В сероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Муниципальный этап
4 класс (2020-2021 учебный год)
Задание 1. Запиши транскрипцией звуковой состав слов:
Лес ______________________________
Юбка ____________________________
Мороз ____________________________
Задание 2. Запиши слова в алфавитном порядке.
Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Как называют такого человека. Замени одним словом.
Язык без костей, что хочет то и лопочет - __________________________
Ел да устал, спал да намялся - ____________________________________
Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном - __________________________________________________________________
Задание 4.Подчеркни слово или слова, у которых нельзя однозначно определить, к какой части речи они относятся.
Жгут, глас, надел, ода, марка, белила, шинель, кимоно, шорты, дали, стекло, храброго, рой.
Задание 5. Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание.
Укажите номер строки, в которой пропущена безударная гласная в корне. Выпишите это слово, вставив букву в соответствии с правилом. 1) ст..рожил
2) о весенн..м (солнце)
3) пр..бежал
4) нед..думался
Эксперт написал, что одно «неудачное» слово делает всё задание целиком неправильным. Поясните мнение эксперта. Измените задание так, чтобы оно стало правильным
Ответ: «Неудачное слово» - ______________________________________
Почему оно «неудачное»? __________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На какое слово ты бы его заменил? ___________________________________
Задание 6. Подчеркните главные члены в следующем предложении.
Вся территория Кремля – уникальный архитектурный памятник.
Задание 7. Прочитайте отрывок текста. Определите лексические значения выделенных слов. Соколов-Микитов И.С. Рассказы охотника.Рябчик.
Рябчик – птица осёдлая, подлинно лесная. В северных лесных районах промышленники-охотники ружьём и силками добывают рябчиков в огромном количестве, но и в некоторых подгородних угодьях рябчик является обычной дичью.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Найди «спрятанные» имена, подчеркни и напиши их.
Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.
Отрывок из фразы | Восстановленная фраза | Название басни |
А вы, друзья, как ни садитесь …. | | |
Когда в товарищах согласья нет, … | | |
… не лучше ль на себя, кума, оборотиться | | |
… Так поди же попляши. | | |
Задание 10. Прочитай текст. Определи границы предложений: поставь нужные знаки в конце предложений. Запиши текст правильно.
Летом тундра покрыта густой травойсколько цветов камнеломки, белая пушица, осокана мягких моховых кочках растут ягоды и грибы удивительное дело грибы растут, а леса не виднокак не видноу тебя под ногами растут ивы и березыэтим крошкам уже много лет выше грибов они не растут долгая темная зима мешает им расти.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Муниципальный этап
4 класс (2020-2021 учебный год)
Ответы
Ответы на задания | Количество баллов |
Задание 1. Лес [ л, э с ] Юбка [й, у п к а ] Мороз [ м а р о с ] | 3 балла |
Задание 2. Дача, дверь, девочка, декабрь, дикий, длина, досуг, друг. | 2 балла |
Задание 3. Болтун, лентяй, подхалим. | 3 балла |
Задание 4. Жгут, глас, надел, ода, марка, белила, шинель, кимоно, шорты, дали, стекло, храброго, рой. | 3 балла Минус 0,5 балла за каждую ошибку. |
Задание 5. «Неудачное слово» - ст…рожил Почему? Это слово может быть написано как через А, так и через О: старожил города, сторожил сад. Чем заменить? Или другое слово, или это слово в словосочетании. Например, ст…рожил сад; л…сничий | 1 балл 2 балла 2 балла Всего: 5 баллов |
Задание 6. Подлежащее – территория; сказуемое – памятник. | 2 балла |
Задание 7. Осёдлый – постоянно проживающий на одном месте (о народе). Здесь: живущая постоянно на одной территории, не совершающая дальних перелётов, не перелетная. Подгородний – устаревшее; живущая близ города, под городом (совр. Загородный). Угодья – земли для хозяйственного использования. Дичь – дикие птицы и звери, на которых разрешена охота. | По 1 баллу за каждое слово + 1 балл за указание «устаревшее» Всего – 5 баллов |
Задание 8. Дружок и радость моянастоящая! Принесигорький перец с летнегорынка, пожалуйста! Не мешает имайский свет, а плохо мне от ночи ранней. Кира, Яна, Игорь, Егор, Тима, Света. | 5 баллов |
Задание 9. 1. А вы, друзья, как ни садитесь; всё в музыканты не годитесь. («Квартет») 2.Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет и выйдет из него не дело, только мУка. (Лебедь, щука и рак) 3. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (Зеркало и обезьяна) 4. Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши! (Стрекоза и Муравей) | 4 балла |
Задание 10. Летом тундра покрыта густой травой. Сколько цветов! Камнеломки, белая пушица, осока. На мягких моховых кочках растут ягоды и грибы. Удивительное дело! Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами растут ивы и березы. Этим крошкам уже много лет. Выше грибов они не растут. Долгая темная зима мешает им расти. | 5 баллов за знаки в конце предложений 5 баллов (оценивается как списывание) |