СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

27.11.23 10 класс. Домашняя работа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс. 27.11.23   Решить тест

Просмотр содержимого документа
«27.11.23 10 класс. Домашняя работа»

1.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов. 

1)  гУсеница

2)  прожИвший

3)  предпрИняв

4)  жАлюзи

5)  безУдержный

2.  Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

 

1)  бралАсь

2)  обогнАла

3)  довЕрху

4)  некролОг

5)  заперлАсь

3.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Алексей, которого Никита считал закадычным врагом и при любой возможности стремился унизить, был всегда спокоен, ни на какие провокации не реагировал.

4.  Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

 Поддерживает эти процессы и необычный феномен избирательного запоминания, когда индивиды лучше запоминают те сообщения, которые соответствуют их представлениям.

5.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

несколько КУХОНЬ

в ПОЛУТОРАСТАХ метрах

одежда ПРОМОКЛА

группа БОЛГАР

пара ТУФЕЛЬ

6.  В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

килограмм ЯБЛОК

СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами

ПОЕЗЖАЙ в Подмосковье

голос более ЗВУЧНЕЕ

языки ПЛАМЕНИ

 

7.  Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г)  ошибка в построении сложного предложения

Д)  нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Те, кто внимательно прочитает заглавие статьи, может определить и тему, и основную мысль текста.

2)  Одна из главных черт, свойственных Наташе Ростовой, – честность в отношениях с людьми.

3)  Условия для сдачи дома в эксплуатацию были налицо, однако тем не менее сроки приёмки откладывались.

4)  Чехов верил в то, что грядущая истинная культура облагородит человечество.

5)  Жилищная проблема в городе решается не только за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий.

6)  Делегация направлялась к дому известного учёного, находившийся недалеко от главной площади.

7)  В описании Петербурга на страницах романа «Преступление и наказание» Достоевский использует мрачные краски, преимущественно темные, грязно-жёлтые, и этим показал своё отношение к городу Раскольникова.

8)  По окончании концерта в зале «Октябрьском» долго не смолкали аплодисменты.

9)  Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

8.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.  

1)  в..стибюль, инж..нер, интелл..генция

2)  оскв..рнить, в..негрет, (глаза) сл..пались

3)  предпол..гать, б..лкон, к..блук

4)  зап..вать (лекарство), побл..днел, заст..лить

5)  тв..рить, р..весник, ф..нтан

9.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1)  хр..зантема, с..зон, прим..рять (куртку)

2)  ун..верситет, заж..гать, соед..нение

3)  распор..диться, снар..жение, недос..гаемый

4)  укр..щать, з..рницы, спр..ведливый

5)  изж..га, капюш..н, (крепкая) беч..вка

10.  Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1)  Героиня-рассказчица, случайно встретив невесту и её маму и увидев, как мать смотрит на бракосочетание дочери, невольно вспомнила о другой женщине, с которой познакомилась много лет назад в Эрмитаже.

2)  Во время Великой Отечественной войны почти все экспонаты Эрмитажа, кроме самых крупных, были вывезены на восток, а хранением оставшихся занималась небольшая группа сотрудников музея.

3)  Несмотря на все опасности и тяготы блокадного времени, хранители музея продолжали заботиться об оставшихся в Эрмитаже экспонатах с невероятной самоотдачей.

4)  Женщина, встреченная рассказчицей в Эрмитаже в блокадное время, произвела на рассказчицу очень сильное впечатление: вопреки физической ослабленности, от этой женщины исходила поразительная внутренняя сила  — сила матери.

5)  Рассказчица, стоя перед полотном Леонардо да Винчи, невольно подумала обо всех женщинах-матерях, которые жили в блокадном Ленинграде, обо всех погибших в те годы детях, и испытала чувство сильнейшей благодарности за то, что сейчас мирное время.

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)К дому подъехала машина, оттуда вышли девушка в длинном белом платье и пожилая женщина в тёплом пальто.

(2)Было холодно, с Невы дул ветер, пронзающий и острый, как шпага. (3)Девушка была очень красивая, с нежным овалом лица и серыми сияющими глазами; пепельные её волосы развевал ветер. (4)Она шла к дверям быстро, словно смущалась своей красоты и того, что она одна в снежно-белом платье среди тепло одетых прохожих. (5)У порога она запуталась в длинной юбке и от этого смутилась ещё больше.

(6)Я вошла вслед за ними.

(7)Пожилая женщина обернулась, щёки её разрумянились от волнения.

(8)Что-то знакомое почудилось мне в лице. (9)Мать и дочь прошли вперёд и исчезли за одной из дверей этого старого пышного особняка, где сейчас находился Дворец бракосочетаний.

(10)Я поднялась по белой лестнице наверх. (11)И спустя некоторое время увидела их фигуры снова.

(12)Девушка стояла посреди зала на ковре, покрывающем блестящий, как озеро, паркет. (13)Рядом с нею был юноша в очках, с длинной шеей и длинными, словно у подростка, руками, с лицом, пожалуй, даже некрасивым, но непередаваемо привлекательным своей спокойной добротой.

(14)У стола человек в тёмном костюме обращался к ним с речью. (15)Слова были умные, торжественные, но, мне показалось, они еле доносились к ним сквозь ликующую музыку их счастья.

(16)Зато мать впитывала эти слова всем существом.

(17)Она сидела у стены среди других родственников и гостей, положив на колени широкие красные руки, и смотрела на говорившего не отрываясь, как школьница на учителя.

(18)После каждой фразы она растроганно кивала головой, соглашаясь: «Так… так…» (19)Лицо её, залитое слезами, поразило меня своей нежностью и внутренней силой. (20)И опять мне показалось, что я где-то уже видела её.

(21)Вечером мне надо было уезжать в Москву.

(22)Перед отъездом я успела зайти в Эрмитаж. (23)И едва я переступила порог тёплого блистающего зала, едва глянули на меня из золота рам любимые полотна, как тотчас же в памяти встал тот Эрмитаж, каким я видела его в дни блокады.

(24)Я шла тогда по безлюдным, скованным стужей залам, мимо стен, где леденели пустые рамы, точно покинутые дома, из которых ушли те, кто согревал их теплом жизни.

(25)Люстра, сброшенная взрывной волной, лежала на паркете, как раздавленный цветок. (26)Огромные часы с органом возвышались в углу; стрелки их остановились в тот миг, когда первый фашистский снаряд разорвался над Эрмитажем. (27)Под каждой рамой было имя великого мастера и название полотна, и я шла мимо пустых рам, вспоминая каждую картину, заставляя память вернуть их хоть на миг в покинутый ими родной дом.

(28)Рядом неслышно шагала женщина, закутанная в тёплое мужское пальто; поверх пальто она накинула на плечи одеяло.

(29)В самом начале войны драгоценные коллекции были вывезены из Эрмитажа на восток, но часть наиболее громоздких экспонатов вывезти не удалось; они были упакованы и перенесены в подвалы музея. (30)Хранить их осталась небольшая группа сотрудников, в их числе оказалась и эта женщина.

(31)Тяжёлые взрывы сотрясали здание, раздавался грохот, высокий, пронзительный звон разбитого стекла…

(32)Изо дня в день ослабевшие, измученные люди заделывали пробоины в крыше музея, закрывали раны в стенах, из которых сочилась вода, перетаскивали тяжёлые ящики с коллекциями в безопасные укрытия.

(33)Женщина, идущая рядом со мной, была бледна и слаба, как росток во тьме: голос её едва слышался, она с трудом передвигала распухшие ноги. (34)Но глаза, большие блестящие глаза, были полны поразительной силы и света жизни.

(35)Идя мимо стен, она, как и я, смотрела на пустые рамы, и я понимала, что она видит в них то же, что вижу я.

— (36)Зал Рембрандта…  — говорила я тихо, и женщина кивала головой, соглашаясь: «Так… так…»  — (37)Вольтер работы Гудона… (38)А вот тут стоял мраморный Фальконе, каким знала и любила его Мари Анн Колло… (39)Помните?

(40)И женщина почти беззвучно соглашалась: «Так… так…»

(41)Мы вошли в один из пустынных залов и остановились у заколоченного окна. (42)Ледяной блик светился на полу, покрытом изморозью. (43)Женщина горестно покачала головой.

— (44)Мадонна Литта…  — сказала она шёпотом.

(45)Она глядела вперёд не мигая.

(46)Что видела она? (47)Пылающую синеву неба? (48)Мадонну, в которой столько земной красоты материнства? (49)И вдруг в измождённом, худом лице женщины, что стояла возле меня, кутаясь в одеяло, я различила тот же поразительный свет утверждения жизни, бесстрашную веру в её торжество.

— (50)Да…  — сказала она твёрдо, как бы отвечая сама себе.  — (51)Да! (52)Да!

(53)И пошла дальше своей неслышной, слабой походкой, едва переставляя распухшие ноги.

(54)…Я вспомнила всё это, стоя возле великого полотна Леонардо да Винчи, у Мадонны, на коленях которой лежало дитя.

(55)Неожиданно перед глазами моими встало лицо матери, глядящей на свою юную дочь в день её свадьбы,  — лицо, полное поразившей меня нежности и внутренней силы. (56)Я сразу, как бывает во сне, узнала её.

(57)И я мысленно поклонилась ей и поцеловала её руку, большую усталую руку труженицы, что берегла от тьмы и зла драгоценный свет искусства, руку матери, провожающей в жизнь своё дитя.

11.  Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 

1)  В предложении 2 содержится описание.

2)  В предложениях 12, 13 представлено рассуждение.

3)  Предложение 19 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 20.

4)  В предложениях 21, 22 представлено повествование.

5)  В предложениях 46−48 представлено рассуждение.

12.  Из предложений 29−34 выпишите один фразеологизм.

13.  Среди предложений 8−13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-и) при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

14.  «В очерке "Мадонна Литта" Татьяна Тэсс рассказывает об одной встрече, произошедшей уже в послевоенное время, но позволившей героине вспомнить один важный момент из блокадного прошлого.Передать боль рассказчицы, посетившей Эрмитаж во время блокады и увидевшей, что с ним стало, помогает такой троп, как (А)_______ ("точно покинутые дома" в предложении 24, "как раздавленный цветок" в предложении 25). А такое синтаксическое средство, как (Б)_______ (например, в предложении 32), подчёркивает самоотверженность хранителей музея.

Стоит отметить, что, хотя повествование связано с воспоминаниями о трудностях, с которыми столкнулись жители Ленинграда во время блокады, оно очень светлое, жизнеутверждающее. Неслучайно автор приводит слова хранительницы музея: такое синтаксическое средство, как (В)_______ (предложения 51, 52), позволяет читателю осознать, насколько велика была внутренняя сила этой женщины  — вопреки многочисленным испытаниям, голоду и холоду. А использование в финале текста такого приёма, как (Г)________ ("руку" в предложении 57), даёт нам возможность символически соединить полное невзгод прошлое и счастливое, мирное настоящее». 

Список терминов

1)  ряды однородных членов предложения

2)  сравнение

3)  риторические восклицания

4)  разговорная и просторечная лексика

5)  парцелляция

6)  градация

7)  литота

8)  лексический повтор

9)  анафора




Скачать

© 2023 169 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!