенные слова являются водными, указывают на предположительность высказывания.
Одно из слов – дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род (однако некоторые следы того, что оно было ранее другого рода, в русском языке сохранились). Найдите это слово. Обоснуйте свой ответ.
Оценка: за правильно найденное слово – 1 балл; за правильное обоснование – 1 балл.
Итого: 2 балла.
Ответ: слово – тень. Уменьшительные существительные образуются от слов разных родов по-разному, но при этом всегда сохраняется род исходного слова, например: кулак (м.р.) – кулачок (м.р.), ухо (ср.р.) – ушко (ср.р.), нога (ж.р.) – ножка (ж.р.). Образуем уменьшительную форму от предложенных существительных: дверь- дверка, горсть- горстка, лошадь –лошадка, постель –постелька, кровать – кроватка, но: тень - тенёк (а не тенька). Таким образом, слово тень обнаруживает здесь характерную черту мужского рода.
В следующих предложениях найдите заимствованные слова. Укажите, в каких случаях они уместны, а в каких употребляются без надобности или ошибочно и могут быть заменены синонимами. Определите лексическое значение слов, употреблённых правильно.
Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор гостиницы.
Девушка конфиденциально призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что оно импонирует её внешности.
Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции спортивной жизни.
Школьники шестого класса решили организовать загородную экскурсию. Идентичное решение было принято школьниками седьмого класса.
Оценка: за каждое найденное заимствованное слово по 1 баллу (7 баллов); за каждое правильное определение неуместного употребления заимствованного слово по 1 баллу (4 балла); за правильную замену синонимами по 1баллу (4 балла); за правильное определение лексических значений по 1 баллу (3 балла).
Итого: 18 баллов.
Ответ: заимствованные слова – плафонов, конфиденциально, импонирует, перспективы, эволюция, экскурсию, идентичное. В предложениях 2,3,4 заимствования нужно заменить:
Девушка конфиденциально призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что оно импонирует её внешности. - Девушка доверительно призналась подругам, что сменила имя Катя на Кармен, потому что оно подходит её внешности.
Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции спортивной жизни. - Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшему развитию спортивной жизни.
Школьники шестого класса решили организовать загородную экскурсию. Идентичное решение было принято школьниками седьмого класса. - Школьники шестого класса решили организовать загородную экскурсию. Такое же решение было принято школьниками седьмого класса.
Плафон - род абажура или светильника, обычно на потолке или стене.
Перспективы – будущее, ожидаемое, виды на будущее.
Экскурсия – коллективная поездка куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.
Сколько слов здесь записано? Запишите ВСЕ слова парами. Как такие слова называются?
Атлас, орган, кругом, жаркое, обмер, парить, хлопок, козлы, подать.
Оценка: за каждую пару слов по 2 балла (при условии правильного определения второго слова, если слово подобрано неверно или не подобрано вообще, то ставится 0 баллов). За правильное определение названия этих слов – 1 балл.
Итого: 19 баллов.
Ответ. В каждом написанном слове спрятаны два слова, различающихся ударением. Это омографы, пишутся одинаково, но произносятся по-разному (возможен вариант ответа: омонимы).
Атлас - атлас , орган - орган, кругом - кругом, жаркое - жаркое , обмер - обмер, парить - парить, хлопок - хлопок, козлы - козлы, подать - подать .
Назовите заимствованные слова по их толкованию и происхождению.
Сверхметкий стрелок (англ.), 2) помещение на верхней палубе (голл.), 3) помилование ( греч.), 4) ежегодный торг для закупки товаров (нем.), 5) колпак над лампой ( фр.), 6) заплечная сумка (фр.), 7) большой резервуар для хранения и перевозки жидкостей (лат.), 8) деньги, выдаваемые вперёд (фр.), 9) музыкальная партия для одного глосса (итал.), 10) коллектив музыкантов (итал), 11) мост через глубокий овраг, ущелье или дорогу (фр.), 12) поучение (лат.).
Оценка: за каждое правильно названное слово по 1баллу.
Итого: 12 баллов.
Ответ: снайпер, рубка, амнистия, ярмарка, абажур, ранец, цистерна, аванс, соло, оркестр, виадук, нотация.
5