СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3.2.1. Методы и приемы формирования элементарных математических представлений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал отностится к резделу № 3 "Организация работы по формированию элементарных математических представлений у детей"

Просмотр содержимого документа
«3.2.1. Методы и приемы формирования элементарных математических представлений»

3.2. Методы и приемы формирования элементарных математических представлений


Метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то»), способ достижения цели.

Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Бабанский Ю.К.).

В настоящее время в педагогике имеет место несколько различных классификаций дидактических методов.

Одной из первых была классификация, в которой доминировали словесные методы. Я. А. Коменский, наряду со словесными, стал распространять другой метод, основанный на приобретении информации не со слов, а «с земли, с дубов и с буков», т. е. через познание самих предметов.

В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, наглядные, практические методы.

В период становления дошкольного воспитания на разви­тие методики формирования элементарных математических представлений оказали влияние методы обучения математике в начальной школе. В практику работы детских садов проник­ли монографический метод А. В. Грубе и вычислительный ме­тод (метод изучения действий) Игру как метод обучения ввели Е. И. Тихеева, Ф.Н.Блехер. Начи­ная с 50-х гг. в обучении детей все чаще используют прак­тические методы (А. М. Леушина).

На современном этапе в процессе ФЭМП используются различные методы обучения:

  • практические,

  • наглядные,

  • словесные,

  • игровые.

При выборе методов учитывается ряд факторов:

  • цели, задачи;

  • содержание ФЭМП на данном этапе;

  • возрастные и индивидуальные особенности детей;

  • личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

  • конкретные условия, в которых протекает образовательный процесс;

  • наличие необходимых дидактических средств и др.

Наиболее рациональным является со­четание разнообразных методов.


Ведущим принято считать практический метод. Его суть заключается в организации практической деятельности детей, направленной на освоение особых способов действий с предметами на базе которых и возникают элементарные математические представления.

Характерные особенности практического метода при ФЭМП:

  • выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;

  • широкое использование дидактического материала;

  • возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;

  • широкое использование сформированных элементарных математических преставлений в быту, игре, труде.

Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.

Виды упражнений:

  • по количеству участников

  • коллективными;

  • групповыми;

  • индивидуальными.

  • с точки зрения проявления детьми активности, самостоятельности, творчества

  • репродуктивные (действия детей полностью регламентируются взрослым в виде образа, пояснения, требования, правила, определяющих, что и как надо делать)

  • продуктивные (характеризуются тем, что способ действия дети должны полностью или частично открыть сами)

Игровые методы используются во всех возрастных группах: в младших – в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т.д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.

Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря развивающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой смысл), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённое познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом ФЭМП у детей. Игра может быть отнесена к группе практических методов.

Наглядные и словесные методы при формировании элементарных математических представлений не являются основными, а сопутствуют практическим и игровым методам.

Наглядные методы: демонстра­ция объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассмат­ривание таблиц, моделей.

Словесные методы: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.

Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.


Методический прием - составная часть метода. Между методами и методическими приемами, как изве­стно, возможны взаимопереходы.

Для формирования элементарных математических представлений у детей используются приёмы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:

  • Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением, или образец воспитателя.

Основной приём обучения, ознакомления с новыми действиями, носит наглядно-действенный характер. Выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, даёт возможность формировать представления и умения у детей.

К нему предъявляются следующие требования:

  • чёткость, расчленённость показа способа действия;

  • согласованность действия со словесными пояснениями;

  • точность, краткость и выразительность речи, сопровождающий показ;

  • активизация восприятия, мышления и речи детей.

  • Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот приём связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция даётся полностью до начала выполнения задания, в младших – предваряет каждое новое действие.

  • Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приёмы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т.д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.

  • Вопросы к детям – один из основных приёмов ФЭМП во всех возрастных группах.

Виды вопросов:

  • репродуктивно-мнемические: (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем похожи квадрат и треугольник?);

  • репродуктивно-познавательные: (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);

  • продуктивно-познавательные: (Что надо сделать, чтобы кружков стало 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой флажок в ряду красный?).

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и освоение материала.

Основные требования к вопросам как к методическому приёму:

  • точность, конкретность, лаконизм;

  • логическая последовательность;

  • разнообразие формулировок, т.е. об и том же следует спрашивать по-разному;

  • оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста и изучаемого материала;

  • вопросы должны побудить ребёнка задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;

  • количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

  • следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов;

  • задаём вопрос всей группе, а отвечают на него вызванный ребёнок. В отдельных случаях возможны и хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.

Старших дошкольников следует учить формулировать вопросы самостоятельно. В конкретной ситуации, используя дидактический материал, воспитатель предлагает детям спросить о количестве предметов, их порядковом месте, о размере, форме, способе измерения и т.д.

Ответы должны быть:

  • краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;

  • самостоятельными осознанными;

  • точными, ясными, достаточно громкими;

  • грамматически грамотными (соблюдения порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).

  • Контроль и оценка. Эти приёмы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приёмы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способа действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.

Оценка дается способам и результатам действий, поведению детей. В старшей группе оценка взрослого сочетается с оценкой друзей и самооценкой. В разных возрастных группах оценка носит разный характер.

  • Сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приёмы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребёнка в процессе учения. На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приёмов, которые тесно связаны между собой, связаны и используются комплексно.

  • Моделирование – наглядно-практический приём, включающий в себя создание моделей, их использование с целью развития элементарных математических представлений у детей. Широко используют модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь) и количественных (числовая лесенка, числовая фигура и т.д.), пространственных (модели геометрических фигур) и т.д.

Использование моделей и моделирование ставит ребёнка в активную позицию, стимулирует его познавательность.


  • Проблемные ситуации возникают тогда, когда:

  • связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос: что это такое? (опускаем разные предметы в воду: одни тонут, а другие — нет);

  • после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (эксперимент с теп­лой водой, таянием льда, решение задач);

  • для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т. е. выполнить некоторые умственные операции (измерение разными мерами, счет группами и др.).

Структура проблемной ситуации включает проблемные вопросы, способствующие осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности.

Проблемная ситуация разрешается поэтапно:

1) осознание и принятие проблемы;

2) высказывание детьми предположений;

3) практическая проверка предположений;

4) обоснование рационального способа решения проблемной задачи.

Пример проблемной ситуации

В гости пришли медведь, ежик, и мышка. Надо их накормить, а мама ушла в магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять?

1) Счет (сосчитать гостей и столько же тарелок, чашек).
2) Величина (мишка большой – ему большую тарелку, ежик поменьше, а мышка – маленькая).

3) Так же мебель подобрать.

Литература

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988 (с 114-124)

  2. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 1998 (с.86-92)

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!