СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

24.09.24 11 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решите тест

Просмотр содержимого документа
«24.09.24 11 класс.»

1.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  Под ним лошадь добрая а под теми еще добрее да и наперерез скачут.

2)  А Жилин хоть невелик ростом а удал был.

3)  Сидит Жилин за татарином покачивается тычется лицом в вонючую татарскую спину.

4)  День был прекрасный и мне вздумалось пройтись пешком до большой дороги.

5)  Следующая часть письма была написана по-французски связным и неровным почерком.

2.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  По берегам рек жались друг к другу кусты смородины и вербы ольхи и лесной малины.

2)  Вдали белел меловый скалистый берег и ярко зеленела молодая зелень дубов и сосен.

3)  Я запрещаю себе размышлять о чём-либо и возвращаться мысленно к каким-либо своим ощущениям и воздерживаюсь от предположений.

4)  Он слышал только частые удары сердца да глухой шум крови в голове.

5)  Наталья отходила от матери и то задумывалась то принималась за работу.

3.  Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 

1)  Никого из сотрудников в офисе не оказалось и студенты и родители ожидали в фойе.

2)  Наш поезд останавливался как на больших так и на маленьких станциях.

3)  Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.

4)  А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.

5)Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

4.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2)  В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

3)  М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

4)  Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

5)  А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

5.  Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 

1)  В хмуром небе низко летели журавли и громко и протяжно курлыкали.

2)  Стёпушка то сидит редьку грызет то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит то у себя в чуланчике деревяшкой постукивает.

3)  Где-то поблизости раздавалось «теньканье» зябликов да короткая трель овсянки.

4)  Его старая и сварливая жена целый день не сходила с печи беспрестанно ворчала и бранилась.

5)  Подземный переход был закрыт и это сразу поставило Дмитрия Олеговича перед неразрешимой проблемой.

6.  Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 

1)  Ворота в боярский двор широки да со двора узки.

2)  Вода расступалась и по обе стороны от носа лодки уходила углом живая волна.

3)  Люди часто думают о прошлом и об истории своей страны и своего народа.

4)  Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцем левой руки и наносят молотком по шляпке гвоздя несильные удары.

5)  Покрытие краской или лаком или пропитка маслом защищает поверхность изделий от воздействия влаги и солнца.

7.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  Горького интересует не столько социальный аспект противостояния героев сколько их неготовность реально осмыслить своё положение.

2)Течение времени в платоновском «Котловане» то почти останавливается то стремительно но ненадолго ускоряется.

3)  В пьесе «Дни Турбиных» Булгаков сумел утвердить идею человечности и самоценности жизни и непреложность традиционных нравственных ценностей.

4)  Природа в лирике Н. Заболоцкого жива и бесконечно многообразна изменчива и противоречива.

5)  В Дубечне тем временем штукатурили и окрашивали внутри станцию и велось строительство её верхнего деревянного этажа.

8.  Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  Всем просящим отец давал деньги не столько из доброты сколько из напускного джентльменства.

2)  Главными в танце считались грациозность и плавность движений рук красота и изящество складок шали.

3)  Видны были только белые стволы ближайших берёз да кусочек аллеи.

4)  То бегали чёрные тучи то с неба лился прохладный весенний свет то бушевала мокрая снежная буря.

5)  Строители подошли к реке и началась переправа на другой берег.

9.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно оставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  Новый дом получился в плане зодчества весьма прогрессивным для той эпохи и оттого на редкость красивым.

2)  В волнении она то расплетала то вновь сплетала и завязывала косу.

3)  Сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона и та же сумма этих произволов в конце концов Наполеона уничтожила. (По Л. Н. Толстому)

4)  Мысль вдруг оборвалась и заменилась каким-нибудь неожиданным представлением и не было сил возвратиться к ней.

5)  Уже второй день его мучил кашель и всё тело его знобило и лихорадило попеременно.

10.  Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1)  У него был опытный проницательный глаз искателя приключений.

2)  Вот между деревьев и кустарников крадётся одинокая тропинка или дорога и исчезает в лесных сумерках.

3)  Он был крив на один глаз и белый зрачок этого глаза прыгал беспрестанно и придавал его и без того некрасивому лицу еще более отвратительное выражение.

4)  Наконец явился давно желанный и пунктуальный Фока и мы пошли вниз.

5)  Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

11.  Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.

12.  Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Башкирские шиханы (особого рода холмы) находятся в Башкирском Предуралье, недалеко от трёх городов: Стерлитамака, Салавата и Ишимбая. (2)Холмы эти образовались более 260 миллионов лет назад: в палеозойскую эру современные Шиханы были рифами, поскольку тогда в этой местности было тёплое море. (3)Учёные обнаруживают в скалистых частях Шихан фрагменты древних животных и моллюсков, кораллов и водорослей. (4)Ещё в первой половине XX века Шиханы состояли из четырёх гор: Торатау, Шахтау, Юрактау и Куштау. (5)Но в 1950-х годах на месте Шахтау стали добывать известняк, и гора практически исчезла.

(6)Пожалуй, самая знаменитая гора Башкирских шихан  — Торатау, в переводе с башкирского это означает «крепость-гора». (7)Издревле её прозвали Землёй Юрматы по одноимённому названию племени, проживавшего здесь. (8)Гора считалась священной: здесь проводили культовые обряды, восхваляя божество тюркских народов  — бога неба Кук-Тарахэ.

13.  Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Имение Грешнево  — место детства поэта Н. А. Некрасова  — стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. (2)«Под наши густые, старинные вязы на отдых тянуло усталых людей»,  — так спустя много лет напишет в стихотворении «Крестьянские дети» Николай Алексеевич. (3)Недалеко от усадьбы протекала Волга  — великая русская река. (4)Привольно течёт Волга в низких берегах; кругом  — неоглядные просторы лугов, полей, вдалеке виднеются поля. (5)Но не только чудесные картины природы видел здесь будущий поэт. (6)Именно на Волге мальчик встретил измученных бурлаков  — людей, тянущих при помощи бечевы речное судно против течения. (7)Недаром в одном из стихотворений Некрасов назвал Волгу «рекою рабства и тоски».

14.  Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)Чандолаз  — крупнейший древний риф и одно из наиболее живописных мест на Дальнем Востоке. (2)Хребту более 250 миллионов лет, и это самый большой скальный массив на юге Приморья, известный к тому же огромным количеством пещер. (3)Самой глубокой является пещера Соляник  — государственный памятник природы Приморья. (4)Её глубина составляет 125 метров, а протяжённость равняется 425 метрам. (5)Помимо подземных полостей, Чандолаз поражает своей необычной флорой; например, осенью произрастающие на склонах дубы с необычно большими листьями окрашиваются в алый цвет. (6)Дикий виноград, лимонник, малина  — эти и многие другие растения покрывают склоны Чандолаза. (7)С вершины хребта стремительно бежит Серебряный ключ, славящийся своей целебной водой,  — местные жители ходят сюда лечиться. (8)Для путешествий хребет удобен тем, что он относительно невысокий и все достопримечательности располагаются компактно. (9)Лучшие месяцы для посещения Чандолаза  — август и сентябрь.

15.  Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)Под Владимиром, в посёлке Муромцево, стоит необычный замок в неоготическом стиле. (2)Ныне замок заброшен, но даже развалины восхищают красотой и вызывают уважение к мастерству талантливого архитектора-стилизатора П. С. Бойцова. (3)Этот замок был построен когда-то в вотчине полковника Владимира Семёновича Храповицкого, который в 1884 году получил усадьбу в наследство и с душой и любовью приступил к её обустройству. (4)3а пять лет были построены два усадебных дома, летний театр, купальня, дом управляющего, изящный конный двор и необычный охотничий дворик. (5)На территории усадьбы разбит дендрарий, на птичьем дворе собрано невиданное разнообразие редких птиц и животных. (6)Необычные для русской архитектуры сооружения в неоготическом стиле окружали сказочные ухоженные сады, в искусственных прудах плавали белые лебеди, многочисленные фонтаны били ввысь струями сверкающих брызг, с насыпного пригорка низвергался бурлящий водопад.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!