СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вопрос 27. Образ Татьяны Лариной

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматриваются вопросы: 1. Истоки формирования личности Татьяны. 2. Своеобразие её характера и поведения в дет­стве. 3. Пробуждение любви к Онегину. 4. Принципиаль­ная позиция Татьяны в сцене разрыва с Онегиным. 5. Татьяна и Ольга Ларины.

Просмотр содержимого документа
«Вопрос 27. Образ Татьяны Лариной»

Вопрос № 27. Образ Татьяны

Истоки формирования личности Татьяны

Влияние европейской книжной традиции

Чтение романов представителей английского сен­тиментализма Ричардсона и Руссо способствовало развитию мечтательности, склонности к вообра­жению, возвышенности представлений о человече­ских отношениях, утонченности чувств.

Влияние русской народной культуры

Воспитание няни, сопричастность народному ис­кусству (сказки, песни и др.), органичное пребы­вание в среде народных обычаев (участие в празд­ничных народных обрядах — гадание и т. п.), ха­рактерное для народного мироощущения чувство слитности человека и природы способствовали развитию представлений о жизни в духе народной нравственности, простоты и безыскусности.


Татьяна, хранительница заветов «простонародной старины», в романе в значительной степени противопоставлена Онегину. Три стороны образа Татьяны привлекают внимание при чте­нии романа: 1) своеобразие её характера и поведения в дет­стве, 2) пробуждение любви к Онегину и 3) её принципиаль­ная позиция в сцене разрыва с Онегиным.

Характер Татьяны-ребёнка рисуется в романе так:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Что же создавало такую отчуждённость Татьяны в семье? Допустить что причиной этого была болезненность девочки или семейный гнёт, у нас нет оснований: Татьяна выросла здоровой девушкой не боявшейся выбежать на мороз в легком платьице, а в семье она пользовалась полной свободой. Разгадку поведе­ния Татьяны в детстве нужно искать в другом — в своеобразии её внутр. мира.

Душевная жизнь впечатлительной, задумчивой девочки сла­галась под воздействием двух внешних влияний: обстановки кре­постного быта и прочитанных книг. Они и определили в основ­ном её взгляды и настроения.

Быт семьи Лариных отличался патриархальностью:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слёзки три;

Им квас как воздух был потребен,

И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам.

Такой семейный быт, носивший отпечаток старинных русских обычаев и народных традиций, уже сам по себе был благо­приятной почвой, на которой могли вырасти и созреть симпатии Татьяны к народу. Рассказы няни в тишине ночей, знакомившие Татьяну с преданиями «простонародной старины», дружба с дво­ровыми девушками и впечатлительность Татьяны закрепили её симпатии. Но она пошла значительно дальше семьи в своей бли­зости к народу, и, в то время как у её родителей патриархаль­ность быта выражалась, главным образом, в верности народным обычаям, Татьяна искренне полюбила самый народ — крепост­ное крестьянство.

Сочувственное отношение Татьяны к крепостному крестьян­ству является очень важной чертой её душевного облика. Оно сказывается и в её привязанности к няне, и в близости к дворо­вым девушкам, и в заботах о бедных, и в думах о «бедных по­селянах». Впечатлительная девочка, очевидно, уже с детства крайне болезненно переживала контраст между бытом её «бед­ных поселян» и нравами дворянской среды Пустяковых, Гвоздиных, Буяновых. На её глазах совершались сцены расправы с крепостными: крестьянам «брили лбы», крепостных её мать «би­ла, осердясь». Демократические симпатии Татьяны, навеянные близостью к простому народу и к природе, — вот что могло обусловить её отчуждённость в родной семье.

Существо возвышенным, идеаль­ным сделали Татьяну не чтение французских книг (их читала ведь и ее мать), не воспитание, которое ей дали родители, а внутренняя близость к природе, к народной основе жизни. Глубина и народность Татьяны взаимосвязаны, неотделимы друг от друга.

Истинно добрые отношения связывают ее с няней. Пушкин признавался, что в няне Татьяны он изобразил свою Арину Ро­дионовну. Это примечательный факт. Именно Татьяне он подарил ту, которую любил. Только рядом с Татьяной он мог представить добрую свою няню.

Татьяна — цельная натура. Она все видит в поэтическом свете. Поэзия ее души сродни поэзии человека из народа. Она доверчива и отчасти простодушна, верит в приметы, занимается гаданьем, как это делала всякая, не слишком затро­нутая цивилизацией девушка,— затаив дыхание, ожидая чудес­ного:

Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Он чудно вылитым узором

Ей что-то чудное гласит...

Большое влияние на формирование внутреннего мира Татья­ны оказали и книги. Пушкин ярко охарактеризовал их значение в жизни Татьяны:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Какие же книги «ей заменяли всё»? В романе указанием имён героев очерчен круг литературных интересов и увлечений Татьяны. «Возлюбленные творцы» Татьяны — это Ричардсон, Руссо и г-жа Сталь, героини романов которых особенно близки ей:

Воображаясь героиней

Своих возлюбленных творцов,

Кларисой, Юлией, Дельфиной

Татьяна в тишине лесов

Одна с опасной книгой бродит...

Необходимо хотя бы бегло остановиться на содержании лю­бимых романов Татьяны, чтобы понять, в каком направлении формировали они её настроения.

Роман «Клариса Гарлоу» английского писателя Ричардсона появился в русском переводе в 1791 г. Фабула романа такова. Молодую девушку Кларису Гарлоу семья хочет выдать замуж за несимпатичного ей человека. На помощь Кларисе приходит молодой аристократ Ловелас, с которым она бежит из родительского дома. Ловелас пользуется беззащитностью Кларисы и при помощи опиума овладевает ею. Клариса заболевает. Ловелас, боясь возмездия за свой поступок, предлагает девушке выйти за него замуж. Клариса гордо отказывается выйти замуж за человека, обманувшего и опозорившего её, хотя брак с ним и принёс бы ей богатство и знатность. Семья отвергает её. Жизнь Кларисы превращается в мучение. Наконец, она умирает, выпив до дна чашу страданий. Семья поняла свою ошибку, но было уже поздно.

Роман Ж.-Ж- Руссо «Новая Элоиза» вышел в свет в 1760 г. Главной героиней его является Юлия д'Этанж, в замужестве — Вольмар. Трагедия Юлии заключается в том, что она, богатая аристократка, полюбила Сен-Прё, домашнего учителя, плебея по происхождению. Узнав о том, что Юлия обесчещена, мать её с горя умирает. Боясь убить своим поведением и отца, Юлия соглашается на его требование выйти замуж за благород­ного аристократа Вольмара. Жизнь её внешне складывается счастливо. Она уважает Вольмара и верна ему, хотя продолжает любить Сен-Прё. Слу­чайная простуда приносит ей смерть, которую она встречает радостно, как избавительницу от мучительного двойственного состояния".

Действие в романе «Дельфина» г-жи Сталь (1766—1817) происходит во Франции в годы французской революции XVIII в. Дельфина Альбемар, героиня романа, любит аристократа Леона Мондовилля, но, боясь причинить связью с Леоном несчастье его жене, уезжает из Франции и постригается в монахини в одном из монастырей. Узнав о смерти жены Леона, она поки­дает монастырь, чтобы бежать во Францию, где революционные законы раз­решали брак монахиням. Но Леону брак с монахиней кажется невозмож­ным. Он вступает в ряды эмигрантской армии, сражается за короля, по­падает в плен к республиканцам и расстреливается как изменник. Дельфина кончает жизнь самоубийством.

Героини трёх этих романов могли захватить Татьяну не только своей трагической судьбой. Клариса не могла не поразить её своей гордой само­стоятельностью и стойкостью в борьбе, Юлия — свободой чуства и демо­кратизмом настроений (Юлия тоже находила счастье в помощи крестьян­скому населению), Дельфина — независимостью характера и пренебреже­нием к общественным предрассудкам. У всех любимых героинь Татьяны есть, таким образом, общие черты — культ глубокого, свободного чувства, независимость поведения и критическое отношение к традиционным взгля­дам общества.

Глубина героини проявляется прежде всего в высокой куль­туре чувствований. Ее сердце всегда открыто человеческому со­чувствию, открыто любви. И не только любви к людям, но и к окружающей ее природе. Любовь к природе — это дар. Татьяна владела этим даром:

Она любила на балконе И тихо край земли светлеет.

Предупреждать зари восход, И, вестник утра, ветер веет,

Когда на бледном небосклоне И всходит постепенно день.
Звезд исчезает хоровод,

В ней все ясно, п.ч. все необыкновенно гармонично и чисто. За эту цельность Пуш­кин любит свою героиню. Изобра­жению Татьяны в романе почти всегда сопутствуют пейзажные картины. В худ. про­изведениях пейзажные зарисовки очень часто служат выражением авторской любви и сочувствия героям.

Изображение природы в «Ев­гении Онегине» выполняет еще и другую важную роль. Русская природа в романе является как бы некоей основой, без которой историческая жизнь выглядела бы беспочвенной и отвлеченной. Через связи, которые существуют (или, напротив, не существуют) между героями и природой, Пушкин характеризует их, определяет степень их народности, раскрывает их суть. Одни герои в романе живут как бы вне природы (таков, например, Онегин), и они лишены цельности и ярко выраженной народности. Другие (такова Татьяна) близки миру природы — это несомненное указание на органичность ге­роя, его нравственное здоровье, близость к народной почве.

С Татьяной связано наибольшее количество пейзажных зари­совок в романе. Их особенно много в 7-й главе, где Татьяна становится не только главным, но и, по сути, единственным геро­ем повествования. Еще в пятой главе, в сценах именин Татьяны, Пушкин рисует через ее восприятие картину зимы:

...Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе...

Седьмая глава, глава о Татьяне, открывается картиной весен­него пробуждения природы:

Гонимы вешними лучами,

На потопленные луга.

Сбежали мутными ручьями

С окрестных гор уже снега

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года...

Далее все, что делает Татьяна, все, что с ней происходит, со­провождается картинами природы. В рассказе о Татьяне сопут­ствующий пейзаж звучит как музыка: он затрагивает самые ли­рические чувства в читателе, вызывая в нем глубокое сопережи­вание. В седьмой главе русская природа становится подлинно действующим лицом. Именно потому, что природа неотделима от Татьяны, она выступает на передний план повествования. Вне природы Татьяну невозможно представить и понять как нацио­нальный и исторический характер.

Мир идей и настроений, которые Татьяна черпала из своих излюбленных романов, вносил такое богатство содержания в её душевную жизнь, что она невольно замыкалась в себе и нахо­дила счастье не в разговорах окружающего её общества, а в одиноких мечтах и думах. Но поделиться этими думами ей было не с кем:

Вообрази, я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна, — жаловалась она в письме к Онегину.

Теперь нам легко раскрыть тайну внезапно вспыхнувшей любви Татьяны к Онегину. Чувство Татьяны давно было подго­товлено чтением её излюбленных романов:

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала ... кого-нибудь.

Появление Онегина было как бы ответом на ожидания Татьяны. Ей вспомнились герои знакомых романов — Вольмар, Малек-Адель, де Линар, Вертер, Грандисон, — и все они во­плотились теперь в лице Онегина:

Она сказала: это он!

«Пора пришла, она влюбилась». Онегин поразил провинциал­ку Татьяну не только красотой, изысканностью манер и зага­дочностью своего поведения. Приехав в деревню, Онегин совер­шил поступок, который сразу восстановил против него местное дворянство:

Ярем он барщины старинной

Оброком лёгким заменил.

Вот этот гуманный поступок мог, по-видимому, особенно рас­положить Татьяну к Онегину. Благородство и смелость его вполне отвечали её затаённым взглядам и демократическим на­строениям. Так книги и демократически-гуманные настроения Татьяны легко объясняют тайну неожиданной любви её к Оне­гину. Онегин показался ей осуществлением её идеала благород­ного героя.


Онегин отклонил любовь провинциальной мечтательницы и после дуэли с Ленским уехал из имения. Татьяна бережно хра­нила своё глубокое чувство. Но Онегин ничем не напоминал о себе ... Татьяна вышла замуж.

В последней главе романа Татьяна появляется перед нами как знатная петербургская дама, жена генерала, княгиня. Из скромной провинциальной девушки она превратилась в «зако­нодательницу зал». Ум и характер Татьяны сделали это превра­щение естественным.

Возвратившись после трёхлетнего путешествия в столицу, Онегин снова встречает Татьяну и влюбляется в неё. Происхо­дит сцена последнего объяснения Татьяны с Онегиным – кульминационная сцена романа, в которой Татьяна выявляет высокую нравственную сущность, удивительную красоту души. Как объяснить поведение Татьяны в этой сцене? С одной стороны, она вторично признаётся в любви Онегину, с другой — твёрдо и решительно порывает с ним:

И вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Что означают эти слова? Во всяком случае это не выражение покорности женской судьбе. Татьяна достаточно сильна и горда, чтобы не покориться внешним обстоятельствам. Это не слова смирения. Это прямое выражение сильного, глубокого нравственного чувства.

Противоречия в поведении Татьяны нет. Она продолжала любить Онегина. Такие женщины, как она, любят глубоко и искренно. И всё же Татьяна отвечает Онегину твёрдым отказом. Руководили ею её высокая честность, чувство долга. В этом по­ступке — красота морального облика Татьяны, воплотившей в себе и лучшие, сложившиеся веками, народные идеалы, и благо­родные чувства её любимых героинь. Так раскрываются в ро­мане основные стороны характера Татьяны.

В отличие от Онегина Татьяна думает не только о себе. И да­же больше всего не о себе. В этом заключается нравственное величие Татьяны. Это и делает Татьяну идеалом русской жен­щины.

Образ Татьяны — обаятельный образ русской женщины. Основной источник этого обаяния — необык­новенная гармоничность образа. Обобщая ха­рактеристику Татьяны, Пушкин указывает, что она была ода­рена Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным.

Гармоническое сочетание ума, воли и чув­ств а и создают цельность, законченность облика Татьяны. Уже это ставит её выше других героев романа, в характере которых преобладает какая-либо одна сторона: у Онегина — ум, у Лен­ского чувство.


Характер Татьяны со всем богатством её душевных сил рас­крывается в романе постепенно. На наших глазах совершается постепенный духовный рост Татьяны, расцвет её богатых духов­ных сил.

Постепенную эволюцию образа мы наблюдаем, в частности, в языке Татьяны: в письме её ещё звучит и неуверенность, и недоговорённость, вы­званные волнением («Другой!.. Нет, никому на свете ...»; «Давно ... нет это был не сон ...»); в последнем объяснении с Онегиным — уверенности властность тона («Довольно: встаньте...»; «Вы должны, я вас прошу меня оставить...»).

Цельность и законченность образа Татьяны Белинский характеризует так: «Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Вся жизнь её проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет величайшее достоинство художественного произведения. Страстно влюблённая простая деревенская девушка, потом светская дама — Татьяна во всех положениях своей жизни всегда одна и та же, портрет её в детстве, так мастерски написанный поэтом, впоследствии является только развившимся, но не изменившимся».

Татьяна Ларина — тип прекрасной русской женщины, во­площающей лучшие черты национального характера. Её дво­рянское происхождение и воспитание — это только черты вре­мени, та историческая оболочка, которая нужна для раскрытия характера. Главное в её облике — её «русская душа». За эту русскую душу и любил свою «милую Татьяну» Пушкин.

Русская литература дала впоследствии много прекрасных образов русской женщины. Но в богатой галерее их Татьяна остаётся одним из лучших и незабываемых образов, бессмерт­ным созданием творческого гения Пушкина.




Ольга Ларина

Ольга – младшая сестра Татьяны, — тип милой, скромной, простодушной девушки, не знающей ни душевных бурь, ни конфликтов с действительностью.

Всегда скромна, всегда послушна.

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила —

так начинает Пушкин её характеристику. Ольга — воплощение женственности и грации. От её образа веет жизнерадостностью. Это один из тех женских характеров, которые скрашивают окру­жающий быт и вносят в него тепло и ласку. Очарованием жен­ственности она пленяет окружающих и покоряет Ленского.

Однако душевный мир Ольги беден содержанием. Весёлая и простодушная, немного кокетливая Ольга живёт, не вдумываясь в сложные вопросы жизни. Вот почему Татьяна, любя её, не рас­крывает ей своих дум и переживаний. Ольга не поняла бы её.

Тип Ольги — очень широкое обобщение. Распространённость этого типа и вызывает замечание Пушкина, что портрет Ольги можно найти во всех романах.

Образ Ольги кажется в романе второстепенным. Однако он очень важен в композиционном замысле романа. Именно благо­даря Ольге завязывается центральный узел романа, так как по­водом для знакомства Онегина с Татьяной ^.послужили востор­женные речи Ленского об Ольге и семье Лариных. Ольга же становится в дальнейшем невольной виновницей гибели Ленского. С другой стороны, образ Ольги важен в том отношении, что он контрастно подчёркивает индивидуальность Татьяны, сложный характер Татьяны, поставленный рядом с Ольгой, выступает от­чётливее и ярче.

Татьяна Ларина. Личности Татьяны и Оне­гина объединяет многое: умственная и нравст­венная неординарность, ощущение чуждости своей среде, порой острое чувство одиночества. Но если к Онегину Пушкин относится двойст­венно, то к Татьяне — с открытой симпатией. С «милой Татьяной» связаны представления поэта о русском национальном характере. Пушкин на­делил свою любимую героиню богатым внутрен­ним миром и душевной чистотой: «воображени­ем мятежным, умом и волею живой, и своенрав­ной головой, и сердцем пламенным и нежным». Как и всякая дворянская барышня того време­ни, Татьяна «влюбляется в обманы и Ричардсо­на, и Руссо». Под влиянием прочитанных книг она создает свой романтический мир, в центре которого — волею судеб — оказался Онегин, не­обычность и глубину личности которого Татьяна сразу почувствовала. И все же основа мира Татьяны — народная культура. Пушкин под­черкивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне» (в провинциальной усадьбе), с бытом, поверьями, фольклором народа. О том, насколь­ко близко Татьяне народное, фольклорное вос­приятие мира, свидетельствует хотя бы ее сон. «Татьяна — русская душою», она думает и чув­ствует как истинно русский человек.

Удивительно искренне и поэтично письмо Татьяны к Онегину. И пусть в нем чувствуется явное влияние французских романов — оно и написано «загадочному» герою, еще не понято­му, но уже любимому. Чтобы подчеркнуть важ­ность этого человеческого «документа», Пуш­кин выделил письмо из общего строфического рисунка романа.

Понимать, кто такой Онегин, Татьяна начнет позже, когда окажется среди вещей и книг с его пометками. В опустевший дом Евгения пришла уже не наивная девочка, жившая «чужим вос­торгом и чужой грустью». Она уже пережила подлинную драму, отвергнутая Онегиным, поте­ряв «брата своего» Ленского. В ее душе теперь есть сила, твердость, мужество, приобретенные ценой страдания и жизненного опыта. Проница­тельный ум, интуиция и любовь помогают Тать­яне проникнуть во внутренний мир Онегина, ко­гда она читает то, что было интересно и важно для него, разбирает его пометки и комментарии. Евгений для нее уже не «ангел-хранитель» и не «коварный искуситель», а «современный чело­век» «с его озлобленным умом, кипящим в дей­ствии пустом». Татьяна душевно богаче Онеги­на. У нее есть то, что представляет для любимой героини Пушкина непреходящую ценность: род­ные места, родная природа, дорогие воспомина­ния.

Жизнь, те события, через которые ей при­шлось пройти, ранили ее, но не изменили ее бо­гатый внутренний мир, ее нравственные прин­ципы. Внешне Татьяна усвоила светские мане­ры (благодаря врожденному чувству такта и тонкой интуиции). Но даже холодный «свет» с невольным уважением относится к чистоте и глубине ее души. «Татьяна — одна из тех цель­ных поэтических натур, которые могут любить лишь только раз» (В. Г. Белинский). Нравствен­ная сила Татьяны проявляется в финале романа. Она отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. В ее отказе — самоотверженность ради нравственной чистоты, верности долгу, ис­кренности и определенности в отношениях.


3