3.2. Методы и приемы формирования элементарных математических представлений
Метод (греч. metodos — буквально «путь к чему-то»), способ достижения цели.
Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Бабанский Ю.К.).
В настоящее время в педагогике имеет место несколько различных классификаций дидактических методов.
Одной из первых была классификация, в которой доминировали словесные методы. Я. А. Коменский, наряду со словесными, стал распространять другой метод, основанный на приобретении информации не со слов, а «с земли, с дубов и с буков», т. е. через познание самих предметов.
В начале XX в. классификация методов в основном осуществлялась по источнику получения знаний — это были словесные, наглядные, практические методы.
В период становления дошкольного воспитания на развитие методики формирования элементарных математических представлений оказали влияние методы обучения математике в начальной школе. В практику работы детских садов проникли монографический метод А. В. Грубе и вычислительный метод (метод изучения действий) Игру как метод обучения ввели Е. И. Тихеева, Ф.Н.Блехер. Начиная с 50-х гг. в обучении детей все чаще используют практические методы (А. М. Леушина).
На современном этапе в процессе ФЭМП используются различные методы обучения:
-
практические,
-
наглядные,
-
словесные,
-
игровые.
При выборе методов учитывается ряд факторов:
-
цели, задачи;
-
содержание ФЭМП на данном этапе;
-
возрастные и индивидуальные особенности детей;
-
личное отношение воспитателя к тем или иным методам;
-
конкретные условия, в которых протекает образовательный процесс;
-
наличие необходимых дидактических средств и др.
Наиболее рациональным является сочетание разнообразных методов.
Ведущим принято считать практический метод. Его суть заключается в организации практической деятельности детей, направленной на освоение особых способов действий с предметами на базе которых и возникают элементарные математические представления.
Характерные особенности практического метода при ФЭМП:
-
выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственной деятельности;
-
широкое использование дидактического материала;
-
возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;
-
широкое использование сформированных элементарных математических преставлений в быту, игре, труде.
Данный метод предлагает организацию специальных упражнений, которые могут предлагаться в форме задания, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным материалом.
Виды упражнений:
-
коллективными;
-
групповыми;
-
индивидуальными.
-
репродуктивные (действия детей полностью регламентируются взрослым в виде образа, пояснения, требования, правила, определяющих, что и как надо делать)
-
продуктивные (характеризуются тем, что способ действия дети должны полностью или частично открыть сами)
Игровые методы используются во всех возрастных группах: в младших – в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и т.д.; в старших они приобретают характер поиска, соревнования.
Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря развивающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой смысл), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённое познавательное содержание. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом ФЭМП у детей. Игра может быть отнесена к группе практических методов.
Наглядные и словесные методы при формировании элементарных математических представлений не являются основными, а сопутствуют практическим и игровым методам.
Наглядные методы: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей.
Словесные методы: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры.
Часто на одном занятии используются разные методы в разном их сочетании.
Методический прием - составная часть метода. Между методами и методическими приемами, как известно, возможны взаимопереходы.
Для формирования элементарных математических представлений у детей используются приёмы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесном единстве друг с другом:
Основной приём обучения, ознакомления с новыми действиями, носит наглядно-действенный характер. Выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств, даёт возможность формировать представления и умения у детей.
К нему предъявляются следующие требования:
-
чёткость, расчленённость показа способа действия;
-
согласованность действия со словесными пояснениями;
-
точность, краткость и выразительность речи, сопровождающий показ;
-
активизация восприятия, мышления и речи детей.
-
Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. Этот приём связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат. В старших группах инструкция даётся полностью до начала выполнения задания, в младших – предваряет каждое новое действие.
-
Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приёмы используются воспитателем при демонстрации способа действия или в ходе выполнения детьми задания с целью предупреждения ошибок, преодоления затруднений и т.д. Они должны быть конкретными, короткими и образными.
-
Вопросы к детям – один из основных приёмов ФЭМП во всех возрастных группах.
Виды вопросов:
-
репродуктивно-мнемические: (Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем похожи квадрат и треугольник?);
-
репродуктивно-познавательные: (Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь?);
-
продуктивно-познавательные: (Что надо сделать, чтобы кружков стало 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой флажок в ряду красный?).
Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и освоение материала.
Основные требования к вопросам как к методическому приёму:
-
точность, конкретность, лаконизм;
-
логическая последовательность;
-
разнообразие формулировок, т.е. об и том же следует спрашивать по-разному;
-
оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста и изучаемого материала;
-
вопросы должны побудить ребёнка задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;
-
количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;
-
следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов;
-
задаём вопрос всей группе, а отвечают на него вызванный ребёнок. В отдельных случаях возможны и хоровые ответы, особенно в младших группах. Детям необходимо дать возможность обдумать ответ.
Старших дошкольников следует учить формулировать вопросы самостоятельно. В конкретной ситуации, используя дидактический материал, воспитатель предлагает детям спросить о количестве предметов, их порядковом месте, о размере, форме, способе измерения и т.д.
Ответы должны быть:
-
краткими или полными, в зависимости от характера вопроса;
-
самостоятельными осознанными;
-
точными, ясными, достаточно громкими;
-
грамматически грамотными (соблюдения порядка слов, правил их согласования, использование специальной терминологии).
-
Контроль и оценка. Эти приёмы взаимосвязаны. Контроль осуществляется через наблюдение за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Данные приёмы сочетаются с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способа действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включают исправление ошибок.
Оценка дается способам и результатам действий, поведению детей. В старшей группе оценка взрослого сочетается с оценкой друзей и самооценкой. В разных возрастных группах оценка носит разный характер.
-
Сравнение, анализ, синтез, обобщение выступают не только как познавательные процессы (операции), но и как методические приёмы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребёнка в процессе учения. На основе анализа и синтеза детей подводят к обобщению, в котором обычно суммируются результаты всех наблюдений и действий. Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств. Наблюдения, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приёмов, которые тесно связаны между собой, связаны и используются комплексно.
-
Моделирование – наглядно-практический приём, включающий в себя создание моделей, их использование с целью развития элементарных математических представлений у детей. Широко используют модели при формировании временных представлений (модель частей суток, недели, года, календарь) и количественных (числовая лесенка, числовая фигура и т.д.), пространственных (модели геометрических фигур) и т.д.
Использование моделей и моделирование ставит ребёнка в активную позицию, стимулирует его познавательность.
-
связь между фактом и результатом раскрывается не сразу, а постепенно. При этом возникает вопрос: что это такое? (опускаем разные предметы в воду: одни тонут, а другие — нет);
-
после изложения некоторой части материала ребенку необходимо сделать предположение (эксперимент с теплой водой, таянием льда, решение задач);
-
для понятия факта необходимо сопоставить его с другими фактами, создать систему рассуждений, т. е. выполнить некоторые умственные операции (измерение разными мерами, счет группами и др.).
Структура проблемной ситуации включает проблемные вопросы, способствующие осмыслению сущности выполняемого действия, развитию сообразительности.
Проблемная ситуация разрешается поэтапно:
1) осознание и принятие проблемы;
2) высказывание детьми предположений;
3) практическая проверка предположений;
4) обоснование рационального способа решения проблемной задачи.
Пример проблемной ситуации
В гости пришли медведь, ежик, и мышка. Надо их накормить, а мама ушла в магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять?
1) Счет (сосчитать гостей и столько же тарелок, чашек).
2) Величина (мишка большой – ему большую тарелку, ежик поменьше, а мышка – маленькая).
3) Так же мебель подобрать.
Литература
-
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /под ред. А.А.Столяр. – М., Просвещение 1988 (с 114-124)
-
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: учебное пособие для студентов дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 1998 (с.86-92)
4