Методические основы обучения детей с нарушениями речи
Данная категория детей крайне разнообразна. Их объединяет наличие стойкого системного недоразвития речи. Страдают все ее стороны: фонетико-фонематическая, лексическая и грамматическая. Это обусловливает затруднения детей в усвоении знаний, формировании навыков чтения и письма. Прежде всего это дети с выраженными (тяжелыми) нарушениями устной речи.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи при сохранном слухе и интеллекте. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматическими строй. Различают моторную и сенсорную алалию. При моторной алалии нарушается произносительная (экспрессивная) сторона речи. При сенсорной алалии у ребенка страдает понимание обращенной к нему речи.
Афазия - полная или частичная утрата сформированной речи. Человек не в состоянии пользоваться языковыми средствами при сохранных функциях артикуляционного аппарата и слуха. Выделяют две основные формы афазии: моторная и сенсорная.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи. Проявляется в нечетком произношении отдельных звуков, прерывистости речи.
Заикание - это нарушение коммуникативной функции речи, обусловленное особенностями её темпо-ритмической организации: судорожное состояние мышц речевого аппарата. Наблюдаются непроизвольные запинки, повторения отдельных звуков и слогов. Как правило, заикание возникает в период формирования развернутой фразовой речи (в возрасте от 2 до 5 лет), чаще у легко возбудимых детей. Выделяют три формы: клоническое заикание (повторение отдельных звуков и слогов обусловлено кратковременными судорожными сокращениями мышц), тоническое (сильное длительное сокращение мышц артикуляционного аппарата вызывает задержку речи) и смешанная форма заикания.
Ринолалия - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата, вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании. Звуки речи становятся излишне нозализованными (носовыми), речь малоразборчивая, монотонная.
Нарушения письменной речи, подразделяются на две группы в зависимости от того, какой её вид нарушен - продуктивный (нарушение самого акта письма) или рецептивный (расстройство чтения).
1.Дисграфия - специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в неустойчивости оптико-пространственных образов, искажении звукослогового состава слова и структуры предложения. В основе дисграфии обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению звуковым составом слова.
2.Дислексия - специфическое нарушение процесса чтения, связанное с поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС. Проявляется в затруднении распознавания и узнавания букв, их слиянии в слоги и слогов в слова, что приводит к замедленному, часто угадывающему чтению, к неправильному воспроизведению звуковой формы слова, искаженному пониманию простейшего текста.
Наиболее ярко расстройства психической деятельности, обусловленные тем или иным речевым нарушением проявляются к концу дошкольного возраста. У детей наблюдается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, активный словарь беден, преобладают слова обиходно-бытовой тематики, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление значительно доминирует над абстрактно-логическим. Дети отличаются малой психической и коммуникативной активностью, слабостью побуждений, повышенной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказываются от выполнения заданий, требующих от них интеллектуального напряжения.
I. Система комплексной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи определена рядом нормативных документов:
1. Кодекс Республики Беларусь об образовании,
2. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них,
3. Учебные планы специального образования,
4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 5. Инструкция о порядке организации обучения на дому и в условиях организаций здравоохранения лиц с ОПФР,
5. Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи,
6. Концепция развития инклюзивного образования лиц с ОПФР в Республике Беларусь,
7. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в ../.. учебном году»,
8. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в ../.. учебном году» и др.
II. Выявление детей и их диагностика согласно Статьи 265 Кодекса об образовании и главы 4 Положения о ЦКРОиР. Внимание! Без ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПМПК организация специального образования невозможна.
III. Комплектование групп, классов, ПКПП осуществляется согласно Статьи 147, 153, 267, 268 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и пункта 8 Положения о ПКПП.
IV. Организация коррекционно-педагогической работы в образовательных учреждениях на дошкольной и школьной ступени образования осуществляется по Учебным планам специального образования и программам специального образования согласно Статьи 16, 94, 256, 257, 268, 279 и 258 (Образовательные стандарты специального образования) Кодекса об образовании, Положения о ПКПП.
V. Срок получения образования определяется статьей 259 Кодекса об образовании, аттестация лиц с особенностями психофизического развития при освоении содержания образовательных программ специального образования определяется статьей 275 Кодекса об образовании, Статья 99 Кодекса об образовании определяет Документы об обучении.
VI. Педагоги, работающие с детьми с ОПФР, должны уметь определить исходный уровень развития каждого ребенка, а затем наметить программу развития, учитывая задачи коррекционного воспитания и обучения в целом.
Задание:
На основании материалов лекции и Кодекса об образовании составить «Информацию для родителей» об оказании образовательной и коррекционно-педагогической помощи детям с тяжелыми нарушениями речи.
Прислать работу мне на электронную почту [email protected]
до 25.04.